Агентские отношения и их роль в управлении фирмой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агентские отношения и их роль в управлении фирмой



Агентские отношения и их роль в управлении фирмой

Агентские отношения возникают, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой (принципал).

Агент может игнорировать интересы своего принципала (напр., сокрытие информации, злоупотребление полномочиями). Принципал, знаю о теоретической возможности недобросовестного поведения наемного сотрудника, постарается ограничить свободу его действий. Наиболее испытанный метод – ценой известных затрат организовать систему контроля и принуждения наемного агента. Агент со своей стороны может пойти на определенные издержки, чтобы убедить принципала в безупречности своих намерений (многие адвокаты получают оплату труда в виде % от отсуженной в пользу нанимателя суммы).

В ходе исполнения агентского контракта возникает информационная асимметрия:

1. Действия агента невозможно на 100% проконтролировать

2. Агент получает доступ к информации, которую сложно получить принципалу

Ключевая проблема агентской контрактации заключается в том, как сблизить интересы двух участников соглашения – принципала и агента. Для этого необходимо распределить функции м/у субъектами:

· Управления (вынесение управленческих решений)

· Контроля (проверка их выполнения)

· Собственности (принятие на себя фин.последствий)

Однако с увеличением масштабов фирмы совмещение всех трех функций становится непосильным для собственника. В итоге управленческая и собственническая функции разделяются. Менеджерские полномочия концентрируются в руках агентов, владеющих соответствующей информацией, а конфликт интересов снижается за счет обособления контрольной ф-ии. Она возлагается на агентах, не участвующих в текущем управлении фирмой, а лишь проверяющих верность принятия решений.

Информационная асимметрия снимается за счет:

1. Контроля

2. Грамотно построенной системы материальных и моральных стимулов

 

Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса.

АО - основная организационная форма крупного предприятия. Деятельность основана на объединении капиталов участников предприятия. Свидетельством вложения капитала в фирму является акция, которая дает акционеру (ее владельцу) - право на получение дохода и на управление АО.

Преимущества:

· возможность привлечения значительных финансовых ресурсов, необходимых для крупного производства при современных масштабах экономики;

· акционерная компания является обществом с ограниченной ответственностью, поэтому в случае банкротства предприятия акционер теряет только сумму, которую он вложил в данное предприятие. Это гарантирует акционерам снижение риска.

· Выход участника из АО происходит путем продажи акций другому лицу. Поэтому выход какого-либо участника не приводит к остановке производства, и предприятие продолжает работать.

Недостатки:

· организация и ликвидация акционерной компании требует больших затрат

· сложная организационная структура способствует его бюрократизации

· при некоторых условиях менеджеры могут действовать в ущерб компании

· прибыль компании дважды облагается налогом на прибыль: полученная предприятием прибыль и дивиденды акционеров.

Виды АО:

1. ЗАО – предприятие, капитал которого распределен среди замкнутого круга лиц. Акции могут переходить от одного лица к другому только при согласии большинства акционеров.

2. ОАО – предприятие, акции которого распространяются по открытой подписке. Акции свободно продаются. АО обязано ежегодно публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и ее использовании и др.

 

Двухступенчатый тариф

Двухступенчатый тариф применим для фирм со снижающейся кривой издержек. Речь идет об отраслях с большими постоянными издержками и низкими предельными издержками. Так выглядит, например, бизнес телефонных компаний, вынужденных затрачивать огромные деньги на подводку коммуникаций к каждому абоненту и на строительство телефонных станций. Зато обработка каждого доп. звонка почти ничего не стоит.

Общий вид кривых средних общих и предельных издержек такой фирмы.

Главные особенности кривой MC – расположение на очень низком уровне и отсутствие низкого роста, а ATC - падает по мере роста производства. Если деятельность монополии не регулируется, то в соответствии с правилом MC=MR монополист установит сильно заниженный объем производства QM и завышенную цену PM.

Допустим, гос-во устанавливает потолок цены на уровне В. В соответствии с правилом MC=MR монополист произведет Qreg единиц продукции. И столкнется с проблемой убытков. Т.к. средние издержки выше цены (PA>Preg), то убыток равен PAABPreg.

