Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Точность и выразительность речи.

Поиск

ВАЖНО! В вашем сочинении, которое, как правило, пишется в пуб­лицистическом стиле, недопустима сниженная и нелитературная лек­сика (просторечие, диалектизмы, бранная и жаргонная лексика).


А вот использование тропов и средств выразительности очень желатель­но.

Всегда помните о принципе коммуникативной целесообразности: что говорить, как говорить и где говорить. Иными словами: в любой речевой ситуации, будь то речь в устной или письменной форме, вы должны вы­бирать языковые средства (особенно лексику — слова), учитывая сле­дующие условия: кому будет адресована ваша речь (учителю или другу), в какой обстановке она будет осуществляться (на экзамене или в друже­ской беседе с приятелями) и каков предмет вашей речи (о чём вы будете говорить).

Типичные ошибки этой части:

• однообразие или бедность словаря;

• однообразие грамматического строя речи;

• неумение использовать средства выразительности.

VII — X. Грамотность текста (соблюдение орфогра­фических, пунктуационных, языковых и речевых норм).

ВАЖНО! Ваше сочинение в его идеальном вцде не должно содер­жать никаких ошибок — ни орфографических, ни пунктуационных, ни языковых, ни речевых. Если вы допускаете ошибки (см. критерии К7 — КЮ), то баллы снижаются. Как писать грамотно? Совет здесь может быть только один: учить правила и закреплять их на практике, разви­вать свою речь, следить за тем, чтобы в ней не было языковых и речевых нарушений, читать много хорошей художественной литературы.

Типичные ошибки этой части:

• наличие орфографических ошибок (при наличии двух ошибок вы получите 0 баллов; см. критерий К7);

• наличие пунктуационных ошибок (при наличии двух и более оши­бок вы также получите 0 баллов; см. критерий К8);

• несоблюдение языковых норм (допускается 1—2 грамматические ошибки; см. критерий К9);

• несоблюдение речевых норм (при наличии 4 и более речевых оши­бок вам поставят 0 баллов; см. критерий КЮ);

XI. Этические нормы.

не должен содержать угроз, насмешек, оскорблений. Не надо никого ру­гать, не надо употреблять бранные, вульгарные и жаргонные слова — и вы получите дополнительный один балл, если будете соблюдать этиче­ские нормы в речевом оформлении вашего текста (см. критерий Kl 1).

XII. Соблюдение фактологической точности в фоно­вом материале.

ВАЖНО! Желательно внимательно прочитать исходный текст, что­бы не исказить его в вашем развёрнутом ответе (часто искажают фами­лии авторов исходных текстов или их героев). В сочинении не должно быть также искажения реальных исторических фактов, фамилий писа­телей и их произведений, дат и пр. (см. критерий К12). Эти ошибки отра­жают ваш интеллектуальный и культурный уровень, повышать который требуют изменившиеся условия современной жизни.

 

Итак, вы увидели шаг за шагом последовательность написания отве­та задания части С — вашего сочинения. Теперь же мы предлагаем вам модели сочинений по текстам, которые были даны в параграфе «Ана­лиз текста» этой книги. Обращаем ваше внимание на то, что это именно модели, а не готовые сочинения — их вам предстоит написать самим, ис­пользуя данные нами заготовки. В моделях перечисляются проблемы и позиция автора, даны материалы для комментария и аргументации. Ваша задача — написать по ним сочинение-рассуждение.

Успехов вам в работе!


Ответы к части С (модели сочинений)

Вариант № 1

В тексте А. Алексина можно выделить две основные проблемы:

1) проблема жертвенной материнской любви;

2) проблема нашего отношения к матерям.

Комментарий первой проблемы может содержать размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвен­ность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, вы­хаживая больного ребёнка, они жертвуют карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас всё, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.

Комментарий второй проблемы может основываться на коммен­тарии первой проблемы и развивать мысль о том, что осознание значе­ния материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.

Позиция автора:

1) жертвенность материнского чувства естественна;

2) очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы долж­ны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументируя свою позицию, обратите внимание на то, что тема материнской любви широко представлена как в русской поэзии (М. Цве­таева — цикл «Стихи к сыну»; А. Ахматова — «Реквием»; стихотворе­ние Е. Евтушенко «Уходят матери» и др.), так и в современной прозе (В. Закруткин «Матерь человеческая»; Л. Петрушевская «Время ночь», «Маленькая Грозная»; В. Токарева «Террор любовью» и др.).

