Этой помощи в Первые годы советской власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этой помощи в Первые годы советской власти



(НОЯБРЬ 1917—1923)

§ 1. Борьба с дефективностью и беспризорностью— одна из важных задач Советского государства

Изложение основных этапов развития дефектологии в нашей стране после Октябрьской революции целесообразно предварить освещением тенденций в политической оценке роли Октябрьской революции, которые набирают силу в последнее время.

В средствах массовой информации и речах политических деятелей пре­обладает очернение самой революции и следующих за ней этапов истории Советского государства.

Справедливо утверждение, что Советская власть, и особенно, когда во главе КПСС стоял И. В. Сталин, принесла ни с чем не сравнимые бедствия народу и цивилизации: травлю и репрессии интеллигенции, духовенства, физическое уничтожение миллионов людей всех слоев общества, разорение храмов, обнищание крестьянства, отравление сознания народа мифами о светлом будущем—коммунизме и пр.

Но нельзя не признать, что Октябрьская революция открыла новый этап в истории человечества.

Одной из первых забот молодого Советского государства была забота о просвещении всего народа, о приобщении широких масс трудящихся к достижениям культуры. В «Обращении Народного Комиссариата по просве­щению», опубликованном 29 октября 1917 года, были поставлены задачи широкого охвата народа обучением: «Всякая истинно-демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака.



ина должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения».

Решая грандиозные задачи экономического и культурного преобразования нашей страны, Советское правительство не забыло о судьбе тысяч детей, которые вследствие физических и психических недостатков нуждались в особой опеке государства, во внимании со стороны общества.

Октябрьская революция дала возможность осуществить все те гуманные стремления в отношении аномальных детей, за которые безуспешно боролись передовые представители общества на протяжении многих десятилетий в России.

В условиях Советского государства аномальные дети перестали быть обездоленными и получили право на воспитание, обучение, лечение. Не будет преувеличением сказать, что уже в первые месяцы существования Советской власти было сделано для детей, в том числе и для аномальных, больше, чем за все годы существования царской России.

Дореволюционная система народного образования, как уже отмечалось, игнорировала дело воспитания и обучения умственно отсталых детей. Десятки тысяч этих. детей вследствие безнадзорности пополняли армию нищих, правонарушителей и других антисоциальных элементов.

Мы говорили о том, что к началу Октябрьской революции в России имелось только несколько вспомогательных классов, школ и приютов, в которых воспитывалось, обучалось или призревалось не более двух тысяч умственно отсталых детей.

Вследствие неудовлетворительного состояния охраны детства, здравоохра­нения, низкой культуры Советская Россия в числе других тяжелых наследий получила значительное количество детей, страдающих физическими и психи­ческими недостатками. Росту числа аномальных детей способствовала также длительная империалистическая война, а в первые послереволюционные го­ды—гражданская война, блокада, голод и эпидемии. Поэтому вопросы борьбы с детской дефективностью стали актуальными для Советского государства. Борьба с дефективностью сливалась с борьбой с беспризорностью и детской преступностью. Это была единая государственная проблема.

Следует учесть; что в первые годы Советской власти понятие «дефектив­ность» носило чрезвычайно широкий характер. Предполагалось, что, кроме физической и психической дефективности (слепоты, глухоты и умственной отсталости), существует дефективность моральная, выражающаяся в нару­шении норм поведения в обществе, в антисоциальности. Морально дефек­тивными без оснований считалось большинство беспризорников, которые вследствие своего образа жизни приобретали особые черты характера и поведения. Воровство, наркомания, алкоголизм, сексуальность, бродяжни­чество были непременными спутниками детей улицы. Все эти пороки некоторые психологи и педагоги объясняли не порождавшими их тяжелыми условиями жизни беспризорных, а особыми свойствами психики.


