Тема 7. Внешние эффекты и общественные блага 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Внешние эффекты и общественные блага



 

Содержание темы

 

1. Положительный и отрицательный внешние эффекты

2. Влияние государства на внешние эффекты

3. Внешние эффекты и теорема Коуза

 

1. Положительный и отрицательный внешние эффекты

 

Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц.

Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстерналием). Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т. д.).

Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.

Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние.

Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства

Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.

Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.

 

2. Влияние государства на внешние эффекты

 

Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:

- запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;

- установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;

- введя налоги Пигу, которые имеют специальное назначение – нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;

- установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам прийти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок – рынок прав, которые можно продавать.

Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза. Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек – затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т. е. низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.

 

3. Внешние эффекты и теорема Коуза

 

В общем случае рыночное равновесие Парето-оптимально, то есть в равновесии нельзя улучшить положение одного экономического агента, не ухудшив положения другого. Рынок является механизмом Парето-оптимального распределения ресурсов и обеспечивает эффективное их использование.

Однако рынок не всегда достигает Парето-оптимальности. Такая ситуация в неоклассической экономической теории называется провалом (фиаско) рынка. Одна из форм проявления провала рынка – внешние эффекты. Внешние эффекты (экстерналии) – выгоды или издержки, которые не отражены в условиях контрактов.

Вывод, получивший название теоремы Коуза, заключается в следующем. Проблему внешних эффектов может решить рыночный механизм посредством закрепления прав собственности на объекты, порождающие эти эффекты, и обмена этими правами, если это не связано с большими транзакционными издержками. Если эти права вполне определены и могут обращаться на рынке, рыночный механизм может привести стороны к эффективному соглашению.

Формулировка теоремы Коуза:

Если транзакционные издержки равны нулю, то окончательное размещение ресурсов Парето-оптимально вне зависимости от первоначального распределения прав собственности.

Решение Коуза особенно привлекательно для тех экономистов, которые склонны преуменьшать значение государственного вмешательства в экономику. Но в силу ряда причин общество не может полагаться на решение Коуза во всех случаях. Во-первых, теорема Коуза требует, чтобы транзакционные издержки были пренебрежимо малы. В случае загрязнения атмосферы эффект касается благополучия миллионов людей. Во-вторых, решение Коуза может быть реализовано, если владельцы ресурсов могут идентифицировать источники наносимого им ущерба и легально предотвратить этот ущерб. Даже если право на чистый воздух будет легально закреплено, неясно, как можно идентифицировать тех, чья деятельность вызывает появление озоновых дыр и кислотных дождей, и в какой пропорции эти отрицательные внешние эффекты должны быть «вменены» разным субъектам экономики.

Чистое общественное благо

Внешние эффекты – не единственная трудность рынка. Несостоятельность рынка проявляется также в отношении общественных благ, являющихся одной из разновидностей благ, потребляемых совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают их или нет.

Все блага можно разделить на:

· частные – исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;

· чистые общественные, которые не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);

· промежуточные, которые не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, ни общественного. Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом. В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.

Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Здесь часто возникает проблема нахлебников – своеобразных «зайцев» – людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства). Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.

Типичными примерами общественных благ являются:

· национальная оборона;

· фундаментальные научные исследования;

· программы борьбы с бедностью.

Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод. Подобный анализ «затраты – выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком. В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие внешних эффектов.

2. Отрицательные внешние эффекты.

3. Положительные внешние эффекты.

4. Равновесие в условиях внешних эффектов.

5. Модель для определения стандарта на вредные выбросы и платы за вредные выбросы.

6. Рынок прав на вредные выбросы.

 

Задачи к теме 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.045 с.)