Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вариант № 1 1, Прочитайте текст. ___________________________ В Англии был издан длинный список наиболее известных в истории человечества людей. Всех их объединяло одно свойство: они были левшами. Этот долгий перечень знаменитостей начинался с римского императора Тиберия, затем следовал Леонардо да Винчи, английский король Георг И и многие другие. Завершался список тоже именем короля, но уже экрана — Чарли Чаплина. Левшами были также Александр Македонский, создатель молниеотвода американский учёный Б. Франклин, Микеланджело, Гольбейн, Пикассо. (Тут уместно упомянуть и лесковского Левшу: писатель явно не случайно наделил своего умельца-героя этим свойством.) Левши и правши (встречаются ещё и амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками) дают много поводов для глубоких теоретических раздумий об асимметрии мозга. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) В Англии был издан длинный список наиболее известных в истории человечества людей. 2) Этот долгий перечень знаменитостей начинался с римского императора Тиберия, в него входили Леонардо да Винчи, английский король Георг II, Микеланджело, Пикассо, Чарли Чаплин и многие другие. 3) В этот список попал бы и лесковский Левша: писатель явно не случайно наделил своего умельца-героя этим свойством. 4) Многие наиболее одарённые и известные в истории человечества личности были левшами, что даёт поводы для глубоких теоретических раздумий об асимметрии мозга. 2. Прочитайте текст. Тема мозга неисчерпаема. Так, оказывается, выражение «шевелить мозгами» имеет и тривиальный смысл. Японские нейрофизиологи, введя прямо в мозг тончайшие световоды, воочию увидели: нервные клетки действительно «шевелятся» — совершают движение наподобие амёб. И чем напряжннее работа мысли человека, тем это движение живее. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Тема мозга неисчерпаема. 2) Выражение «шевелить мозгами» имеет и тривиальный смысл. 3) Чем напряжённее думает человек, тем активнее движутся нервные клетки. 4) Японские нейрофизиологи установили, что нервные клетки действительно совершают движения. 3. Прочитайте текст. __________________________ Размеры и сложность строения мозга делают человека одним из самых долговечных существ среди млекопитающих. Хотя мозг непрерывно и безвозвратно теряет нервные клетки, он обладает достаточными резервами. Дело в том, что среди прочих клеток нейроны являются настоящими долгожителями. И если обращаться с ними умело, «жечь» с умом и максимальной пользой, то их хватит надолго. Учёные полагают: «период полураспада» мозга превышает продолжительность «жизни» всего организма человека. Мозг — самая дол-гоживущая его часть. Если бы можно было обеспечить мозгу необходимое питание и доступ кислорода (то есть достаточный приток крови), он, видимо, работал бы безотказно сотни лет! В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Человек — одно из самых долговечных существ среди млекопитающих. 2) Мозг теряет нервные клетки беспрерывно и безвозвратно. 3) Мозг мог бы работать безотказно сотни лет, если бы можно было обеспечить ему необходимое питание и доступ кислорода. 4. Прочитайте текст. Ухо, или, точнее, звуковоспринимающий аппарат высших позвоночных, имеет достаточно сложное устройство. На дне ушных воронок находятся слуховые проходы, заканчивающиеся барабанной перепонкой. Предназначены ушные раковины для улавливания звуковых волн. Они создают приоритетные условия для проникновения в ушные проходы волн сжатия, приходящих из определённых точек пространства. У многих животных, обладающих изощрённым слухом, уши большие и подвижные. Даже чемпионы по остроте слуха среди птиц — совы и филины, чьи предки появились на земле задолго до того, как природа изобрела звукоулавливающие рефлекторы из хряща и кожи, вынуждены были обзавестись аналогичным сооружением из перьев и пуха. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Ухо, являясь звуковоспринимающий аппаратом высших позвоночных, имеет достаточно сложное устройство: оно имеет слуховые проходы и барабанные перепонки. 