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следу­ющие высказывания знаменитых людей.

«Вы не перестанете быть ребёнком, пока у вас есть мать» (С. Джей-

ет);

«Дети — якоря, которые удерживают мать в жизни» (Софокл); «Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей» (Менандр);

«Будущее нации — в руках матерей»;

«Сердце матери — неиссякаемый источник чудес» (П. Беранже);

«Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение» (Г. Щербакова);

«Одна хорошая мать стоит сотни учителей» (Д. Герберт);

«Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей» (У. Теккерей);

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» (В.Г. Белинский); «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя — Мать» (М. Джалиль).

Вариант № 2

В тексте Л. Лиходеева рассматривается три проблемы:

1) вещи и книги;

2) время и книги;

3) люди и книги.

Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что с тех пор, как появился человек разумный, человечество придумало мас­су вещей, облегчающих ему жизнь. Эти вещи служат человеку в преде­лах своего назначения. Но есть среди изобретений человека одно, кото­рое в своё время перевернуло мир и продолжает служить человеку ве­рой и правдой на протяжении многих столетий. Это изобретение — кни­га. Сколько сказано и написано о значении книги в человеческой жиз­ни! Достаточно вспомнить, например, высказывания Аристотеля: «Хо­рошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду»; Цицерона: «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишённому души»; русскую пословицу «Испокон века книга растит человека» и др. Тем не менее выдающиеся умы человечества, писатели высказывают по этому поводу новые интересные мысли.

Комментарий второй проблемы может включать цитаты, предло­женные в комментарии к первой проблеме. Здесь, однако, необходимо акцентировать внимание на том, что для каждой вещи есть свой срок службы, чего нельзя сказать о книге.

В комментарий третьей проблемы можно включить замечания, касающиеся, во-первых, истории взаимоотношения человека и книги (бы­ли времена, когда чтение книг было не в чести), во-вторых, особенностей чтения книги отдельным человеком и умении видеть в ней то, что дей­ствительно написано, а не только то, что читатель желает видеть.

Позиция автора:

1) вещи не требуют собеседника, а книги без собеседника мертвы;

2) книги мудрее времени;

3) после человека на земле остаются дела его и книги. Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументируя свою позицию по второй проблеме, напишите о тех книгах, которые пережили своё время. Расскажите об известных клас­сических произведениях русской и зарубежной литературы.

Аргументами к третьей проблеме могут послужить рассказы об известных вам писателях и поэтах и их произведениях.

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следу­ющие афоризмы.

«Книги — это имущество, завещаемое умом человечеству, предна­значенное для передачи из поколения в поколение, на пользу тем, кото­рые со временем родятся» (Джозеф Аддисон);

«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бе­режно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Фрэнсис Бэкон);

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книги оставались» (А.И. Герцен);

«Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности» (С. Смайлс);

«Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком» (М. Горький).

 

Вариант № 3

В тексте К. Паустовского поднимаются две основные проблемы:

1) поэтичность русской лексики;

2) установление родственных связей русских слов, проблема народ­ной этимологии.

Комментируя первую проблему, можно обратить внимание на то, что особенности русского языка, его необыкновенные черты давно явля­ются предметом восхищения не только русских писателей, лингвистов, но и зарубежных. О богатстве русского языка, о его необыкновенной по­этичности писали многие выдающиеся деятели.

«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Г. Белинский);

«Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужас­ной грубости» (Ф. Энгельс).

Комментарий второй проблемы можно начать с общеизвестных сведений о том, что русский язык имеет разветвлённую систему род­ственных слов. Это касается и исконно русских, и заимствованных слов. Причём изначально родственные слова в настоящее время могут тако­выми не восприниматься, и наоборот, слова, не связанные словообразо­вательными связями, начинают объединяться, порождая народную эти­мологию.

