Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие офшорного бизнеса в РФСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Массовое развитие офшорного бизнеса в России началось с конца 1991 года в связи с отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность. Первыми обратили внимание на офшорный бизнес наиболее удачливые российские бизнесмены и организованная преступность. Причём практически сразу офшорный бизнес в России стал развиваться в трёх формах, которые имеют место в настоящее время. Первая форма — стихийное использование офшорных компаний. В данном случае в ходу самые примитивные варианты использования офшорных компаний. Вторая форма ведения офшорного бизнеса связана с возникновением и деятельностью российских секретарских компаний. Основной бизнес таких фирм заключается в продаже уже готовых офшорных компаний, варианты дальнейшего использования которых разрабатываются их владельцами. Третья форма, в которой российскими юридическими и физическими лицами ведётся офшорный бизнес, связана с появлением и активной деятельностью на российском рынке международных офшорных секретарских компаний. Уже в 1992 г. в России работали крупные международные секретарские компании, которые накопили к этому времени огромный опыт успешной работы в условиях противодействия хорошо разработанным налоговым законодательствам многих, и, прежде всего, высокоразвитых стран. Благодаря им эффективный офшорный бизнес в РФ стал доступен всем желающим. Если проанализировать направления развития офшорного бизнеса в РФ, то следует отметить, что в России, как и во всём мире, использованием офшорных структур стремятся обеспечить защиту активов, имущественное планирование и использование трастов, обеспечение конфиденциальности и отмывание «грязных» денег. При этом в качестве самостоятельного направления использования офшорных компаний российскими гражданами и предприятиями следует выделить незаконный вывоз капиталов за рубеж. Необходимо также признать и то, что именно незаконный вывоз капитала и отмывание «грязных» денег являются главными, тесно связанными между собой направлениями развития офшорного бизнеса России. Под разговоры о том, что реформируемая экономика нуждается в иностранных инвестициях, страна превратилась в мировую «прачечную» по отмыванию преступно заработанных средств. Дошло даже до публичных призывов «амнистировать» незаконно вывезенные из страны денежные средства, если они будут возвращены в РФ. Инвестиций это не прибавило, но подобная «всеядность» российских властей не прошла даром — «Россия находится в специальном списке стран, считающихся международными центрами отмывания денег».
Ещё одним обстоятельством, усугубляющим ситуацию с офшорным бизнесом в РФ, особенно в части неконтролируемого экспорта капиталов, является деятельность на территории РФ прибалтийских банков, вседозволенности и безнаказанности которых удивляются даже эксперты секретарских компаний. Очень эффективным методом незаконного вывоза капиталов является работа через офшорную структуру, созданную российским экспортёром для ведения от её имени внешнеторговых операций. Вот как выглядит схема, ставшая настоящим бичом российской экономики: «основная часть продукции уходит по бартеру за сырьё, топливо, энергию... основная масса финансовых средств аккумулируется за границами России, экспортные потоки в основном идут через посреднические фирмы в офшорных зонах, часто учредителями таких фирм выступают высшие должностные лица предприятий или их родственники». Такое положение будет существовать до тех пор, пока не будут законодательно оформлены экономические и правовые аспекты сотрудничества российских предприятий и компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. В данной ситуации страдает не только государство, но и само предприятие, поскольку цели криминального обогащения отдельных лиц вступают в противоречие не только с интересами государства, но и с целями процветания самого предприятия. В настоящее время с лёгкой руки СМИ к «российским офшорам» относят всевозможные административно-территориальные образования, представляющие те или иные налоговые льготы зарегистрированным в них предприятиям. Причём число таких территорий в последнее время постоянно растёт. Более того, «в России идёт процесс формирования своеобразного рынка — рынка корпоративных и финансовых услуг на базе льготных налоговых регионов». К указанным территориям в настоящее время можно причислить следующие: Ингушетию, Калмыкию, свободную экономическую зону «Алтай», эколого-экономический регион «Алтай», Агинский национальный округ в Бурятии, Шаховской район Московской области, города Курск и Углич, так называемые «наукограды» и закрытые административно-территориальные образования. Всего, по данным налоговой полиции, в России насчитывается около 40 офшорных зон [34].
10. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ 10.1 Масштабы привлечения иностранных инвестиций, их структура В условиях прогрессирующей глобализации ослабление зависимости воспроизводственного процесса от отечественной почвы — явление характерное для всех стран. Для России же особенно, поскольку реформы 90-х годов усилили сырьевую ориентацию её экономики, почти уполовинив при этом объём её валового внутреннего продукта по сравнению с уровнем 1990 г. А ведь 1990 год был первым годом падения производства в России после Второй мировой войны! Некоторый рост ВВП в 1999-2002 гг. (примерно до 70 % уровня 1990 г.) был связан с благоприятной мировой конъюнктурой, главным образом на рынке энергоносителей и четырёхкратной девальвацией рубля после дефолта 1998 г. По оптимистическому прогнозу Минэкономразвития и торговли, для восстановления к 2010 г. объёма ВВП до уровня 1989 г. России потребуется ежегодный рост на 4,9%. Драматизм ситуации состоит не только в том, что Россия может не удержать темпы роста, достигнутые в 1999-2001 г. благодаря условиям конъюнктурного порядка. Но и в том, что пока она будет возвращаться к объёму ВВП 1989 г., прочие страны в своём экономическом развитии уйдут далеко вперёд. Для поддержания высоких темпов экономического роста и улучшения его качественной структуры необходимо обновить основные производственные фонды, моральная и физическая изношенность которых является причиной многих техногенных катастроф; средний возраст машин и оборудования превысил к началу 2000 г. 17 лет. Реновация основных фондов требует инвестиций, особенно при про- гнозируемом пике их износа в 2003-2005 гг. О глубине инвестиционного кризиса, переживаемого Россией, свидетельствуют следующие данные: общий объём вложений в основной капитал (% к 1990 г.) составил в 1999 г. 23,2, в 2000 г. — 27,2 и в 2001 г. — 29,6. Среди факторов, сдерживающих мобилизацию внутренних ресурсов для капиталовложений в обновление основных производственных фондов, важно выделить: — низкую среднюю прибыльность (рентабельность) как 1999 г. против 29,3 % в 1992 г.), так и их активов — высокую долю убыточных предприятий (39,8 % в 2000 г. против 15,3% в 1992 г.); — распространившуюся практику неинвестиционного использования амортизационных отчислений; — чрезвычайно высокую долю неплатежей в расчётах между предприятиями; — крайне ограниченные возможности мобилизации средств через фондовый рынок. Сегодня это чаще всего лишь площадка для спекулятивного обогащения небольшой группы компаний. Что касается населения, то оно практически не участвует во вторичном рынке ценных бумаг; — недоступность кредитов коммерческих банков для большинства отечественных хозяйствующих субъектов (если ставка рефинансирования составляла в 2002 г. 23-25 %, то проценты по банковским кредитам были ещё выше.) В 2000 г. доля кредитов национальных банков России в совокупных инвестициях в основной капитал составляла лишь 2,3 % (данные без учёта субъектов малого предпринимательства);
— практическое закрытие такого важного источника инвестиций, как сбережения населения. Потенциал этого источника составляет, по различным экспертным оценкам, 10-30 млрд. долл. В связи с тем, что вклады граждан в коммерческих банках трижды пропадали за последние 10 лет, подорвано доверие населения к банкам и к федеральной власти [3; с. 60]. Вряд ли оно будет восстановлено в ближайшее время даже при вводе законодательных гарантий вкладов; -*■ колоссальную дифференциацию отраслей по доходам и инвестициям. Рентабельность экспортных сделок с нефтью достигала (%): в 1999 г. — 400-500, с мазутом — 200, с природным газом — 600 (700-800 в 2000 г.), с каменным углём — 200 (300 в 2000 г.). Высокие экспортные доходы добывающих отраслей и отраслей первичного передела потребляются преимущественно ими самими. Так, на топливно-энергетический и металлургический комплексы приходилось в 2001 г. более 