Дайте характеристику политике ценовой дискриминации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте характеристику политике ценовой дискриминации



Ценовая дискриминация – увеличение прибыли фирмы с помощью установления неодинаковых цен для разных потребителей.

Чтобы ценовая дискриминация стала возможной, необходима реализация 3 условий:

1. Существование разных индивидуальных кривых спроса у разных потребителей (в силу разной эластичности спроса некоторые покупатели будут продолжать покупать товары по таким ценам, которые отпугнут других)

2. Наличие возможности разделить группы потребителей с разными кривыми спроса (у фирмы должен иметься некий практически реализуемые способ отделить тех, кто готов платить дорого, от тех, для кого главное – низкая цена)

3. Замкнутость потребительских групп (те, кто приобретает продукты задорого, не должны иметь возможности купить их же дешевле)

Существует несколько разновидностей ценовой дискриминации:

· Ценовая дискриминация I степени (аукцион) предполагает продажу единицы товара по цене ее спроса, т.е. по максимальной цене, которую потребители готовы заплатить за каждую единицу данного товара. Прибыль достигает невиданных масштабов, т.к.

o Каждый покупатель платит максимальную цену, которую он способен заплатить

o Увеличивается число покупателей

· Ценовая дискриминация II степени («покупаешь больше – платишь меньше») – ситуация, когда монополист продает товары по разным ценам, но при этом каждый, кто покупает одинаковое кол-во единиц товара, платит одну и ту же цену. Наиболее популярные версии:

o Скидки с кол-ва (цена уменьшается в зависимости от размеров разовой покупки) («3+1»)

o Кумулятивные скидки (цена уменьш. пропорционально объему закупок, совершенных за определенный период (месяц, год…)

o Долевые скидки (цена уменьш. при приобретении большей доли товаров у поставщика (оптовики)

· Ценовая дискриминация III степени («бедные платят меньше») состоит в том, что производитель продает товары разным покупателям по разным ценам, однако каждая единица товара, продаваемая данному клиенту, всегда имеет одну и ту же цену. (пониженная плата за проезд для студентов, пенсионеров, скидки на ночные звонки и т.д.)

Последствия ценовой дискриминации:

1. Ведет к расширению выпуска продукции и к более полному удовлетворению потребителей в ней.

2. Увеличивает доход и прибыли монополиста.

3. В среднем покупатели платят при ценовой дискр. больше, чем без нее.

 

Двухступенчатый тариф

Двухступенчатый тариф применим для фирм со снижающейся кривой издержек. Речь идет об отраслях с большими постоянными издержками и низкими предельными издержками. Так выглядит, например, бизнес телефонных компаний, вынужденных затрачивать огромные деньги на подводку коммуникаций к каждому абоненту и на строительство телефонных станций. Зато обработка каждого доп. звонка почти ничего не стоит.

Общий вид кривых средних общих и предельных издержек такой фирмы.

Главные особенности кривой MC – расположение на очень низком уровне и отсутствие низкого роста, а ATC - падает по мере роста производства. Если деятельность монополии не регулируется, то в соответствии с правилом MC=MR монополист установит сильно заниженный объем производства QM и завышенную цену PM.

Допустим, гос-во устанавливает потолок цены на уровне В. В соответствии с правилом MC=MR монополист произведет Qreg единиц продукции. И столкнется с проблемой убытков. Т.к. средние издержки выше цены (PA>Preg), то убыток равен PAABPreg.

Тут возникает идея двухступенчатого тарифа. Первой ступенью может служить входной билет за право пользования телефоном. Это некоторая фиксированная абонентская плата, которую каждый клиент платит вне зависимости от числа разговора. Его величина определяется путем равномерного распределения убытка между всеми пользователями. Вторая же ступень тарифа предполагает сбор платы за каждый звонок в соответствии с установленной гос. ценой.

Последние 20-30 лет во многих развитых странах ведется поиск путей воздействия на монополистов, исключающих прямое регулирование цен. Центральная идея этого направления состоит в создании такой институциональной среды, при которой монополисту будет выгодно самоограничивать негативные проявления монополизма.

Пример: железная дорога (монополия). Управляется дорога неэффективно. Цены велики и постоянно растут, подвижной состав в плохом состоянии, сервис практически отсутствует. Снизить цены не удается, т.к. большие издержки. Поскольку цены не покрывают издержки, заплатить по всем своим обязательствам ж/д не может. Вот и приходится либо давать разрешение на повышение цен, либо покрывать убытки дороги за счет гос-ва. Издержки ж/д велики не по объективным причинам, а из-за х-неэффективности. Но как добиться ее устранения? Выход - открытый конкурс (ТЕНДЕР) на право управления дорогой в течение ближайших 5 лет. К конкурсу приглашаются все желающие. Выбор комиссии – тот, кто предложит самую низкую цену билетов. Толковый предприниматель найдет десятки способов экономии на издержках и наращивания доходов. Если он с радостью примет на себя обязательство не повышать цены в течение всего срока договора на управление дорогой (ФРАНШИЗЫ). Страх, что франшиза достанется другому, заставит его предложить и еще более льготные условия. Если ликвидировать излишние издержки, дело и после всех уступок государству обещает быть очень прибыльным. Через 5 лет тендер должен быть повторен. Претендентам на положение монополиста придется ожесточенно конкурировать за франшизу, предполагая государству максимально привлекательные условия, в частности добровольно снижая цены и добровольно отказываться от части монополистических прибылей. Чтобы в дальнейшем (ex post) пользоваться преимуществами монопольного положения, фирма предварительно (ex ante) должна предложить некий продукт, который окажется весьма привлекательным для потребителя. Чтобы стать монополистом, нужно на открытом тендере предложить самую низкую стоимость перевозки пассажиров.

Несмотря на трудности в практический реализации, институциональный путь контроля естественных монополий считается наиболее перспективным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.005 с.)