Инвестиционный климат. Правовые режимы. Гарантии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиционный климат. Правовые режимы. Гарантии



5.1 Понятие инвестиционного климата

Возможности привлечения инвестиционного климата во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стране, насколько благоприятен её инвестиционный климат.

Инвестиционный климат — весьма сложное и многомер­ное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности соци­альных, экономических, организационных, правовых и иных условий, определяющих привлекательность и целесообраз­ность инвестирования в экономику страны (региона).

Оценка инвестиционного климата предполагает учёт:

— экономических условий (состояния макроэкономичес­кой среды динамики ВВП, национального дохода, объёмов производства промышленной продукции, инфляции, развитие высокотехнологичных произ­водств, положения на рынке труда, ситуация в де­нежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системе и т.п.);

— государственной инвестиционной политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их де­ятельности и т.д.);

— нормативно-правовой базы инвестиционной деятель­ности (статуса регламентирующих документов и по­рядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и та­моженного режима, порядка создания, регистрации


 




деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятель­ностью, урегулирования споров); — информационного, фактологического, статистического материала о состоянии различных факторов, опреде­ляющих инвестиционный климат. Инвестиционный климат является определяющим мо­ментом при принятии иностранным инвестором решения об инвестировании в той или иной стране; он представляет собой комплексное понятие. Это совокупность политичес­ких, экономических, правовых, административных и т.п. условий деятельности иностранного инвестора, существую­щих в конкретной стране, включая меры, предпринимае­мые в ней в целях привлечения иностранного капитала. Благоприятный инвестиционный климат предполагает ра­зумные условия для предпринимательства:

а) приближение правового регулирования к междуна­
родным стандартам;

б) отказ от зарегулированности;

в) развитие общегражданского законодательства при
сокращении императивных норм, развитие контрак­
тного (договорного) права.

Иностранный инвестор, имея большой выбор стран, куда он имеет возможность поместить капитал, выбирает наиболее благоприятные условия, оценивает их, обращая первоочередное внимание на то, насколько эти условия ста­бильны и как долго они сохранятся. Если долгосрочные перспективы для иностранного инвестора благоприятны, он может не обратить внимания на временные препятствия. Если же стабильности нет и она не просматривается в бу­дущем, то никакие меры не привлекут иностранного инве­стора.

Помимо политической стабильности важны общее со­стояние экономики и государственная политика экономи­ческого развития. Показательным фактором в этом плане является постоянный рост валового национального продук-


та, постоянный рост (пусть и небольшой) производства, что считается хорошей перспективой для развития рынка.

Иностранный инвестор учитывает и уровень жизни на­селения, степень роста заработной платы (последнее обсто­ятельство может отрицательно сказаться на себестоимости продукции), уровень цен на местные материалы и сырьё. Большую озабоченность вызывают у него инфляция и инф­ляционные ожидания (хотя в Бразилии, например, иност­ранные инвесторы приспособились к высокой инфляции). Многое зависит от доверия инвестора к проводимой госу­дарством экономической политике, от способности государ­ства содействовать экономическому развитию, опираясь на здравомыслие и избегая дорогостоящих экспериментов.

Иностранный инвестор делает первое заключение о го­сударственной экономической политике, когда он начинает изучение валютного регулирования и контроля и, в частно­сти, таких вопросов, как колебание национальной валюты, протекционистские меры, условия репатриации капитала и прибылей, импортное регулирование, процедура лицензи­рования.

Валютное регулирование имеет для иностранного инве­стора решающее значение. Его интересует вопрос, насколь­ко реально гарантированы его возможности репатриации капитала и перевода дивидендов и процентов. При этом луч­шей реальной гарантией считается положительный платёж­ный баланс в стране-реципиенте капитала. Иностранный инвестор должен быть уверен в том, что перевод капитала и прибылей возможен. Оговорки типа «при условии нали­чия иностранной валюты» его пугают.

Такие меры, как установление «потолка» при переводе прибылей из страны или прогрессивная система их обло­жения, может быть, и служат интересам государства, одна­ко не способствуют поощрению иностранных инвесторов.

Вопрос о возможностях импортировать необходимые материалы и запасные части также рассматривается под углом зрения валютного контроля.


Внутренний рынок. Ёмкий внутренний рынок — важ­ный момент, положительно влияющий при прочих благо­приятных условиях на принятие решений иностранным инвестором. При этом покупательная способность населе­ния является одним из главных факторов. Бедное и много­численное население характерно для развивающихся стран. Обычно иностранный инвестор высчитывает, какая часть продукции может быть продана на местном рынке (чем боль­ше, тем лучше, кроме тех случаев, когда предприятие име­ет экспортную направленность). Внутренний рынок, напри­мер, России может рассматриваться не только как её соб­ственный, но и рынок стран СНГ, экономика которых была взаимосвязана.

Инфраструктура — один из важных факторов, влияю­щих на решения иностранного инвестора (снабжение элек­троэнергией и газом, водой и т.д.). Аэропорты и порты дол­жны функционировать так, чтобы обеспечивать (при необ­ходимости) производство иностранного инвестора сырьём, запчастями и возможностью регулярного экспорта продук­ции. Состояние железных и автодорог и речных путей сооб­щения также принимается во внимание. Учитывается и то, как рабочие могут добираться до места работы. Связь пре­дусматривает обычно наличие телефона и факса, возмож­ность быстро связаться с властями, поставщиками, поку­пателями и т.д.

