Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Поиск

Вариант № 1

1, Прочитайте текст. ___________________________

В Англии был издан длинный список наиболее известных в истории человечества людей. Всех их объединяло одно свой­ство: они были левшами. Этот долгий перечень знаменито­стей начинался с римского императора Тиберия, затем сле­довал Леонардо да Винчи, английский король Георг И и мно­гие другие. Завершался список тоже именем короля, но уже экрана — Чарли Чаплина. Левшами были также Александр Македонский, создатель молниеотвода американский учёный Б. Франклин, Микеланджело, Гольбейн, Пикассо. (Тут умест­но упомянуть и лесковского Левшу: писатель явно не случай­но наделил своего умельца-героя этим свойством.) Левши и правши (встречаются ещё и амбидекстры — люди, одинако­во хорошо владеющие обеими руками) дают много поводов для глубоких теоретических раздумий об асимметрии мозга.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В Англии был издан длинный список наиболее известных в исто­рии человечества людей.

2) Этот долгий перечень знаменитостей начинался с римского импе­ратора Тиберия, в него входили Леонардо да Винчи, английский король Георг II, Микеланджело, Пикассо, Чарли Чаплин и многие другие.

3) В этот список попал бы и лесковский Левша: писатель явно не случайно наделил своего умельца-героя этим свойством.

4) Многие наиболее одарённые и известные в истории человечества личности были левшами, что даёт поводы для глубоких теоретиче­ских раздумий об асимметрии мозга.

2. Прочитайте текст.

Тема мозга неисчерпаема. Так, оказывается, выражение «шевелить мозгами» имеет и тривиальный смысл. Японские нейрофизиологи, введя прямо в мозг тончайшие световоды, воочию увидели: нервные клетки действительно «шевелят­ся» — совершают движение наподобие амёб. И чем напряжннее работа мысли человека, тем это движение живее.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Тема мозга неисчерпаема.

2) Выражение «шевелить мозгами» имеет и тривиальный смысл.

3) Чем напряжённее думает человек, тем активнее движутся нервные клетки.

4) Японские нейрофизиологи установили, что нервные клетки дей­ствительно совершают движения.

3. Прочитайте текст. __________________________

Размеры и сложность строения мозга делают человека одним из самых долговечных существ среди млекопитающих. Хотя мозг непрерывно и безвозвратно теряет нервные клет­ки, он обладает достаточными резервами. Дело в том, что среди прочих клеток нейроны являются настоящими долго­жителями. И если обращаться с ними умело, «жечь» с умом и максимальной пользой, то их хватит надолго. Учёные полага­ют: «период полураспада» мозга превышает продолжитель­ность «жизни» всего организма человека. Мозг — самая дол-гоживущая его часть. Если бы можно было обеспечить моз­гу необходимое питание и доступ кислорода (то есть доста­точный приток крови), он, видимо, работал бы безотказно сотни лет!

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Человек — одно из самых долговечных существ среди млекопита­ющих.

2) Мозг теряет нервные клетки беспрерывно и безвозвратно.

3) Мозг мог бы работать безотказно сотни лет, если бы можно было обеспечить ему необходимое питание и доступ кислорода.

4. Прочитайте текст.

Ухо, или, точнее, звуковоспринимающий аппарат высших позвоночных, имеет достаточно сложное устройство. На дне ушных воронок находятся слуховые проходы, заканчива­ющиеся барабанной перепонкой. Предназначены ушные ра­ковины для улавливания звуковых волн. Они создают прио­ритетные условия для проникновения в ушные проходы волн сжатия, приходящих из определённых точек пространства. У многих животных, обладающих изощрённым слухом, уши большие и подвижные. Даже чемпионы по остроте слуха сре­ди птиц — совы и филины, чьи предки появились на земле задолго до того, как природа изобрела звукоулавливающие рефлекторы из хряща и кожи, вынуждены были обзавестись аналогичным сооружением из перьев и пуха.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ухо, являясь звуковоспринимающий аппаратом высших позво­ночных, имеет достаточно сложное устройство: оно имеет слухо­вые проходы и барабанные перепонки.

2) Ушные раковины создают приоритетные условия для проникно­вения в ушные проходы волн сжатия, поэтому у многих животных уши большие и подвижные.

