Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Северодонецкий технологический институт↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА» (ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ, ЧАСТЬ 11) СЕВЕРОДОНЕЦК 1997 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА» (ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ, ЧАСТЬ 11) для студентов всех форм обучения специальностей «Компьютерные интеллектуальные системы и сети», «Технология проблемного и системного программирования» Утверждено Кафедрой ПМ Протокол № 29 От 12.02.97 Северодонецк СТИ 1997 Методические указания к практическим занятиям по курсу «Дискретная математика» (Элементы теории множеств, часть 11) для студентов всех форм обучения специальностей «Компьютерные интеллектуальные системы и сети», «Технология проблемного и системного программирования»/ Сост. А.Е.Богданов.- Северодонецк: СТИ, 1997.- 35 с. Составитель А.Е.Богданов Данные методические указания содержат темы, не вошедшие в первую часть одноименных методических указаний. Рассматриваемые темы позволят студентам успешно продолжить изучение последующих разделов дискретной математики. В нашем случае указанное условие выполняется только для элемента c M: c + c = c. Для элементов a,b M условие идемпотентности не выполняется: a + a = b, b + b = c. Значит, заданный группоид не является идемпотентным. Рассмотрим условие коммутативности: m,n M mfn = nfm. Имеем: a + b = c = b + a, a + c c + a (a + c = a, c + a = b), b + c = b =c +b. Так как a + c c + a, то группоид A = <M, + > не является коммутативным. Проверим свойство ассоциативности: m,n,p M (mfn)fp = mf(nfp). В нашем случае: (a + b)+c=c + c=c, a+(b + c)=a + b=c, т.е. (a + b)+c = a+(b + c), (a + c)+b=a + b=c, a+(c + b)=a + b=c, т.е. (a + c)+b = a+(c + b), (b + a)+c=c + c=c, b+(a + c)=b+ a=c, т.е. (b + a)+c = b+(a + c), (b + c)+a=b + a=c, b+(c + a)=b + b=c, т.е. (b + c)+a = b+(c + a), (c + a)+b=b + b=c, c+(a + b)=c + c=c, т.е. (c + a)+b = c+(a + b), (c + b)+a=b + a=c, c+(b + a)=c + c=c, т.е. (c + b)+a = c+(b + a), (a + a)+b=b + b=c, a+(a + b)=a + c=a, т.е. (a + a)+b a+(a + b). Условие ассоциативности не выполняется. Значит, группоид A = <M, + > Не является ассоциативным или полугруппой. По определению элемент e M является нейтральным, если m M mfe = efm = m. Указанное условие для элементов множества M не выполняется. Поэтому заданный группоид A не имеет нейтрального элемента. Этим элементом мог бы быть элемент c, т.к. b + c = c + b = b, c + c = c, но он не удовлетворяет элементу a множества M, a + c = a, а c + a = b. Так как группоид A не имеет нейтрального элемента, то он не имеет и обратных элементов. Имеем единственный результат: аддитивный группоид A = <M, + >. Пример 2. В трехэлементном множестве M = {a,b,c} мультипликативная операция задана таблицей Кэли
Распишем таблицу Кэли = b, = c, = a, = c, = a, = b, = a, = b, = c. Так как = b и , то группоид не является идемпотентным. Так как = c= то группоид обладает свойством коммутативности, т.е. он является коммутативным или абелевым группоидом. Рассмотрим свойство ассоциативности:
и т. д. Так как то нейтральный элемент e существует: e=c. Группоид A = <M,x> мультипликативный, поэтому нейтральный элемент c является единицей. Тогда обратным элементом a-1 элементу a будет b, т.е. a-1 = b, т.к. а обратным элементу b будет a, т.е. b-1 = a, т.к. Де Моргана , . Двойного дополнения . Тем самым доказано, что . Пусть , тогда и . Если , то x принадлежит объединению с любым множеством, т.е. .Если , то и . Это означает по определению пересечения множеств, что . Тогда x принадлежит объединению с любым множеством, т.е. . Тем самым доказано, что
С помощью кругов Эйлера.