Тут возникает идея двухступенчатого тарифа. Первой ступенью может служить входной билет за право пользования телефоном. Это некоторая фиксированная абонентская плата, которую каждый клиент платит вне зависимости от числа разговора. Его величина определяется путем равномерного распределения убытка между всеми пользователями. Вторая же ступень тарифа предполагает сбор платы за каждый звонок в соответствии с установленной гос. ценой.

Последние 20-30 лет во многих развитых странах ведется поиск путей воздействия на монополистов, исключающих прямое регулирование цен. Центральная идея этого направления состоит в создании такой институциональной среды, при которой монополисту будет выгодно самоограничивать негативные проявления монополизма.

Пример: железная дорога (монополия). Управляется дорога неэффективно. Цены велики и постоянно растут, подвижной состав в плохом состоянии, сервис практически отсутствует. Снизить цены не удается, т.к. большие издержки. Поскольку цены не покрывают издержки, заплатить по всем своим обязательствам ж/д не может. Вот и приходится либо давать разрешение на повышение цен, либо покрывать убытки дороги за счет гос-ва. Издержки ж/д велики не по объективным причинам, а из-за х-неэффективности. Но как добиться ее устранения? Выход - открытый конкурс (ТЕНДЕР) на право управления дорогой в течение ближайших 5 лет. К конкурсу приглашаются все желающие. Выбор комиссии – тот, кто предложит самую низкую цену билетов. Толковый предприниматель найдет десятки способов экономии на издержках и наращивания доходов. Если он с радостью примет на себя обязательство не повышать цены в течение всего срока договора на управление дорогой (ФРАНШИЗЫ). Страх, что франшиза достанется другому, заставит его предложить и еще более льготные условия. Если ликвидировать излишние издержки, дело и после всех уступок государству обещает быть очень прибыльным. Через 5 лет тендер должен быть повторен. Претендентам на положение монополиста придется ожесточенно конкурировать за франшизу, предполагая государству максимально привлекательные условия, в частности добровольно снижая цены и добровольно отказываться от части монополистических прибылей. Чтобы в дальнейшем (ex post) пользоваться преимуществами монопольного положения, фирма предварительно (ex ante) должна предложить некий продукт, который окажется весьма привлекательным для потребителя. Чтобы стать монополистом, нужно на открытом тендере предложить самую низкую стоимость перевозки пассажиров.

Несмотря на трудности в практический реализации, институциональный путь контроля естественных монополий считается наиболее перспективным.

 

Системы з/п:

Системой з/п – совокупность правил и принципов оплаты наемного труда, которая позволяет увязать возрастание получаемого работником денежного вознаграждения с комплексом параметров процесса и (или) результатов труда.

Главная цель - заинтересовать работающего в интенсивном и качественном труде.

Системы з/п в странах с рыночной экономикой можно сгруппировать в две модели: однофакторную и многофакторную.

· Однофакторная система оплаты труда - уровень оплаты труда становится в прямую или косвенную зависимость от одного фактора (обычно от выработки продукции в единицу времени). Применяется на предприятиях с высоким удельным весом квалифицированного ручного труда или там где преобладают машинные операции индивидуального характера

· Многофакторные и всефакторные системы оплаты труда - стали прямым следствием технического прогресса. В них размер оплаты зависит не только от выработки, но и от других качественных показателей, связанных с условиями труда, экономией материалов, оценкой сложности работы, ответственностью.

Три типа документов для каждого рабочего места:

· Должностная инструкция (описаны все обязанности работника)

· Квалификационная карта (квалификационные требования к работнику)

· Карта компетенции (конкретные навыки и знания, необходимые для работы на этом месте)

В последнее десятилетие появилась всефакторная система з/п, которая представляет собой форму коллективной оплаты труда, которая позволяет добиваться роста производительности и заинтересованность всех работающих в повышении рентабельности фирмы.

Патернализм - опека работников со стороны фирмы.

Управление персоналом – это экономическая дисциплина, основанная на способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации.

Способы мотивации труда:

· бонусы, дополнительные выплаты, субсдии, кредиты, скидки, помощь в оплате расходом.

· повышение отдачи от деятельности коллектива фирмы как единого механизма.