3) У многих животных, обладающих изощрённым слухом, уши боль­шие и подвижные.

4) Птицы, чьи предки появились на земле задолго до того, как при­рода изобрела звукоулавливающие рефлекторы из хряща и кожи, тоже имеют аналогичное сооружение из перьев и пуха.

5. Прочитайте текст. __________________________

Если взглянуть на карту распределения растительности, станет очевидно, что самыми распространёнными у нас яв­ляются таёжные ландшафты. Тайга протянулась от Крон­штадта до Владивостока. Пояс этот не везде одинаково ши­рок, и, если его наложить на глобус, станет заметно, что он скособочен. Севернее всего таёжные массивы расположены на самом западе страны. Здесь тайга начинается у Пскова на 58-м градусе северной широты, а на Кольском полуострове и на севере Скандинавии, благодаря тёплому дыханию Барен­цева моря, перехлёстывает за Полярный круг.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Карта распределения растительности показывает, что самыми распространёнными в нашей стране являются таёжные ландшаф­ты.

2) Тайга протянулась от Кронштадта до Владивостока.

3) Севернее всего таёжные массивы расположены на самом западе страны: здесь тайга начинается у Пскова.

4) Пояс тайги не везде одинаково широк, он скособочен.

Вариант № 2

 

1. Прочитайте текст. ___________________________

Сколько слое включает словарь человека? Ответ не прост Людоедка Эллочка из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двена­дцать стульев» обходилась 30 словами. Словарь языка произ­ведений А. С. Пушкина насчитывает примерно 20 тыс. слов. Таким образом, объём словаря человека зависит от того, о каком человеке идёт речь. Но не только от этого. Само по­нятие «словарь языка человека» нуждается в истолковании. Какие слова входят в этот словарь? Те, которые он употреб­ляет сам, или и те, которые он понимает? Между этими дву­мя группами слов есть важные различия. Слова, которые че­ловек употребляет, составляют его активный словарь. Сло­ва, которые человек не употребляет, но узнаёт в тексте, по­нимает, составляют его пассивный словарь.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Объём словаря у различных людей неодинаков.

2) Объём словаря человека зависит от того, о каком человеке идёт речь.

3) Объём словаря человека зависит от того, о каком человеке идёт речь, и от того, какие слова входят в этот словарь.

4) У человека есть активный и пассивный словарь, и их объёмы у людей неодинаковы.

 

2. Прочитайте текст.

Наши далёкие предки пользовались языком орнамента за­долго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу или просто вогнутую линию, и все понимали, что это символическое обозначение радуги. Холодная снежная зи­ма представлялась пращуру владычеством сил, враждебных людям. Весна с её разливами, туманами, внезапными замороз­ками, потеплением, дождями — это схватки между зимой и летом, добром и злом. И после долгих ожиданий как вестни­ца победы на небе появлялась радуга. Она, по представлениям древних славян, означала союз, мост между матерью-землёй и небом: от дружеского согласия последних зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Наши далёкие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности.

2) Дуга или просто вогнутая линия символизировала собой радугу.

3) Радуга, по представлениям древних славян, означала союз, мост между матерью-землёй и небом.

4) Язык орнамента возник задолго до появления письменности, и он был символичен.

3. Прочитайте текст. __________________________

Мстера — живописный посёлок со старинной церковью (где ныне музей), с каменными торговыми рядами, с берёзо­вой рощей. Здешние жители — потомственные живописцы. Деды и прадеды современных миниатюристов цепко держа­лись давних традиций, любили стиль «под старинный». За по­следние полвека, конечно, всё изменилось. В Мстере делают лаковую миниатюру на папье-маше — так же, как в Палехе и Федоскине. От старого письма Мстера сохранила любовь к цветистости и глубине изображения, к орнаментальному об­рамлению рисунка. Не случайно в Мстере живут и работают блистательные и глубокие знатоки орнаментов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Мстера — это маленький живописный посёлок, где живут потом­ственные живописцы.

2) В Мстере, как в Палехе и Федоскине, делают лаковую миниатюру на папье-маше.

3) В Мстере живут и работают блистательные и глубокие знатоки орнаментов, сохранившие давние традиции предков.

4) Живописцы Мстеры сохранили древние традиции старого письма своих дедов и прадедов.