Сам иностранный инвестор может способствовать раз­витию инфраструктуры путём строительства внутренних дорог, подъездных путей, дополнительных подстанций на дизельном топливе, приобретать средства автомобильного сообщения и т.д. Однако основные коммуникации, по его мнению, должны быть готовы или создаваться правитель­ством либо муниципалитетами. Отсутствие этого, учиты­вая огромные затраты на создание инфраструктуры, мо­жет послужить серьёзным препятствием. В некоторых стра­нах для привлечения иностранных инвесторов создаются «Industrial estates» (промышленные зоны), предоставляю-


щие иностранному инвестору транспорт, связь и т.п., а не­редко и построенные помещения, которые предоставляют­ся ему на льготных условиях с последующей возможнос­тью выкупа. Это значительная мера по привлечению инос­транных инвесторов, которые смогут при таких условиях быстро освоить объект. Нередко «Industrial estates» явля­ются зонами, свободными от налогообложения.

Важен для иностранного инвестора и вопрос о наличии местной рабочей силы и условиях найма.

Создание новых рабочих мест иностранным инвестором является вкладом в развитие национальной экономики и тем большим, чем большая безработица существует в конк­ретной стране. Однако иностранный инвестор изучает ры­нок рабочей силы (насколько квалифицированны рабочие и насколько они способны осваивать профессию, чтобы со­ответствовать требованиям производства). Для него важно, чтобы не было забастовок. Высоко ценится возможность компетентного управления на местном уровне. Жильё, шко­лы, личный транспорт, здравоохранение, возможность пе­ревода на родину части зарплаты иностранным персона­лом тоже играют важную роль.

Налоги и таможенные сборы.

Говоря о налогообложении, различают:

а) налогообложение и привилегии, предоставляемые
инвестору государством-реципиентом капитала;

б) налогообложение и привилегии, которые иностран­
ный инвестор может получить в собственной стране
как экспортёр капитала.

Импортные и экспортные сборы и льготы: инвестор выясняет:

— каково конкретное влияние импортных и экспорт­
ных сборов на себестоимость производства и конку­
рентоспособность;

— есть ли возможность получить снижение или освобож­
дение от импортных сборов на оборудование и сырьё;

— возможна ли оплата сборов в рассрочку;


есть ли в стране свободные экспортные зоны;

— существуют ли протекционистские меры против им­порта конкурирующих товаров.

Если производство определённых товаров по себестои­мости выше импортных, то иностранному инвестору при­дётся согласовать с принимающим государством те протек­ционистские меры, которые ему будут предоставлены и без чего такое производство в принимающей стране будет не­рентабельным. Обычно это либо тарифный барьер, либо полное запрещение импорта данных товаров на определён­ное время, либо обязательство местных властей (других го­сударственных образований) закупать местную продукцию, даже если она дороже импортных товаров. Инвестор мо­жет просить правительство взять на себя обязательство не предоставлять лицензии другим инвесторам на производ­ство таких товаров, особенно при малом размере внутрен­него рынка.

В дополнение к сказанному выше ряд стран предостав­ляет дополнительные льготы для поощрения иностранного инвестора, например землю в аренду на льготных услови­ях, льготное снабжение водой и электроэнергией (вплоть до субсидий в этих сферах).

Для поощрения экспорта используются стимулирующий валютный курс, экспортные премии и др., без чего не может успешно конкурировать вновь создаваемое предприятие.

Иностранного инвестора очень привлекает возможность пользоваться местными финансовыми ресурсами. Не менее важно нормальное функционирование банковской системы в стране, куда он намерен поместить свои капиталы.

Вероятность получения в стране-реципиенте долгосроч­ного займа будет рассмотрена иностранным инвестором до принятия им решения об инвестировании. В капиталисти­ческих государствах получить такие займы не сложно. В развивающихся странах нормальные условия получения долгосрочных займов обеспечивает само государство. Низ­кий банковский процент при этом является важным стиму-


лом для иностранного инвестора, поскольку обеспечивает конкурентоспособность.

К правовым условиям функционирования иностранно­го капитала относятся следующие основные проблемы:

1. Защита и гарантии от национализации и/или эксп­роприации.

2. Национальное законодательство, стимулирующее ино­странные инвестиции.

3. Наличие международных договоров о защите инвес­тиций.

4. Участие государства-реципиента в Конвенции о раз­решении инвестиционных споров.

5. Законодательство о возможности для иностранного инвестора приобретения акций и особенно контрольно­го пакета.

6. Недискриминация.

7. Судебная система.

Большое внимание иностранный инвестор уделяет тому, имеется ли с конкретной страной соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций и насколько эта страна ис­полняет свои договорные обязательства.

Самое главное — наличие правовой стабильности. Он должен чётко знать «правила игры» и быть уверен, что они сохранятся неизменными.

Важную роль играет то отношение, которое иностран­ный инвестор встречает в стране-реципиенте.

Некоторые страны (Таиланд, Филиппины, Малайзия) создали «Boards of Investment» — инвестиционные агент­ства с отделениями во многих промышленно развитых стра­нах с квалифицированными кадрами. Они предоставляют потенциальным инвесторам основную информацию о стра­не, касающуюся инвестирования, о процедурах и требова­ниях, способствуют установлению связей с администраци­ей и т.д. Отделения оказывают большую помощь потенци­альным инвесторам на месте, а головное учреждение в стра­не-реципиенте занимается ими вплотную по прибытии.


Инвестиционное агентство может выдавать необходимые лицензии либо способствовать их получению. Таким обра­зом, для инвестора облегчается вся процедура — от приня­тия решения до создания предприятия. Без этого запутан­ность и сложность процедуры, незнание, какой орган и в какой степени уполномочен принимать соответствующие решения и предоставлять необходимые разрешения и ли­цензии, значительно затрудняли бы этот процесс [31].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.018 с.)