Позиция автора:

1) русский язык обладает большим количеством поэтических слов, многие из которых связаны с нашей природой;

2) родственные гнёзда слов открывают глубочайшие корни языка, в котором заключается многовековой опыт народа.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументацией к мнению, высказанному по первой проблеме, мо­жет служить краткий лингво-стилистический анализ любого отрывка, посвященного описанию русской природы. В частности, могут быть взя­ты стихотворения А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и др. Кроме того, в качестве аргументов к первой проблеме предлагаем ис­пользовать такие высказывания:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё дра­гоценней самой веши» (Н.В. Гоголь);

«...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырыва­лось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как мет­ко сказанное русское слово» (Н.В. Гоголь);

«Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно сюгат и примечателен главным образом тонкостью оттенков» (П. Мериме).

В качестве аргументов ко второй проблеме предлагаем использо­вать, например, такое высказывание:

«Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские язы­ки, к разговорной народной речи» (А.Н. Толстой).

Вариант № 4

В тексте Д. Гранина поднимается целый ряд проблем, среди которых особого внимания заслуживают следующие:

1) создание музея истории нашего советского быта;

2) старые вещи: что они собой представляют;

3) проблема детской памяти: зачем человек, повзрослев, возвраща­ется к воспоминаниям детства?

Для комментария первой проблемы может быть использована сле­ дующая информация.

В настоящее время существует множество различных музеев, в каж­дом из которых хранятся шедевры мирового или регионального масшта­ба. По тематике музеи делятся на музеи истории, музеи техники, кра­еведческие музеи, музеи искусства, зоологические музеи, литературные музеи и др. Есть экзотические виды музеев, такие, как, например, музей, который посвящен желудку сома, или музей колдовства и чародейства. В нашу эпоху научно-технического прогресса особой популярностью начинают пользоваться так называемые онлайн-музеи (виртуальные). Но пока ещё нет музея советского быта. А сохранить приметы пусть и не такого далёкого прошлого необходимо для наших потомков.

Комментарий третьей проблемы можно начать с рассказа о том, что человек обладает совершенно удивительным механизмом, который позволяет ему перемещаться во времени, пока только в обратном на­правлении. И этот механизм — человеческая память. Пожалуй, одним из замечательнейших свойств памяти является то, что, как правило, она сохраняет только хорошие моменты жизни.

Позиция автора:

1) музеи истории нашего недавнего прошлого запечатлевают отклик реальности, но не все вещи можно поместить в этот музей;

2) старые вещи, оставленные прошлой жизнью, могут многое расска­зать внимательному человеку, как годовые кольца деревьев;

3) многие воспоминания детства человек проносит через всю свою жизнь и возвращается к ним за добром и нежностью, за ощущением сча­стья.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументами могут послужить произведения, в которых поднима­ются проблемы человеческой памяти: «Плаха» Ч. Айтматова (легенда о манкуртах); «Память» В. Чивилихина.

В качестве иллюстрации аргументов предлагаем использовать сле­дующие высказывания:

«История мира — это история каждого из нас» (неизвестный автор);

«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учи­тель жизни, вестник старины» (Цицерон); «История—учительница жиз­ни» (Цицерон);

«Не постигая прошлое, мы не сможем понять будущее» (В. Афицин-ский);

«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего» (Т. Котар-биньский).

Вариант № 5

В тексте К. Паустовского поднимается целый ряд проблем, среди которых особого внимания заслуживают следующие:

1) проблема времени и его летописцев;

2) связь быта, жизни с творчеством писателей и поэтов;

3) выдающиеся люди эпохи и их влияние на общественную и литера­турную жизнь страны.

Комментируя первую проблему, можно обратить внимание на то, что каждая эпоха характеризуется своими особенностями. Это и исто­рические события, и особенности жизни и быта, и мода, и многое другое. Зачастую всё это настолько непохоже на современный уклад жизни, что при чтении художественных произведений возникает множество вопро­сов. Найти ответ на эти вопросы помогают «летописцы» — писатели, ко­торые создают практически документальные произведения, досконально освещающие разные стороны той или иной эпохи.

Комментарий второй проблемы может включать информацию о том, что писатели и поэты сюжеты своих произведений нередко черпали из окружающей их действительности. В частности известны, например, реальные прототипы героев рассказов «Человек в футляре», «Ионыч» и др. А.П. Чехова. Во многих произведениях фигурируют не только ре­альные названия городов, улиц и т.п., но и реальные дома, учреждения. И это понятно.