4. Прочитайте текст. __________________________

Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был бешено мчащийся конь. Поэтому изобретение колесницы не могло не тешить (скорости-то до 40 километров в час!) самолюбие наших предков. И ещё очень долго не удавалось преодолеть этот природный скоростной барьер, вплоть до появления паровоза. Однако сейчас, когда космонавты обле­тают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час, огром­ностью скоростей уже никого не удивишь. Достойно удив­ления другое: не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен, темп, уже явно несоизмеримый с природой человека, с привычными для него мерками.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Бешено мчащийся конь был для человека многие тысячелетия эталоном быстроты.

2) Скоростной барьер значительно увеличился с изобретением ко­лесницы, и его не удавалось преодолеть до появления паровоза.

3) Сейчас удивляет не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен.

4) С развитием космонавтики огромностью скоростей уже никого не удивишь.

5. Прочитайте текст. __________________________

На поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов, ощущаются сезонные изменения погоды, но нигде они не проявляются в столь резкой форме, как в зоне широко­лиственных листопадных лесов и тайги. Зимой жизнь в этих лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мёртвый сезон. Резкое уменьшение количества света и тепла, доста­ющегося в это время лесу, усугубляется снеговым покровом, на всю долгую зиму закрывающим землю и коренным образом меняющим весь уклад жизни животных. Неудивительно, что обитатели этих лесов стали сезонниками.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сезонные изменения погоды проявляются в зоне листопадных ле­сов и тайги в резкой форме и коренным образом меняют весь уклад жизни животных.

2) Сезонные изменения погоды ощущаются на поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов.

3) Сезонные изменения погоды проявляются в зоне широколиствен­ных листопадных лесов и тайги в очень резкой форме.

4) Зимой жизнь в широколиственных листопадных лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мёртвый сезон.

Вариант № 3

 

t ■ Прочитайте текст. ___________________________

Нектар — это раствор Сахаров (сахарозы, глюкозы, фрук­тозы) с небольшой примесью спиртов, аминокислот и других азотистых соединений, ароматических продуктов, веществ, подавляющих размножение микроорганизмов, а у некоторых растений и ядов. Он выделяется особыми частями цветка — нектарниками. В некоторых цветках капельки нектара ле­жат у основания лепестков, и здесь ими пользуются все ко­му не лень: мухи, жуки и другие насекомые. Чаще сладкие вы­деления находятся в глубине узких трубочек венчика. Сюда добираются только наиболее квалифицированные сборщики: пчёлы, шмели, бабочки, колибри, птицы-нектарницы и некта-роядные летучие мыши.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Нектар — это раствор сахаров (сахарозы, глюкозы, фруктозы) с небольшой примесью спиртов, аминокислот и других азоти­стых соединений, ароматических продуктов, веществ, подавляю­щих размножение микроорганизмов, а у некоторых растений и адов.

2) Нектар выделяется особыми частями цветка — нектарниками.

3) В некоторых цветках капельки нектара лежат у основания лепест­ков, и здесь ими пользуются всякие насекомые.

4) Нектар, выделяемый особыми частями цветка, иногда лежит на поверхности цветка, а чаще находится в его глубине, куда доби­раются не все насекомые.

2- Прочитайте текст. __________________________

Давно утвердилось мнение, что жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, совер­шенно непереносимы для европейцев. Англичане, колонизиро­вавшие в позапрошлом веке огромные территории, лежащие между тропиками Рака и Козерога, были твёрдо убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе ни в коем случае нельзя. Между тем огром­ное количество животных сумело приспособиться к условиям тропиков и, видимо, чувствует себя в этих краях неплохо.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Жара экваториальных районов планеты, тем более прямые сол­нечные лучи, совершенно непереносимы для европейцев.

2) Англичане в тропиках на открытом воздухе не находились днём без пробковых шлемов.

3) В тропиках жара от прямых солнечных лучей трудно переносит­ся европейцами, однако множество животных приспособились к этим условиям и чувствуют себя там неплохо.

4) Огромное количество животных сумело приспособиться к усло­виям тропиков и, видимо, чувствует себя в этих краях неплохо.

