Условия возникновения финансов и их признаки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия возникновения финансов и их признаки



Условия возникновения финансов и их признаки

Необходимыми условиями для возникновения финансов являются:

1) существование государства;

2) развитие товарно-денежных отношений;

3) появление налогов в денежной форме.

В качестве признаков финансов можно выделить следующие.

Во-первых, финансы всегда выражают денежные, и только денежные отношения между субъектами общественного воспроизводства. Если нет денег, не может быть и финансов, т.е. деньги это материальная основа существования и функционирования финансов. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми, финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым ими функциями (сущность, функции, время возникновения, степень охвата экономических отношений). Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме.. При финансах происходит независимое одностороннее движение денег (исключение: государственный кредит), тогда как большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер.

Таким образом, первый признак – денежный характер финансовых отношений.

Однако денежный характер носят многие стоимостные категории, поэтому необходимо конкретизировать на каком этапе общественного воспроизводства возникают и действуют финансовые отношения.

Существуют 4 этапа воспроизводственного процесса. Как уже отмечалось, появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса(стадия распределения), на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовый отношений.

Выделяют также третий признак – финансовое распределение и перераспределение осуществляется в фондовой форме, т.е. происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – совокупность фондов денежных средств находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домохозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД, поэтому очевидно, что объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Финансовые ресурсы могут быть собственные, заемные и привлеченные (денежные средства, которые не принадлежат субъекту, но используются им)

Финансы как особая форма стоимостных отношений

.Финансы — это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Она состоит из бюджетов трех уровней:

I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов

III уровень - местные бюджеты.

 

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы (обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы и т.п.)

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (наличие у каждого бюджета своих источников доходов и расходов).

4. Принцип сбалансированности бюджета (объем расходов должен быть равен объему доходов)

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств

6. Принцип достоверности бюджета (надежность показателей бюджетов, их адекватность)

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов

8. Принцип гласности (публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении)

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования)

10. Принцип единства кассы (деньги зачисляются на единый счет и расходуются с единого счета).

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

НАЛОГИ – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:

1. Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.

2. Смена собственника - в частности через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

3. Безвозвратность и безвозмездность — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам

У налогов имеются четыре основные функции :

•фискальная;

• регулирующая (экономическая);

• распределительная;

• контрольная.

1.Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают следующие налоги : налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины и акцизы. В таблице 1 приведена структура доходов федерального бюджета на 2004 год.

2. налоги используются государством как средство регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового бремени для целевого воздействия на отдельные категории налогоплательщиков или виды деятельности через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти меры оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства. Налоги в значительной степени определяют величину затрат на производство продукции и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

3.посредством налогов государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.

4.Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

Налоговая система рф

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом

Налоговый кодекс РФ

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

§ принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

§ принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

§ принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

§ принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

 

Мировой финансовый кризис

В 2008 году в мире начался финансово-экономический кризис, который проявился в виде сильного снижения основных экономических показателей в большинстве стран с развитой экономикой, впоследствии переросшего в глобальную рецессию (замедление) экономики.

1)Возникновение кризиса связанно с:

2)-общей цикличностью экономического развития;

3)-перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;

4)-высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);

5)-перегревом фондового рынка.

6)Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, который в начале 2007 года затронул высокорисковые ипотечные кредиты. Вторая волна ипотечного кризиса произошла в 2008 году, распространившись на стандартный сегмент, где займы, выдаваемые банками, рефинансируются государственными ипотечными корпорациями.

7)Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на пять триллионов долларов.

8)Ипотечный кризис в США спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия, спад производства и т.д.

9)Разорились крупнейшие банки.

В России:

Кризис быстро перекинулся в реальный сектор экономики. Капитализация российских компаний снизилась за сентябрь-ноябрь 2008 года на три четверти; золотовалютные резервы сократились на 25%. Финансовый кризис снизил доверие населения к банкам и привел к оттоку вкладов. За сентябрь 2008 года остатки на счетах физических лиц в 50 крупнейших российских банках снизились на 54 миллиарда рублей, что составило 1,2% от общего объема. Бегство вкладчиков из банковской системы снизило финансовую устойчивость банков, что привело к банкротству нескольких крупных инвестиционных и коммерческих банков.

В предбанкротном состоянии находилось множество компаний. Начались увольнения работников, отправка их в административный отпуск, сокращение ставок оплаты труда.