Вопрос о влиянии на общественную и литературную жизнь страны выдающихся людей эпохи можно было бы отнести к вечным вопросам. Кто же двигает историю? Народы или отдельные личности? Над эти­ми вопросами задумывались многие писатели, публицисты, учёные. Эти проблемы поднимали Л. Толстой в романе «Война и мир», А. Толстой в романе «Пётр I» и многие другие писатели и выдающиеся деятели.

Позиция автора:

1) любое время имеет своих летописцев, одним из которых был Вла­димир Александрович Гиляровский;

2) чтобы до конца понять творчество писателя или поэта, нужно знать быт того времени, когда он жил;

3) Гиляровский — это тот тип выдающихся людей, которые опреде­ляют собой своё время, свою эпоху.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументируя свою точку зрения по первой проблеме, вспомните летописца Нестора, автора «Повести временных лет».

В качестве иллюстраций к аргументам по третьей проблеме пред­лагаем использовать, например, такие высказывания:

«История — не просто чередование эпох и времён. Это и беско­нечная галерея исторических портретов людей, прошедших по земле» (Д.А. Волкогонов);

«Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать» (И.С. Тургенев).

Вариант № 6

В тексте Д. Гранина можно выделить две основные проблемы:

1) гениальные открытия, определяющие судьбу цивилизации;

2) роль гениальной личности в исторических научных достижениях. В комментарий первой проблемы можно включить сведения о том,

как были сделаны те или иные открытия, рассказать о том, что самые, казалось бы, неожиданные открытия являются результатом долгих по­исков не одного поколения исследователей.

Комментарий второй проблемы можно начать с рассуждения о том, что феномен гениальной личности волнует не одно поколение лю­дей. Учёные, писатели пытаются разобраться в том, насколько велика роль отдельного, пусть и гениального, человека в истории (например, роль Петра I в становлении Российского государства или роль Наполео­на в истории Франции), какое значение имеет гениальная личность для развития литературы (например, гений А.С. Пушкина или А.П. Чехова). Д. Гранин попытался определить роль гениального учёного в научных от­крытиях и достижениях.

Позиция автора:

1) в историю попадают открытия, порой приукрашенные, а путь по­исков и долгих усилий остаётся в тени;

2) само открытие обезличено, оно приходит с неумолимой неизбеж­ностью.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументируя свою позицию по первой проблеме, обратите вни­мание на то, что большинство открытий не под силу было сделать од­ному человеку. Вспомним хотя бы открытие Америки Колумбом: в путе­шествие отважный мореплаватель отправился далеко не в одиночку, но история сохранила только имя капитана.

Аргументы по второй проблеме: прогресс не стоит на месте, че­ловечество развивается, люди стремятся постичь земные и внеземные тайны. И рано или поздно природа приоткрывает завесу, позволяет про­никнуть в святая святых. Заслуга гения заключается в том, что он смог совершить это раньше других. И в этом плане актуальными представля­ются слова С. Довлатова: «Гений — это бессмертный вариант простого человека».

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следу­ющие афоризмы:

«Прогресс науки определяется трудами её учёных и ценностью их от­крытий» (Л. Пастер);

«Науки и искусства — это то, что двигает людей вперёд и даёт им возможность бесконечного развития» (Л.Н. Толстой);

«Чтоб удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удиви­тельную вещь, нужны многие годы» (К. Гельвеций);

«Природа окружает человека мраком и понуждает его вечно стре­миться к свету» (И. Гёте).

Вариант № 7

В тексте В. Короленко можно выделить две проблемы:

1) проблема восприятия музыки, её роли и назначения;

2) влияние музыки на человеческую душу, «зрение» и зоркость души.

В комментарии проблем можно рассказать о том, что музыка яв­ляется одним из древнейших видов искусства, всегда завораживающих человека. Неслучайно музыке приписывается магическое воздействие. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни, в радо­сти и горести, и то, что иногда невозможно выразить словами, передаёт музыка. Ведь для её восприятия и понимания не надо знать иностранных языков или обучаться грамоте. Надо лишь уметь слушать.

Позиция автора:

1) музыка способна объединить разношёрстную толпу глубокой ис­кренностью выражения; музыка способна передать всё богатство чувств и красок;

2) зрячий человек может быть духовно слеп, к наоборот, слепой мо­жет «прозреть», если сумеет побороть в себе эгоистическое страдание и будет носить в душе ощущение жизни.

Выразите своё отношение к позиции автора, выскажите и обоснуйте своё мнение по одной из проблем.