Источники инвестиционных ресурсов фирмы (самофинансирование, кредиты, эмиссия ЦБ)

При поиске средств для финансирования инвестиций фирме имеет три возможных источника инвестиционных ресурсов:

· Самофинансирование – финансирование инвестиций за счет собственных средств:

o Амортизационных отчислений

o Прибыли

Собственные средства предприятий традиционно являются базовыми источниками инвестиционных ресурсов (50-60%)

Главное достоинство – отсутствие внешних издержек. Главный недостаток – в ограниченности имеющихся у фирмы средств. Бизнес-история полна примеров того, как опиравшиеся только на собственные ресурсы фирмы не могли обеспечить необходимые темпы роста и в итоге проигрывали конкурентам, несмотря на то, что первоначально лидировали.

· Кредиты – использование временно свободных ден. средств на условиях срочности, возвратности и платности.

o Краткосрочный – выдаются на несколько месяцев. Необходимы предприятию для осуществления текущей производственной деятельности (для приобретения сырья, материалов, выдачи з/п работникам).

o Долгосрочный – предоставляется для обслуживания долговременных потребностей, связанных с техническим перевооружением, осуществлением затрат по расширению производства, превышающий 1 год.

Типы кредитов:

o Банковский кредит – предоставляется кредитно-фин. институтами юр и физ лицам в денежной форме.

o Коммерческий кредит – предоставляется одним небанковских предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.

Кредитный рейтинг – комплексная оценка кредитоспособности заемщика.

· Эмиссия ценных бумаг

Ценная бумага – финансовый документ, в котором зафиксированы определённые имущественные права его владельцев.

Основными видами являются:

o Акции - ценная бумага, которая свидетельствует о внесении определённой суммы в капитал ОБЫКНОВЕННЫЕ АКЦИИ

ü Право голоса на собрании акционеров

ü Право продажи акций по своему усмотрению

ü Право приобретения доп.выпусков акций с целью сохранения своей доли собственности в АО

ü Право на получение дивидендов, зависящих от размера получаемой прибыли

ü Право на получение доли имущества при ликвидации АО

ПРИВИЛИГИРОВАННЫЕ АКЦИИ - не дают владельцам права голоса.

o Облигации удостоверяют отношение займа между её владельцем и предприятием-эмитентом и подтверждает обязательство возвратить её владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока.

ü Право на получение твердого дохода, величина которого остается неизменной в течение всего срока жизни облигации

ü Право на получение номинальной суммы в период погашения облигации

ü Право на продажу на вторичном рынке

ü Право на активы АО при ликвидации по сравнению с владельцами любых акций

Методы снижения риска

Фирма может уменьшить опасность, связанную с дефицитом информации с помощью перераспределения риском между разными проектами или поделиться ими с другими субъектами экономики.

Борьба с информационной асимметрии с помощью рычагов:

1. Гарантии - обязательства производителя заменить по требованию потребителя некачественный экземпляр товара качественным либо иным способ компенсировать несоответствие характеристик продукта параметрам, заявленным при продаже.

2. Бренды - слово, выражение, знак, символ дизайнерских решение или их комбинация, достаточные для идентификации потребителем товаров конкретного продавца. Т.е. сделать разумной выбор потребителю позволяет репутация продавца, его авторитет на рынке сбыта товаров. Чаще всего потребитель переплачивает за брендовый товар, но при этом сокращает информационные риски, что обеспечивает уверенность в доброкачественности продукции.

3. Дипломы и сертификаты – официальное подтверждение высокого качества. Потребитель несет трансакционные издержки при получении сертификата, однако автоматически он защищает свою продукцию от попадания в список "лимонов".

4. Судебная защита - потребителей заключается в том, что потребитель имеет право предъявить претензию и взыскать потерянные деньги вместе со штрафом и санкциями. В этих условиях производителю невыгодно сокрытие информации и тем самым снижается информационная асимметрия.

5. Контактная система - одним из способов снижения риска и поведенческой неопределенности является составление контрактов. Заключение контрактов регламентирует все основные параметры трансакции, что позволяет фирмам в значительной степени устранить субъективную неопределенность.

Особой разновидностью информационной асимметрии является поведенческая неопределенность. Здесь, одним из самых важных инструментов снижения уровня риска выступают контракты.