2) Ушные раковины создают приоритетные условия для проникновения в ушные проходы волн сжатия, поэтому у многих животных уши большие и подвижные. 3) У многих животных, обладающих изощрённым слухом, уши большие и подвижные. 4) Птицы, чьи предки появились на земле задолго до того, как природа изобрела звукоулавливающие рефлекторы из хряща и кожи, тоже имеют аналогичное сооружение из перьев и пуха. 5. Прочитайте текст. __________________________ Если взглянуть на карту распределения растительности, станет очевидно, что самыми распространёнными у нас являются таёжные ландшафты. Тайга протянулась от Кронштадта до Владивостока. Пояс этот не везде одинаково широк, и, если его наложить на глобус, станет заметно, что он скособочен. Севернее всего таёжные массивы расположены на самом западе страны. Здесь тайга начинается у Пскова на 58-м градусе северной широты, а на Кольском полуострове и на севере Скандинавии, благодаря тёплому дыханию Баренцева моря, перехлёстывает за Полярный круг. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Карта распределения растительности показывает, что самыми распространёнными в нашей стране являются таёжные ландшафты. 2) Тайга протянулась от Кронштадта до Владивостока. 3) Севернее всего таёжные массивы расположены на самом западе страны: здесь тайга начинается у Пскова. 4) Пояс тайги не везде одинаково широк, он скособочен. Вариант № 2
1. Прочитайте текст. ___________________________ Сколько слое включает словарь человека? Ответ не прост Людоедка Эллочка из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» обходилась 30 словами. Словарь языка произведений А. С. Пушкина насчитывает примерно 20 тыс. слов. Таким образом, объём словаря человека зависит от того, о каком человеке идёт речь. Но не только от этого. Само понятие «словарь языка человека» нуждается в истолковании. Какие слова входят в этот словарь? Те, которые он употребляет сам, или и те, которые он понимает? Между этими двумя группами слов есть важные различия. Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые человек не употребляет, но узнаёт в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Объём словаря у различных людей неодинаков. 2) Объём словаря человека зависит от того, о каком человеке идёт речь. 3) Объём словаря человека зависит от того, о каком человеке идёт речь, и от того, какие слова входят в этот словарь. 4) У человека есть активный и пассивный словарь, и их объёмы у людей неодинаковы.
2. Прочитайте текст. Наши далёкие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу или просто вогнутую линию, и все понимали, что это символическое обозначение радуги. Холодная снежная зима представлялась пращуру владычеством сил, враждебных людям. Весна с её разливами, туманами, внезапными заморозками, потеплением, дождями — это схватки между зимой и летом, добром и злом. И после долгих ожиданий как вестница победы на небе появлялась радуга. Она, по представлениям древних славян, означала союз, мост между матерью-землёй и небом: от дружеского согласия последних зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Наши далёкие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. 2) Дуга или просто вогнутая линия символизировала собой радугу. 3) Радуга, по представлениям древних славян, означала союз, мост между матерью-землёй и небом. 4) Язык орнамента возник задолго до появления письменности, и он был символичен. 3. Прочитайте текст. __________________________ Мстера — живописный посёлок со старинной церковью (где ныне музей), с каменными торговыми рядами, с берёзовой рощей. Здешние жители — потомственные живописцы. Деды и прадеды современных миниатюристов цепко держались давних традиций, любили стиль «под старинный». За последние полвека, конечно, всё изменилось. В Мстере делают лаковую миниатюру на папье-маше — так же, как в Палехе и Федоскине. От старого письма Мстера сохранила любовь к цветистости и глубине изображения, к орнаментальному обрамлению рисунка. Не случайно в Мстере живут и работают блистательные и глубокие знатоки орнаментов. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Мстера — это маленький живописный посёлок, где живут потомственные живописцы. 