Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схоластическая философия. Священные тексты как основной источник знания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К началу X в. в Европе наступила определенная политическая стабильность. Культурная деятельность оживилась сразу во многих областях жизни: росло население, совершенствовалось сельское хозяйство, развивалась торговля на континенте и за его пределами, укреплялись связи со странами исламской и византийской культур, возникали города, развивались ремесла. Христианская церковь к началу XI века приобретает духовную и интеллектуальную власть во всей Европе. Церковь становится покровителем обучения и образования. Обретение знаний было провозглашено процессом необходимым для «восстановления в нас образа Божия»[1]. «Мирская ученость, сосредоточенная на изучении природного мира, составляет необходимую основу для более высокого религиозного созерцания»[2]. Девизом образования того времени становится: «Учись всему, и ты поймешь: нет ничего лишнего». В этот период Средневековья появляются «энциклопедические трактаты, направленные на постижение действительности во всей ее целостности». Концепция познания мира во всей его целостности стала основой образования в университетах средневековой Европы. В период схоластики философия изменяет направление своего развития, обращаясь к философской системе Аристотеля. Труды Аристотеля по логике приобрели известность еще с начала эпохи Средневековья и образовали один из основных элементов христианской культуры. В XII – XIII вв. в Западную Европу из стран мусульманского Востока и Византии попадают труды Аристотеля («Метафизика», «Физика», «О душе»), переведенные на латинский язык и с комментариями арабских ученых. «Именно аристотелевской философии было суждено в корне преобразовать и направление, и саму сущность европейской мысли»[3]. «Неожиданное столкновение Европы с изощренной научной космологией, энциклопедической по широте и внутренне своеобразной, буквально ошеломило ее»[4]. Отличительной особенностью схоластического мировоззрения является интерес к природному миру и способностям человека постигать этот мир. Средневековые мыслители размышляют о проблеме множественности истины. В своих научных дискуссиях они используют различные аргументы для выявления истины. «…Способность человеческого разума различать единственно верное учение не вызывала больше сомнения. Христианские истины не ставились под вопрос: просто теперь их можно было подвергнуть анализу»[5]. Главной идеей в схоластическом направлении средневековой философии стало положение о том, что истина уже открыта и содержится в священном писании и в трудах богословских авторов, и долг ученых – изучать и комментировать эту истину. «Главнейшая задача средневековой философии долгое время состояла и в том, чтобы явленные в откровении истины христианской догмы можно было бы объяснить и доказать с помощью рационального анализа. Философия была служанкой теологии, подобно тому, как разум служил истолкователем веры. Таким образом, разум оказывался в подчинении у веры»[6]. Ранние схоластики понимали разум как верное по форме логическое мышление. По мере распространения идей Аристотеля понимание разума изменяется. Он уже не сводится только к одной логике, но включает и эмпирические наблюдения, и опыт, т.е. познание природного мира. Различия в понимании разума приводят к разногласиям среди философов-схоластов. Таким образом, в XIII – XIY вв. в рамках схоластической философии появляется проявляется диалектическое единство противоречий между «новым» разумом и верой, человеческим знанием о естественном мире с христианским учением о божественном откровении. Выдающихся схоластов XIII века – Альберта Великого, его ученика Фому Аквинского и других философов и теологов – занимают проблемы законов материального мира. Оценка природы, тела и интеллекта человека идет с позиций аристотелевского учения. Исследуя проблему разума и его взаимосвязи с верой, схоласты пришли к выводу о колоссальных возможностях человеческого разума проникать во множество предметов этого мира с целью познания их порядка, движения, направленности, конечности, их абсолютной зависимости от чего-то высшего. Именно эта способность позволила разуму прийти к познанию вселенского миропорядка и находящегося в его центре (на вершине) высшего бесконечного Бытия, Первопричины, т.е. христианского Бога. «Ибо Бог есть неиссякаемая причина всего сущего, высшее необусловленное условие бытия всех вещей»[7]. В условиях схоластической философии утверждается идея о том, что вера стоит по ту сторону разума, но они не противостоят друг другу: наоборот, они друг друга обогащают. В XIII в. схоласты впервые четко определили границы между теологическим и научным знанием. Утверждалось, что богослов сведущ в вопросах веры, а в земных явлениях лучше разбирается ученый. При этом подчеркивалась самостоятельная ценность научного знания и роль чувственного восприятия, эмпирических наблюдений в его развитии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.008 с.) |