Функционирование международных кредитных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование международных кредитных организаций



Классификация международных организаций

По направлениям их деятельности

И объектам регулирования

Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами: усиление глобализа­ции хозяйственной жизни; развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе ва-лютно-кредитных и финансовых отношений; необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой эко­номики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют сле­дующие цели:

— объединить усилия мирового сообщества в целях ста­
билизации международных финансов и мировой эко­
номики;

— осуществлять межгосударственное валютное и кре­дитно-финансовое регулирование;

— совместно разрабатывать и координировать страте­гию и тактику мировой валютной и кредитно-финан­совой политики.

Международные организации можно классифицировать по направлениям их деятельности и объектам регулиро­вания на четыре большие группы (рис. 4.1).

В первой группе организаций, решающих комплекс­ные проблемы, Организация Объединённых Наций (ООН) занимает центральное место. Она разрабатывает рекомен­дации, конвенции, мероприятия, которые предполагает при­нять и реализовать своим членам путём включения в на­циональное законодательство. Организация Объединённых Наций состоит из главных и вспомогательных органов спе-


анализированных организаций и учреждений, а также ав­тономных организаций Организация экономического со­трудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. В 1994 г. Россия подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудни­честве. Основной функцией ОСЭР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягче­ния возникающих в мировой системе хозяйства противо­речий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОСЭР — вопросы урегулирования международной торгов­ли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами [48]. Со вет Европы является межправительственной организаци­ей широкого профиля. Основными сферами деятельности Совета Европы являются: права человека; средства массо­вой информации; сотрудничество в правовой области; со­циальные и экономические вопросы; здравоохранение; об­разование; культура.

Международные организации второй группы непосред­ственно занимаются регулированием мировых финансовых и валютных рынков.

Группа Всемирного банка (ВБ) — это специализиро­ванное финансовое учреждение ООН, в состав которого вхо­дят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная ассоциация развития (MAP); Меж­дународная финансовая корпорация (МФК); Многосторон­нее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Меж­дународный Центр по урегулированию инвестиционных спо­ров (МЦУИС). Группа Всемирного банка является миро­вым финансовым институтом, в задачу которого входит прежде всего выступать в качестве посредника и консуль­танта в инвестиционных процессах. Основной целью всех организаций группы является оказание финансовой помо­щи развивающимся странам.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в соответствии с решениями Бреттон-Вудс-кой конференции (июль 1944 г., США). Членами МБРР мо-


гут быть только члены МВФ. Основными направлениями деятельности МБРР являются: предоставление развиваю­щимся странам долгосрочных займов и кредитов для про­изводственных целей, развития сельского хозяйства и сель­ских районов, энергетики; гарантирование погашения за­долженности соответствующим правительством; предостав­ление займов под конкретные проекты; предоставление зай­мов развивающимся странам на создание в них инфраструк­туры; шоссейных и железных дорог, электросвязи, городс­ких портов, энергетических установок, а также на разви­тие образования, здравоохранения и подготовку кадров; оказание технической помощи развивающимся странам; финансирование проектов и деятельности развивающихся стран по охране окружающей среды из глобального фонда окружающей среды, в котором Банк выступает в качестве попечителя и заказчика проектов. Мировой банк финанси­рует в основном частный бизнес. МБРР предоставляет кре­диты обычно на срок от 12 до 20 лет для расширения про­изводственных мощностей стран-членов банка, льготный период составляет 3-5 лет. Он требует обязательного предо­ставления информации о финансовом положении страны-заёмщика, а также кредитуемых объектах. В середине 1990-х гг. МБРР активизировал сотрудничество с Россией. Основное внимание Банк сосредоточил на энергетическом, сельскохозяйственном, финансовом и социальном секторах экономики, а также на оказании содействия в переходе на рыночные отношения. Кредиты МБРР предоставляются России по ставке ЛИБОР для соответствующей валюты займа плюс спред в размере 0,75%. Помимо процентов на ис­пользованные кредиты, Банк через 60 дней после подписа­ния кредитного соглашения взимает 0,75% за неиспользо­ванный остаток кредитной линии. Предоставляемые креди­ты России имеют, как правило, срок 17 лет, льготный пе­риод — 5 лет. МБРР оказывает разнообразную техничес­кую помощь. При его содействии в России формируется правовая основа рыночной экономики, внедряются прин-


