Стела фараона нармера. Около 3000 Г. До Н. Э. Египетский музей, Каир. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стела фараона нармера. Около 3000 Г. До Н. Э. Египетский музей, Каир.



Стела фараона Нармера, которого некоторые исследователи отождествляют с мифическим Менесом, — небольшая вертикальная плита высотой шестьдесят четыре сантиметра. Рельефы и надписи на обеих сторонах стелы повествуют о победе Верхнего Египта над Нижним и объединении их в одно царство.

Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны. Древнее царство — эпоху создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества — можно счи­тать подлинно золотым веком египетского искусства.

ПИРАМИДЫ

И БОЛЬШОЙ СФИНКС

Пирамида выдающегося военачаль­ника и основателя III династии фа­раона Джосера (XXVIII в. до н. э.) — первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она на­ходится в Саккаре, на южной окра­ине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложен­ная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зод­чим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Пта­ха — создателя Вселенной, покрови­теля искусств и ремёсел.

В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооруже­ний — гигантские размеры, пирами­дальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позд­нее получили развитие в пирамидах фараонов IV династии.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура {греч. Микерин). Пирами­ды были когда-то облицованы глад­ко отполированными плитами бе­лого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид име­ет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные тре­угольники. Величайшая из них — пирамида Хеопса — построена в XXVII is. до н. э. Её создатель — пле­мянник фараона Хемиун. Пирами­да (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания две­сти тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка ве­сом от двух с половиной до тридца­ти тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой ка­менные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают пол­миллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую,

Пирамида фараона Джосера. XXVIII в. до н. э. Саккара.

Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. XXVII в. до н. э.

Гиза.

тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По венти­ляционной системе в камеру посту­пал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирами­ды первым из семи чудес света. Ар­хитектурные памятники последую­щих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы — со­бор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хе­опса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Все сведения, факты, цифры, до­мыслы отступают на второй план при непосредственной встрече с пирамидами. Один из спутников Наполеона в его египетском походе 1798—1799 гг. французский учёный Франсуа Жомар записал: «...когда вы подойдёте к подошве великой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясе­ния и подавленности, вызываемые величием и простотой форм, конт­растом между человеком и колос­сальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его...».

Пирамиды в Гизе, как и в Саккаре, составляли центр огромного по­гребального ансамбля --с поми­нальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним. В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Боль­шой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров — вы­рубленное в основной своей части из скалы изображение льва с чело­веческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV (XV в. до н. э.), однажды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.145.52 (0.004 с.)