3. Прочитайте текст. __________________________

Для влажных тропических лесов характерен строго посто­янный климат. Самая примечательная черта этих лесов — высокая влажность. Её создают ежедневные дожди, в иных местах приносящие до 12 метров годовых осадков. Это очень много. Ведь растущие здесь растения способны усвоить лишь от 1/12 до 1/6 части обрушивающейся на лес воды. Часть вы­павших осадков временно аккумулируется в пазухах листьев, различными эпифитами и мхами. Остальную влагу листья де­ревьев испаряют в воздух, или она уходит в глубь почвы.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Самая примечательная черта тропических лесов — высокая влажность.

2) В тропических лесах растения усваивают лишь малую часть выпа­дающих ежедневно дождей, а часть осадков испаряется или ухо­дит в почву.

3) Для тропических лесов характерен строго постоянный климат с высокой влажностью.

4) Растущие в тропических лесах растения способны усвоить лишь от 1/12 до 1/6 части обрушивающейся на них воды.

4. Прочитайте текст. __________________________

Орнамент — язык тысячелетий. Слово это латинское. В буквальном переводе оно означает «украшение, узор». Ака­демик Б. А. Рыбаков так сказал о содержательности орна­мента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумыва­емся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, лёгкой и бессодер­жательной области искусства, чем орнамент А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинствен­ные для него силы природы средствами искусства».

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В народном орнаменте запечатлены первые попытки древнего че­ловека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства.

2) Слово «орнамент» латинского происхождения и в буквальном пе­реводе означает «украшение, узор».

3) Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл.

4) Нам часто кажется, что нет более бездумной, лёгкой и бессодер­жательной области искусства, чем орнамент.

5. Прочитайте текст. __________________________

Во многих песнях, играх и обрядах, доживших чуть не до наших дней (в деревнях ещё помнят), мы видим отзвуки далёкой музыкальной старины, связанной с обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования забывались, а пес­ни, сопровождаемые игрой на бесхитростных инструментах вроде рожка, долго ещё оставались в памяти народной.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В деревнях ещё существуют песни, обряды и игры с отзвуками да­лёкой старины.

2) Наши далёкие предки-язычники в своей музыкальной культуре обожествляли природу.

3) Языческие верования наших далёких предков, отражённые в на­родной культуре, уже забылись, а песни живы до сих пор.

4) На Руси песни сопровождались игрой на бесхитростных инстру­ментах вроде рожка.

Вариант № 4

 

I, Прочитайте текст. ___________________________

Тому, кто впервые попал в какую-нибудь сельскую мест­ность, в речи её жителей обязательно встретятся незна­комые слова, притом в каждой местности свои, особые. Это слова областные, или диалектные. Что же они обозначают? Что-нибудь особенное, такое, что не имеет названия в ли­тературном языке? Да, многие диалектные слова относят­ся именно к таким специфическим сельским реалиям (пред­метам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. Однако не все диалектные слова обо­значают какие-то особые сельские реалии. Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явле­ний, действий, понятий.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Многие диалектные слова обозначают специфические сельские реалии, но гораздо больше таких диалектных слов, которые слу­жат местными названиями для обычных предметов и понятий.

2) В речи жителей сельской местности встречаются особые слова, причём в каждой местности свои.

3) Областные, или диалектные, слова — это такие слова, которые встречаются в речи жителей сельской местности.

4) Многие диалектные слова относятся именно к таким специфиче­ским сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), ко­торые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома.

 

Чрочитайте текст.

Орнамент старше почти всех произведений искусства, какие мы знаем. Люди долго помнили язык орнамента, при­давая магическое значение ритмическим плавным завит­кам, кружкам-розеткам, цветам, травам, листьям, канав­кам, зарубкам, причудливым животным, обитателям подвод­ного царства. Постепенно символический смысл треугольни­ка, звёзд, кругов забывался, хотя значение многих наибо­лее понятных изображений помнилось ещё долго. Деревенский мастер вырезал на оконных ставнях поющих петухов, и это было понятно каждому. Петухи, своим криком возвещавшие о начале утра, были деревенскими часами. Люди про петуха го­ворили так: не княжеской породы, а ходит с короной; не рат­ный ездок, а с ремнём на ноге; не сторожем стоит, а всех бу­дит Поутру открывались ставни, и люди видели на створах резных петухов — образное напоминание о том, что пришла пора потрудиться.