Заключение контракта позволяет фирмам в значительной степени устранить субъективную неопределенность.

Обеспечение контрактов:

· агентские отношения: Принципал заключает с агентом контракт, в рамках которого ставит перед ним определенные задачи и наделяет необходимыми полномочиями.

· саморегулирующие контракты:

· отношенческий или несовершенный контракт: подразумевает, что невозможно предусмотреть все будущие проблемы, связанные с выполнением контракта.

Обеспечение отношенческого контракта являются методы:

1. Удержания заложника: фирма, позиции которой более уязвимы, в случае нарушения контракта имеет право на взыскание активов.

2. Инвестиции в специфические активы: затраты на активы приходятся на более сильную фирму.

3. Око за око: не нарушай договор первым и не отвечай дважды на одно и тоже недобросовестное действие.

4. Независимый частный арбитраж: 3 лицо для разрешения конфликтов

5. Регулирование: 3 сторона регулирует отношения.

6. Объединение независимых субъектов

Методы управления риском

Методы управления риска не ведут к уменьшению его величины, но уменьшают негативные последствия для данной фирмы в случае наступления неблагоприятного исхода.

Выбрать уровень риска позволяет коэффициент риска:

Кr = Y/C, где Y- максимально возможная сумма убытка, C- объем собственных средств.

Значение коэффициентов:

От 0 до 0,3 – низкий риск

От 0,3 до 0,5 – средний

От 0,5 до 0,7 – высокий,

Выше 0,7 –критический

Основные методы управления рисками:

· Отказ от рисков: отказ от всех сделок, предполагающих риск. Отказ от рисков часто является оптимальным решением в обстановке неопределенности.

· Предотвращение убытков: Тщательная подготовка сделки с использованием всех способов уменьшения риска.

· Самострахование: принятие рисов на себя, предполагая покрыть возможный ущерб за счет текущих денежных доходов или с помощью резервного фонда. Является самым дешевым видом страхования, но это оборачивается некоторым омертвлением капитала

· Распределение и объединение рисков: сущность распределения риска состоит в его разделении между несколькими хозяйствующими субъектами. (страхование, контрактное разделение, поручительство, факторинг).

Объединение риска предполагает одновременное проведение нескольких не связанных м/у собой рискованных сделок (соглашения о взаимопомощи предприятий-партнеров, деятельность страховых компаний, венчурных фондов и банков (в частности, при диверсификации рисков и хеджировании).

Страхование - предприниматель берет в качестве партнера страховую компанию и перекладывает на нее некоторые риски.

Контрактное разделение риска - формально безвозмездная форма передачи риска.

Поручительство - обещание выполнять обязательства

Факторинг - продажа фирмой своих платежных требований контрагенту по сделке коммерческому банку.

Единый производитель-гигант

Непреодолимые барьеры

Основные барьеры:

· Преимущества крупного производства. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия.

Частным случаем монополистической структуры рынка является естественные монополии. Они возникают, когда единственные производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это могут сделать конкурирующие м/у собой фирмы. В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия больше реального размера рынка.

· Легальные барьеры. Источники легальных барьеров:

o Право собственности на ресурсы (если в собственности фирмы оказываются земли с особыми свойствами, это автоматически создает предпосылки для монополии)

o Право интеллектуальной собственности (патент – документ, удостоверяющий право интеллектуальной собственности и дает владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течении опред. времени (в России-20лет). Владелец патента может за вознаграждение предоставить его другим лицам (выдавать лицензию).

o Санкционированные государством исключительные права на производство или торговлю определенной продукцией (чаще всего предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности)

· Нечестная конкуренция. Крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ. Конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта.

Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг – умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента.

Много возможностей нечестной конкуренции и в рекламе. Имея большой рекламный бюджет можно опорочить продукцию конкурентов.

Х-неэффективность – бесхозяйственное ведение дела, которое влечет за собой рост издержек выше объективного уровня.

Дуополия

Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т. е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли..

Модель Курно

Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1838 г.

Модель Курно анализирует поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы состоит в том, чтобы определить собственный размер производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью. На рис. 9.2 показано, каким было бы поведение фирмы в таких условиях.