2) В Мстере, как в Палехе и Федоскине, делают лаковую миниатюру на папье-маше. 3) В Мстере живут и работают блистательные и глубокие знатоки орнаментов, сохранившие давние традиции предков. 4) Живописцы Мстеры сохранили древние традиции старого письма своих дедов и прадедов. 4. Прочитайте текст. __________________________ Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был бешено мчащийся конь. Поэтому изобретение колесницы не могло не тешить (скорости-то до 40 километров в час!) самолюбие наших предков. И ещё очень долго не удавалось преодолеть этот природный скоростной барьер, вплоть до появления паровоза. Однако сейчас, когда космонавты облетают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час, огромностью скоростей уже никого не удивишь. Достойно удивления другое: не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен, темп, уже явно несоизмеримый с природой человека, с привычными для него мерками. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Бешено мчащийся конь был для человека многие тысячелетия эталоном быстроты. 2) Скоростной барьер значительно увеличился с изобретением колесницы, и его не удавалось преодолеть до появления паровоза. 3) Сейчас удивляет не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен. 4) С развитием космонавтики огромностью скоростей уже никого не удивишь. 5. Прочитайте текст. __________________________ На поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов, ощущаются сезонные изменения погоды, но нигде они не проявляются в столь резкой форме, как в зоне широколиственных листопадных лесов и тайги. Зимой жизнь в этих лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мёртвый сезон. Резкое уменьшение количества света и тепла, достающегося в это время лесу, усугубляется снеговым покровом, на всю долгую зиму закрывающим землю и коренным образом меняющим весь уклад жизни животных. Неудивительно, что обитатели этих лесов стали сезонниками. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Сезонные изменения погоды проявляются в зоне листопадных лесов и тайги в резкой форме и коренным образом меняют весь уклад жизни животных. 2) Сезонные изменения погоды ощущаются на поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов. 3) Сезонные изменения погоды проявляются в зоне широколиственных листопадных лесов и тайги в очень резкой форме. 4) Зимой жизнь в широколиственных листопадных лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мёртвый сезон. Вариант № 3
t ■ Прочитайте текст. ___________________________ Нектар — это раствор Сахаров (сахарозы, глюкозы, фруктозы) с небольшой примесью спиртов, аминокислот и других азотистых соединений, ароматических продуктов, веществ, подавляющих размножение микроорганизмов, а у некоторых растений и ядов. Он выделяется особыми частями цветка — нектарниками. В некоторых цветках капельки нектара лежат у основания лепестков, и здесь ими пользуются все кому не лень: мухи, жуки и другие насекомые. Чаще сладкие выделения находятся в глубине узких трубочек венчика. Сюда добираются только наиболее квалифицированные сборщики: пчёлы, шмели, бабочки, колибри, птицы-нектарницы и некта-роядные летучие мыши. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Нектар — это раствор сахаров (сахарозы, глюкозы, фруктозы) с небольшой примесью спиртов, аминокислот и других азотистых соединений, ароматических продуктов, веществ, подавляющих размножение микроорганизмов, а у некоторых растений и адов. 2) Нектар выделяется особыми частями цветка — нектарниками. 3) В некоторых цветках капельки нектара лежат у основания лепестков, и здесь ими пользуются всякие насекомые. 4) Нектар, выделяемый особыми частями цветка, иногда лежит на поверхности цветка, а чаще находится в его глубине, куда добираются не все насекомые. 2- Прочитайте текст. __________________________ Давно утвердилось мнение, что жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, совершенно непереносимы для европейцев. Англичане, колонизировавшие в позапрошлом веке огромные территории, лежащие между тропиками Рака и Козерога, были твёрдо убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе ни в коем случае нельзя. Между тем огромное количество животных сумело приспособиться к условиям тропиков и, видимо, чувствует себя в этих краях неплохо. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, совершенно непереносимы для европейцев. 2) Англичане в тропиках на открытом воздухе не находились днём без пробковых шлемов. 3) В тропиках жара от прямых солнечных лучей трудно переносится европейцами, однако множество животных приспособились к этим условиям и чувствуют себя там неплохо. 4) Огромное количество животных сумело приспособиться к условиям тропиков и, видимо, чувствует себя в этих краях неплохо. 3. Прочитайте текст. __________________________ Для влажных тропических лесов характерен строго постоянный климат. Самая примечательная черта этих лесов — высокая влажность. Её создают ежедневные дожди, в иных местах приносящие до 12 метров годовых осадков. Это очень много. Ведь растущие здесь растения способны усвоить лишь от 1/12 до 1/6 части обрушивающейся на лес воды. Часть выпавших осадков временно аккумулируется в пазухах листьев, различными эпифитами и мхами. Остальную влагу листья деревьев испаряют в воздух, или она уходит в глубь почвы. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Самая примечательная черта тропических лесов — высокая влажность. 2) В тропических лесах растения усваивают лишь малую часть выпадающих ежедневно дождей, а часть осадков испаряется или уходит в почву. 3) Для тропических лесов характерен строго постоянный климат с высокой влажностью. 4) Растущие в тропических лесах растения способны усвоить лишь от 1/12 до 1/6 части обрушивающейся на них воды. 4. Прочитайте текст. __________________________ Орнамент — язык тысячелетий. Слово это латинское. В буквальном переводе оно означает «украшение, узор». Академик Б. А. Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, лёгкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства». В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) В народном орнаменте запечатлены первые попытки древнего человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства. 2) Слово «орнамент» латинского происхождения и в буквальном переводе означает «украшение, узор». 3) Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. 4) Нам часто кажется, что нет более бездумной, лёгкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. 5. Прочитайте текст. __________________________ Во многих песнях, играх и обрядах, доживших чуть не до наших дней (в деревнях ещё помнят), мы видим отзвуки далёкой музыкальной старины, связанной с обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования забывались, а песни, сопровождаемые игрой на бесхитростных инструментах вроде рожка, долго ещё оставались в памяти народной. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) В деревнях ещё существуют песни, обряды и игры с отзвуками далёкой старины. 2) Наши далёкие предки-язычники в своей музыкальной культуре обожествляли природу. 3) Языческие верования наших далёких предков, отражённые в народной культуре, уже забылись, а песни живы до сих пор. 4) На Руси песни сопровождались игрой на бесхитростных инструментах вроде рожка. Вариант № 4
I, Прочитайте текст. ___________________________ Тому, кто впервые попал в какую-нибудь сельскую местность, в речи её жителей обязательно встретятся незнакомые слова, притом в каждой местности свои, особые. Это слова областные, или диалектные. Что же они обозначают? Что-нибудь особенное, такое, что не имеет названия в литературном языке? Да, многие диалектные слова относятся именно к таким специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. Однако не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Многие диалектные слова обозначают специфические сельские реалии, но гораздо больше таких диалектных слов, которые служат местными названиями для обычных предметов и понятий. 2) В речи жителей сельской местности встречаются особые слова, причём в каждой местности свои. 3) Областные, или диалектные, слова — это такие слова, которые встречаются в речи жителей сельской местности. 4) Многие диалектные слова относятся именно к таким специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома.