 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Орнамент — один из самых древних произведений искусства, ка­кие мы знаем.

2) Язык орнамента сейчас забыт, но до сих пор деревенский мастер вырезает на ставнях петухов — образное напоминание о том, что пора потрудиться.

3) Люди долго помнили язык орнамента, придавая магическое значе­ние ритмическим плавным завиткам, цветам, листьям, зарубкам, причудливым животным, обитателям подводного царства.

4) Деревенский мастер вырезал на оконных ставнях поющих пету­хов, и это было понятно каждому: петухи, своим криком возве­щавшие о начале утра, были деревенскими часами.

3. Прочитайте текст.

Лингвисты с недавних пор начали изучать крупные отрез­ки речи: сочетания предложений, сложное синтаксическое целое, абзац и целый законченный текст Выяснилось, что текст имеет свои особенности построения. В нём проявля­ются черты, не свойственные предложению. Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что от­дельные части текста объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими, менее чётко выделяемыми в ткани текста. К ним относят­ся повторения слов, словосочетаний, предложений, однотип­ных структур. Кроме того, даже ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей, следующих одна за дру­гой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Лингвисты с недавних пор начали изучать крупные отрезки речи: сочетания предложений, сложное синтаксическое целое, абзац и целый законченный текст.

2) Текст, абзац, сложное синтаксическое целое, сочетания предло­жений — это крупные отрезки речи.

3) Части текста обычно объединяются привычными формами свя­зи — союзами, союзными словами и другими, менее чётко выде­ляемыми в ткани текста.

4) Части текста объединяются не только привычными формами свя­зи — союзами, союзными словами, но и другими, менее чётко вы­деляемыми в ткани текста.

4. Прочитайте текст. __________________________

В древности мощность орудий была соотносима с силой че­ловека. Тогда каждый инструмент, захват, рукоять были как бы продолжением рук и ног, составляли с ними одно нераздель­ное целое.

Перемены начались, когда пришёл окутанный паром, в лязге и грохоте, в угольной пыли XVIII век. Люди-карлики вынужде­ны были приноравливаться к машинам-гигантам, к их чудо­вищным конструкциям и бешеному темпу. Человек, казалось, превращался в безличный придаток всевозможных устройств техники.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) С возникновением техники в XVIII веке человек, казалось, пре­вращался в безличный придаток всевозможных устройств тех­ники.

2) В древности мощность орудий была соотносима с силой человека, когда каждый инструмент, захват, рукоять были как бы продол­жением рук и ног, составляли с ними одно нераздельное целое.

3) В XVIII веке люди-карлики вынуждены были приноравливаться к машинам-гигантам, к их чудовищным конструкциям и бешеному темпу.

4) В древности мощность орудий была сопоставима с силой челове­ка, а с возникновением техники ситуация изменилась.

5. Прочитайте текст.__________________________

В биографии золотой рыбки много сказочного. Начать можно хотя бы с того, что её «портреты» появились в Евро­пе значительно раньше, чем подлинник. С Востока поступа­ли ковры и вазы с изображением причудливых рыб. Их счита­ли такими же нереальными, как традиционных драконов — излюбленную китайцами тему росписи. Позднее же, когда су­ществование золотых рыбок подтвердилось, их происхожде­ние стали объяснять легендами одна фантастичнее другой. Так, предание гласило, что рыбку необыкновенной красоты выбросил на берег разбушевавшийся океан. Согласно другой легенде, золотые рыбки — не что иное, как слёзы девушки, горько плакавшей по возлюбленному, который её оставил По третьей версии, прелестные создания снизошли на землю с неба.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сказочные золотые рыбки действительно существуют, но их про­исхождение в древности объяснялось фантастическими леген­дами.

2) В биографии золотой рыбки много сказочного.

3) Изображение золотой рыбки появилось гораздо раньше, чем лю­ди узнали о её реальном существовании.

4) Золотых рыбок считали такими же нереальными, как традицион­ных драконов — излюбленную китайцами тему росписи.