I


В первые годы становления советской науки психологи и педагоги находились под влиянием зарубежных теорий и течений. В результате в нашу психологию была некритически перенесена теория о «вечной нравст­венной истине». Согласно этой теории у большинства людей от рождения существует особое нравственное чувство, подобное зрению, слуху, обонянию и другим ощущениям. Некоторые дети вследствие дурной наследственности и процесса дегенерации рождаются без этого нравственного чувства. Такие люди лишены понимания добра и зла. Это и есть «моральное уродство». Таким образом, правонарушения среди беспризорных имеют биологическую природу. В свете этой теории умственная отсталость отождествлялась с моральной дефективностью, так как неадекватное поведение умственно отсталых часто рассматривалось как проявление биологически обусловлен­ного морального уродства. В большей степени такие взгляды бытовали в психологии и педагогике с 1919 по 1923 год.

При таком расширенном понимании дефективности к этой категории детей относили сотни тысяч беспризорных, выброшенных на улицу в результате гибели родителей, распада семей, безработицы, голода, разрухи. Надо было спасать сотни тысяч детей, обреченных на физическую и нравственную гибель, и ограждать государство от той дезорганизации, которую вносили дефективные и беспризорные дети в жизнь нашего общества.

В совокупности все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, на профилактику этих явлений, на общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться «охраной дет­ства». «Все дети — дети всего государства» — вот лозунг, который определял отношение к детям уже в первые годы Советской власти.

Охрана детства стала обязанностью многих наркоматов и ведомств. Поскольку охрана детства имела в виду бороться с беспризорностью и безнадзорностью, защищать детские права, охранять детский труд, проводить мероприятия по физическому оздоровлению детей, бороться с дефективно­стью, этими вопросами стали заниматься Наркомпрос, Наркомсобес, Нар-комздрав, Наркомюст, детская комиссия при ВЦИКе, ВЧК.

Такое внимание к детям со стороны большого количества государственных организаций было замечательным фактом. Оценивая этот факт самым положительным образом, следует попутно заметить, что такое обилие государственных учреждений, отвечавших за охрану детства, на первых порах невольно порождало организационные трудности. В первые годы Советской власти эти учреждения еще не сумели достаточно четко диффе­ренцировать свои обязанности при решении общей для них проблемы охраны детства. Поэтому, как мы увидим дальше, поиски наиболее целесообразного разграничения функций наркоматов и ведомств в связи с их деятельностью в рассматриваемом направлении были связаны с проведением длительных дискуссий, которые, помимо желания их участников, иногда надолго отвле­кали внимание от решения других важных вопросов. Руководителям госу­дарства было нелегко создавать новый государственный аппарат и находить



принципиально новые организационные формы при решении тех или других вопросов. Естественно, что в первые годы Советской власти было много исканий, увлечений, а иногда и ошибок при решении вопросов народного образования.

§ 2. Первые мероприятия Советского государства по борьбе с дефективностью и беспризорностью

Нелегко было наладить, построить на новых началах и такое скромное дело, как воспитание и обучение аномальных детей. И хотя для этих детей было сделано очень много уже в первые годы Советской власти, должно было пройти еще немало времени, прежде чем воспитание и обучение аномальных детей стало на подлинно научный путь развития.

Первая задача, которую нужно было решить народным комиссариатам просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, состояла в определении своего отношения к той системе помощи аномальным детям, которая сложилась в царской России, и выработке тех принципов, которыми они должны были руководствоваться в деле борьбы с детской дефективностью.

Вторая задача заключалась в том, чтобы решить, кто и как будет руководить делом борьбы с детской дефективностью, какие типы учреждений больше соответствуют новым принципам помощи этим детям; иначе говоря, надо было решать организационные вопросы борьбы с детской дефективностью.

Для решения этих задач понадобилось несколько лет. Условно этот период можно ограничить 1918—1923 годами. Эти задачи решались на основе тех общих принципов, которыми руководствовалось государство при строитель­стве новой школы.

Одним из первых мероприятий Советского государства по охране детства была ликвидация всех благотворительных, филантропических обществ, ведомств, братств и передача подведомственных им детских учреждений государству.

