Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские направления эпохи ВозрожденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГЛОССАРИЙ Философских понятий и категорий Антропоцентризм – принцип мировоззрения, согласно котором человек является главным, центральным элементом мира. Аверроизм – натуралистическое течение в средневековой философии, основоположником которого является средневековый арабский мыслитель Аверроэс, принятое в университетах Падуи и Болоньи в Италии. Гуманизм (от лат. humanutas – человечность) – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, ее свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Догматизм – принцип мировоззрения, в соответствии с которым рассуждения не должны выходить за пределы положений (догм), которые принимаются на веру и не подлежат опровержению. Креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) – принцип мировоззрения, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Монотеизм – учение, в котором утверждается вера в одного, единого Бога. Пантеизм – философское учение, в котором отождествляется Бог и мир, утверждает присутствие Бога во всем. Патристика (от лат. pater – отец) – период и философское направление в эпоху Средневековья. Политеизм – учение, в котором утверждается вера во многих богов. Провиденциализм (лат. providentia – провидение) – концепция, согласно которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (Бог, высшее существо или его действия). Реализм – философское учение эпохи Средневековья, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии). Скептицизм – направление в античной философии, в котором развивались идеи о недостоверности любого знания. Схоластика (от греч. schole – школа) – философское направление эпохи Средневековья, в котором считалось, что изучение природы, мира, человека должно идти в соответствии с изложенными в священных текстах положениях. Теология (греч. theologia; от theos— бог и logos — учение) - Теоцентризм (греч. theos – Бог) – принцип, согласно которому источником мира и всего сущего является Бог. Утопия Утилитаризм – учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Аврелий Августин (Августин Блаженный - 354 - 430гг.) – выдающийся философ, теолог, епископ г.Гиппона (Северная Африка, Римская империя). Фома Аквинский (1225 – 1274) – выдающийся теолог, философ, доминиканский монах. Данте Алигьери (1265-1321, Италия) – поэт, философ, гуманист. Наиболее известное произведение – «Божественная комедия». Эразм Роттердамский (1469-1536, Нидерланды) – священнослужитель, философ, теолог. Николо Макиавелли (1469 – 1527, Италия) – философ, политик, историк. Парацельс (Ауреол Тофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493-1541, Германия) – врач, философ, алхимик, мистик, маг. Мишель Монтень (1533-1592, Франция) – философ, общественный деятель. Николай Кузанский (1401-1464) – философ, теолог, кардинал римско-католической церкви. Иоганн Кеплер (1571 – 1630) – выдающийся астроном. Галилео Галилей (1564 –1642, Италия) – астроном, основатель динамики. Исаак Ньютон (1642 – 1727) – великий физик. Николай Коперник (1473 – 1543, Польша) – священник, врач, философ Франческо Петрарка (1304 – 1374) – поэт, общественный деятель, философ. Джованни Боккаччо (1304 – 1374) – писатель Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – художник, скульптор, ученый, инженер. Альберт Дюрер (1478 – 1521) – художник, скульптор, гравер, архитектор, инженер. Вильям Шекспир (1564 – 1616) – поэт, драматург. Якоб Бёме (1575 – 1624) - философ
Ситуационная задача
Описывая идеальное государство острова Утопия, Т. Мор выражает свое отношение к жизни тяжело, неизлечимо больного человека, который уже не может приносить пользу обществу. В своем произведении он пишет: «Если недуг не только не излечим, но, напротив, постоянно мучает и терзает больного, тогда священники и должностные лица убеждают человека, что поскольку он не может справиться ни с какими жизненными обязанностями, в тягость другим, тяжел самому себе и уже находится по ту сторону своей собственной смерти, надобно ему решиться не кормить долее свою беду и погибель и умереть, если он уверен, что жизнь для него – мучение. Более того, утешившись доброй надеждой, да освободит он сам себя от этой горестной жизни, как от тюрьмы и жестокости, или дозволит своей волей другим исторгнуть себя из нее». Определите: 1. какое действие предлагает совершить Т.Мор неизлечимо больному, страдающему, беспомощному человеку? 2. Дайте оценку позиции Т. Мора в соответствии с принципом гуманизма.