70 % всех капиталовложений в промышленность. Однако средства, выделяемые компаниями экспортори-ентированных отраслей для самофинансирования, расходуются не столько на обновление собственных производственных мощностей (которые в этом остро нуждаются), сколько на скупку непрофильных предприятий, зачастую вполне процветающих, для чего последние нередко подвергаются банкротству. Подобные акции противоречат мировой тенденции к дедиверсификации. В условиях технологической гонки ведущие ТНК избавляются от многочисленных непрофильных предприятий, стремясь закрепить в рамках своих империй сравнительно небольшой круг наиболее конкурентоспособных профильных и сопряженных с ними производств. Прочие свободные средства, скапливающиеся у российских компаний, работающих на экспорт, расходуются на вывоз капитала за рубеж в его легальной и теневых формах, скупку недвижимости, спекуляции на финансовых рынках, финансирование СМИ и т.д. Что касается компаний отраслей с высокой долей добавленной стоимости (в частности машиностроения), ориентированных на внутренний рынок, то, не имея ресурсов для обновления основных фондов, они ремонтируют их отдельные элементы за счёт оборотного капитала. Тем самым консервируются техническая и технологическая отсталость России, её сырьевая ориентация. Без реализации правительственной программы межотраслевого перелива капитала невозможна модернизация российской экономики, одним из важнейших аспектов которой должно стать внедрение прогрессивных наукоёмких ресурсосберегающих технологий (такой показатель, как энергоёмкость в расчёте на единицу национального дохода, в России в 2 раза выше, чем в США, и в 3,5 раза выше, чем в Западной Европе). Только государственное вмешательство в распределение капиталов между отраслями позволит снизить издержки производства, увеличить выпуск высокотехнологичной продукции и удержать тем самым российскую экономику от полной потери конкурентоспособности в ближайшие годы на внутреннем и внешнем рынках.
Естественные монополии и компании некоторых других экспорториентированных отраслей, извлекая огромные прибыли благодаря высоким экспортным ценам, стремятся подтянуть к мировому уровню и внутренние цены на свою продукцию. Подобная политика делает неконкурентоспособными и неспособными к инвестициям производителей всех прочих отраслей российской экономики; ложится тяжёлым грузом на население, сужая внутренний платёжеспособный спрос на отечественные товары и услуги; способствует развитию неплатежей; подстёгивает инфляцию, которая крайне затрудняет инвестиционную деятельность в любых отраслях; нельзя рассчитывать на перспективу издержки производства и прибыли. Происходит катастрофическое уменьшение государственных капиталовложений: их удельный вес в ВВП упал за 1992-1999 гг. в 15 раз (с 3 до 0,2 %). Соответственно сократилась их доля в общем объёме инвестиций в основной капитал (с 28,6 до 1,1 %). К этому следует добавить недостаточный объём государственных гарантий предприятиям-инвес- торам под заёмные средства для реализации инвестиционных проектов; сравнительно высокую доходность государственных долговых обязательств, которая отвлекает капитал от реального сектора экономики; отсутствие государственных гарантий сохранности вкладов населения в банках. Все эти и другие ограничители внутренних инвестиций в основные фонды — результат размывания налогооблагаемой базы и резкого сокращения бюджетных доходов. Наконец, — и это главное — инвестиции в основной капитал невозможны и бессмысленны без обладания инвестором новейшими ноу-хау. К сожалению, в России значительная часть НИОКР осуществляется по иностранным грантам, а результаты таких исследований принадлежат, как известно, грантодателю. Ещё огорчительнее то, что на Запад беспрепятственно и безвозмездно уходят разработки отечественных учёных, производимые на российские средства [18]. Российский фонд патентной информации сообщает, что иностранные фирмы и государства патентуют на своё имя, как в России, так и за рубежом открытия наших учёных в сфере высоких технологий, в том числе военного и двойного назначения. Особенно заметно это проявляется в стратегических отраслях — авиационной и ракетно-космической. Более того, крупнейшие мировые производители вооружений предъявляют к России исковые требования за нарушение якобы «своих» прав на технику, изобретения и ноу-хау, созданные российским ВПК в рамках государственного оборонного заказа. Как считает заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям А. Яшин, подобная практика порождает «серьёзные проблемы при поставках военной техники и для Вооружённых сил РФ, и на экспорт. При вступлении же России в ВТО это может обернуться для нас ещё более значимыми многомиллиардными убытками и, что самое худшее, установлением иностранного контроля за ведущими предприятиями оборонных отраслей».
