Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционирование международных кредитных организацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Классификация международных организаций По направлениям их деятельности И объектам регулирования Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами: усиление глобализации хозяйственной жизни; развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе ва-лютно-кредитных и финансовых отношений; необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота. Международные финансовые институты преследуют следующие цели: — объединить усилия мирового сообщества в целях ста — осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование; — совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики. Международные организации можно классифицировать по направлениям их деятельности и объектам регулирования на четыре большие группы (рис. 4.1). В первой группе организаций, решающих комплексные проблемы, Организация Объединённых Наций (ООН) занимает центральное место. Она разрабатывает рекомендации, конвенции, мероприятия, которые предполагает принять и реализовать своим членам путём включения в национальное законодательство. Организация Объединённых Наций состоит из главных и вспомогательных органов спе- анализированных организаций и учреждений, а также автономных организаций Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. В 1994 г. Россия подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве. Основной функцией ОСЭР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОСЭР — вопросы урегулирования международной торговли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами [48]. Со вет Европы является межправительственной организацией широкого профиля. Основными сферами деятельности Совета Европы являются: права человека; средства массовой информации; сотрудничество в правовой области; социальные и экономические вопросы; здравоохранение; образование; культура.
Международные организации второй группы непосредственно занимаются регулированием мировых финансовых и валютных рынков. Группа Всемирного банка (ВБ) — это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная ассоциация развития (MAP); Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Группа Всемирного банка является мировым финансовым институтом, в задачу которого входит прежде всего выступать в качестве посредника и консультанта в инвестиционных процессах. Основной целью всех организаций группы является оказание финансовой помощи развивающимся странам. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в соответствии с решениями Бреттон-Вудс-кой конференции (июль 1944 г., США). Членами МБРР мо- гут быть только члены МВФ. Основными направлениями деятельности МБРР являются: предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей, развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики; гарантирование погашения задолженности соответствующим правительством; предоставление займов под конкретные проекты; предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры; шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения и подготовку кадров; оказание технической помощи развивающимся странам; финансирование проектов и деятельности развивающихся стран по охране окружающей среды из глобального фонда окружающей среды, в котором Банк выступает в качестве попечителя и заказчика проектов. Мировой банк финансирует в основном частный бизнес. МБРР предоставляет кредиты обычно на срок от 12 до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка, льготный период составляет 3-5 лет. Он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заёмщика, а также кредитуемых объектах. В середине 1990-х гг. МБРР активизировал сотрудничество с Россией. Основное внимание Банк сосредоточил на энергетическом, сельскохозяйственном, финансовом и социальном секторах экономики, а также на оказании содействия в переходе на рыночные отношения. Кредиты МБРР предоставляются России по ставке ЛИБОР для соответствующей валюты займа плюс спред в размере 0,75%. Помимо процентов на использованные кредиты, Банк через 60 дней после подписания кредитного соглашения взимает 0,75% за неиспользованный остаток кредитной линии. Предоставляемые кредиты России имеют, как правило, срок 17 лет, льготный период — 5 лет. МБРР оказывает разнообразную техническую помощь. При его содействии в России формируется правовая основа рыночной экономики, внедряются прин-
ципы ценообразования на основе затрат в естественных монополиях в энергетике, газовой промышленности и на железнодорожном транспорте. Он помогает введению международных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности в банках и на предприятиях. МБРР и Россия совместно организуют проведение анализа и мониторинга кредитуемых проектов, а также обучение российских специалистов. Международная ассоциация развития (MAP) создана в 1960 г. Основным направлением деятельности MAP является кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособных странах в целях их экономического развития. Фактически большая часть кредитов, предоставленных MAP, приходится на наименее развитые страны. Кредиты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период 10 лет, а также выдаются беспроцентные ссуды, по которым взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5 % годовых. MAP кредитует только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации Всемирного банка относятся к группе государств с низкими доходами надушу населения. Кредиты MAP имеют социальную направленность: на образование, здравоохранение, сельское хозяйство и развитие сельских районов [110]. Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. в целях стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора. Международная финансовая корпорация специализируется на следующих направлениях: финансирование предпринимательства в странах-членах путём предоставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК без требования гарантий со стороны правительств. Займы предоставляются на срок от 7 до 12 лет в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам, погашение займов производится в валюте, в которой займ был получен; ПО осуществление инвестиций за счёт собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство, коммунальные предприятия, туризм; привлечение частных финансовых средств для инвестиций в проектах по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды. В 1996 г. МФК включила акции крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композитный индекс курса акций развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьёзных западных инвесторов, факт включения российских компаний в расчёт индекса рассматривался инвесторами в качестве подтверждения положительных перспектив роста российской экономики дальнейшего развития финансовых рынков в России. Это способствовало росту интереса к российским акциям со стороны западных инвестиционных фондов.