Для осуществления мероприятий по охране детства в ноябре 1917 года при Наркомпросе был создан «Школьно-санитарный совет». В задачи этого совета входило обсуждение вопросов охраны здоровья детей, постановка физкультурной работы, организация воспитания и образования отсталых и дефективных детей и работы по исправлению дефектов речи. В состав «Школьно-санитарного совета» входили представители ЦИК и профсоюзов, врачи, педагоги. Такие же советы были созданы в губерниях.

При «Школьно-санитарном совете» с 20 декабря 1917 года начал работать исполнительный орган—«Школьно-санитарный отдел» Наркомпроса, при котором был создан «Подотдел дефективных детей». Этот подотдел возглавил всю работу по борьбе с детской дефективностью.

Первым организатором и руководителем «Школьно-санитарного отдела» была старый член Коммунистической партии, врач Вера Михайловна Бонч-Бруевич (Величкина) (1868—1918).


Задачи и содержание деятельности «Школьно-санитарного отдела» Нар-компроса все более конкретизировались.

В Бюллетене № 4 этого отдела они были определены следующим образом: «Дать возможность заняться всесторонним изучением природы дефективного ребенка с прямой целью помочь ребенку встать на ноги, а обществу вернуть полезного работника—дело государства. Это нравственное дело, а кроме того, это для него и выгодное дело».

Мы уже отмечали, что в первые годы Советской власти, особенно с 1919 года, понятия «дефективность» и «преступность» часто неправомерно смешивались, отождествлялись. В 1918 году, когда делом борьбы с дефективностью руководила В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), это обнару­живалось в меньшей степени. В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) рассматри­вала дефективность лишь как резерв преступности, возникающей при отсутствии предупредительных мер. Поэтому во всех разработанных ею документах мероприятия по борьбе с дефективностью рассматривались и как средства предупреждения преступности. В одном из них говорилось: «Необходима забота и своевременное выделение дефективных детей в особые школы и вспомогательные группы. Школьно-санитарный отдел предполагает устроить показательную санаторию-школу для таких детей и начать планомерную борьбу с детской преступностью путем предупре­дительных мер, устройства попечительств над уклоняющимися от нормы в моральном отношении учащимися и подростками внешкольного воз­раста».

Под этим углом зрения рассматривались задачи «Школьно-санитарного отдела» Наркомпроса и в отношении умственно отсталых детей:

«Не меньше внимания должны мы уделить и другой многочисленной группе—умственно ненормальных детей, не проникшихся противообщест­венными наклонностями. Сделать этих только безвредных психически отсталых детей полезными членами общества—благодарная, глубоко чело­вечная задача».

Впервые программа деятельности «Школьно-санитарного отдела» Нарком-проса обсуждалась и была утверждена на I Всероссийском съезде предста­вителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 15 июня 1918 года. В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) доложила свой проект, в котором предлагалось начать борьбу с детской дефективностью с изучения ее природы и создания в этих целях научно-учебного центра:

«Школьно-санитарный отдел» считает своей прямой обязанностью дать воз­можность заняться всесторонним изучением природы дефективного ребенка.

1) Школьно-санитарное дело в РСФСР.—М., 1919.—С. 127.

2) Там же.—С. 29.

3) Там же.—С. 126.


С этой целью он организует Институт дефективного ребенка, прямыми и непосредственными задачами которого будут следующие:

1. Изучение и исследование детской дефективности и социальных факто­
ров с нею связанных.

2. Подготовка новых кадров специалистов—работников, в которых теперь
ощущается такой огромный недостаток. Распространение сведений о воспи­
тании дефективных детей.

3. Наконец, опытное воспитание—обучение этих детей».

Позже с программой деятельности «Школьно-санитарного отдела» в отношении дефективных детей В. М. Бонч-Бруевич выступила на I Всерос­сийском съезде по просвещению, проходившем в Москве с 25 августа по 4 сентября 1918 года. Это был тот съезд, на котором выступал В. И. Ленин и который определил общее направление развития народного образования в СССР, политику государства в отношении всех вопросов просвещения.

Программа борьбы с детской дефективностью на этом съезде была пока еще выражена в общих чертах, но она уже отражала новые принципы Советской власти в отношении к аномальным детям.