Подобное положение объясняется неурегулированностью вопросов закрепления прав России на результаты интеллектуальной деятельности. Работа по подготовке четвёртой части Гражданского кодекса РФ, посвященной интеллектуальной собственности, незавершена по сей день, застопорившись в Госдуме с 1994 г. Утечка отечественных ноу-хау за кордон лишает российских инвесторов базы для капиталовложений в обновление основных производственных фондов» в том числе в ВПК. Таким образом, на рубеже веков в отраслях российской экономики, не связанных с естественными и экспорториен-тированными монополиями, сложился устойчивый дефицит инвестиционных ресурсов. Он обостряется масштабным вывозом капитала в его теневых формах и громадными платежами по внешнему долгу. Создалась ситуация, при которой спрос на инвестиции в значительной степени означает спрос на иностранный капитал. Весь вопрос в том, в какие сферы этот капитал идёт и отвечает ли его приход нашим общенациональным интересам. Весь объём накопленных Россией к 1 июля 2002 г. частных иностранных капиталовложений оценивается Госкомстатом РФ в 38,2 млрд. долл. Их них 18,6 млрд. (48,7 %) — прямые иностранные инвестиции (ПИИ). 1,4 млрд. (3,8 %) — портфельные и 18,1 млрд. долл. (47,5 %) — прочие (товарные и иные кредиты и займы, банковские вклады). Для сравнения: только прямые иностранные инвестиции, накопленные Китаем (без Гонконга и Тайваня) за 1979-2000 гг., составили 346,6 млрд. долл. Впрочем, подлинный объём капиталов, поступивших в Россию из-за рубежа, по-видимому, много больше. В своё время Е. Федорова, начальник одного из отделов Госкомстата, признавалась в том, что её ведомство не располагает достоверной информацией о покупке иностранными инвесторами акций приватизированных предприятий. И это неудивительно: при обмене Скупленных у населения ваучеров на акции российских предприятий и на последующих денеж- ных аукционах западные компании широко использовали подставных лиц. При этом они не принимали на себя никаких обязательств в отношении долгосрочных капиталовложений, как это положено на инвестиционных конкурсах. На общей сумме иностранных инвестиций сказалось и чудовищное обесценение активов российских предприятий в ходе их распродажи. Объясняется это не только заниженным курсом рубля по отношению к доллару, но и тем, что на этапе ваучерной приватизации, завершённом 1 июля 1994 г., основные фонды предприятий измерялись нередко в ценах 1965-1987 гг. Некоторое повышение стоимости предприятий в процессе последующих переоценок их основных фондов было сведено на нет кризисом 1998 г., вновь обрушившим цены российских активов в связи с резко возросшими оценками рисков при инвестировании в страну. Впрочем, и сегодня акции российских субъектов хозяйствования котируются на московской бирже много ниже, чем акции аналогичных предприятий на фондовых биржах Запада. Важно иметь в виду и то, что Госкомстат при определении объёма накопленных ПИИ пересчитывает рублевую часть инвестиций по среднему валютному курсу последнего года. А при непрерывном падении валютного курса рубля это означает занижение долларовой величины инвестиций, сделанных в рублях в предшествующие годы [18]. 10.2 Последствия прямых иностранных инвестиций Иностранный капитал оказывает, как правило, разнонаправленное влияние на экономику принимающей страны. Позитивный эффект ПИИ Импортируемый капитал пополняет внутренние источники финансирования вложений. Вакуум в отдельных звеньях воспроизводства, создаваемый экспортом российского капитала, восполняется в той или иной мере импортом зарубежного. Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению напряжённости кредит- пой сферы страны проникновения. Его понижательное воздействие на процентную ставку банковских кредитов служит дополнительным стимулом к внутренним инвестициям. Объективно иностранный капитал не может функционировать как самовозрастающая стоимость, не приводя в движение местные производительные силы, если, конечно, он идёт в производство, в первую очередь — в основной капитал. В этом случае иностранные инвестиции способны повысить эффективность производства и расширить рынки сбыта благодаря повышению технического уровня и увеличению отдачи средств труда (через смену устаревшего оборудования, применение новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка), а также улучшению организации и управления производством и сбытом, углубленным маркетинговым исследованиям, внедрению схем промышленной логистики и т.д. Расширение объёма производства в секторе с иностранным участием, сопровождающееся подключением к нему местных субпоставщиков, способствует развёртыванию сопряжённых отраслей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в целом и возникает дополнительный спрос на квалифицированную рабочую силу, инженеров и учёных. Зачастую иностранный инвестор принимает на себя обучение и переобучение местных кадров. Наибольшее количество новых рабочих мест создаётся, естественно, там, где иностранная компания сооружает новые хозяйственные объекты, а не скупает уже существующие. Осуществляя импортзамещение, иностранный сектор способен насыщать принимающую экономику остродефицитной, не выпускавшейся прежде продукцией, предназначенной и для модернизации её производственной базы, формировать современную модель потребления, поощрять конкуренцию, привносить и совершенствовать рыночные методы хозяйствования в странах с экономикой переходного периода. Привлечение иностранных фирм, работающих на экспорт, ведёт к увеличению экспортных доходов страны-реципиента. Возрастает вклад таких доходов в прирост её ВВП. Расширение экспорта, насыщение его изделиями современного маши-нотехнического комплекса, формируемого на территории принимающей страны, динамизирует её экономический рост и придаёт ему устойчивость. Ставка делается на то, что рассчитанный поначалу на внешний спрос, этот комплекс со временем переключится, по крайней мере частично, и на обслуживание внутреннего рынка. В результате повысится техно- и наукоёмкость внутренних инвестиций и местного производства. При этом иностранная фирма-экспортёр нередко идёт на создание стратегических альянсов с местными производителями, открывая им выход на мировой рынок. Итак, прямые иностранные инвестиции по многочисленным каналам способны содействовать совершенствованию производственно-социальной инфраструктуры и платёжного баланса страны-реципиента. Они увеличивают объём и улучшают структуру внутреннего накопления основного капитала, ускоряют его темпы, повышают его норму (соотношение массы прибыли, направляемой на накопление основного капитала, к общей массе прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности) в стране — импортёре капитала. Важно и то, что привносимые извне инвестиции приобщают местные хозяйствующие субъекты к рыночной модели поведения. Что касается России, то для неё позитивный эффект прямых иностранных инвестиций на экономику является пока скорее исключением, чем правилом [18]. Негативные воздействия ПИИ Иностранное присутствие может оказывать и негативные воздействия на воспроизводственный процесс в стране-реципиенте. Так, инвестиции зарубежных фирм являются источником дополнительных средств для финансирования внутренних капиталовложений лишь до тех пор, пока репатриация прибылей не превысит эти инвестиции. В России подобное превышение стало чуть ли ни нормой. За время реформ как резиденты, так и нерезиденты разработали изощрённые схемы укрытия прибыли и увода её от налогообложения (а нередко и части фонда заработной платы, чтобы не делать отчисления во внебюджетные фонды). Такого рода схемы реализуются через использование бартера, денежных суррогатов, «откатных» цен, разнообразных форм неплатежей. Более того, крупные иностранные инвесторы, используя своё маркетинговое превосходство, различные способы уклонения от стандартных фискальных процедур, методы ограничительной деловой практики, а также предоставляемые им льготы, осуществляют значительную часть своих экспортных и импортных операций в обход стандартных таможенных пошлин. Сокрытые любым из этих способов прибыли, как правило, уходят за рубеж [18]. Вакуум в отдельных звеньях воспроизводства, создаваемый экспортом капитала, в России особенно велик. Разброс оценок