Системы з/п:

Системой з/п – совокупность правил и принципов оплаты наемного труда, которая позволяет увязать возрастание получаемого работником денежного вознаграждения с комплексом параметров процесса и (или) результатов труда.

Главная цель - заинтересовать работающего в интенсивном и качественном труде.

Системы з/п в странах с рыночной экономикой можно сгруппировать в две модели: однофакторную и многофакторную.

· Однофакторная система оплаты труда - уровень оплаты труда становится в прямую или косвенную зависимость от одного фактора (обычно от выработки продукции в единицу времени). Применяется на предприятиях с высоким удельным весом квалифицированного ручного труда или там где преобладают машинные операции индивидуального характера

· Многофакторные и всефакторные системы оплаты труда - стали прямым следствием технического прогресса. В них размер оплаты зависит не только от выработки, но и от других качественных показателей, связанных с условиями труда, экономией материалов, оценкой сложности работы, ответственностью.

Три типа документов для каждого рабочего места:

· Должностная инструкция (описаны все обязанности работника)

· Квалификационная карта (квалификационные требования к работнику)

· Карта компетенции (конкретные навыки и знания, необходимые для работы на этом месте)

В последнее десятилетие появилась всефакторная система з/п, которая представляет собой форму коллективной оплаты труда, которая позволяет добиваться роста производительности и заинтересованность всех работающих в повышении рентабельности фирмы.

 

Фондовая биржа и ее функции

Фондовая биржа – организованный рынок, где по заранее определенным жестким правилам совершаются сделки с ценными бумагами. ФБ призвана обеспечить быструю, надежную и эффективную перепродажу ценных бумаг.

Функции:

· аккумуляция капитала. Находясь в центре пересечения интересов продавцов и покупателей, биржа аккумулирует разрозненные свободные финансовые средства и помогает их инвестированию в ценные бумаги и в производство. Максимальные удобства:

§ Надежность. Фондовая биржа открыта не для всех ценных бумаг. Разрешение на продажу на ней ЦБ – это прерогатива достаточно известных компаний. Прежде чем ЦБ будут предложены к продаже, они проходят процедуру проверки или допуска.

Работы биржи строится таким образом, что все совершаемые на ней сделки проводятся только с помощью официальных посредников – брокеров. Брокер получает заявки от своих клиентов и выполняет их. Прежде, чем заключить сделку, клиент имеет право проконсультироваться у брокера об интересующих его ЦБ и фирмах. При ненадлежащем осуществлении сделки брокер несет материальную ответственность.

§ Информационное обеспечение. Для того чтобы заинтересовать инвестора в приобретении ЦБ, биржа предоставляет информацию о деятельности всех компаний, чьи ЦБ представлены в бирже. Знание ситуации на фондовом рынке позволяет инвесторам осуществлять более выгодные для себя вложения.

§ Обеспечение ликвидности. Высокая ликвидность характерна для бирж, имеющих большие обороты. На рынок с низкой ликвидностью трудно привлечь инвесторов.

· обеспечение межотраслевых переливов капитала. ЦБ представляют собой уникальный и важный для рыночной экономики инструмент межотраслевого перелива капитала. Установление равновесия м/у спросом и предложением возможно лишь тогда, когда капиталы могут покидать сферы, где существует устойчивое перепроизводство и перетекать туда, где рынок требует резкого наращивания выпуска. Однако в своей физ. форме капиталы малоподвижны. Не так легко найти покупателя, готового заплатить огромную сумму за гигантский, но убыточный сталелитейный завод. Непростой задачей окажется и строительство на высвобожденные деньги прибыльного производства в прогрессивной отрасли. ЦБ делают этот процесс более плавным и реализуемым. Биржа служит тем местом, где посредством купли-продажи ценных бумаг происходит переток капиталов из отрасли в отрасли.

· переход управления предприятиями к эффективному собственнику. Открытость биржевой информации дает возможность любому акционеру проследить за ситуацией, складывающейся на фондовом рынке с ЦБ фирмы. Тем самым ошибки в управлении АО перестают быть понятными только специалистам-экспертам. Появляется индикатор, понятный широкой публике. Обычно опасным сигналом является серьезное падение курса ЦБ какой-либо фирмы-эмитента. Следовательно, биржа способствует переходу управления фирмой в более надежные руки, т.е. к эффективному собственнику.

