Эластичность предложения по цене и факторы ее определяющие. Эластичность предложения по цене и фактор времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность предложения по цене и факторы ее определяющие. Эластичность предложения по цене и фактор времени.



Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара.

ЕS = процентное изменение предложения/процентное изменение цены = , (1.8)

В соответствии с законом предложения значение этого коэффициента положительно.

Если ЕS>1 – предложение эластично.

Если ЕS<1 – предложение неэластично.

Если ЕS=1 – предложение характеризуется единичной эластичностью.

 

Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение

 

Факторы, влияющие на коэффициент эластичности предложения:

1. Фактор времени. Если у продавца недостаточно времени для того, чтобы отреагировать на изменение цены, то его предложение будет менее эластичным, чем в ситуации, когда он имеет для этого время.

2. Технология производства товара. Если расширение производства товара сопряжено с большими затратами капитала, существенными изменениями в технологическом процессе, то предложение такого товара неэластично.

3. Мобильность ресурсов.

4. Наличие свободных производственных мощностей.

5. Возможность длительного хранения товара.

Производитель при повышении цены на свою про­дукцию стремится расширить объем продаж потому, что издержки (затраты) производителя на еди­ницу выпуска при изменении цены товара остаются на прежнем уровне. Следовательно, при подорожании товара увеличивается разница между рыночной ценой товара (доходом производителя) и издержками производителя, т. е. увеличивается прибыль.

Поэтому, когда на рынке складывается более высокая цена, именно возможность увеличить прибыль стимулирует фирму к расширению предложения.

Однако реакция производителя на изменение рыночной це­ны (эластичность предложения) зависит от фактора времени.Чем большим периодом времени располагает производитель, тем боль­ше возможность маневрировать объемами производства и изме­нять величину предложения. Для рас­ширения предложения фирме необходимо либо распродать нако­пившиеся товарные запасы, либо выпустить дополнительную продукцию, на что требуется отрезок времени, равный по продол­жительности производственному циклу того или иного товара.

В связи с этим микроэкономика рассматривает три случая эластичности предложения фирмы — мгновенная, крат­косрочная и долгосрочная реакции на изменение рыночной цены товара.

· В первом случае производитель не мо­жет мгновенно отреагировать на повышение рыночной цены и увеличить объем запланированной поставки товара на рынок. Поэтому сразу (мгновенно) объем продаж не расширится в ответ на благоприятное изменение рыночной конъюнктуры. Значит, при мгновенной реакции величина предложения остается на прежнем уровне.

· В случае эластичности предложения в краткосрочном пе­риоде, производитель уже располагает не­большим отрезком времени для подстройки под новую ситуа­цию. При повышении цены на рынок могут быть выпущены то­варные запасы или расширен выпуск путем увеличения загрузки уже имеющихся мощностей (станков, оборудования). Тогда предложение сможет отреагировать небольшим расшире­нием в ответ на повышение цены.

Таким образом, в краткосрочном периоде фирмы располагают некоторым временем, чтобы увеличить выпуск, но в рамках своих производственных возможностей, т.е. обладают большей эла­стичностью по цене по сравнению с мгновенной ситуацией.

· В долгосрочном периодепредложение обладает еще более высокой эластичностью по цене. Так, производители при росте спроса, а, следовательно, и цены на их продукцию, бу­дут наращивать свои производственные мощности, расширять рамки производственных возможностей своих фирм, значитель­но увеличив объем выпуска.

19. Эластичность спроса по доходу и качество товаров. Кривые Энгеля.

Эластичность спроса по доходу (ЕI) – это реакция или чувствительность спроса на какой-либо товар в результате изменения доходов покупателей.

ЕI = процентное изменение спроса/процентное изменение дохода =

Эластичность спроса по доходу может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Численное значение эластичности по доходам тесно связана с понятием нормальных товаров и низших товаров.

Если ЕI < 0, товар является товаром низшей категории, то есть товаром, спрос на который падает при увеличении доходов покупателей.

Если ЕI > 0, товар называется нормальным, с ростом доходов увеличивается и спрос на данный товар.

Эластичность спроса по доходу:

Если , это означает, что любое изменение в доходе не оказывает влияние на спрос на благо. Это типично для благ первой необходимости (рис. а).

Если , то спрос на товар растет медленнее дохода, это типично для нормальных благ (одежда, продукты питания) (рис. б).

Если , то спрос на благо опережает рост доходов, а это характерно для товаров роскоши (рис.в)

Товары низкого качества имеют отрицательную эластичность (), так как потребитель, став богаче, считает возможным заменить его другим более качественным товаром, например, часть картофеля заменить овощами и фруктами (рис. г).

 

Среди нормальных товаров выделяют 3 группы:

· товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0<EI<1) и потому имеет предел насыщения;

· предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (ЕI >1) и потому не имеет предела насыщения;

· предметы «второй необходимости» - товары, спрос на которые растет в меру роста дохода (ЕI =1).

Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:

1. Степень необходимости данного товара для потребителей: спрос на товары первой необходимости неэластичен, на товары роскоши – эластичен по доходу.

2. Доля в бюджете потребителя. Если доля расходов на приобретение товара небольшая, то спрос на него неэластичен по доходу.

3. Фактор времени. Если рассматривать изменение объема спроса за короткий период, то он будет неэластичен. Так как потребителям необходимо время, чтобы привыкнуть к изменившемуся доходу.

 

Кривая Энгеля – это кривая, показывающая величину расходов на товары в зависимости от роста дохода, она полезна при определении степени влияния на спрос дохода и изменений в относительных ценах.

При построении кривых Энгеля, в отличие от кривых спроса и предложения, ценовой параметр откладываем по горизонтальной оси, а количество товара, на который предъявляется спрос—по вертикальной (рис. 1).

Рис 1. Кривые Энгеля

· Кривая на рис. 1а отображает зависимость величины спроса QD товара Х от дохода Y. Подобная кривая соответствует неэластичным нормальным товарам: приращения Y превосходят приращения QDx. Речь идет о товарах первой необходимости, потребление которых мало меняется в зависимости от уровня дохода потребителей.

· Кривая на рис. 16 характерна для эластичных (Ly>l) товаров. Такими товарами являются чаще всего предметы роскоши, недоступные для семей с доходами ниже Y'. Если доход достигает величины Y', то по мере роста Y приращения QDx значительно превосходят приращения Y, и кривая резко поднимается вверх.

· Кривая на рис. 1в описывает некачественные товары: до тех пор, пока доход не достигает величины Y", потребление таких товаров растет, а затем, по мере повышения достатка потребителей, QD подобных товаров сокращается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.006 с.)