капитала, вывезенного за годы реформ, огромен: от 150 млрд. долл. до 4 трлн. долл. Формы несанкционированного увода капитала за кордон многообразны. Одна из них — внешнеторговые каналы (невозврат экспортной выручки и непоступление товаров или услуг по оплаченным импортным авансам). Специфика России в том, что объём импортируемого ею капитала не настолько велик, чтобы устранить или существенно ослабить сбои в воспроизводственном процессе, возникающие в результате широкомасштабного экспорта капитала. Внутренние источники финансирования вложений пополняются не всегда ещё и потому, что иностранные компании зачастую обращаются к рынку ссудного капитала стран оперирования. Увеличивая спрос на кредиты, они тем самым способствуют их удорожанию. Это сужает возможности финансирования потенциальных национальных инвесторов. В сегодняшней России кредиты её банков и других кредитных организаций обходятся нерезидентам дешевле, чем резидентам. И не только потому, что обменный курс рубля по отношению к доллару сильно занижен, но и потому, что процентная ставка по кредитам в долларах существенно ниже, чем по кредитам в рублях. Объясняется это, по-видимому, более высоким рейтингом платёжеспособности иностранных получателей кредитов. Среди последних видное место принадлежит кредитным организациям с иностранным участием в уставном капитале, имеющим право на осуществление банковских операций. По состоянию на 01.05.2001 г. в России насчитывалось 134 такие организации, из них 23 со 100% -ным иностранным участием (они имели к тому же ещё и 8 филиалов на территории РФ) и 10 с иностранным участием от 50 до 100 %). Иностранные банки не торопятся кредитовать реальный сектор российской экономики (коль скоро от этого воздерживаются и национальные банки), считая для себя менее рискованным вкладывать средства, в том числе полученные в виде выгодных кредитов в российских банках, в валютные операции и государственные ценные бумаги. В совокупных инвестициях в основной капитал на кредиты иностранных банков приходилось в 2000 г. лишь 0,6 %. Прямые инвестиции зачастую не ведут к улучшению структуры накопления и производства в принимающей стране, поскольку иностранные фирмы, руководствуясь теорией жизненного цикла продукции, переводят за рубеж преимущественно те технологии и то оборудование, которые в их стране утратили статус новейших. Это относится в первую очередь к России. В Китае и большинстве стран Восточной Европы, к примеру, предприятия с иностранным участием пользуются льготами (сниженные ставки за бытовые услуги и аренду площадей, облегчённый доступ к источникам сырья, налоговые, таможенные и иные преимущества) лишь в обмен на поставку новейших технологий и техники. Россия же предоставляет крупным иностранным инвесторам преференциальный режим хозяйствования, не обременяя их подобным требованием. А потому нередки случаи сброса в Россию морально устаревшего оборудования для выпуска вчерашних моделей, а также оборудования для производства, сдерживаемого за рубежом правительственными ограничениями (например, табачных изделий, бытовой химии, товаров в пластиковой таре и т.д.). Появились сообщения, что американский концерн «Монсанто» развернул в России производство продуктов-мутантов, создающих прямую угрозу здоровью населения и запрещённых к ввозу большинством развитых и развивающихся стран. С усложнением производства и повышением уровня вертикальной интеграции в рамках транснациональных компаний ослабевают их контакты с местными субпоставщиками. Возникновение «отсеков», управляемых из-за границы и слабосвязанных с национальной экономикой, не создаёт условий для развития сопряжённых производств в России. А поскольку оборудование, комплектующие и запасные части поступают по внутрифирменным каналам из-за рубежа, то и дополнительный спрос на рабочую силу возникает не в стране оперирования, а в стране базирования материнской ТНК. При этом увеличиваются различия в уровне социально-экономического развития отдельных регионов страны-реципиента, возрастает фрагментарность её хозяйства, разрушается её единое экономическое пространство. Сокращением числа занятых на предприятиях с иностранным участием чревата и постоянная опасность репатриации ввезённого капитала и свёртывания производства под влиянием ухудшения инвестиционного климата, экономического кризиса или любых иных обстоятельств. Угрозу массовых