Собственность: виды, юридическая и правовая стороны. «Пучок прав» по Р.Коузу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собственность: виды, юридическая и правовая стороны. «Пучок прав» по Р.Коузу.



в России закреплены следующие формы и виды собственности:

1) Государственная. Формы федеральные и субъекта федеральные;

2) Муниципальная. Формы собственности городов, посёлков, сёл;

3) Частная. Формы собственности граждан и предприятий;

4) Общественная. Формы собственности церквей, партий, различных общественных организаций.

Юридические (правовые) отношения собственности – совокупность прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и использованию ее результатов.

У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста Р.Коуз и А.Алчиан.

Полный "пучок прав" состоит из 11 элементов:

1) право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;

2) право пользования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

3) право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;

5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7) право на передачу прав в наследство;

8) право на бессрочность обладания благом;

9) запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания благ в уплату долга;

11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Физическое, юридическое лицо, государство могут обладать всем "пучком прав" или некоторыми из них. А отсюда вытекает и многообразие форм собственности в современном рыночном хозяйстве, которое называют "смешанной экономикой".

Таким образом, теория прав собственности делает акцент на юридическую сторону собственности.

13. Экономическая эффективность. Паретто-эффективность.

Эко­номическая эффективность - это достижение наиболь­ших результатов при наименьших затратах, или снижение совокупных затрат на единицу продукции. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества и прежде всего, потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты (издержки), или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.

К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся следующие:
- национальный доход (НД),
- валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения;
- производительность общественного труда,
- коэффициент общей эффективности,
- затраты на рубль товарной продукции,
- прибыль,
- рентабельность производства,
- рентабельность продукции.

Эффективность Парето чаще всего применяется для обозначения такого состояния экономики, которое позволяет обществу извлекать максимально возможную полезность из всех имеющихся технологий и ресурсов. При этом увеличение доли любого участника рынка обязательно влечет за собой ухудшение положения других.

При этом существуют три необходимых условия достижения Парето-оптимального состояния:

· требуется такое распределение благ между потребителями, при котором каждый максимально удовлетворяет свои потребительские потребности (естественно, в границах своей платежеспособности);

· необходимо такое размещение ресурсов между производством различных благ, при котором достигается наиболее оптимальное использование этих ресурсов (например, если эффективность их использования в авиастроении выше, чем в автомобилестроении, то в производстве самолетов должно быть размешено больше ресурсов, чем в производстве автомобилей);

· необходим такой выпуск продукции, при котором все производственные ресурсы используются наиболее полно (по границе производственных возможностей).

14. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Изменения в спросе (детерминанты спроса).

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.

Величина спроса — объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены этого товара.

Кривая индивидуального спроса имеет отрицательный наклон, вправо вниз, что вызвано отрицательной зависимостью между двумя переменными - ценой и величиной спроса: чем выше цена, тем меньше количество товара будет приобретено и наоборот. Эта зависимость получила название закона спроса.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса

В основе закона спроса лежат 3 причины:

· снижение цен увеличивает число покупателей;

· действие закона спроса связано с эффектом дохода, когда снижение цены приводит к повышению покупательной способности;

· в соответствии с действием закона убывающей предельной полезности, каждая последующая единица конкретного товара приносит все меньшее удовлетворение.

Закон спроса не действует (связано с поведением индивидов):

· Повышение цен на товары первой необходимости. Эффект Гиффена – с ростом цены спрос на товар возрастает.

· Ажиотажный спрос, вызываемый ожиданием повышения цен.

· Повышение цен на дорогие товары, когда покупатель покупает престиж.

· Для некот. редких и дорогих товаров (золото), кот. явл-ся средством вложения денег.

Различают несколько разновидностей спроса:

Индивидуальный спрос -спрос со стороны отдельного покупателя на тот или иной товар при определенной цене в данное время на данном рынке.

Совокупный спрос -платежеспособная потребность общества в целом, т.е. гос-ва, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предъявляемых каждым потребителем при разных ценах, т.е. это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам.

 

Детерминанты спроса — это причины изменения величины спроса

Цена служит самым важным детерминантом, или главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любою покупаемого продукта. Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.

Их называют неценовыми детерминантами, или изменения спроса:

1)Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.

2) Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение — сокращение спроса.

3) Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.

4) Сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (ТОВАРЫ-СУБСТИТУТЫ), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. (увеличивается цена на чай, следовательно, увеличивается спрос на кофе). Когда два товара являются взаимодополняющими (КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ТОВАРЫ), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен — это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т. д. (увеличивается цена на фотоаппараты, падает спрос на фотопленки). Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, или самостоятельные, товары.

5) Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен. И, наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Следует различать изменение в спросе под влиянием неценовых факторов и изменение величины спроса под влиянием цены.

Изменение в спросе означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса.

В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т. е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой их комбинации.

Причиной изменения величины спроса является изменение цены данного продукта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.013 с.)