«В противовес старому, отжившему государственному строю, девизом своим считавшему «ставку на сильного», новое государство,—заявила в своем докладе В. М. Бонч-Бруевич,—ставит во главу угла такую организацию жизни, в которой самый слабый дефективный, обездоленный судьбою, мог бы вести самостоятельное трудовое и счастливое существование».

В резолюциях I Всероссийского съезда по просвещению подчеркивается государственное значение борьбы с детской дефективностью, необходимость изучения личности ребенка и воспитания аномальных детей.

Эти общие принципы новых отношений государства к аномальным детям уточнялись, развивались в дальнейшем на многочисленных съездах, конфе­ренциях, созываемых народными комиссариатами просвещения, здравоох­ранения, социального обеспечения, юстиции.

Вся перестройка дела обучения и воспитания умственно отсталых, как и других аномальных детей, проводилась путем преобразования старых закры­тых приютов для этих детей и путем реорганизации специальной школьной системы.

На съездах Наркомсобеса и в его декларациях была дана критика буржуазной благотворительности и системы призрения и установлены новые принципы организации социальной помощи нуждающимся в ней детям.

Так, на I Всероссийском съезде комиссариатов социального обеспечения (июнь 1918 г.) была поставлена задача—коренным образом усовершенство­вать дело социального обеспечения и проявлять максимум заботы о тех, кто действительно нуждается в помощи государства. Съезд признал необходимым повести борьбу со стилем старых приютов, где господствовал унижающий

1) Школьно-санитарное дело в РСФСР.—М., 1919.—С. 102.

2) Там же.—С. 275.


человеческое достоинство дух призренчества. Приюты были преобразованы в детские дома. Острые дебаты вызвал вопрос о том, в чьем ведении должны быть учреждения для дефективных детей—Наркомпроса или Наркомсобеса. В июне 1918 года Совнарком принял декрет о передаче всех учебных заведений из Наркомсобеса в Наркомпрос.

§ 3. Мероприятия Советского государства по усовершенствованию руководства борьбой с детской дефективностью и беспризорностью

Более четко новые принципы заботы об аномальных детях определились на Первом Всероссийском съезде деятелей по охране детства, созванном отделом детских домов Наркомсобеса в феврале 1919 года.

Анна Ильинична Елизарова, заведующая отделом охраны детства этого наркомата, в своем докладе «О задачах Комиссариата социального обеспе­чения по охране детства» заявила, что в коммунистическом государстве «не должно быть обездоленных, «ничьих» детей. Все дети—дети всего государ­ства. В них наше будущее, они должны осуществить те идеалы, во имя которых мы сломали старый строй и начали теперь спешно строить новый».

А. И. Елизарова предложила коренным образом изменить жизнь детских учреждений: «Воспитание в наших детских домах ставится на трудовом начале. Штат наемного персонала сокращается до минимума. В идеале— полное самообслуживание детей, домоводство без наемной прислуги. Старые, казарменного типа приюты отвергаются нами. Лучшими считаем дома семейного типа».

Этот съезд по охране детства не мог не обсудить общие принципы построения новой советской системы воспитания. Самые острые дебаты Вызвал вопрос, какому воспитанию должно быть отдано предпочтение—об­щественному или семейному. Большинство ораторов выступало за обще­ственное воспитание. Крайне левые сторонники этой системы требовали принудительного изъятия детей из семей и помещения их в учреждения общественного воспитания.

В резолюции съезда была признана приемлемой и семейная и обществен­ная формы воспитания. На этом съезде с докладами о трудовом воспитании выступил А. Н. Граборов. А. С. Грибоедов сделал сообщение о врачебно-пе-дагогической работе в детских домах. А. С. Грибоедов предложил иметь дифференцированную систему учреждений соответственно типу дефектив­ности. Он указал на то, что вспомогательные школы находятся в ведении Наркомата просвещения, а детские дома—в ведении Наркомата социального обеспечения. А. С. Грибоедов предложил иметь Объединенный совет нарко­матов социального обеспечения, просвещения и здравоохранения, который


1) Первый Всероссийский съезд деятелей по охране детства.—М., 1920.—С. 6.