увольнений зарубежные фирмы несут ещё и тогда, когда их внедрение в принимающую экономику осуществляется не в форме строительства новых объектов, а путём скупки уже существующих местных компаний [18]. Для России такая опасность особенно велика, ибо пока она импортирует капитал главным образом через продажу акций своих предприятий. Приобретая предприятие или крупный пакет его акций, иностранный инвестор осуществляет подчас реорганизацию, которая сопровождается повышением концентрации производства и органического состава капитала, а тем самым и относительным сокращением спроса на рабочую силу. Если уменьшение числа занятых на предприятии в ходе его технической реконструкции — процесс естественный, то этого никак не скажешь об участившихся случаях приобретения иностранцами российских предприятий с целью устранения конкурента. Используемые для этого способы многообразны: от скупки долгов отечественной компании и её последующего банкротства до скупки её акций для перепрофилирования либо закрытия через банкротство. Нередки случаи создания совместного предприятия с последующей арендой зарубежным партнёром как раз тех производственных площадей, где российская компания выпускает свою вполне конкурентоспособную продукцию. Зачастую банкротство российского процветающего предприятия осуществляется иностранцами при активной поддержке местной заводской элиты, заинтересованной в личном обогащении. Именно таким образом был уничтожен на корню Обуховский завод — знаменитый флагман ВПК в аэрокосмической сфере. Важно иметь в виду и то, что, если при одних обстоятельствах импортируемый капитал и производимая им продукция служат добавлением к внутренним инвестициям и общественному продукту, то при других — они играют по отношению к ним замещающую, конкурирующую роль. Работая лишь частично на замещение импорта товаров, иностранные инвесторы нередко переносят на территорию России производство как раз той продукции, которая конкурирует с местной. Такая конкуренция, не сдерживаемая таможенными барьерами и количественными ограничениями, становится ещё более разрушительной. Именно таким способом иностранные инвесторы практически отобрали у отечественных продуцентов внутренние рынки видео- и аудиопродукции, пива, сигарет, а также преобладающую часть рынков косметических, фармацевтических изделий, товаров бытовой химии и т.п. Соперничество этого типа приобретает особенно грозный характер в случаях так называемой структурной конкуренции, когда компании сталкиваются одна с другой уже не на изолированных рынках отдельных видов продукции, а конкурируют всей структурой производства. Развёртывание такого типа соперничества, особенно со стороны корпораций-монстров, возникших последние годы в процессе слияний, опасно для национальных фирм даже наиболее развитых стран. Ведь не только материнские компании таких гигантов, но и их зарубежные дочерние общества зачастую крупнее и технологически мощнее местных хозяйствующих субъектов. Тем более это относится к России с её слабой конкурентоспособностью многих отраслей глубокой переработки. Можно привести многочисленные примеры, как иностранные инвесторы борются за российские рынки не только с отечественными производителями, но и друг с другом. Присутствие филиалов ТНК, ориентированных на экспорт, может превратить значительную долю внешней торговли страны проникновения во внутрифирменные операции иностранных компаний, вызвать замещение экспорта местных фирм. К тому же привлечение иностранного капитала далеко не всегда ведёт к совершенствованию структуры товарного экспорта страны-реципиента. В большой мере это зависит от сферы деятельности иностранной компании. Во многих развитых и развивающихся странах существуют ограничения на приток иностранного капитала в отрасли, непосредственно связанные с эксплуатацией национальных природных ресурсов, в некоторые сферы производственной инфраструктуры, телекоммуникационную и спутниковую связь. А в России иностранный капитал устремился как раз в эти сферы (наряду с такими высокодоходными и быстро окупаемыми отраслями, как пищевая промышленность, торговля и т.