ципы ценообразования на основе затрат в естественных мо­нополиях в энергетике, газовой промышленности и на же­лезнодорожном транспорте. Он помогает введению между­народных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности в банках и на предприятиях. МБРР и Россия совместно организуют проведение анализа и мониторинга кредитуемых проектов, а также обучение российских спе­циалистов.

Международная ассоциация развития (MAP) создана в 1960 г. Основным направлением деятельности MAP яв­ляется кредитование проектов в беднейших и наименее кре­дитоспособных странах в целях их экономического разви­тия. Фактически большая часть кредитов, предоставлен­ных MAP, приходится на наименее развитые страны. Кре­диты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период 10 лет, а также выдаются беспроцентные ссуды, по которым взимается только плата на покрытие администра­тивных издержек в размере 0,5 % годовых. MAP кредиту­ет только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по клас­сификации Всемирного банка относятся к группе государств с низкими доходами надушу населения. Кредиты MAP име­ют социальную направленность: на образование, здравоох­ранение, сельское хозяйство и развитие сельских райо­нов [110]. Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. в целях стимулирования частных инвес­тиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора. Международная финансовая корпорация специализируется на следующих направлениях: финанси­рование предпринимательства в странах-членах путём пре­доставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК без тре­бования гарантий со стороны правительств. Займы предос­тавляются на срок от 7 до 12 лет в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам, погашение зай­мов производится в валюте, в которой займ был получен;

ПО


осуществление инвестиций за счёт собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельс­кое хозяйство, коммунальные предприятия, туризм; при­влечение частных финансовых средств для инвестиций в проектах по развитию инфраструктуры, охране окружаю­щей среды. В 1996 г. МФК включила акции крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композит­ный индекс курса акций развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьёзных западных инвесторов, факт включения российских компаний в рас­чёт индекса рассматривался инвесторами в качестве под­тверждения положительных перспектив роста российской экономики дальнейшего развития финансовых рынков в Рос­сии. Это способствовало росту интереса к российским акци­ям со стороны западных инвестиционных фондов.

Международная финансовая корпорация (МФК) нача­ла свою деятельность в России в 1993 г. с оказания техни­ческой помощи. Она сыграла определённую роль в реали­зации программы приватизации в Нижегородской, Волгог­радской, Новосибирской областях и Республике Саха (Яку­тия). МФК приняла участие в кредитовании нефтяных ком­паний, телекоммуникаций, пищевой промышленности, оп­товой и розничной торговли, гостиничного бизнеса и неко­торых отраслей обрабатывающей промышленности. Одна­ко вследствие кризиса 1998 г. и крупных убытков частных предприятий, особенно финансовых, в 1993-2001 гг. толь­ко 35 % инвестиционных проектов Корпорации оказались эффективными.

Многостороннее агентство по гарантированию инве­стиций (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ стра­хует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним отно­сятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприа­ция имущества инвестора; невыполнение контракта вслед-


ципы ценообразования на основе затрат в естественных мо­нополиях в энергетике, газовой промышленности и на же­лезнодорожном транспорте. Он помогает введению между­народных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности в банках и на предприятиях. МБРР и Россия совместно организуют проведение анализа и мониторинга кредитуемых проектов, а также обучение российских спе­циалистов.