Информационный блок «Средневековье» - это период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока со времен падения Римской империи в V в. до н.э. до начала эпохи Возрождения (XIV – XV вв.). Эпоха Средневековья, охватывая целое тысячелетие, имеет ряд особенностей, отражающих социально-политические, экономические, культурные, мировоззренческие процессы, происходившие в обществе. Процесс распада рабовладельческой Римской империи и становления феодальных отношений в Западной Европе происходили в сложной обстановке военных столкновений и народных движений. Рухнувшая Римская империя оказывала воздействие на западноевропейские народы через сохранившуюся в этих государствах сильную организацию христианской церкви. На Востоке, в Китае и Индии переход к феодализму произошел значительно раньше. В период раннего Средневековья (VII – XI вв.) ведущую роль в развитии науки играл Восток. Лишь в более позднюю эпоху, начиная с крестовых походов, оживляется европейская наука, возникают университеты, появляются крупные ученые и научные школы. С X века начинают развиваться экономические и культурные связи Европы и Востока. На Востоке уже переводили Птолемея, Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов. Бируни размышлял о гелиоцентрической системе мира, вычислял радиус Земли. В Европе продолжали господствовать представления о Земле как о плоской лепешке, накрытой хрустальным колпаком и опоясанной океаном. В XI в. начались крестовые походы, в ходе которых, в частности, европейская культура обогатилась достижениями Восточной, прежде всего арабской науки, философии, техники. В Европе появляются первые университеты, сначала в Испании, где арабами уже был организован университет в Кордове, затем в Италии, Париже и Англии. Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета, но до нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, профессора и доцента, лекции как основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета. В средневековых университетах широко использовалась такая форма получения знаний как диспут, а также научные семинары и дискуссии. Лекция (букв. с лат. – чтение) была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, поэтому чтение и комментирование научных и богословских трудов было необходимо. Преподавание велось на латинском языке, он был международным научным языком. В ряде европейских университетов до нашего времени торжественные речи читаются и дипломы пишутся на латинском языке. Сохранились до нашего времени и мантии, шапочки, которые одевают в торжественных случаях ученые. В средневековых университетах культивировалась схоластическая наука, которая базировалась на положении о том, что истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторов, и долг ученых – изучать и комментировать эту истину. На развитие естествознания также повлияли достижения в развитии техники: механические часы, очки, книгопечатание, производство бумаги, компас, позволивший совершать далекие путешествия. В период Средневековья в Европе появляются переведенные на латинский язык труды греческих авторов – Евклида, Архимеда, Птолемея, Платона, Аристотеля и др., а также труды арабских ученых. Развитие философии в Западной Европе в эпоху Средневековья шло под мощным влиянием христианского вероучения. В этот период основные философские вопросы переосмысливаются в соответствии с основными положениями христианского вероучения. Рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти являются отличительной особенностью средних веков. В это время на смену языческим религиям многобожия (политеизма) приходят религии единобожия (монотеизма): христианство и ислам. Философия эпохи Средневековья представляет собой совокупность религиозно-философских учений, созданных преимущественно служителями христианской церкви. Христианское мировоззрение опирается на две фундаментальные идеи: идея творения, составляющая основу христианской онтологии и идею откровения, составляющую основу христианского учения о познании. В эпоху Средневековья главными проблемами в области философии становятся: отношения Бога и человека, представленность добра и зла в Боге и человеке (в т.ч. добр или злобен человек по замыслу Божьему), пути постижения Бога (с помощью разума или откровения), соотношение веры и разума в процессе познания, проблема свободы человека. Средневековая философия представляет собой очень своеобразный способ философствования, имеющий очень много общего с античной философией, и в то же время имеющий свои, специфические особенности, т.е. средневековая философия является восприемницей античной философии и вырабатывает свои собственные принципы, главным из которых является теоцентризм. В соответствии с особенностями развития религиозно-философских воззрений в средневековой философии выделяют периоды: апологетика, патристика и схоластика. Апологетика представляет собой ранний период становления христианской религии и начала ее распространения по странам Западной Европы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.011 с.) |