Чрочитайте текст. Орнамент старше почти всех произведений искусства, какие мы знаем. Люди долго помнили язык орнамента, придавая магическое значение ритмическим плавным завиткам, кружкам-розеткам, цветам, травам, листьям, канавкам, зарубкам, причудливым животным, обитателям подводного царства. Постепенно символический смысл треугольника, звёзд, кругов забывался, хотя значение многих наиболее понятных изображений помнилось ещё долго. Деревенский мастер вырезал на оконных ставнях поющих петухов, и это было понятно каждому. Петухи, своим криком возвещавшие о начале утра, были деревенскими часами. Люди про петуха говорили так: не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнём на ноге; не сторожем стоит, а всех будит Поутру открывались ставни, и люди видели на створах резных петухов — образное напоминание о том, что пришла пора потрудиться.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Орнамент — один из самых древних произведений искусства, какие мы знаем. 2) Язык орнамента сейчас забыт, но до сих пор деревенский мастер вырезает на ставнях петухов — образное напоминание о том, что пора потрудиться. 3) Люди долго помнили язык орнамента, придавая магическое значение ритмическим плавным завиткам, цветам, листьям, зарубкам, причудливым животным, обитателям подводного царства. 4) Деревенский мастер вырезал на оконных ставнях поющих петухов, и это было понятно каждому: петухи, своим криком возвещавшие о начале утра, были деревенскими часами. 3. Прочитайте текст. Лингвисты с недавних пор начали изучать крупные отрезки речи: сочетания предложений, сложное синтаксическое целое, абзац и целый законченный текст Выяснилось, что текст имеет свои особенности построения. В нём проявляются черты, не свойственные предложению. Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что отдельные части текста объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими, менее чётко выделяемыми в ткани текста. К ним относятся повторения слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур. Кроме того, даже ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Лингвисты с недавних пор начали изучать крупные отрезки речи: сочетания предложений, сложное синтаксическое целое, абзац и целый законченный текст. 2) Текст, абзац, сложное синтаксическое целое, сочетания предложений — это крупные отрезки речи. 3) Части текста обычно объединяются привычными формами связи — союзами, союзными словами и другими, менее чётко выделяемыми в ткани текста. 4) Части текста объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими, менее чётко выделяемыми в ткани текста. 4. Прочитайте текст. __________________________ В древности мощность орудий была соотносима с силой человека. Тогда каждый инструмент, захват, рукоять были как бы продолжением рук и ног, составляли с ними одно нераздельное целое. Перемены начались, когда пришёл окутанный паром, в лязге и грохоте, в угольной пыли XVIII век. Люди-карлики вынуждены были приноравливаться к машинам-гигантам, к их чудовищным конструкциям и бешеному темпу. Человек, казалось, превращался в безличный придаток всевозможных устройств техники. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) С возникновением техники в XVIII веке человек, казалось, превращался в безличный придаток всевозможных устройств техники. 2) В древности мощность орудий была соотносима с силой человека, когда каждый инструмент, захват, рукоять были как бы продолжением рук и ног, составляли с ними одно нераздельное целое. 3) В XVIII веке люди-карлики вынуждены были приноравливаться к машинам-гигантам, к их чудовищным конструкциям и бешеному темпу. 4) В древности мощность орудий была сопоставима с силой человека, а с возникновением техники ситуация изменилась. 5. Прочитайте текст.__________________________ В биографии золотой рыбки много сказочного. Начать можно хотя бы с того, что её «портреты» появились в Европе значительно раньше, чем подлинник. С Востока поступали ковры и вазы с изображением причудливых рыб. Их считали такими же нереальными, как традиционных драконов — излюбленную китайцами тему росписи. Позднее же, когда существование золотых рыбок подтвердилось, их происхождение стали объяснять легендами одна фантастичнее другой. Так, предание гласило, что рыбку необыкновенной красоты выбросил на берег разбушевавшийся океан. Согласно другой легенде, золотые рыбки — не что иное, как слёзы девушки, горько плакавшей по возлюбленному, который её оставил По третьей версии, прелестные создания снизошли на землю с неба. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Сказочные золотые рыбки действительно существуют, но их происхождение в древности объяснялось фантастическими легендами. 2) В биографии золотой рыбки много сказочного. 3) Изображение золотой рыбки появилось гораздо раньше, чем люди узнали о её реальном существовании. 4) Золотых рыбок считали такими же нереальными, как традиционных драконов — излюбленную китайцами тему росписи. Вариант № 5
