Трактовка темы взрослых и детей в творчестве А. Алексина. Анализ одного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трактовка темы взрослых и детей в творчестве А. Алексина. Анализ одного произведения



А. Г. Алексин родился в 1924 году в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937 году. Его биография целиком принадлежит своему времени. Здесь, в Москве, прошло детство будущего писателя, здесь на даче в Серебряном бору «мальчика, причёсанного на косой пробор и одетого в нарядный костюмчик, представляют в качестве юного дарования С. Я. Маршаку».

Учась в школе, Анатолий выступал в пионерской печати со стихами. После окончания школы (1941) работал литературным сотрудником в газете «Крепость обороны». В годы Великой Отечественной войны трудился на стройке. А после войны (1950) он окончил престижный Московский институт востоковедения, индийское отделение. В том же году появилось в печати его первое произведение – повесть «Тридцать один день». Одноименный сборник повестей был одобрен К. Г. Паустовским, и сразу же определил Анатолия Алексина как создателя «юношеской повести».

Тогда же были изданы многочисленные произведения А. Г. Алексина. В 1950 – 60 годы он писал преимущественно для младшего школьного возраста повести «Саша и Шура», «Необычайные приключения Севы Котлова» (1958), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (1965), «В стране вечных каникул» (1966) и другие.

В 1966 году в творчестве А. Алексина открылся новый этап – создание повестей, рассказов и пьес, адресованных юношеству и тем, кто его воспитывает, взрослым читателям. В одном интервью на вопрос: «Что для вас главное в книге для подрастающего поколения?», он ответил: - «Утверждать добро и обличать зло». Повести Анатолия Алексина населены добрыми и честными людьми. Светлый мир юности встает со страниц его произведений, мир, наполненный поэзией, романтическими порывами, первыми серьёзными жизненными открытиями, то радостными, то печальными. Как и во всём нашем «прекрасном и яростном мире», здесь бушуют страсти, сталкиваются жизненные представления, возникают важные нравственные проблемы, решая которые, герои мужают и учатся быть достойными людьми. Взрослые и подростки – равноправные партнеры в сюжете произведений писателя.

«Поздний ребёнок» (1968), «Звоните и приезжайте» (1970), «Третий в пятом ряду» (1975), «Безумная Евдокия» (1976), «Сердечная недостаточность» (1979), «Домашний совет», «Ивашов», «Дневник жениха» (1980), «Здоровые и больные» (1982), «Прости меня, мама» (1989) и другие повести и пьесы – это непосредственные, не лишённые мелодраматизма и сентиментальности повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых.

В произведении «Мой брат играет на кларнете» автор не показывает решительной перестройки главной героини – Женьки, тщеславной, честолюбивой девчонки. Она получает лишь ощутимый урок жизни, когда брат говорит о её подлом поступке.

Книга А. Алексина «Прости меня, мама» - раздумья писателя о нашем долге перед матерью, перед самым дорогим и близким человеком о том, что значит быть сыном или дочерью, о нашей ответственности за её покой и счастье.

Школьник из повести «Сигнальщики и горнисты», глядя на сооруженную им самим в память о погибших воинах мемориальную доску, мысленно произносит: - «Вечная память…Ненавижу войну!». Эти слова могли бы стать эпиграфом к нескольким книгам Анатолия Алексина: «В тылу как в тылу», «Запомни его лицо», «Ивашов» и другим, в которых автор рассказывает о годах Великой Отечественной войны, о подвигах, совершённых на фронте и в тылу.

 

А.Г. Алексин в своих произведениях ребенка показывает не только в детской субкультуре, как это было у Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского, а в основном во взаимодействии со взрослыми. В каждой из описанных писателем ситуациях ребенок того возраста, который принято обозначать отроческим, или подростковым, должен делать выбор наряду со взрослыми, так как для Алексина ребенок — равноправный субъект общения. А это, в свою очередь, усиливало оппозиционность миров детства и взрослости. Алексин показал и детские объединения («штабы»), и конфликт ребенка с учителями, и разобщенность детей с родителями. Для Алексина уже бесспорно право ребенка судить взрослых, поэтому он свои повести выстраивает как диалог взрослых и детей.

Алексинский герой — не только равноправный участник диалога со взрослыми, в ряде ситуаций он превосходит взрослых по своим нравственным характеристикам и по зрелости принимаемых решений. Темпы развития ускоряются, нарастает разрыв между поколениями, и в этих условиях ребенок острее реагирует на изменяющиеся представления.

Несомненная заслуга Алексина в том, что во времена господства советской идеологии, утверждавшей приоритет коллективного начала в человеке, он последовательно отстаивал право каждого ребенка на индивидуальность и неповторимость внутреннего мира, характера и поведения. В произведениях, адресованных детям, читателям с обусловленными возрастом особенностями восприятия, писатель значительно расширил формы и средства психологического анализа за счет активного введения внутреннего монолога, ребенка-рассказчика, контраста, сопоставления и др. Алексин создал ряд глубоких и принципиально различных художественных характеров детей разных возрастов, его произведения оказали влияние на состояние детской литературы второй половины XX в. Установка Алексина на внимание к внутреннему миру ребенка, глубина его постижения делает его произведения актуальными и интересными и в принципиально иной обстановке нового тысячелетия.

Герои повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» - ученики 9 класса, их классный руководитель Евдокия Савельевна, Оля, вокруг которой разворачиваются все события произведения, и ее родители. А. Алексин в повести затрагивает один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности и таланте, о бездуховности, эгоистичности и добросердечии.

Оленька — действительно одаренный, единственный в семье ребенок. Но какие бы ни были способности, они не оправдывают эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием, вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой.

Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей массы, и слияние с нею чаще всего не происходит.

Против "заметности" Оленьки борется "безумная Евдокия". Она прямолинейна и проста, и методы, которыми она пользуется в воспитании Оленьки, такие же простые. "Безумная Евдокия" борется против эгоизма. Она считает, что "данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма". Попытка привить Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается уравнять талант с посредственностью. Да и что значит посредственность? Бесталанный человек? Нет. Есть представление об общем уровне. Люди получают его, и в зависимости от восприимчивости и самореализации могут открыть в себе способности к поэзии, физике, к добру, любви, отзывчивости. Получается, что бесталанных-то людей практически нет. Евдокия — не бесталанный человек. Она пытается сделать людей лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это "лучше". Но именно это стремление делает ее не такой, как другие. Она по-своему талантлива.

Алексин проводит мысль о том, что нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой.

Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.005 с.)