Также финансовый кризис спровоцировал падение цен на нефть. Возникли проблемы с инвестированием в этот сектор, а также появился риск замедления реализации проектов по увеличению добычи и строительству энергопроводов. Произошло сокращение темпов роста российской экономики.

 

Анткризисные меры

Сразу после начало рецессии 2008 года правительство Российской Федерации регулярно принимали различные антикризисные меры. В частности, в 2008 году были реализованы следующие меры по укреплению финансового сектора:

-рекапитализация и другие меры прямой поддержки финансового сектора - 355 млрд. руб.;-
-рекапитализация банков - 75 млрд. руб.;

-рекапитализация ГК "Агентства по страхованию вкладов" и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию - 200 млрд. долл. и 60 млрд. долл. соответственно;

-субординированные кредиты - 450 млрд. долл. и т.д.

Отдельно выделим меры, которые принимались для поддержки реального сектора экономики. Итак, в 2008 году для поддержки реального сектора были предприняты следующие меры:

-снижение налогового бремени на общую сумму 220 млрд. руб.;

поддержка различных отраслей на общую сумму 52 млрд. руб.;

-налого-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей и адресованные населению - 272 млрд. руб. и 32 млрд. руб. соответственно;

В отличие от большинства других стран, Россия накануне финансового кризиса обладала огромными финансовыми резервами. Золотовалютные резервы Центрального банка достигли в сентябре 2008 г. максимума в 597 млрд. долл., а профицит бюджета еще 70 млрд. долл. По объему резервов Россия уступала лишь Японии (около 1 трлн. долл.) и Китаю (около 2 трлн. долл.). Быстрый экономический рост последних лет и огромные финансовые резервы связаны в значительный мере от наличия дешевых денежных ресурсов на мировом рынке, которые охотно занимали российские компании и высокие цены на сырье, в том числе на нефть.

В качестве антикризисной меры увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб., ЦБ России предоставлены полномочия по страхованию межбанковских кредитов за счет собственных средств. Правительством РФ снижены темпы увеличения тарифов на газ и услуги железнодорожного транспорта. Также руководство страны пошло на плавную девальвацию рубля. Однако это привело к некоторым негативным последствиям. Во-первых, поддержка национальной валюты, а потом постепенное девальвация привели к снижению золотовалютных средств. Во-вторых, в ожидании снижения курса банки были не склонны давать рублевые кредиты, а кредиты в иностранной валюте по той же причине не хотели брать заемщики. Что касается положительных моментов плавного снижение курса рубля, то можно назвать, например, поддержку внутреннего производства, защиту отечественного рынка от импорта, поддержание экспорта и т.д.

На 2010 год были объявлены бюджетные антикризисные меры на 1834,77 млрд. руб., из них на укрепление финансового сектора направлено 625 млрд. руб., на поддержку реального сектора - 798,3 млрд. руб., на помощь регионам - 300 млрд. руб., на защиту населения - 111,5 млрд. руб

Условия возникновения финансов и их признаки

Необходимыми условиями для возникновения финансов являются:

1) существование государства;

2) развитие товарно-денежных отношений;

3) появление налогов в денежной форме.

В качестве признаков финансов можно выделить следующие.

Во-первых, финансы всегда выражают денежные, и только денежные отношения между субъектами общественного воспроизводства. Если нет денег, не может быть и финансов, т.е. деньги это материальная основа существования и функционирования финансов. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми, финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым ими функциями (сущность, функции, время возникновения, степень охвата экономических отношений). Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме.. При финансах происходит независимое одностороннее движение денег (исключение: государственный кредит), тогда как большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер.

Таким образом, первый признак – денежный характер финансовых отношений.

Однако денежный характер носят многие стоимостные категории, поэтому необходимо конкретизировать на каком этапе общественного воспроизводства возникают и действуют финансовые отношения.

Существуют 4 этапа воспроизводственного процесса. Как уже отмечалось, появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса(стадия распределения), на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовый отношений.

Выделяют также третий признак – финансовое распределение и перераспределение осуществляется в фондовой форме, т.е. происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – совокупность фондов денежных средств находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домохозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД, поэтому очевидно, что объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Финансовые ресурсы могут быть собственные, заемные и привлеченные (денежные средства, которые не принадлежат субъекту, но используются им)



Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.008 с.)