Международная ассоциация развития (MAP) создана в 1960 г. Основным направлением деятельности MAP яв­ляется кредитование проектов в беднейших и наименее кре­дитоспособных странах в целях их экономического разви­тия. Фактически большая часть кредитов, предоставлен­ных MAP, приходится на наименее развитые страны. Кре­диты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период 10 лет, а также выдаются беспроцентные ссуды, по которым взимается только плата на покрытие администра­тивных издержек в размере 0,5 % годовых. MAP кредиту­ет только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по клас­сификации Всемирного банка относятся к группе государств с низкими доходами надушу населения. Кредиты MAP име­ют социальную направленность: на образование, здравоох­ранение, сельское хозяйство и развитие сельских райо­нов [110]. Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. в целях стимулирования частных инвес­тиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора. Международная финансовая корпорация специализируется на следующих направлениях: финанси­рование предпринимательства в странах-членах путём пре­доставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК без тре­бования гарантий со стороны правительств. Займы предос­тавляются на срок от 7 до 12 лет в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам, погашение зай­мов производится в валюте, в которой займ был получен;

ПО


осуществление инвестиций за счёт собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельс­кое хозяйство, коммунальные предприятия, туризм; при­влечение частных финансовых средств для инвестиций в проектах по развитию инфраструктуры, охране окружаю­щей среды. В 1996 г. МФК включила акции крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композит­ный индекс курса акций развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьёзных западных инвесторов, факт включения российских компаний в рас­чёт индекса рассматривался инвесторами в качестве под­тверждения положительных перспектив роста российской экономики дальнейшего развития финансовых рынков в Рос­сии. Это способствовало росту интереса к российским акци­ям со стороны западных инвестиционных фондов.

Международная финансовая корпорация (МФК) нача­ла свою деятельность в России в 1993 г. с оказания техни­ческой помощи. Она сыграла определённую роль в реали­зации программы приватизации в Нижегородской, Волгог­радской, Новосибирской областях и Республике Саха (Яку­тия). МФК приняла участие в кредитовании нефтяных ком­паний, телекоммуникаций, пищевой промышленности, оп­товой и розничной торговли, гостиничного бизнеса и неко­торых отраслей обрабатывающей промышленности. Одна­ко вследствие кризиса 1998 г. и крупных убытков частных предприятий, особенно финансовых, в 1993-2001 гг. толь­ко 35 % инвестиционных проектов Корпорации оказались эффективными.

Многостороннее агентство по гарантированию инве­стиций (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ стра­хует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним отно­сятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприа­ция имущества инвестора; невыполнение контракта вслед-


ствие правительственного решения. К инвестициям, кото­рые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капи­тал; ссуды предоставленные или гарантированные акцио­нерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий МАГИ — 15 лет, но возможно до 20 лет. Россия имеет около 3 % акций МАГИ. К концу 2002 г. Агентство гарантировало в России 25 инве­стиционных проектов на общую сумму 600 млн. долл., глав­ным образом в области агробизнеса, производства продук­тов питания и напитков, финансов и добывающих отрас­лей. В 2002 г. МАГИ предоставило гарантии многим дей­ствующим в России крупным иностранным банкам (авст­рийский Райффайзенбанк, французский BNP — Paribas и др.), а также золотодобывающим компаниям.

Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международ­ной Конвенции по урегулированию инвестиционных споров. Задачей МЦИУС является урегулирование и арбитраж спо­ров между правительствами и государственными организа­циями стран-членов МЦУИС и зарубежными инвесторами как частными, так и корпоративными. Посредством укреп­ления доверия и взаимопонимания между правительства­ми и иностранными инвесторами МЦУИС способствует уве­личению потоков инвестиций [64].

Банк международных расчётов (BMP) — первый меж­государственный банк — был организован в 1930 г. в Ба­зеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Фран­ции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа амери­канских банков во главе с банкирским домом Моргана. На Банк международных расчётов по уставу возложены две основные функции: содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные ус­ловия для международных финансовых операций; действо-