2) Там же.—С. 7.

Тетр. 20 Зам.. 3388




бы занимался организацией помощи дефективным. В первое время своего существования Наркомат социального обеспечения в основном оказывал помощь беспризорным и «морально дефективным». Декретом Совнаркома от 16 сентября 1918 года на этот комиссариат возлагалась опека и над слабоумными. Таким образом, уже в первые годы Советской власти были в основном определены те принципы, которыми должны были руководствоваться советские учреждения в отношении организации помощи ^-аномальным детям. Было установлено, что помощь аномальным детям должна быть государственной, что она должна иметь в виду подготовку детей к трудовой жизни. Как отмечалось выше, было решено преобразовать старые приюты в детские дома и начать научное изучение аномальных детей. Однако организационные формы помощи таким детям пока еще не были определены. Разные организации или дублировали работу по борьбе с детской дефективностью или же перелагали ответственность за эту деятельность на другие организации. Так в сентябре 1918 года «Школьно-санитарный отдел» Наркомпроса перешел вместе с ее руководителем В. М. Бонч-Бруевич (Величкиной) за несколько дней до ее смерти в ведение Наркомздрава в качестве «Отдела школьной санитарии». Этот отдел должен был быть промежуточным, меж­ведомственным. Положение об этом отделе от 18 сентября 1918 года было подписано наркомом просвещения А. В. Луначарским, наркомом здравоох­ранения Н. А. Семашко и заведующим «Отделом школьной санитарии» В. М. Бонч-Бруевич (Величкиной). При отделе школьной санитарии Наркомздрава был создан подотдел дефективных детей с тремя секциями: 1) секция по организации помощи умственно отсталым детям; 2) секция по организации помощи правонару­шителям и морально дефективным; 3) секция по организации помощи физически дефективным (слепым, глухим, калекам). В задачу первой секции входило «уследить» за тем, чтобы те дети и подростки, которые по врожденной недостаточности своей не могут удер­жаться на среднем уровне успешности нормальной школы, не остались без должного образования и воспитания». Программа подотдела дефективных детей предусматривала дифференци­рованную помощь детям, чья неуспешность имеет временный характер и обусловлена внешними неблагоприятными социальными и педагогическими условиями, и детям с так называемой медицинской отсталостью. Для первой категории детей подотдел рекомендовал преимущественно педагогическую помощь в условиях специальных групп при нормальных школах с целью возврата их в обычные группы нормальной школы. Для второй категории отсталых детей он рекомендовал в первую очередь врачебную помощь и специальные школы.

 

1) Школьно-санитарное дело в РСФСР.—М., 1919.—С. 278.


/*•'•


I


Для глубоко отсталых детей подотдел считал необходимым открывать специальные лечебно-воспитательные учреждения, исходя из того, что будет неправильным как с медико-педагогической, так и с общегосударственной точки зрения ограничиться только призрением и лечением этих детей, оставив в стороне учение и воспитание.

Приблизительно такие же задачи по оказанию помощи дефективным детям ставил и Наркомпрос.

В октябре 1918 года при Наркомпросе вместо «Школьно-санитарного отдела» был создан подотдел социального воспитания, который имел задачу разработать теоретические вопросы воспитания аномальных детей, развить сеть учреждений для этих детей и подготовить работников специальных учреждений.

§ 4. Состояние сети учреждений для умственно отсталых детей в первые годы Советской власти

Работники учреждений для умственно отсталых детей с большим энтузи­азмом поддержали мероприятия Советского правительства по борьбе с детской дефективностью. Следует отметить, что учителя вспомогательных школ и работники приютов для умственно отсталых детей не бросили своей работы в период забастовки городских учителей в 1918 году и не принимали в ней участия. Вспомогательные школы быстрее, чем обычные школы, возобновили свою работу. Все это можно объяснить высокой сознательностью учителей, многие из которых еще при царизме отличались своей демокра­тичностью. Кроме того, независимость вспомогательных школ от Министер­ства народного просвещения в дореволюционный период облегчала переход этих школ на новые условия работы.