Рис.1.1 Показать, что M с заданными в нем операциями образует коммутативное тело. Для элементов из M определить нейтральные и обратные элементы относительно заданных операций. Заменить элементы a, b, c соответственно на числа 1,2,3 и истолкуйте заданные операции в числовом множестве. Доказать закон де Моргана . Доказать закон де Моргана . С помощью кругов Эйлера. Доказать, что . СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ МНОЖЕСТВА Множество M при фиксированных независимых подмножествах универсального множества J, т.е. можно задать в виде объединения конституант , где называется первичным термом, а , называется конституантой. Пояснение. Каждое фиксированное множество разбивает пространство J на две части: на собственно и на . При независимых множествах пространственно разбивается на = областей. Каждая область является пересечением n множеств или , . Этой области можно сопоставить двоичный вектор , в котором , если в конституанту входит и , если входит , а также десятичный эквивалент. . (2.1) Множество M можно задать в виде двоичной таблицы, каждой строке которой взаимно однозначно соответствует конституанта. Множество строк таблицы линейно упорядочено по возрастанию десятичного эквивалента соответствующего двоичного набора. Столбцам соответствуют множества, образующие пространство, последний столбец сопоставляется множеству M, и единица указывает на вхождение соответствующей конституанты в множество M. Пример 1. В трехмерном пространстве множество задано десятичным эквивалентом d(M)=217. Задать множество M: 1. двоичным вектором, 2. диаграммой Венна, 3. таблицей, 4. гиперкубом, 5. аналитическим выражением. 1. Для представления заданного множества M в виде двоичного вектора воспользуемся формулой (2.2), где коэффициент принимает значение 0 или 1, 2n – длина двоичного вектора (число разрядом), n – число множеств в пространстве J. Так как , то n=3 и длина вектора равна . Тогда
Теперь необходимо подобрать коэффициенты принимающие значение 0 или 1, такие, что сумма в правой части записанного выражения была равна 217. В результате мы получим 217 = 1.27+1.26+0.25+1.24+1.23+0.22+0.21+1.20. Множество найденных коэффициентов и является двоичным вектором, т.е. V=(1,1,0,1,1,0,0,1). Определить коэффициенты (компоненты вектора) можно с помощью правила перевода целых десятичных чисел в двоичные. Перевод осуществляется последовательным делением исходного числа (в нашем случае 217) и каждого частного на два. Получаемые при этом остатки (0 или 1), записанные в обратном порядке, дают представление десятичного числа в двоичной системе счисления (в нашем случае компоненты двоичного вектора). Используя указанное правило, будем иметь т.е. V=(1,1,0,1,1,0,0,1). 2. Построение диаграммы Венна начинается с разбиения пространства J на 2n областей с помощью n фигур (замкнутых линий), где n – число различных множеств, входящих в J. При этом каждая последующая фигура должна иметь одну и только одну общую область с каждой из ранее построенных фигур. Такое разбиение называют символом Венна. По условию задачи . Значит будем иметь областей. Здесь учитывается и внешняя область. При n=1 пространство разбивается на две области (рис.2.1а). При этом общей областью пространства J и множества M является само множество M. При n=2, т.е. пространство разобьется на 2n=22=4 области. При этом множество должно быть так построено, чтобы оно имело одну общую область с ранее построенным множеством и пространством J. Результат показан на рис.2.1б. Здесь множество имеет одну общую область с множеством - область и одну общую область с пространством J – область . Области записываются в виде конституант, т.к. каждая из построенных областей является пересечением n=2 множеств, т.е. является конституантой. При n=3, т.е. , пространство разобьется на областей. При этом множество должно быть так построено, чтобы оно имело только одну общую область с каждой из ранее построенных областей: и . Результат изображен на рис.2.1в. Тем самым построены символы Венна для n=1, n=2 и n=3. Аналогично строятся символы Венна и для других значений n. Каждой из областей (конституант) можно сопоставить двоичный вектор W длины n, который представим в виде десятичного эквивалента d(c) по формуле (2.1). С другой стороны, разряду двоичного вектора V соответствует область с десятичным эквивалентом, равным . Отсчет разрядов вектора ведется справа налево, причем крайний правый разряд считается нулевым разрядом. Тогда нулевому разряду вектора V будет соответствовать область (двоичный вектор W0) с десятичным эквивалентом, равным нулю. Согласно формуле (2.1) будем иметь:
Определяя коэффициенты , которые ищутся также как и коэффициенты для вектора V, имеем 0 = 0.22 + 0.21 + 0.20. Тем самым мы определили двоичный вектор W0 = (0,0,0), соответствующий рассматриваемой области. Учитывая, что компонента 0 () означает включение в пересечение (конституанту) множества , получаем, что вектору W0 соответствует область (конституанта) . Рассматривая аналогично другие разряды двоичного вектора V и учитывая, что компонента 1 () означает включение в пересечение множества , определим все восемь областей (конституант):
. Тогда, учитывая, что единица в двоичном векторе V означает включение соответствующей области в множество M, а нуль – исключение, построим диаграмму Венна. Заданное (отмечено штриховкой) множество M изображено на рис.2.2.
