Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График «Патентная монополия»

Поиск

Представим, что позиции фирмы защищены определенными барьерами. На графике1 показана кривая средних общих издержек фирмы-лидера, первой выпустившей продукт на рынок (ATCL). На графике2 – кривая фирмы, скопировавшей удачную новинку (ATCF). Различие м/у кривыми только в их расположении – кривая фирмы-изобретателя выше на ∆ATC, т.к. кривая последователя определяется только издержками непосредственного изготовления продукта, тогда как лидеру пришлось нести издержки на его разработку.

Если права интеллектуальной собственности в стране не охраняются, то сразу вслед за выходом удачной новинки в продажу хлынут многочисленные товары-подражания. И именно они будут преобладать на рынке. В отсутствии патентной монополии изобретательство убыточно и коммерчески не оправданно. Затраты на него делают одни, а плодами пользуются другие.

Допустим, что патентное законодательство введено. Тогда для продукции фирмы-изобретателя сформируется кривая спроса DL. В новых условиях фирма-изобретатель на каждую проданную единицу товара будет получать среднюю прибыль Ап.

Изобретательская деятельность коммерчески оправданна, если экономические прибыли за период действия патента компенсирует доп. издержки, связанные с его проведением.

Именно наличие патентной монополии создает экономические условия для технического прогресса.

Краткосрочная монополия – монополия, обеспечивающая единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха.

Когда фирме удается создать первый бренд в своей отрасли, должен пройти немалый срок, прежде чем конкуренты создадут аналогичный «хит» и сумеют должным образом представить его рынку. Целью фирмы является монополистическая прибыль, но достичь ее в случае краткосрочной монополии можно, лишь опередив конкурентов в разработке нужным потребителю продуктов.

Сложно разделить классическую и краткосрочную монополии между собой. В момент создания (ex ante) монополии преобладает конкурентный аспект – чтобы стать монополистом нужно проявить предпринимательскую бдительность. После установления (ex post) фирма может долго пользоваться монополистическими преимуществами.

21) Невозобновляемые природные ресурсы. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов.

Невозобновляемые природные ресурсы – ресурсы, которые после полного их исчерпания восстановить невозможно (все полезные ископаемые). Анализировать рынок невозобновляемых природных ресурсов необходимо с учетом фактора времени.

Владелец невозобновляемого ресурса сравнивает доходность двух альтернативных вариантов их использования:

1. Немедленная продажа по текущей цене, чтобы потом инвестировать полученную сумму и получить дополнительный доход.

2. Продажа через некоторое время по более высокой цене.

Второй вариант выгоден при положительном значении чистой дисконтированной стоимости (NPV):

NPV = PDV – I >0

PDV=TR/(1+i)t

I – текущая цена ресурса, i- годовая ставка % от вложения вырученных за продажу ресурса денег в банк, TR – стоимость, за которую ресурс будет продан через t лет.

Если темп роста цен на ресурс будет низким, то выгоден будет первый вариант, NPV<0 => собственники будут продавать ресурсы, текущая цена ресурса снизится. Затем текущая УСИЛЕННАЯ добыча сократит запасы, что приведёт к росту ожидаемой цены (TR) в будущем. В результате выгодность консервации будет повышаться, а потом сравняется с типичной нормой прибыли.

В ожидании роста цен на ресурс, собственник использует второй вариант (т.е. сократит текущее предложение) => увеличатся текущие цены, будет сдерживаться рост будущих цен.

Очевидно, что существует встроенный механизм консервации ресурсов.

Сдерживают от консервации ресурсов такие факторы, как отсутствие достоверной информации о запасах, динамика цен на ресурсы-субституты, изменения спроса на ресурс (их так же считают элементами неопределённости рынка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.008 с.)