Основы успешного продвижения тнк и степень инновационного влияния на мировое хозяйство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы успешного продвижения тнк и степень инновационного влияния на мировое хозяйство



Как отмечали творцы теорий прямых иностранных ин­вестиций — С. Хаймер, Ч. Киндлбергер, Д. Даннинг, А. Раг-ман, основой успешного продвижения ТНК на зарубежные рынки являются их конкурентные преимущества, главные из которых — технологическое лидерство, обладание пере­довыми технологиями. Расходы на НИОКР составляют не­малую долю в бюджете большинства корпораций. В силу этого воздействие ТНК на научно-технический прогресс в мировом масштабе очень велико, они определяют направ­ления его развития и соответственно структурные сдвиги в мировой экономике.

Инновационное влияние крупных ТНК на мировое хо­зяйство велико ещё и в силу их огромных финансовых воз­можностей. В настоящее время многие малые и средние фирмы вносят заметный вклад в создание нововведений, но для промышленного освоения изобретений нужны непосиль­ные для них затраты на модернизацию оборудования и про­изводственного процесса, на организацию сбыта, включая затраты на рекламу. Поэтому ТНК не только сами создают


технические новинки, но и покупают изобретения у малых фирм, чтобы довести их до массового производства, высту­пая в данном случае в роли активных пользователей ново­введений [38].

ТНК выступают в роли не только пользователей, но и продавцов нововведений. Хотя новые технологии создаются научными подразделениями ТНК в первую очередь для соб­ственных нужд, здесь часто рождаются новинки, не соответ­ствующие основному профилю компании, которые могут быть проданы другим фирмам. Кроме того, сейчас, когда науч­ный прогресс очень стремителен, ТНК могут продавать ли­цензии на технологии «не первой свежести», особенно, когда речь идёт о развивающихся странах, которые и выступают в роли основных покупателей на рынке технологий.

Инновационная деятельность в значительной степени определяет конкурентоспособность ТНК в борьбе за глобаль­ные рынки. При этом инновационные продукты не обяза­тельно создаются в стране происхождения ТНК, как это было раньше, когда они разрабатывались в головной компании, а затем передавались зарубежным филиалам. Исследователь­ские центры учреждаются транснациональными корпора­циями во многих странах, где для этого есть квалифициро­ванные кадры и другие необходимые условия. Всего созда­но более 100 таких центров, в том числе такими компания­ми, как Microsoft, Motorola, GM, GE, JVC, Samsung, IBM, Intel, Du Pont, P&G, Ericsson, Nokia, Panasonic, Mitsubishi, AT&T, Siemens. Иными словами, транснациональные кор­порации используют национальные кадры других стран для усиления своих конкурентных преимуществ.

Большая часть родительских компаний ТНК (79 %) раз­мещена в промышленно развитых странах, а так как ос­новное движение ПИИ происходит между родительской ком­панией и её филиалами, соответственно экспортёрами пря­мых инвестиций являются именно эти страны. Но в после­днее время в мировой практике отмечается новое явление — экспорт капитала в виде прямых инвестиций из развиваю-


щихся стран. В роли экспортёров в основном выступают новые индустриальные страны — НИС (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Аргентина, Бразилия, Малайзия). В своё время, попав в сферу влияния промышленно развитых стран, НИС прошли ускоренный курс индустри­ализации, хорошо усвоили современную технику менедж­мента, вместе с прямыми иностранными инвестициями приобрели передовые технологии и, достигнув весьма вы­сокого уровня экономического развития, стали распола­гать собственными возможностями экспорта капитала. Столь впечатляющие экономические успехи позволили НИС и Китаю выйти на рынок инвестиций, при этом неко­торые из них (Тайвань, Южная Корея, Сингапур) являют­ся нетто-экспортёрами капитала.

Но способны ли эти страны составить серьёзную конку­ренцию западному миру? Реальной базой относительного богатства и благосостояния этих государств остаётся заня­тая ими на основе плодотворного усвоения уроков промыш­ленно развитых стран определённая ниша в системе миро­вого хозяйства [38]. Выполняя роль сборочных цехов, куда выносится массовое промышленное производство из США и Японии, НИС и Китай основывают свой успех на импор­тированных технологиях и дешёвой местной рабочей силе. Иными словами, их процветание сочетается с зависимос­тью от промышленно развитых стран. Между тем лидер­ство на мировой арене в современных условиях может быть основано только на самостоятельно завоёванных передовых позициях в сфере инноваций [38].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.004 с.)