вать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении международных операций своих членов. Основ­ной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до 3-х мес.) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспонден­тах. БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных междуна­родных валютно-расчётных и финансовых операциях, цен­тром экономических исследований и форумом международ­ного валютно-кредитного сотрудничества.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 году в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы. Главная зада­ча ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциа­листических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предприниматель­ской инициативы. Уставом ЕБРР предусмотрены следую­щие функции: содействие развитию, образованию и расши­рению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства; мобили­зация иностранного и местного капиталов для выполнения указанной выше деятельности; осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы; оказание технического содействия для подго­товки и реализации проектов; стимулирование развития национальных рынков капиталов; оказание поддержки эко­номически выгодным проектам, в которых участвует не­сколько стран-бенефициаров; активное проведение опера­ций в области экологии и устойчивого развития. Наиболее существенная деятельность ЕБРР в России — поддержка малого бизнеса. Повышенное внимание к нему европейских финансовых учреждений обусловлено динамичностью дан-


ного сектора, относительно низким уровнем затрат инфра­структурного характера, высокой мобильностью использу­емых инвестиционных ресурсов. Проекты в сфере малого бизнеса характеризуются быстрым сроком окупаемости вложений и относительно высоким уровнем рентабельнос­ти [48]. Он специализируется на кредитовании производ­ства; оказании технического содействия реконструкции и развития инфраструктуры. Ключевыми элементами стра­тегии ЕБРР в России являются: кредитование банков и пред­приятий различных отраслей экономики; инвестирование в акционерный капитал банков и компаний преимуществен­но в частном секторе; предоставление гарантий от всех или отдельных конкретных рисков. Кроме предоставления кре­дитов непосредственно банкам и предприятиям в их акцио­нерные капиталы ЕБРР осуществляет также вложения в России через посредство созданных с его участием фондов. С октября 2002 г. стратегия ЕБРР в России направлена на осуществление следующих приоритетов: содействие в про­ведении структурных реформ в области инфраструктуры; привлечение стратегических инвесторов в российские пред­приятия; развитие малого бизнеса; поддержка реформ в финансовом секторе [47].

Исламский банк развития (ИБР) создан в 1974 г. в це­лях содействия экономическому и социальному развитию стран-членов и мусульманских общин в соответствии с прин­ципами шариата. Основными направлениями деятельности банка являются: финансирование (в форме предоставления займов и кредитов) производственных предприятий и проек­тов; управление специальными фондами, создаваемыми для конкретных целей, включая Фонд помощи мусульманским общинам в немусульманских странах, созданный в целях улучшения их социально-экономического положения; инвес­тирование средств в акционерный капитал промышленных и сельскохозяйственных предприятий и проектов и т.д.

Международные организации третьей группы регули­руют международную торговлю и отдельные рынки. По-


скольку состояние товарных рынков влияет на платежные балансы отдельных стран, деятельность этих организаций опосредованно влияет на финансовые и валютные рынки.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое действовало с 1948 г. ВТО пред­ставляет собой организацию и одновременно комплекс пра­вовых документов, своего рода многосторонний договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Целью ВТО является либерализация международной торговли и прида­ние ей устойчивой основы.

Конференция ООН по торговле и развитию создана в 1964 г. и занимается проблемами международной торгов­ли, транспортировки товаров и финансирования торговых операций. Основными направлениями деятельности Конфе­ренции ООН по торговле и развитию являются регулирова­ние торговых и экономических отношений между государ­ствами, разработка концепций и принципов мировой тор­говли. Межправительственные организации по регулирова­нию мировых товарных рынков называют Международны­ми товарными организациями по отдельным рынкам (МТО). Они контролируют реализацию международных товарных соглашений, изучают состояние мировых товар­ных рынков и вырабатывают рекомендации правительствам стран-участниц.

Международная организация Организация производите­лей и экспортёров нефти (ОПЕК) контролирует большую часть рынка нефти, поэтому договорённости стран ОПЕК о размерах добычи практически определяют цены мирового рынка [110].

Международные организации четвёртой группы пред­ставляют собой межгосударственные интеграционные объе­динения.