В Москве вспомогательные школы возобновили свою работу в начале 1918 года. В мае 1918 года на должность инспектора вспомогательных школ, школ для глухонемых и слепых детей была приглашена Мария Павловна Постовская, организатор первых вспомогательных классов в России, а на должность ее помощника—Вера Александровна Селихова, старая революционерка, заведующая одной из первых московских вспомо­гательных школ. С большой энергией взялись М. П. Постовская и В. А. Селихова за работу. 5 июня 1918 года на совещании учителей вспомога­тельных школ Москвы было принято решение немедленно приступить к дальнейшей организации вспомогательного обучения, которое было пре­рвано после Октябрьской революции.

Московский отдел народного образования, особенно в лице члена комиссии МОНО, старого революционера С. И. Мицкевича оказывал большую под­держку вспомогательным школам.

В этом же 1918 году В. П. Кащенко передал в Наркомпрос свою «Шко­лу-санаторий для дефективных детей», на базе которой был создан «Дом изучения ребенка», преобразованный в дальнейшем (в 1921 г.) в Медико-


педагогическую клинику (станцию)—научно-методический центр Нарком-проса в области дефективности, руководимый В. П. Кащенко.

В Петрограде деятельное участие в реорганизации учреждений для умственно отсталых детей принимали А. С. Грибоедов, А. Н. Граборов, Е. К. Грачева.

Интенсивно росла сеть учреждений для аномальных, в том числе умст­венно отсталых детей и в других городах Советской России.

Рост сети специальных учреждений для аномальных детей был обусловлен стихийными моментами, он часто происходил без учета материальных возможностей и без должного руководства. Создавались детские дома, школы, приемники-распределители и другие учреждения.

Такая бурная деятельность в области дефектологии была вызвана, как уже отмечалось выше, тем, что к дефективным относили большую часть беспризорных, которые вследствие педагогической запущенности совершали правонарушения и имели другие отклонения в поведении. Количество беспризорных было колоссальным, и оно катастрофически росло в годы иностранной интервенции, голода. Даже 2990 детских домов (203 830 детей), которые были в нашей стране в 1920 году, далеко не удовлетворяли потребности в учреждениях для беспризорных детей.

Поскольку учреждения для аномальных детей в первые годы Советской власти в основном обслуживали беспризорных, зачислявшихся в категорию дефективных, они были преимущественно закрытыми. Это были детские дома. При таком интенсивном росте сети специальных учреждений, превы­шавшем материальные возможности государства, естественно, не могло быть и речи о высоком качестве учебно-воспитательной работы в них. Вся забота сводилась к материальному обеспечению воспитанников, их призрению. Но и это в крайне тяжелые годы гражданской войны не удавалось сделать. Поэтому многие стихийно выросшие учреждения стали закрываться.

На работу детских учреждений для дефективных детей отрицательное влияние оказали не только экономические трудности, но и организационные трудности. К ним следует отнести в первую очередь несогласованность функций наркоматов в области борьбы с детской дефективностью и беспри­зорностью. Многие попытки в первые годы Советской власти разграничить функции наркоматов в этой области деятельности не приводили к желаемым результатам. Так, например, 11 августа 1919 года на коллегии Наркомпроса было принято решение в целях координации работы по охране детства Наркомпроса и Наркомздрава создать школьно-санитарные отделы при Наркомпросе и Наркомздраве, которые имели бы общего руководителя.

Постановление Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров В. Ульянова (Ленина) в основном разрешило вопрос о согласовании функций Народного комисса­риата просвещения и Народного комиссариата здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей. Согласно этому поста­новлению, нервные и психические больные дети воспитываются в соответ-



ствующих учреждениях Народного комиссариата здравоохранения (школы-санатории, школы-лечебницы и т.п.). Умственно отсталые дети воспитыва­ются во вспомогательных школах Народного комиссариата просвещения. «Телесно-дефективные» дети (глухонемые, слепые, калеки) воспитываются в специальных учреждениях Народного комиссариата просвещения. Однако дальнейшее развитие системы помощи аномальным детям, ее дифференци­ация выдвигали новые проблемы в согласовании функций между разными наркоматами в области лечения, воспитания и обучения аномальных детей. В частности, требовалось решить вопрос, какой наркомат должен обслужи­вать аномальных дошкольников, глубоко отсталых детей, детей с недостат­ками речи и т.д. В связи с последним вопрос о размежевании функций наркоматов по обслуживанию аномальных детей оставался актуальным и на' последующих этапах развития отечественной дефектологии.

