Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки



Основной функцией государства в отношение монополий является препятствие формированию монополий и слишком высокой их концентрации (степень контроля фирмой рынка, индекс Херфиндаля-Хиршмана).

Два основных метода борьбы с монополиями:

1. Поведенческий подход – борьба с уже образованными монопольными организациями, основан на устранении или ограничении деятельности, применяют различные методы: предупредительные меры, высокие штрафы, демонополизация;

"+" подхода: борьба с реальными монополиями.

"-" подхода: чаще всего сложно удается доказать монопольные злоупотребления фирмы в связи с х-неэффективностью и сложными бухгалтерскими ухищрениями

2. Структурный подход: подразумевает запрет на слияние фирм

"+": рост в применении.

"-": неопределенность последствий его применения, возможно устранение как монополий, злоупотребляющих своим положениям, так и эффективно работающих крупных организаций, являющихся ядром национальной экономики.

Основные черты картеля. Основные принципы картельного соглашения.

Картель – группа фирм, объединенная соглашением о ценах и разделе рынка между участниками с целью получения максимальной прибыли. Стоит отметить, что картель не может быть официально организован, так как попадает под действие антимонопольную политику.

Немногочисленность основных участников олигополистического рынка способствует сговору фирм. Главная идея - установление объема производства и цен на уровне, обеспечивающем максимальную прибыль для всей группы договаривающихся. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо путем географического закрепления рынков. Для выравнивания уровня издержек картель договаривается предлагать поставщикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену.

Картель фирм ориентируется на долгосрочное монополистическое равновесие. Соответственно цены и объем производства устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой полученную монополистическую прибыль.

Преимущества вступления в картель:

1. Повышение цены реализации продукции.

2. Закрепление некоторых сегментов рынка под монопольным контролем.

3. Дезинформация потребителей (имитация конкуренции).

4. Совместная работа с аутсайдерами.

5. Лоббирование интересов картеля в органах государственной власти.

Классический картель предполагает установление между фирмами соглашения:

1. о единых ценах;

2. о размерах (квотах) производства или разделе рынков;

3. о единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, в т.ч. к профсоюзам.

Основные черты рынка монополии, х-неэффективность

Монополия – вид несовершенной конкуренции при котором на рынке действует один-единственный продавец.

Черты:

Единый производитель-гигант

Уникальность и незаменимость продукции

Полнота имеющейся у него информации

Непреодолимые барьеры

Основные барьеры:

· Преимущества крупного производства. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия.

Частным случаем монополистической структуры рынка является естественные монополии. Они возникают, когда единственные производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это могут сделать конкурирующие м/у собой фирмы. В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия больше реального размера рынка.

· Легальные барьеры. Источники легальных барьеров:

o Право собственности на ресурсы (если в собственности фирмы оказываются земли с особыми свойствами, это автоматически создает предпосылки для монополии)

o Право интеллектуальной собственности (патент – документ, удостоверяющий право интеллектуальной собственности и дает владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течении опред. времени (в России-20лет). Владелец патента может за вознаграждение предоставить его другим лицам (выдавать лицензию).

o Санкционированные государством исключительные права на производство или торговлю определенной продукцией (чаще всего предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности)

· Нечестная конкуренция. Крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ. Конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта.

Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг – умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента.

Много возможностей нечестной конкуренции и в рекламе. Имея большой рекламный бюджет можно опорочить продукцию конкурентов.

Х-неэффективность – бесхозяйственное ведение дела, которое влечет за собой рост издержек выше объективного уровня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.008 с.)