Вариант № 5

 

1. Прочитайте текст. ___________________________

С точки зрения человека, микроорганизм — это расточи-тем, который молниеносно вырабатывает гораздо больше, чем ему надо, различных веществ, представляющих для нас огромную ценность. Почти немыслимо искусственно добить­ся в лаборатории той лёгкости и быстроты, с какой при-рода образует сложнейшие молекулы из аминокислот Лю­ди синтезируют их с огромным трудом, шаг за шагом, по одной. Природа же проделывает всё это мгновенно. Хотя клетка микроорганизма устроена проще, чем клетка млеко­питающего, она всё же чрезвычайно сложна и способна вы­рабатывать свыше тысячи ферментов — ускорителей и ка­тализаторов химических реакций. Она может одновремен­но «жонглировать» сотнями реакций, причём каждый дан­ный момент большая часть ферментных механизмов клет­ки остаётся в резерве. Вырабатывается лишь то, что нужно сию минуту. Подобная гибкость позволяет микроорганизмам реагировать на перемены в питательной среде с поразитель­ной скоростью — в тысячные доли секунды.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Микроорганизм — это расточитель, который молниеносно выра­батывает гораздо больше, чем ему надо, различных веществ, пред­ставляющих для нас огромную ценность.

2) Природа синтезирует сложнейшие аминокислоты мгновенно.

3) Люди синтезируют молекулы из аминокислот с большим трудом, а природа — мгновенно, что позволяет клеткам быстро реагировать на перемены в питательной среде.

4) Клетка микроорганизма чрезвычайно сложна и способна выраба­тывать свыше тысячи ферментов — ускорителей и катализаторов химических реакций.


2. Прочитайте текст.

Древняя эмблема медицины — змея, льющая в чашу яд. Это ли не вернейшее свидетельство того, что, кроме яда убиваю­щего, людям древности был известен и яд исцеляющий? Змеи­ный яд и препараты из него пользуются большим и всё возрас­тающим спросом на международном рынке. Ценится он да­же не на вес золота, а дороже. Во всяком случае, несмотря на смертельную опасность для человека со стороны ядовитых змей, сегодня они уже заслужили уважительное к себе отно­шение. Недаром же в ряде стран Европы, бедных ядовиты­ми змеями, они охраняются законом. Не случайно и то, что растёт сеть серпентариев (змеепитомников). Самым боль­шим считается питомник в Китае, где содержатся многие тысячи ядовитых змей. На весь мир знаменит серпентарий и научно-исследовательский институт Бутантан в Бразилии.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Самым большим питомником, где содержатся многие тысячи ядо­витых змей, считается питомник в Китае.

2) В ряде стран Европы, бедных ядовитыми змеями, они охраняются законом.

3) Змеиный яд и препараты из него пользуются большим и всё воз­растающим спросом на международном рынке, поэтому змеи се­годня уже заслужили уважительное к себе отношение.

4) Людям древности был известен, кроме убивающего яда змеи, и яд исцеляющий.

3. Прочитайте текст. __________________________

Целебные свойства пчелиного мёда — открытие не наше­го времени. В египетских папирусах 1900,— 1250 годов до на­шей эры, посвященных исключительно медицинской теме, он упоминается в рецептах до шестидесяти раз. Молоко с мё­дом, в частности, рекомендуемое в папирусах, и посейчас ши­роко применяется как средство против кашля. Выдающийся учёный древности Пифагор утверждал, что без употребле­ния мёда он не дожил бы до почтенного 90-летнего возраста. Мёд примешивали к вину, считая его эликсиром долголетия. И вряд ли случаен среди людей, проживших сто и больше лет, за­метный процент пасечников.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Целебные свойства мёда нам хорошо известны, однако обнаруже­ны они были ещё до нашей эры и широко применялись в медицине.

2) В египетских папирусах 1900 — 1250 годов до нашей эры, посвя­щенных исключительно медицинской теме, мёд упоминается в ре­цептах до шестидесяти раз.

3) Мёд считали эликсиром долголетия.

4) Молоко с мёдом, в частности, рекомендуемое в папирусах, и по­сейчас широко применяется как средство против кашля.

4. Прочитайте текст. __________________________

Вряд ли среди созданных природой продуктов есть про­дукт более исключительный, чем молоко. С молоком матери мы впитываем в себя силу и здоровье. Оно — первый и надёж­ный спутник младенца в незнакомой, только начавшейся для него жизни. Живительная сила молока заключается в том, что оно содержит в себе все ценнейшие питательные веще­ства, а также необходимые растущему организму витами­ны, микроэлементы и антибиотики в достаточном для ре­бёнка количестве.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Молоко — исключительный продукт, созданный природой, по­скольку в нём содержатся ценнейшие питательные вещества, ви­тамины и микроэлементы.

