ТОП 10:

Образ «чудака» и его трансформация в творчестве В. Железникова. АНАЛИЗ ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ



Герои-чудики, представляя собой новый художественный тип, создают особую атмосферу – атмосферу думания, того мучительного праздника, когда душа переполняется тревогой, чует нестихающую боль, ищет ответа, но тревогой она выведена из спячки, болит оттого, что живо чувствует всё вокруг, а в поисках ответа напрягается, внутренне ликует силой, сосредоточенностью воли, яркой жаждой объять необъятное (18; с. 79).

Именно такая атмосфера предстаёт перед нами в произведениях В. Железникова «Чучело» и «Чучело-2». Герои и сюжетные линии двух этих произведений постоянно пересекаются, поэтому вернее будет произвести их анализ в сопоставлении.

Для сопоставительного анализа произведений большое значение имеет сопоставление образов. В произведениях «Чучело» и «Чучело – 2» присутствуют похожие герои. Прежде всего, сопоставимыми оказываются образы Лены и Зои.

У Лены Бессольцевой так же непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами» (21 с. 148).

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы (4; с. 27).

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания,она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Ярчайшим примером «чудачества» становится герой произведения В. Железникова «Чудак из 6 Б» Борис Збандуто. Эта «головная вещь» в его творчестве была написана меньше чем за неделю, как только писатель нашёл своего героя с его способностью «ко всем очень хорошо относиться». Во многом наивный, чрезмерно открытый миру, Борис подкупал добротой и бескорыстием, граничащими с самоотверженностью: он легко может пожертвовать собственными интересами ради другого; его способность сопереживать не имеет границ и подтверждается всем строем мыслей и действий героя.

Мнения взрослых о Борисе разделились. Большая часть из них видит в Боре плохое. Так папа называет сына балбесом за то, что он значение слова “индивидуальность” понимает шиворот-навыворот, огорчается, когда Борис не выполняет его поручения и тратит все деньги для подарка маме. Мама расстраивается: ее сын плохо учится и вообще все делает не так. Директор школы возмущается: ”Где вы нашли такого шалопая?” ( У Бориса в этот момент было 5 двоек.).

Но для тети Оли Борис не так безнадежен. Она просто считает его неисправимым хвастуном. А вот соседка Полина Харионтьевна, которой Борис помог в трудную минуту, называет его “замечательным мальчиком”. Итак, в начале повести, со слов взрослых, Боря балбес, шалопай, “валяет дурака”, неисправимый хвастун, замечательный мальчик.

Жизнь Бори изменили первоклашки. Он стал не просто балбесничать, а оказался занятым серьезным делом. Надо было научить детишек хорошему, а это значит, что ты сам должен быть таким. Боря стал счастливым человеком, он увидел плоды своего труда.

Боря научил первоклашек помогать друг другу (Генке и Генкиной маме убрать снег), отвел их в бассейн, пригласил в цирк и в конце концов потратил на них часть денег, которые оставил ему папа. Еще можно вспомнить и про крашение юбки, и про разбитую коллекционную чашку. Во всех этих историях Боря - необыкновенный выдумщик. Он всегда хотел, чтобы детям было интересно, но не всегда все заканчивалось благополучно. Но ведь это жизнь, а, значит, нельзя все просчитать, всегда будут ошибки. Главное, что первоклашки раскрыли в Боре все его лучшие черты. Он добрый, справедливый, умеет признавать свои ошибки.

Позднее Железников продолжил понравившуюся историю. Так появился обновлённый вариант повести – «Жизнь и приключения чудака», отличный от первого и объёмом, и своеобразным «взрослением героя». «Новый» Борис утратил свою заразительную непосредственность и бесхитростность, стал скрытнее и защищённее, несмотря на то, что доброта в нём осталась сущностным качеством его личности. Но мир героя стал жёстче, грубее, окружающие – агрессивнее и беспощаднее, адаптируясь внешне к этому миру, Борис невольно изменился, его «чудачество» стало менее явным.

Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также их победам и огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы. Одной из таких повестей Железникова является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой, прозванной Чучелом, и классом.

 

См. выше!







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.220 (0.004 с.)