Европейский союз (ЕС) является самым развитым ин­теграционным образованием в мире и представляет собой


высшую форму интеграции. В ЕС образовалась единая ва­лютная система, в которой участвуют все ведущие страны союза, за исключением Великобритании. С января 2002 г. произошла замена национальных валют единой европейской валютой — евро. Центральный банк Европы во Франкфурте регулирует валютную систему и финансы. Конкуренция евро с долларом определяет развитие мирового валютного рынка на современном этапе.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — создана на основе соглашения между Кана­дой, США и Мексикой в 1992 г. В соответствии с соглаше­нием на протяжении последующих 15 лет почти все торго­вые и инвестиционные барьеры между странами-участни­цами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможен­ные пошлины отменены.

Южный общий банк (МЕРКОСУР) создан в 1995 г. на основе Асуньонского договора, подписанного в 1991 г. Ар­гентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в целях созда­ния зоны свободной торговли и таможенного союза. Дого­вор в перспективе предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между че­тырьмя странами, свободное движение капиталов и рабо­чей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также в валютно-финансовой сфере.

Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в 1991 г. бывшими республиками Советского Союза за ис­ключением стран Балтии. В 1995 г. был образован тамо­женный союз России, Белоруссии и Казахстана, к которо­му позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. В рамках этого союза был создан платёжный союз на муль­тивалютной основе, который по идее организаторов дол­жен постепенно перерасти в валютный союз. С 1996 г. была провозглашена политика разноскоростной интеграции. Она заключается в том, что вместо общих соглашений по СНГ следует ориентироваться на систему частных договоров с


теми странами, которые готовы к более решительной ин­теграции. В 1996 г. был подписан договор об углубленной интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Самое быстрое продвижение по пути интегра­ции наблюдается между Россией и Белоруссией, уже подпи­савших Союзный договор и идущих на организацию конфе­деративного государства [47].

Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetary Fund, IMF), — межправительственная органи­зация, предназначенная для регулирования валютно-кре-дитных отношений между государствами-членами и оказа­ния им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платёжного баланса, путём предо­ставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в ино­странной валюте. Фонд был учреждён на международной валютно-финансовой конференции ООН (в июле 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир).

Официальные цели МВФ: поощрение международного сотрудничества и содействие расширению и сбалансирован­ному росту в области валютной политики; содействие рас­ширению и сбалансированному росту международной тор­говли; поддержка стабильности валют и упорядочение ва­лютных отношений между государствами-членами, а так­же воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты; предоставление средств для ликвидации несбалан­сированности платёжных балансов государств-членов. Для выполнения поставленных задач МВФ разработал принци­пы и функции [64].

Принципы деятельности МВФ: запрет на манипуля­ции валютным курсом или международной валютной сис­темой для уклонения от урегулирования; обязательство проведения интервенций на валютных рынках для прекра­щения валютного кризиса; обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы партнё-


ров, в особенности тех, в валюте которых она осуществля­ет свои интервенции.

Функции МВФ: соблюдение согласованного кодекса по­ведения; финансовая помощь для преодоления дефицита платёжного баланса; консультирование и сотрудничество. Фонд осуществляет деятельность в отдельных странах мира через свои региональные отделения. Помимо региональных отделений у фонда имеются профессиональные отделы де­нежных и валютных вопросов, по бюджетно-налоговым проблемам, правовой и исследовательский отделы. Фонд участвует в регулировании международных валютно-кре-дитных отношений путём предоставления кредитов стра­нам, а главное, в результате выполнения им функции коор­динатора международного кредитования. Он наряду с дру­гими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Россия по-прежнему осуществляет постоянное сотрудниче­ство с МВФ, регулярно проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не обращалась к Фонду за новыми кредита­ми и регулярно погашала свою задолженность, которая ликвидирована в январе 2005 г. МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия. Россия регулярно предоставляет Фонду текущую информацию об экономической ситуации, для чего создана специальная эк­спертная группа из представителей Министерства финан­сов, Министерства экономики и ЦБ РФ [64].