Международная финансовая корпорация (МФК) начала свою деятельность в России в 1993 г. с оказания технической помощи. Она сыграла определённую роль в реализации программы приватизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха (Якутия). МФК приняла участие в кредитовании нефтяных компаний, телекоммуникаций, пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли, гостиничного бизнеса и некоторых отраслей обрабатывающей промышленности. Однако вследствие кризиса 1998 г. и крупных убытков частных предприятий, особенно финансовых, в 1993-2001 гг. только 35 % инвестиционных проектов Корпорации оказались эффективными. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним относятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприация имущества инвестора; невыполнение контракта вслед- ципы ценообразования на основе затрат в естественных монополиях в энергетике, газовой промышленности и на железнодорожном транспорте. Он помогает введению международных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности в банках и на предприятиях. МБРР и Россия совместно организуют проведение анализа и мониторинга кредитуемых проектов, а также обучение российских специалистов. Международная ассоциация развития (MAP) создана в 1960 г. Основным направлением деятельности MAP является кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособных странах в целях их экономического развития. Фактически большая часть кредитов, предоставленных MAP, приходится на наименее развитые страны. Кредиты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период 10 лет, а также выдаются беспроцентные ссуды, по которым взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5 % годовых. MAP кредитует только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации Всемирного банка относятся к группе государств с низкими доходами надушу населения. Кредиты MAP имеют социальную направленность: на образование, здравоохранение, сельское хозяйство и развитие сельских районов [110]. Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. в целях стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора. Международная финансовая корпорация специализируется на следующих направлениях: финансирование предпринимательства в странах-членах путём предоставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК без требования гарантий со стороны правительств. Займы предоставляются на срок от 7 до 12 лет в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам, погашение займов производится в валюте, в которой займ был получен;
ПО осуществление инвестиций за счёт собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство, коммунальные предприятия, туризм; привлечение частных финансовых средств для инвестиций в проектах по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды. В 1996 г. МФК включила акции крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композитный индекс курса акций развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьёзных западных инвесторов, факт включения российских компаний в расчёт индекса рассматривался инвесторами в качестве подтверждения положительных перспектив роста российской экономики дальнейшего развития финансовых рынков в России. Это способствовало росту интереса к российским акциям со стороны западных инвестиционных фондов. Международная финансовая корпорация (МФК) начала свою деятельность в России в 1993 г. с оказания технической помощи. Она сыграла определённую роль в реализации программы приватизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха (Якутия). МФК приняла участие в кредитовании нефтяных компаний, телекоммуникаций, пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли, гостиничного бизнеса и некоторых отраслей обрабатывающей промышленности. Однако вследствие кризиса 1998 г. и крупных убытков частных предприятий, особенно финансовых, в 1993-2001 гг. только 35 % инвестиционных проектов Корпорации оказались эффективными. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним относятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприация имущества инвестора; невыполнение контракта вслед- ствие правительственного решения. К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды предоставленные или гарантированные акционерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий МАГИ — 15 лет, но возможно до 20 лет. Россия имеет около 3 % акций МАГИ. К концу 2002 г. Агентство гарантировало в России 25 инвестиционных проектов на общую сумму 600 млн. долл., главным образом в области агробизнеса, производства продуктов питания и напитков, финансов и добывающих отраслей. В 2002 г. МАГИ предоставило гарантии многим действующим в России крупным иностранным банкам (австрийский Райффайзенбанк, французский BNP — Paribas и др.), а также золотодобывающим компаниям.
Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной Конвенции по урегулированию инвестиционных споров. Задачей МЦИУС является урегулирование и арбитраж споров между правительствами и государственными организациями стран-членов МЦУИС и зарубежными инвесторами как частными, так и корпоративными. Посредством укрепления доверия и взаимопонимания между правительствами и иностранными инвесторами МЦУИС способствует увеличению потоков инвестиций [64]. Банк международных расчётов (BMP) — первый межгосударственный банк — был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. На Банк международных расчётов по уставу возложены две основные функции: содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; действо- вать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении международных операций своих членов. Основной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до 3-х мес.) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчётных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 году в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции: содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства; мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения указанной выше деятельности; осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы; оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов; стимулирование развития национальных рынков капиталов; оказание поддержки экономически выгодным проектам, в которых участвует несколько стран-бенефициаров; активное проведение операций в области экологии и устойчивого развития. Наиболее существенная деятельность ЕБРР в России — поддержка малого бизнеса. Повышенное внимание к нему европейских финансовых учреждений обусловлено динамичностью дан- ного сектора, относительно низким уровнем затрат инфраструктурного характера, высокой мобильностью используемых инвестиционных ресурсов. Проекты в сфере малого бизнеса характеризуются быстрым сроком окупаемости вложений и относительно высоким уровнем рентабельности [48]. Он специализируется на кредитовании производства; оказании технического содействия реконструкции и развития инфраструктуры. Ключевыми элементами стратегии ЕБРР в России являются: кредитование банков и предприятий различных отраслей экономики; инвестирование в акционерный капитал банков и компаний преимущественно в частном секторе; предоставление гарантий от всех или отдельных конкретных рисков. Кроме предоставления кредитов непосредственно банкам и предприятиям в их акционерные капиталы ЕБРР осуществляет также вложения в России через посредство созданных с его участием фондов. С октября 2002 г. стратегия ЕБРР в России направлена на осуществление следующих приоритетов: содействие в проведении структурных реформ в области инфраструктуры; привлечение стратегических инвесторов в российские предприятия; развитие малого бизнеса; поддержка реформ в финансовом секторе [47]. Исламский банк развития (ИБР) создан в 1974 г. в целях содействия экономическому и социальному развитию стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата. Основными направлениями деятельности банка являются: финансирование (в форме предоставления займов и кредитов) производственных предприятий и проектов; управление специальными фондами, создаваемыми для конкретных целей, включая Фонд помощи мусульманским общинам в немусульманских странах, созданный в целях улучшения их социально-экономического положения; инвестирование средств в акционерный капитал промышленных и сельскохозяйственных предприятий и проектов и т.д. Международные организации третьей группы регулируют международную торговлю и отдельные рынки. По- скольку состояние товарных рынков влияет на платежные балансы отдельных стран, деятельность этих организаций опосредованно влияет на финансовые и валютные рынки. Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое действовало с 1948 г. ВТО представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы. Конференция ООН по торговле и развитию создана в 1964 г. и занимается проблемами международной торговли, транспортировки товаров и финансирования торговых операций. Основными направлениями деятельности Конференции ООН по торговле и развитию являются регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов мировой торговли. Межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков называют Международными товарными организациями по отдельным рынкам (МТО). Они контролируют реализацию международных товарных соглашений, изучают состояние мировых товарных рынков и вырабатывают рекомендации правительствам стран-участниц. Международная организация Организация производителей и экспортёров нефти (ОПЕК) контролирует большую часть рынка нефти, поэтому договорённости стран ОПЕК о размерах добычи практически определяют цены мирового рынка [110]. Международные организации четвёртой группы представляют собой межгосударственные интеграционные объединения. Европейский союз (ЕС) является самым развитым интеграционным образованием в мире и представляет собой высшую форму интеграции. В ЕС образовалась единая валютная система, в которой участвуют все ведущие страны союза, за исключением Великобритании. С января 2002 г. произошла замена национальных валют единой европейской валютой — евро. Центральный банк Европы во Франкфурте регулирует валютную систему и финансы. Конкуренция евро с долларом определяет развитие мирового валютного рынка на современном этапе. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — создана на основе соглашения между Канадой, США и Мексикой в 1992 г. В соответствии с соглашением на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины отменены. Южный общий банк (МЕРКОСУР) создан в 1995 г. на основе Асуньонского договора, подписанного в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в целях создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Договор в перспективе предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также в валютно-финансовой сфере. Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в 1991 г. бывшими республиками Советского Союза за исключением стран Балтии. В 1995 г. был образован таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, к которому позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. В рамках этого союза был создан платёжный союз на мультивалютной основе, который по идее организаторов должен постепенно перерасти в валютный союз. С 1996 г. была провозглашена политика разноскоростной интеграции. Она заключается в том, что вместо общих соглашений по СНГ следует ориентироваться на систему частных договоров с теми странами, которые готовы к более решительной интеграции. В 1996 г. был подписан договор об углубленной интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Самое быстрое продвижение по пути интеграции наблюдается между Россией и Белоруссией, уже подписавших Союзный договор и идущих на организацию конфедеративного государства [47]. Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetary Fund, IMF), — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кре-дитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платёжного баланса, путём предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд был учреждён на международной валютно-финансовой конференции ООН (в июле 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Официальные цели МВФ: поощрение международного сотрудничества и содействие расширению и сбалансированному росту в области валютной политики; содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли; поддержка стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты; предоставление средств для ликвидации несбалансированности платёжных балансов государств-членов. Для выполнения поставленных задач МВФ разработал принципы и функции [64]. Принципы деятельности МВФ: запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования; обязательство проведения интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса; обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы партнё- ров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции. Функции МВФ: соблюдение согласованного кодекса поведения; финансовая помощь для преодоления дефицита платёжного баланса; консультирование и сотрудничество. Фонд осуществляет деятельность в отдельных странах мира через свои региональные отделения. Помимо региональных отделений у фонда имеются профессиональные отделы денежных и валютных вопросов, по бюджетно-налоговым проблемам, правовой и исследовательский отделы. Фонд участвует в регулировании международных валютно-кре-дитных отношений путём предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Он наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Россия по-прежнему осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не обращалась к Фонду за новыми кредитами и регулярно погашала свою задолженность, которая ликвидирована в январе 2005 г. МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия. Россия регулярно предоставляет Фонду текущую информацию об экономической ситуации, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства экономики и ЦБ РФ [64]. Фонд осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платёжных балансов, официальных золо- тых и валютных резервах, производстве, экспорте и импорте золота. МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия. Россия регулярно предоставляет Фонду текущую информацию об экономической ситуации, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства экономики и ЦБ РФ. Кроме того, МВФ предоставляет России кредиты системной трансформации (до 3,17 млрд. долл.). Он также оценивает экономическую ситуацию в России с точки зрения целесообразности предоставления очередного кредита системной трансформации [48]. <;*1 пунучл. ь ■,., ••!•..'£ ■.:;■ -.i: L' -•:'кн; зт.'.г;т*>-п---;;и 4.2 Политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями В условиях относительной политической и экономической стабильности, достигнутой в России в начале XXI в., необходимо пересмотреть сложившуюся в 1990-е годы концепцию сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, а также оценить возможности расширения сотрудничества с другими международными финансовыми организациями. Противостояние двух систем — капитализма и социализма — препятствовало участию Советского Союза в МФО. Хотя СССР был одним из 45 участников международной валют-но-финансовой конференции в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), правительство не ратифицировало Уставы МВФ и МБРР по идеологическим соображениям в связи с господствующей ролью США как главного акционера данных МФО. Вместе с другими государствами бывшей социалистической системы Советский Союз создал специальные межгосударственные финансовые институты — Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС) и Международный инвестиционный банк (МИБ), интернациональный статус которых был закреплён межправительственными соглашениями, зарегистрированными Секретариатом ООН. Концепция участия Советского Союза в МВЭС и МИБ была ориентирована на решение экономических и политических задач, содействие развитию национальной экономики. Однако она была направлена и на изоляцию стран СЭВ, на торможение интеграции в мировую экономику, на отделение «социалистического лагеря» от институциональной основы международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Сближение с главными МФО наметилось с началом перестройки в СССР системы централизованного планирования. В 1985 г. было подписано соглашение с МВФ о сотрудничестве, технической и консультационной помощи. Причём перестройка совпала с вступлением мирового хозяйства, в том числе валютно-финансовых институтов, в качественно новую стадию развития, связанную с либерализацией международного движения капиталов. В конце 1990-х годов в условиях начавшейся системной трансформации в странах Центральной и Восточной Европы Советский Союз