О музыке, о её способности выражать не выражаемое другими сред­ствами, о её влиянии на душу человека писали многие поэты, писатели, выдающиеся деятели прошлого и наши современники. В этом отношении интересно творчество поэтов начала двадцатого века, таких, как А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, И. Северянин. Особое место в этом ряду занимает поэзия О. Мандельштама.

Аргументируя свою позицию, вспомните, например, произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (рассказ об истории создания и исполнения одной из музыкальных пьес Э. Грига, посвящен­ных дочери лесника Дагни Педерсен); Ч. Айтматова «Плаха» (отрывок, посвященный выступлению хора); А. Платонова «Любовь к Родине, или путешествие воробья» (рассказ о старом скрипаче, который «скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому доброволь­но ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воз­духе, в сумраке, и изредка они доходили до глубины человеческого серд­ца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью»).

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следу­ющие высказывания:

«Величие искусства яснее всего проявляется в музыке» (И. Гёте);

«Музыка — это разум, воплощённый в прекрасных звуках» (И.С. Тургенев);

«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его» (Р. Роллан);

«Музыка, не упоминая ни о чём, может сказать всё» (И, Эренбург);

«Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф. Ницше);

«Музыка — высшее в мире искусство» (Л. Толстой);

«Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств» (Людвиг ван Бетховен).

Вариант № 8

В тексте И.С. Тургенева освещена одна из вечных проблем, волну­ющих человечество не одно тысячелетие, — на что способна любовь? Сила и жертвенность любви.

Комментарий проблемы можно начать с того, что теме любви, люб­ви жертвенной посвящено множество произведений как русских, так и зарубежных писателей, а большинство из них — жертвенной мате­ринской любви. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Мать» М. Горького, «Прости меня, мама» А. Алексина и др. Тургенев ставит проблему шире — сила жертвенной любви близкого человека. На что способно любящее существо?

Позиция автора:

«любовь сильнее смерти и страха смерти»; «только любовью дер­жится и движется жизнь».

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

В качестве аргументов предлагаем использовать, например, ссылки на следующие произведения, в которых раскрывается бесконечная сила любви:

рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором любовь к маль­чику-сироте Ванюшке возвращает к жизни главного героя — Андрея Соколова;

повесть В. Закруткина «Матерь человеческая», в которой автор рас­сказывает о судьбе женщины, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Книга В. Закруткина — гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого;

стихотворение К. Симонова «Жди меня», в котором есть такие стро­ки:

«Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, — Просто ты умела ждать, Как никто другой».

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следу­ющие высказывания:

«Люди — это всегда дети своих матерей... ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын... Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источ­ник всепобеждающей жизни!» (М. Горький);

«Самопожертвование может быть без любви; любовь не может быть без самопожертвования» (Илья Шевелёв);

«Любить — значит отдавать себя другим, ничего не ожидая взамен» (Уолли Эймос);

«Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их» (А.П. Чехов).

 

Зак. №22

Вариант № 9

В тексте В. Распутина рассматривается ряд взаимосвязанных про­блем:

1) проблема культуры народа;

2) должна ли культура быть гуманистической;

3) чем подлинная культура отличается от псевдокультуры;

4) проблема творца, кого можно так назвать?

В комментарии данных проблем можно отметить следующее.

Вопросы культуры остаются актуальными на протяжении всего су­ществования человечества.

В настоящее время существует множество научных подходов к опре­делению культуры — нормативный, ценностный, символический, инфор­мационно-семиотический и др.

Нелишне будет вспомнить этимологию слова «культура». Это слово произошло от латинского culture и изначально имело значение «возде­лывание земли». Это значение оно не потеряло и сегодня и использу­ется в биологических и сельскохозяйственных средах, когда говорят о «культурах» каких-либо растений или бактерий, подразумевая способы их выращивания.

Культура служит отличительной чертой, разделяющей человека и жи­вотных, использующих в своей жизнедеятельности естественные сред­ства.

Культура не может возникнуть на пустом месте. Позиция автора:

1) культура народа — это сумма этических и эстетических ценностей;

2) негуманистической культуры не должно существовать;

3) подлинную культуру может создавать только творец;

4) творец — это тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументируя свою позицию, вспомните, например, произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»; рассказы М. Зощенко.