п.). В Китае, например, законодательно определены отрасли, куда доступ иностранному капиталу закрыт, ограничен, разрешается и поощряется. В России же крупный иностранный капитал, не только свободен от каких бы то ни было ограничений, но ещё и пользуется льготным режимом по сравнению с местными товаропроизводителями. В Китае правительство поощряет экспортные операции тех фирм с иностранным участием, которые приносят казне высокие доходы от экспорта (например, занятых в сфере высоких технологий), а также тех, которые путём переориентации своего производства с внутреннего спроса на внешний снижают перенасыщение рынка. При этом иностранные инвесторы не освобождены и от рестриктивных мер государственного регулирования экспортных операций, включающих изъятие лицензии на экспорт, лишение экспортёров налоговых, таможенных и иных льгот и субсидий [18]. В большой мере благодаря такой политике предприятия с иностранным участием увеличили объём вывезенной из КНР продукции высоких технологий с 4,5 млрд. долл. в 1996 г. до 30 млрд. в 2000 г., а их доля в высокотехнологичном экспорте возросла с 60 до 80 %. В отличие от Китая прямые иностранные инвестиции в России не способствуют пока ни индустриализации её экспорта, ни созданию сбалансированного народного хозяйства. Напротив, за последние 10-15 лет Россия крайне утяжелила свою экономику, углубив её зависимость от малодоходных и постоянно сужающихся сегментов мирового рынка. Наша страна, научный, образовательный и ресурсный потенциал которой несопоставим с китайским, вывозит ежегодно высокотехнологичных изделий на сумму 2,5-3 млрд. долл., что составляет лишь 0,3 % всего объёма мирового экспорта этой продукции — в 12 раз меньше, чем Китай (без Гонконга и Тайваня), в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея, и в 8 раз меньше, чем Мексика. Иностранные инвесторы в России сегодня меньше всего озабочены проблемой облагораживания российского экспорта и улучшения её народнохозяйственных пропорций (не говоря уже о проблеме невозобновляем ости её природных ресурсов). Их главная цель — выкачать из России максимальную сумму прибыли в предельно сжатые сроки [18]. Интегрируясь в импортирующую экономику и взаимодействуя с местным капиталом на всех стадиях своего кругооборота, иностранный капитал одновременно и стимулирует, и тормозит процесс национального накопления в любой стране. Оптимизация размещения в российской экономике прямых иностранных инвестиций предполагает выбор обоснованной и долгосрочной экономической специализации страны, обеспечивающей её национальную безопасность. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы позитивные итоги иностранного присутствия перевешивали негатив. Реализация подобной цели потребует от России немалых усилий. Необходимо, в частности, ужесточить государственный контроль за соблюдением западными компаниями инвестиционных обязательств, принятых ими при покупке акций российских субъектов хозяйства, а также правил участия в инвестиционных конкурсах. Крайне важно усилить надзор компетентных органов и за уплатой иностранцами налогов и таможенных пошлин (в сегодняшней России около четверти бюджетных поступлений приходится на экспортно-импортные пошлины). Первоочередной задачей является и переход от ничем не ограниченного привлечения иностранного капитала к выборочному. А это предполагает распространение на большинство сфер российской экономики (исключая некоторые отрасли и регионы, особо нуждающиеся в притоке капитала) единых норм государственного регулирования инвестиционной деятельности для местных и иностранных компаний (тем более, что унификация такого рода — одно из условий вступления в ВТО). Справедливости ради следует признать, что во многих случаях и иностранные компании мечтают не столько о законодательной дискриминации российского капитала и о преференциях для себя, сколько о привычной для них среде обитания, предполагающей конкуренцию на всех уровнях профессиональной деятельности (от производственной до финансовой), борьбу за рынки сбыта через опережающее снижение издержек, постоянное расширение и обновление ассортимента выпускаемой продукции, внедрение и совершенствование схем промышленной логистики и т.д. Однако создание иностранному капиталу такой среды обитания крайне затруднено чрезвычайно высокими рисками «длинных» капиталовложений, проистекающими из неблагоприятного инвестиционного климата в России. Его отличают политическая нестабильность, высокий уровень инфляции, несовершенство законодательства, недостаточное информационное обеспечение, нер
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.022 с.) |