поддержал инициативу и стал одним из учредителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). После распада СССР в 1992 г. Россия вступила в МВФ и МБРР. Более чем десятилетний опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует о положительном эффекте, который принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита, а также открыло доступ к другим внешним источникам заимствования. Особенностью отношений МВФ с Россией стал их долгосрочный характер, а функции МВФ в этих отношениях расширялись: от кредитного источника до гаранта внешней платёжеспособности. В последние годы на ежегодных совещаниях Правительства РФ и совместной миссии МВФ и Всемирного банка удалось существенно сблизить позиции сторон в аспекте оценки основных макроэкономических показателей, достигнуть широкого консенсуса по ключевым пунктам структурных реформ, которые рассматриваются в качестве важного эле- мента поддержания экономической стабильности в стране. Обе стороны характеризуют отношения сотрудничества как «деловые и реалистические». Благодаря устойчивому положительному платёжному балансу в 1999-2004 гг. Россия начинает постепенно сокращать задолженность перед МВФ. Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, то есть не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары. Концепция сотрудничества России с группой Всемирного банка включает её членство в четырёх организациях. Одновременно с вступлением в МБРР она была принята в Международную ассоциацию развития (MAP); в декабре 1992 г. страна вступила в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); в апреле 1993 г. Россия стала членом Международной финансовой корпорации (МФК). Основные проблемы взаимодействия России с МБРР связаны с реализацией финансируемых им проектов. В первые годы рассматриваемого периода отсутствовал единый порядок внесения предложений о привлечении займов. Например, привлечение двух угольных займов было осуществлено по инициативе разных министерств, что отразилось на своевременности их ратификации Федеральным Собранием РФ. Недостаточная эффективность проектов, реализуемых и России после кризиса 1998 г. за счёт займов МБРР, оказала негативное влияние на двухсторонние отношения. Отмечалось резкое снижение объёмов кредитования (с 1,9 млрд. долл. в 1999 г. до 90 млн. долл. в 2000 г.), а величина ранее утверждённых кредитов была сокращена почти на 3 млрд. долл. На конец 2002 г. сумма всех 48 займов в портфеле проектом МБРР в России составляла 9,3 млрд. долл., 20 займов на 6,8 млрд. долл. были закры- ты, а 28 на сумму 2,5 млрд. долл. продолжали действовать. Проекты МБРР обычно реализуются в отраслях экономики, которые не привлекают частных инвесторов (электроэнергетика, дорожное строительство, транспортная инфраструктура и т.п.), то есть в производстве общественных благ. Тем не менее МБРР также осуществлял поддержку частного сектора, стимулировал развитие рыночных механизмов в России, способствовал достижению устойчивости финансовой и налоговой систем. Его проекты дали дополнительный толчок реформированию социальной сферы, реструктуризации угольной промышленности, ускорению рыночных преобразований в сельском хозяйстве. Однако целый ряд факторов оказывал негативное влияние на эффективность реализации проектов Всемирного банка в России так же, как и на состояние двухсторонних отношений. Во-первых, Россия с момента подписания соглашения о займе МБРР по каждому проекту должна оплачивать за резервирование средств 0,25-0,75 % от основной суммы неиспользованных кредитов независимо от того, реализуется этот проект или нет. Во-вторых, по некоторым проектам в отношениях России и Всемирного банка с нашей стороны возникают отрицательные финансовые потоки. Льготный период — до начала выплаты основной суммы займа и процентов — по большинству проектов составляет пять лет. Поэтому при реализации проекта свыше указанного срока прямые поступления кредита МБРР в каждый последующий год в рамках проекта могут оказаться ниже тех сумм, которые Россия возвращает Всемирному банку в тот же год. В-третьих, налицо проблема своевременной реструктуризации проектов МБРР. Некоторые проекты приходилось корректировать уже на начальном этапе их реализации (часть займа на проект развития службы занятости и социальной защиты была сокращена, несколько позже другая значительная его часть была перераспределена из одного компонента проекта в другой). МБРР часто затягивал сро- ки рассмотрения и согласования новых направлений проектов (например, проекты развития финансовых учреждений, поддержки предприятий или ремонта мостов). В результате существенно увеличились сроки реструктуризации и реализации проектов, быстро снижалась их актуальность и, как следствие, сокращались нераспределённые кредитные средства из-за невозможности использовать последние в разумные сроки. В-четвёртых, возникли проблемы с реализацией региональных займов. Более 70 % средств инвестиционного портфеля проектов МБРР направляется в регионы России. Однако большинство проектов Всемирного банка с участием региональных структур реализовано в малом количестве регионов. Наибольшие объёмы средств МБРР направлялись в регионы Центрального федерального округа (около 29 %). Далее следуют Уральский федеральный округ (24 %), Северо-Западный федеральный округ (20%), а меньше всего средств привлекалось в Дальневосточный федеральный округ (1 %). Сотрудничество России с МАГИ — ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков — позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий но различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежной, натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения. За десять лет МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемым в России, а также разработало бесплатную интерактивную систему «Россия, приватизация», которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возм
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.013 с.) |