В качестве иллюстрации к аргументам используйте следующие ци­таты:

«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» (К. Паустовский);

«Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником» (А. Франс).

Вариант № 10

В тексте Д. Гранина поднимается важная и актуальная в настоящее время проблема познания и его роли в существовании человечества.

Эта большая проблема может быть раскрыта через ряд частных во­просов:

1) откуда у человека берётся стремление к познанию;

2) что даёт человеку процесс познания;

3) каким образом осуществляется процесс познания;

4) что в науке важнее: поиск истины и получение результатов или сам процесс творчества?

Комментируя проблему, обратите внимание на то, что процесс по­знания сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Мы по­знаём окружающий нас мир, людей, мы пытаемся познать себя. И в этом стремлении не останавливаемся ни перед чем. Даже если осознаём угро­зу не только здоровью, но и жизни. Достаточно вспомнить экспедиции спелеологов в пещеры, грозящие обвалами, или спуски на большие глу­бины Мирового океана.

Позиция автора:

1) стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов;

2) познание всегда доставляет человеку удовлетворение;

3) познание происходит через творчество;

4) сам процесс творчества бывает важнее, чем поиски истины и по­лучение результатов в науке.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Для аргументации своей позиции вы можете использовать следу­ющие афоризмы:

«Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока» (Платон);

«Познание начинается с удивления» (Аристотель);

«Человек должен верить, что непонятное можно понять» (И. Гёте);

«Прогресс науки определяется трудами её учёных и ценностью их от­крытий» (Л. Пастер);

«Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жиз­ни» (Л. Толстой);

«Поиск истины значительно ценнее, чем обладание ею» (Г. Лессинг); «Воображение важнее, чем знание» (А. Эйнштейн); «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность» (Б. Шоу);

«Сила познания — в сомнении» (М. Горький); «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно» (Конфуций).

Вариант № 11

В тексте К. Паустовского поднимается целый ряд проблем, среди которых особого внимания заслуживают следующие:

1) проблема познания неоспоримых истин;

2) проблема влияния соседних областей искусства — поэзии, живо­писи, архитектуры, скульптуры, музыки и прозы — друг на друга, их син­тез.

Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что Комментарий второй проблемы можно начать с напоминания о том, что в нашем мире всё взаимосвязано. И эта взаимосвязь находит выражение в самых разных областях. Особенно ярко это проявляется в искусстве. Взаимосвязь поэзии и музыки, архитектуры и живописи, ху­дожественной литературы и музыки очевидна. И вот это очевидное, как правило, оказывается не всегда заметно. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», — как писал С. Есенин. Позиция автора:

1) часто неоспоримые истины остаются скрытыми и человек из-за своей лени или невежества не познаёт их;

2) знание всех областей искусства обогащает внутренний мир писа­теля и придаёт особую выразительность его прозе.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументацией к мнению, высказанному по первой проблеме, мо­жет служить, например, рассказ Ю. Нагибина «Зимний дуб» (см. вари­ант №16 на с. 215 — 216);

Примеры обратного, когда человек стремится докопаться до самой сути, не удовлетворяясь общеизвестными сведениями, мы находим в та­ких произведениях, как «Родник в мелколесье» К. Паустовского (см. ва­риант №3 на с. 173 —174).

В качестве аргументов ко второй проблеме предлагаем использо­вать, например, сведения о том, что многие писатели и поэты были также неплохими художниками, В частности, можно вспомнить А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и др.

Из современных авторов можно назвать писателя, поэта и художни­ка Радия Погодина, автора таких книг для детей, как «Живи, солдат», «Дубравка» и др.; писателя и художника Е. Носова, автора таких произ­ведений, как «Тридцать зёрен», «Где просыпается солнце», «Усвятские шлемоносцы»; писателя, фотохудожника и натуралиста Ю. Аракчеева, автора таких произведений, как «Джунгли во дворе», «В поисках апол-лона», «В стране синих махаонов» и др.; Эрнеста Сетона-Томпсона, ка­надского писателя, художника и натуралиста, автора таких произведе­ний, как «Рассказы о животных», «Маленькие дикари».

Вариант № 12

В тексте Ф. Кривина можно выделить три проблемы:

1) проблема двойственности человеческой натуры;

2) проблема принятия решения;

3) проблема лицемерия.