§ 5. Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью

В начале 1919 года, когда Наркомпрос должен был решать множество сложных организационных и научно-методических вопросов в связи с ростом сети учреждений для дефективных детей, при отделе охраны детства была создана Медико-педагогическая консультация, в задачу которой входило изучение дефективности, разработка сети учреждений, составление про­грамм, инструкций, издание литературы, подготовка учителей-дефектологов и пр.

В состав этой консультации входили заведующая отделом охраны детства Наркомпроса А. И. Елизарова, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо, Ф. Д. Забу-гин, А. С. Грибоедов, Ф. А. Рау, А. Н. Граборов, Д. В. Фельдберг, В. Н. Ко-мов, С. Я. Копелянская и другие.

С 1919 по 1920 год, когда основные усилия органов, руководивших борьбой с дефективностью, были направлены на удовлетворение материальных нужд, на социальное обеспечение воспитанников интенсивно развивавшихся дет­ских учреждений, научно-методические проблемы отодвигались на второй план.

К началу 1920 года установилась некоторая стабильность в состоянии сети учреждений. Органы, руководившие делом помощи дефективным детям, начали работу по совершенствованию внутренней жизни детских домов (они в это время были основными учреждениями для умственно отсталых детей на периферии), стали уделять больше внимания социальному воспитанию аномальных детей и научно-методической работе в области дефектологии. Но, как мы увидим дальше, стабилизация была кратковременной. За этой кажущейся стабилизацией уже в 1921 году начался новый и самый интен­сивный рост детских учреждений для дефективных детей. Этот рост продол­жался до начала 1923 года. В 1920 году, когда Наркомпрос поставил задачу совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальных детских

,- •..•••' •.-.'- • • / 293


учреждениях, возникла необходимость в созыве специального съезда вра-чебно-педагогической общественности для определения новых перспектив в развитии помощи дефективным детям и в борьбе с беспризорностью. Это был Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефектив­ностью, беспризорностью и преступностью, который проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года.

Председателем организационного комитета съезда был В. П. Кащенко— руководитель Медико-педагогической консультации отдела охраны детства Наркомпроса. В состав комитета также входили А. С. Фельдман, В. А. Тер-ветисов, Ф. Д. Забугин, В. Н. Комов, С. Я. Копелянская, Я. Н. Комаровская, Е. С. Шлихтер, П. Ефремов, С. Я. Рабинович, А. С. Грибоедов и другие.

Председателем съезда была избрана А. И. Елизарова.

В работе съезда участвовало 250 делегатов и 300 гостей. Было представлено 83 доклада. Акцент был сделан на проблеме борьбы с преступностью и беспризорностью, которые стали одним из основных социальных зол того времени, что объяснялось, в частности, тем, что эти явления еще отождествлялись с дефективностью. Съезд сыграл большую роль в упорядочении многих вопросов воспитания и обучения аномальных детей. Программа съезда предусматривала: вскрыть причины дефективно­сти, наметить меры борьбы с ней, определить типы учреждений для умственно отсталых и других аномальных детей, решить вопрос о судьбе выпускников специальных учреждений, определить пути подготовки кад­ров дефектологов и еще более уточнить взаимоотношения наркоматов по вопросу о борьбе с дефективностью.

Выступивший на съезде народный комиссар просвещения А. В. Луначар­ский показал, что успех борьбы с детской дефективностью и преступностью может быть обеспечен лишь совместными усилиями общества и государства. Он же указал, что корни дефективности следует искать не в наследствен­ности, а в условиях жизни, воспитания.