Формы и системы з/п

Заработная плата - это цена ресурса “труд”, т.е. один из компонентов издержек (переменные издержки).

Этот вид издержек с точки зрения фирмы способен обеспечить:

· максимальную мотивацию персонала;

· привлечение трудовых ресурсов нужной категории.

Формы з/п:

1. Повременная з/п – это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от кол-ва отработанного времени (час, день, неделя, месяц)

+ создает потенциальные предпосылки для качественного труда;

+ удобна для выполнения сложных и комплексных работ

- не стимулирует интенсификацию труда;

- не требует постоянного контроля, что сложнее, чем контроль результатов.

2. Сдельная з/п – это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от кол-ва произведенной им продукции.

+ интенсифицирует труд

+ сокращает издержки по надзору за трудовой деятельностью, только контроль за результатом.

- не заинтересовывает работника в кач-ве продукции

- не пригодна для сложных, комплексных работ.

НО существование двух форм породило многочисленные варианты их применения и сочетания. При этом эволюция скорее идет в направлении повременной з/п, т.к. материальное производство базируется на современной технике и появилось множество нематериальных услуг.

Системы з/п:

Системой з/п – совокупность правил и принципов оплаты наемного труда, которая позволяет увязать возрастание получаемого работником денежного вознаграждения с комплексом параметров процесса и (или) результатов труда.

Главная цель - заинтересовать работающего в интенсивном и качественном труде.

Системы з/п в странах с рыночной экономикой можно сгруппировать в две модели: однофакторную и многофакторную.

· Однофакторная система оплаты труда - уровень оплаты труда становится в прямую или косвенную зависимость от одного фактора (обычно от выработки продукции в единицу времени). Применяется на предприятиях с высоким удельным весом квалифицированного ручного труда или там где преобладают машинные операции индивидуального характера

· Многофакторные и всефакторные системы оплаты труда - стали прямым следствием технического прогресса. В них размер оплаты зависит не только от выработки, но и от других качественных показателей, связанных с условиями труда, экономией материалов, оценкой сложности работы, ответственностью.

Три типа документов для каждого рабочего места:

· Должностная инструкция (описаны все обязанности работника)

· Квалификационная карта (квалификационные требования к работнику)

· Карта компетенции (конкретные навыки и знания, необходимые для работы на этом месте)

В последнее десятилетие появилась всефакторная система з/п, которая представляет собой форму коллективной оплаты труда, которая позволяет добиваться роста производительности и заинтересованность всех работающих в повышении рентабельности фирмы.

 

Агентские отношения и их роль в управлении фирмой

Агентские отношения возникают, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой (принципал).

Агент может игнорировать интересы своего принципала (напр., сокрытие информации, злоупотребление полномочиями). Принципал, знаю о теоретической возможности недобросовестного поведения наемного сотрудника, постарается ограничить свободу его действий. Наиболее испытанный метод – ценой известных затрат организовать систему контроля и принуждения наемного агента. Агент со своей стороны может пойти на определенные издержки, чтобы убедить принципала в безупречности своих намерений (многие адвокаты получают оплату труда в виде % от отсуженной в пользу нанимателя суммы).

В ходе исполнения агентского контракта возникает информационная асимметрия:

1. Действия агента невозможно на 100% проконтролировать

2. Агент получает доступ к информации, которую сложно получить принципалу

Ключевая проблема агентской контрактации заключается в том, как сблизить интересы двух участников соглашения – принципала и агента. Для этого необходимо распределить функции м/у субъектами:

· Управления (вынесение управленческих решений)

· Контроля (проверка их выполнения)

· Собственности (принятие на себя фин.последствий)

Однако с увеличением масштабов фирмы совмещение всех трех функций становится непосильным для собственника. В итоге управленческая и собственническая функции разделяются. Менеджерские полномочия концентрируются в руках агентов, владеющих соответствующей информацией, а конфликт интересов снижается за счет обособления контрольной ф-ии. Она возлагается на агентах, не участвующих в текущем управлении фирмой, а лишь проверяющих верность принятия решений.

Информационная асимметрия снимается за счет:

1. Контроля

2. Грамотно построенной системы материальных и моральных стимулов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.094 с.)