Рис.2.2 Рис.2.4 1. Те области (конституанты), которые входят в заданное множество M, отмечены штриховкой. Номер каждой области в символе Венна соответствует десятичному эквиваленту этой области. Штриховка области означает, что конституанта, соответствующая десятичному эквиваленту заштрихованной области, входит в множество M. Поэтому в таблице в столбце M на соответствующем месте будет стоять единица. Учитывая это, можно построить таблицу:
2. Двоичный вектор V, соответствующий заданному множеству M, есть столбец M в построенной таблице, записанный в виде V = (1,0,0,1,1,0,1,0). Рис.2.5 5. Используя, например, гиперкуб, запишем заданное множество M как объединение конституант
ПРИМЕРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Рис.2.6 Рис.2.7 Метод Квайна. Законы склеивания
Законы поглощения
Под сложностью представления множества M понимают число символов в задающем его выражении. Пример 1. Упростить выражение
Графическим способом. Изобразим с помощью кругов Эйлера пересечение . Данному пересечению соответствует область с наклонной штриховкой (рис.3.1). Теперь изобразим пересечение . Этому пересечению на рис. 3.1 соответствует область с вертикальной штриховкой. Изображаем пересечение . Область с горизонтальной штриховкой соответствует этому пересечению (рис.3.1). Объединяя полученные области, получаем, что Это хорошо видно из рис.3.1.
Рис.3.1 Пример 3. В трехмерном пространстве J = {M1,M2,M3} задано множеством M(M1,M2,M3) десятичным эквивалентом d(M) = 217. Минимизировать множество M методом Квайна. Определить сложность заданного множества и минимизированного множества. В примере 1 п.2 заданное множество M представлено различными способами задания. Воспользуемся некоторыми из них для минимизации заданного множества. Метод Квайна состоит из двух этапов: Рис.3.2 Каждая конституанта строки после подстановки вместо прочерка нуля сравнивалась с конституантами столбцов. Если существует столбец с такой же конституантой, то на пересечении рассматриваемых строки и столбца ставилась единица. После этого в той же конституанте строки вместо прочерка ставилась единица и проводилась аналогичная процедура сравнения. Рис.3.3 1. Найдем M сокр. Для этого определим объединение конституант, соответствующих соединенным ребрам заштрихованным вершинам гиперкуба:
Таким образом,
Сложности множеств M и M min равны:
Примеры для самостоятельной работы Упростить выражение
Упростить соотношение
Графическим методом. Упростить выражение
С помощью кругов Эйлера. Упростить выражение
Упростить выражение . 7. В трехмерном пространстве J = {M1,M2,M3} множество M(M1,M2,M3) задано двоичным вектором V = (1,0,0,1,1,1,1,1). Минимизировать данное множество M методом Квайна. Определить сложность заданного множества и минимизированного множества. 8. В трехмерном пространстве J = {M1,M2,M3} задано множество M(M1,M2,M3) диаграммой Венна (рис.3.4)
Рис.3.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие алгебры. Алгебра множеств 3 2. Способы задания множеств 15 3. Минимизация представления множеств 26 Учебное издание МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.214 (0.009 с.) |