Фонд осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоя­нием мировой экономики. Он собирает огромный массив ин­формации, относящейся к отдельным странам и к мирохо­зяйственным процессам в целом. Эта информация включа­ет сведения о динамике экономического роста и цен, денеж­ном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капи­талов, состоянии платёжных балансов, официальных золо-


тых и валютных резервах, производстве, экспорте и импор­те золота. МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия. Россия регулярно предостав­ляет Фонду текущую информацию об экономической ситуа­ции, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства эко­номики и ЦБ РФ. Кроме того, МВФ предоставляет России кредиты системной трансформации (до 3,17 млрд. долл.). Он также оценивает экономическую ситуацию в России с точки зрения целесообразности предоставления очередного кредита системной трансформации [48]. <;*1 пунучл. ь ■,., ••!•..'£ ■.:;■ -.i: L' -•:'кн; зт.'.г;т*>-п---;;и 4.2 Политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями

В условиях относительной политической и экономи­ческой стабильности, достигнутой в России в начале XXI в., необходимо пересмотреть сложившуюся в 1990-е годы кон­цепцию сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, а так­же оценить возможности расширения сотрудничества с дру­гими международными финансовыми организациями. Про­тивостояние двух систем — капитализма и социализма — препятствовало участию Советского Союза в МФО. Хотя СССР был одним из 45 участников международной валют-но-финансовой конференции в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), правительство не ратифицировало Уставы МВФ и МБРР по идеологическим соображениям в связи с господ­ствующей ролью США как главного акционера данных МФО.

Вместе с другими государствами бывшей социалисти­ческой системы Советский Союз создал специальные меж­государственные финансовые институты — Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС) и Междуна­родный инвестиционный банк (МИБ), интернациональный статус которых был закреплён межправительственными соглашениями, зарегистрированными Секретариатом ООН.


Концепция участия Советского Союза в МВЭС и МИБ была ориентирована на решение экономических и политических задач, содействие развитию национальной экономики. Од­нако она была направлена и на изоляцию стран СЭВ, на торможение интеграции в мировую экономику, на отделе­ние «социалистического лагеря» от институциональной ос­новы международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Сближение с главными МФО наметилось с началом пе­рестройки в СССР системы централизованного планирова­ния. В 1985 г. было подписано соглашение с МВФ о сотруд­ничестве, технической и консультационной помощи. При­чём перестройка совпала с вступлением мирового хозяй­ства, в том числе валютно-финансовых институтов, в каче­ственно новую стадию развития, связанную с либерализа­цией международного движения капиталов. В конце 1990-х годов в условиях начавшейся системной трансформации в странах Центральной и Восточной Европы Советский Союз поддержал инициативу и стал одним из учредителей Евро­пейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). После распада СССР в 1992 г. Россия вступила в МВФ и МБРР.

Более чем десятилетний опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует о положительном эффекте, кото­рый принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность получить кредиты для покрытия бюд­жетного дефицита, а также открыло доступ к другим вне­шним источникам заимствования. Особенностью отноше­ний МВФ с Россией стал их долгосрочный характер, а фун­кции МВФ в этих отношениях расширялись: от кредитного источника до гаранта внешней платёжеспособности. В пос­ледние годы на ежегодных совещаниях Правительства РФ и совместной миссии МВФ и Всемирного банка удалось су­щественно сблизить позиции сторон в аспекте оценки ос­новных макроэкономических показателей, достигнуть ши­рокого консенсуса по ключевым пунктам структурных ре­форм, которые рассматриваются в качестве важного эле-


мента поддержания экономической стабильности в стране. Обе стороны характеризуют отношения сотрудничества как «деловые и реалистические». Благодаря устойчивому поло­жительному платёжному балансу в 1999-2004 гг. Россия начинает постепенно сокращать задолженность перед МВФ. Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имев­шей место ранее политической составляющей. Россия под­держивает отношения с Фондом в целях использования ме­ханизмов этой организации при ухудшении внешнеэконо­мической конъюнктуры, то есть не исключается возмож­ность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.