Выступая с приветствием, А. М. Горький отметил героический труд дефектологов. Он заявил: «Не мне, профану, говорить людям практики, насколько трудна задача, над которой вы работаете. Будучи знаком с условиями вашей работы, скажу честно, не преувеличивая, что это героический труд. Видя то горячее чувство, с каким относятся руководи­тели к дефективным детям и ко всему вопросу о дефективности, я могу сказать, что растет крепкое учреждение, что будет сделана огромная работа государственной важности».

По организационным вопросам с докладами выступили В. П. Кащенко и А. С. Грибоедов. Они предлагали сосредоточить все дело борьбы с дефектив­ностью в отделе охраны детства Наркомпроса, а при этом отделе иметь «Медико-педагогический совет» с представителями наркоматов здравоохра-

1) Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризор­ностью и преступностью.—М., 1922.—С. 14.


ли.



нения и юстиции—орган, решающий все научно-теоретические и организа­ционные вопросы. О необходимости организации подготовки «дефективи-стов» в государственном масштабе докладывали В. П. Кащенко и Д. В. Фельдберг. К этому времени подготовка таких специалистов велась в Петрограде в Институте дошкольного воспитания и на краткосрочных курсах в Москве и Петрограде.

Непосредственно проблемам умственной отсталости было посвящено 14 докладов. Мы остановимся лишь на тех из них, которые представляют особый интерес.

А. Н. Граборов выступил с докладами об умственной дефективности, о типах умственно дефективных и о принципах трудового воспитания умст­венно отсталых детей. Это были, пожалуй, первые теоретико-педагогические доклады по проблемам «лечебной педагогики» (в терминологии того време­ни). В своих докладах А. Н. Граборов отразил те идеи, которые в дальнейшем получили развитие в его других работах, и, в частности, в книге «Вспомо­гательная школа», изданной в 1923 и 1925 годах, и в других работах по олигофренопедагогике.

Умственную отсталость А. Н. Граборов рассматривал как качественно своеобразное состояние интеллекта, при котором неравномерно нарушают­ся психические функции. Причины умственной отсталости он видел в отягощенной наследственности, инфекционных заболеваниях, в травмах и в социальных факторах, какими являются голод, антисанитарные и другие неблагоприятные условия развития ребенка. Как особую категорию он рассматривал умственную отсталость в результате педагогической запу­щенности.

А. Н. Граборов отметил, что Декрет о всеобщем обучении должен распро­страняться и на умственно отсталых детей. Вспомогательная школа должна отвечать всем принципам единой трудовой школы. Он рекомендовал строить систему учреждений для умственно отсталых в соответствии с характером их дефекта: педагогически отсталых обучать в специальных классах при нормальной школе с целью возвращения их в обычные классы, подлинно умственно отсталых воспитывать в школах-интернатах.

А. Н. Граборов считал самым важным развитие у воспитанников воли, пробуждение интереса, выработку самоконтроля.

Он считал, что значительное место должно принадлежать использованию доведенной до очевидности наглядности. Большое место в докладах Граборова было отведено проблеме вовлечения умственно отсталых детей в разнооб­разную деятельность, требующую затраты определенных мышечных усилий.

М. П. Постовская в своем сообщении о вспомогательных школах, их специфике и структуре раскрыла те положения и принципы, которых она придерживалась. Она рекомендовала наряду с самостоятельными вспомога­тельными школами иметь при нормальных школах- классы для умственно отсталых, а для педагогически отсталых создавать повторительные классы. Она, как и раньше, выступала за раздельное обучение мальчиков и девочек.



По ее мнению, умственно отсталые школьники должны пройти программу нормальной начальной школы, приспособленной к их способностям, за 5—6 лет. М. П. Постовская выступила против профессионального обучения во вспомогательных школах. Труд во вспомогательной школе, по ее мнению, должен быть только ручным. Для окончивших вспомогательные школы она рекомендовала создавать ремесленные школы. Глубоко отсталых советовала воспитывать в закрытых учреждениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.66.188 (0.067 с.)