2) Молоко — первый и надёжный спутник младенца в незнакомой, только начавшейся для него жизни.

3) С молоком матери мы впитываем в себя силу и здоровье.

4) Молоко имеет живительную силу, оно необходимо младенцам.

5. Прочитайте текст.

Животные сезонного тропического леса серьёзно отлича­ются от коренных жителей влажных джунглей. Чем суше лес, тем отчётливее эта разница. Мир листопадных лесов, тем более обитатели кустарниковых редколесий, кажется, уже не имеет совсем ничего общего с аборигенами сырых дебрей. Между тем скрупулёзный анализ родственных связей пока­зывает, что эти животные происходят из влажных тропи­ков. Их предки в далёком прошлом покинули дождевые леса и освоили соседние территории, приспособились к новым для се­бя условиям существования. Интересно, что встречной ми­грации в лес из соседних саванн и пустынь практически не происходило. В числе немногих исключений нужно назвать са­ранчу — обитателя открытых равнин.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Животные сезонного тропического леса серьёзно отличаются от коренных жителей влажных джунглей, хотя они происходят из влажных тропиков и в далёком прошлом приспособились к новым для себя условиям существования.

2) Мир листопадных лесов, тем более обитатели кустарниковых ред­колесий, кажется, уже не имеет совсем ничего общего с абориге­нами сырых дебрей.

3) Предки обитателей листопадных лесов и кустарниковых редколе­сий в далёком прошлом покинули дождевые леса и освоили со­седние территории, приспособившись к новым для себя условиям существования.

4) Встречной миграции в лес из соседних саванн и пустынь практи­чески не происходило.

Анализ текста

Вариант №1

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1.

ПРОСТИ МЕНЯ, МАМА...

(1)Мамы давно уже нет... (2)А я всё ещё мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама...». (4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они под­ступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (Ю)Иногда раздра­жался по пустякам... (11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она всё стре­милась понять исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно.

(15)«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый по­эт. (16)Хорошо было бы добавить: (17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21)«Не отдаёт ли нам мать последнее? (22)Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естествен­ной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «нера­зумности» материнских щедрот.

(24)«В муках мы мать вспоминаем», — писал Н. А. Некрасов. (25)И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26)«Ничего страшного: я с тобой. (27)Всё пройдёт...» — шепчет мама. (28)И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так было!»

(30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в ре­альности, а то мысленно... (32)Вовремя, при жизни их, должны мы ска­зать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доб­рое, что можем сделать. (ЗЗ)Прости меня, мама...


1.


В каком предложении выражена основная

мысль текста?
1) 6 2) 23 3) 25

 


4) 32


2. Какой стиль и тип речи представлены в тексте?

1) разговорный стиль; рассуждение

2) художественный стиль; описание с элементами рассуждения

3) публицистический стиль; повествование и рассуждение

4) художественный стиль; повествование

3. В каком значении используется слово маститый в предложении 15?

1) умный 3) талантливый

2) заслуженный, почётный 4) преклонных лет

 

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами).

81. Из предложений 1 — 23 выпишите слова, образованные неморфо­логическим способом.

82. Из предложений 10 — 14 выпишите все наречия.

83. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании готов­ность противостоять (предложение 23).

 

Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.

84. Среди предложений 15 — 22 найдите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных) и укажите их номера.

85. Найдите в тексте предложения с обращением и укажите их номера.

86. Среди предложений 15 — 33 найдите сложноподчинённое с неодно­родным соподчинением. Укажите номер этого предложения.

87. Среди предложений 15 — 20 найдите предложение, которое связа­но с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора. Укажите номер этого предложения.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, В1 — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности тек­ста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу­щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В8. «Грустная тональность и тема эссе А. Алексина никого не могут оста-
вить равнодушным. Печальный мысленный диалог писателя со своей ма-
терью заканчивается словами раскаяния в том, как невнимательны мы
бываем к нашим матерям. Автор для п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.021 с.)