Концепция сотрудничества России с группой Всемирно­го банка включает её членство в четырёх организациях. Одновременно с вступлением в МБРР она была принята в Международную ассоциацию развития (MAP); в декабре 1992 г. страна вступила в Многостороннее агентство по га­рантированию инвестиций (МАГИ); в апреле 1993 г. Рос­сия стала членом Международной финансовой корпорации (МФК). Основные проблемы взаимодействия России с МБРР связаны с реализацией финансируемых им проектов. В пер­вые годы рассматриваемого периода отсутствовал единый порядок внесения предложений о привлечении займов. На­пример, привлечение двух угольных займов было осуще­ствлено по инициативе разных министерств, что отрази­лось на своевременности их ратификации Федеральным Собранием РФ.

Недостаточная эффективность проектов, реализуемых и России после кризиса 1998 г. за счёт займов МБРР, ока­зала негативное влияние на двухсторонние отношения. От­мечалось резкое снижение объёмов кредитования (с 1,9 млрд. долл. в 1999 г. до 90 млн. долл. в 2000 г.), а величина ранее утверждённых кредитов была сокращена почти на 3 млрд. долл. На конец 2002 г. сумма всех 48 зай­мов в портфеле проектом МБРР в России составляла 9,3 млрд. долл., 20 займов на 6,8 млрд. долл. были закры-


ты, а 28 на сумму 2,5 млрд. долл. продолжали действо­вать. Проекты МБРР обычно реализуются в отраслях эко­номики, которые не привлекают частных инвесторов (элек­троэнергетика, дорожное строительство, транспортная ин­фраструктура и т.п.), то есть в производстве общественных благ. Тем не менее МБРР также осуществлял поддержку частного сектора, стимулировал развитие рыночных меха­низмов в России, способствовал достижению устойчивости финансовой и налоговой систем. Его проекты дали допол­нительный толчок реформированию социальной сферы, ре­структуризации угольной промышленности, ускорению рыночных преобразований в сельском хозяйстве.

Однако целый ряд факторов оказывал негативное влия­ние на эффективность реализации проектов Всемирного бан­ка в России так же, как и на состояние двухсторонних от­ношений. Во-первых, Россия с момента подписания согла­шения о займе МБРР по каждому проекту должна оплачи­вать за резервирование средств 0,25-0,75 % от основной суммы неиспользованных кредитов независимо от того, ре­ализуется этот проект или нет.

Во-вторых, по некоторым проектам в отношениях Рос­сии и Всемирного банка с нашей стороны возникают отри­цательные финансовые потоки. Льготный период — до на­чала выплаты основной суммы займа и процентов — по большинству проектов составляет пять лет. Поэтому при реализации проекта свыше указанного срока прямые по­ступления кредита МБРР в каждый последующий год в рам­ках проекта могут оказаться ниже тех сумм, которые Рос­сия возвращает Всемирному банку в тот же год.

В-третьих, налицо проблема своевременной реструкту­ризации проектов МБРР. Некоторые проекты приходилось корректировать уже на начальном этапе их реализации (часть займа на проект развития службы занятости и соци­альной защиты была сокращена, несколько позже другая значительная его часть была перераспределена из одного компонента проекта в другой). МБРР часто затягивал сро-


ки рассмотрения и согласования новых направлений про­ектов (например, проекты развития финансовых учрежде­ний, поддержки предприятий или ремонта мостов). В ре­зультате существенно увеличились сроки реструктуризации и реализации проектов, быстро снижалась их актуальность и, как следствие, сокращались нераспределённые кредит­ные средства из-за невозможности использовать последние в разумные сроки.

В-четвёртых, возникли проблемы с реализацией регио­нальных займов. Более 70 % средств инвестиционного пор­тфеля проектов МБРР направляется в регионы России. Од­нако большинство проектов Всемирного банка с участием региональных структур реализовано в малом количестве регионов. Наибольшие объёмы средств МБРР направлялись в регионы Центрального федерального округа (около 29 %). Далее следуют Уральский федеральный округ (24 %), Севе­ро-Западный федеральный округ (20%), а меньше всего средств привлекалось в Дальневосточный федеральный ок­руг (1 %).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.053 с.)