1. Прочитайте текст. ___________________________ С точки зрения человека, микроорганизм — это расточи-тем, который молниеносно вырабатывает гораздо больше, чем ему надо, различных веществ, представляющих для нас огромную ценность. Почти немыслимо искусственно добиться в лаборатории той лёгкости и быстроты, с какой при-рода образует сложнейшие молекулы из аминокислот Люди синтезируют их с огромным трудом, шаг за шагом, по одной. Природа же проделывает всё это мгновенно. Хотя клетка микроорганизма устроена проще, чем клетка млекопитающего, она всё же чрезвычайно сложна и способна вырабатывать свыше тысячи ферментов — ускорителей и катализаторов химических реакций. Она может одновременно «жонглировать» сотнями реакций, причём каждый данный момент большая часть ферментных механизмов клетки остаётся в резерве. Вырабатывается лишь то, что нужно сию минуту. Подобная гибкость позволяет микроорганизмам реагировать на перемены в питательной среде с поразительной скоростью — в тысячные доли секунды. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Микроорганизм — это расточитель, который молниеносно вырабатывает гораздо больше, чем ему надо, различных веществ, представляющих для нас огромную ценность. 2) Природа синтезирует сложнейшие аминокислоты мгновенно. 3) Люди синтезируют молекулы из аминокислот с большим трудом, а природа — мгновенно, что позволяет клеткам быстро реагировать на перемены в питательной среде. 4) Клетка микроорганизма чрезвычайно сложна и способна вырабатывать свыше тысячи ферментов — ускорителей и катализаторов химических реакций. 2. Прочитайте текст. Древняя эмблема медицины — змея, льющая в чашу яд. Это ли не вернейшее свидетельство того, что, кроме яда убивающего, людям древности был известен и яд исцеляющий? Змеиный яд и препараты из него пользуются большим и всё возрастающим спросом на международном рынке. Ценится он даже не на вес золота, а дороже. Во всяком случае, несмотря на смертельную опасность для человека со стороны ядовитых змей, сегодня они уже заслужили уважительное к себе отношение. Недаром же в ряде стран Европы, бедных ядовитыми змеями, они охраняются законом. Не случайно и то, что растёт сеть серпентариев (змеепитомников). Самым большим считается питомник в Китае, где содержатся многие тысячи ядовитых змей. На весь мир знаменит серпентарий и научно-исследовательский институт Бутантан в Бразилии. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Самым большим питомником, где содержатся многие тысячи ядовитых змей, считается питомник в Китае. 2) В ряде стран Европы, бедных ядовитыми змеями, они охраняются законом. 3) Змеиный яд и препараты из него пользуются большим и всё возрастающим спросом на международном рынке, поэтому змеи сегодня уже заслужили уважительное к себе отношение. 4) Людям древности был известен, кроме убивающего яда змеи, и яд исцеляющий. 3. Прочитайте текст. __________________________ Целебные свойства пчелиного мёда — открытие не нашего времени. В египетских папирусах 1900,— 1250 годов до нашей эры, посвященных исключительно медицинской теме, он упоминается в рецептах до шестидесяти раз. Молоко с мёдом, в частности, рекомендуемое в папирусах, и посейчас широко применяется как средство против кашля. Выдающийся учёный древности Пифагор утверждал, что без употребления мёда он не дожил бы до почтенного 90-летнего возраста. Мёд примешивали к вину, считая его эликсиром долголетия. И вряд ли случаен среди людей, проживших сто и больше лет, заметный процент пасечников. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Целебные свойства мёда нам хорошо известны, однако обнаружены они были ещё до нашей эры и широко применялись в медицине. 2) В египетских папирусах 1900 — 1250 годов до нашей эры, посвященных исключительно медицинской теме, мёд упоминается в рецептах до шестидесяти раз. 3) Мёд считали эликсиром долголетия. 4) Молоко с мёдом, в частности, рекомендуемое в папирусах, и посейчас широко применяется как средство против кашля. 4. Прочитайте текст. __________________________ Вряд ли среди созданных природой продуктов есть продукт более исключительный, чем молоко. С молоком матери мы впитываем в себя силу и здоровье. Оно — первый и надёжный спутник младенца в незнакомой, только начавшейся для него жизни. Живительная сила молока заключается в том, что оно содержит в себе все ценнейшие питательные вещества, а также необходимые растущему организму витамины, микроэлементы и антибиотики в достаточном для ребёнка количестве. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Молоко — исключительный продукт, созданный природой, поскольку в нём содержатся ценнейшие питательные вещества, витамины и микроэлементы. 2) Молоко — первый и надёжный спутник младенца в незнакомой, только начавшейся для него жизни. 3) С молоком матери мы впитываем в себя силу и здоровье. 4) Молоко имеет живительную силу, оно необходимо младенцам. 5. Прочитайте текст. Животные сезонного тропического леса серьёзно отличаются от коренных жителей влажных джунглей. Чем суше лес, тем отчётливее эта разница. Мир листопадных лесов, тем более обитатели кустарниковых редколесий, кажется, уже не имеет совсем ничего общего с аборигенами сырых дебрей. Между тем скрупулёзный анализ родственных связей показывает, что эти животные происходят из влажных тропиков. Их предки в далёком прошлом покинули дождевые леса и освоили соседние территории, приспособились к новым для себя условиям существования. Интересно, что встречной миграции в лес из соседних саванн и пустынь практически не происходило. В числе немногих исключений нужно назвать саранчу — обитателя открытых равнин. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Животные сезонного тропического леса серьёзно отличаются от коренных жителей влажных джунглей, хотя они происходят из влажных тропиков и в далёком прошлом приспособились к новым для себя условиям существования. 2) Мир листопадных лесов, тем более обитатели кустарниковых редколесий, кажется, уже не имеет совсем ничего общего с аборигенами сырых дебрей. 3) Предки обитателей листопадных лесов и кустарниковых редколесий в далёком прошлом покинули дождевые леса и освоили соседние территории, приспособившись к новым для себя условиям существования. 4) Встречной миграции в лес из соседних саванн и пустынь практически не происходило. Анализ текста Вариант №1 Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1. ПРОСТИ МЕНЯ, МАМА... (1)Мамы давно уже нет... (2)А я всё ещё мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама...». (4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (Ю)Иногда раздражался по пустякам... (11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она всё стремилась понять исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно. (15)«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый поэт. (16)Хорошо было бы добавить: (17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21)«Не отдаёт ли нам мать последнее? (22)Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?» (23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. (24)«В муках мы мать вспоминаем», — писал Н. А. Некрасов. (25)И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26)«Ничего страшного: я с тобой. (27)Всё пройдёт...» — шепчет мама. (28)И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так было!» (30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в реальности, а то мысленно... (32)Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. (ЗЗ)Прости меня, мама... 1. В каком предложении выражена основная мысль текста?
4) 32 2. Какой стиль и тип речи представлены в тексте? 1) разговорный стиль; рассуждение 2) художественный стиль; описание с элементами рассуждения 3) публицистический стиль; повествование и рассуждение 4) художественный стиль; повествование 3. В каком значении используется слово маститый в предложении 15? 1) умный 3) талантливый 2) заслуженный, почётный 4) преклонных лет
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами). 81. Из предложений 1 — 23 выпишите слова, образованные неморфологическим способом. 82. Из предложений 10 — 14 выпишите все наречия. 83. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании готовность противостоять (предложение 23).
Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами. 84. Среди предложений 15 — 22 найдите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных) и укажите их номера. 85. Найдите в тексте предложения с обращением и укажите их номера. 86. Среди предложений 15 — 33 найдите сложноподчинённое с неоднородным соподчинением. Укажите номер этого предложения. 87. Среди предложений 15 — 20 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора. Укажите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, В1 — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. В8. «Грустная тональность и тема эссе А. Алексина никого не могут оста-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.48 (0.017 с.) |