В комментарий проблем, поднятых автором, можно включить за­мечание об аллегоричности данного текста. Рассказывая сказку о земля­ном льве, Ф. Кривин, безусловно, имел в виду людей, обладающих таким далеко не привлекательным свойством, как лицемерие.

Кроме того, можно обратить внимание на название текста — «Лев из класса пресмыкающихся». В этом названии слово «пресмыкающиеся» употреблено одновременно в двух значениях: во-первых, так называет­ся класс позвоночных животных, к которому относятся хамелеоны, во-вторых, в контексте сказки у слова возникает значение по значению гла­гола «пресмыкаться» — перен., перед кем-чем. Раболепствовать, под­личать (презр.)». Другими словами, пресмыкающийся — это раболеп­ствующий, «подличающий».

Позиция автора:

1) внешнее впечатление часто противоречит тому, что есть на самом деле;

2) принятие решения — один из самых сложных поступков в жизни любого;

3) лицемерие никогда не считалось добродетелью.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументируя свою позицию, вспомните рассказ А.П. Чехова «Ха­мелеон». В рассказе главный герой, полицейский надзиратель Очуме­лое, представляет собой классический образец человека-хамелеона.

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следу­ющие высказывания:

«Лицемер — человек, который убил обоих родителей и просит о снис­хождении, ссылаясь на то, что он сирота» (Авраам Линкольн);

«Не так опасны удары друга, как поцелуи врага» (Н.И. Гнедич);

«Лицемер — всегда раб» (Р. Роллан).

 

Вариант № 13

В тексте Н. Дубинина рассматривается сложная и многогранная про­ блема подвига. Это проблема раскрывается через ряд частных проблем:

1) в чём заключается подвиг?

2) можно ли совершить подвиг в нашей жизни?

Комментируя проблему, обратите внимание на следующее. Когда речь заходит о подвиге, как правило, вспоминают либо события Великой Отечественной войны, либо гениальные научные открытия, не обращая внимания на то, что происходит в повседневной жизни.

Позиция автора:

1) подвиги совершали во все времена;

2) подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых заня­тиях;

3) победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и порока­ми — это тоже подвиг;

4) у человека всегда есть выбор своего жизненного пути. Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

Аргументируя свою позицию, вспомните, например, произведения В. Дудинцева «Белые одежда» (роман, рассказывающий о самоотвер­женной работе учёных во время сталинских репрессий); В. Астафьева «Печальный детектив» (роман о добросовестном и честном милиционе­ре Леониде Сошнине, пытающемся разобраться, откуда в человеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? Отчего вместе с этой жестокостью существует в русских людях жалость к арестантам и рав­нодушие к самим себе, к соседу — инвалиду войны и труда?); Ч. Айтма­това «Плаха» (роман о двух типах современных людей. К первому отно­сится Авдий Калистратов. Бывший семинарист, добрый, очень интерес­ный молодой человек. Ему противопоставлен Гришан — главарь группы ребят, собирающих и распространяющих анашу).

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следу­ющие высказывания знаменитых людей:

«Мужественные подвиги достовернее слов» (А.В. Суворов);

«Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть» (М. Горький);

«Каждый, кто идёт в жизни собственным путём, — герой» (Г. Гессе);

«Подвиг — это всё, кроме славы» (И. Гёте).

Вариант № 14

В тексте В. Распутина рассматривается проблема массовой культу­ры, внутри которой можно выделить ряд более мелких проблем, непо­средственно связанных с основной:

1) что принято понимать под массовой культурой, какое содержание вкладывается в это понятие;

2) какова роль культуры, в том числе и массовой, в формировании человека;

3) имеет ли массовая культура право на существование.

Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что по­нятие «массовая культура» в разное время определялось и оценивалось по-разному. И сейчас трактовка его далеко не однозначна. Одни счита­ют всё, что предназначено для широких масс, искусством второго сорта, ширпотребом, с которым следует бороться. Другие, наоборот, стараются поднять уровень массовой культуры до искусства.

Комментарий второй проблемы может включать размышления о том, что делает человека человеком. Воспитание в семье, обучение и вос­питание в школе, самовоспитание, культурные факторы — всё это в той или иной мере влияет на становление человека.

Комментарий третьей проблемы, по сути, совпадает с коммента­рием первой проблемы.

Позиция автора:

1) современная массовая культура не отвечает требованиям, ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.107 (0.018 с.)