СКУЛЬПТУРА В ХРАМАХ И ПОГРЕБЕНИЯХ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СКУЛЬПТУРА В ХРАМАХ И ПОГРЕБЕНИЯХ



ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

ПИРАМИДЫ И БОЛЬШОЙ СФИНКС

СКУЛЬПТУРА В ХРАМАХ И ПОГРЕБЕНИЯХ

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА

ФИВЫ

ХРАМ В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ

ХРАМЫ ЛУКСОРА И КАРНАКА

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД

АБУ-СИМБЕЛ

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геро­дот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхож­дения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная зем­ля». В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Ново­го царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впе­чатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, тес­нимая с запада и востока песками пустынь, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по сво­им законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, ог­ромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые ро­щи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и фор­мы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на по­ля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и го­лод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разли­вами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повли­яло на развитие строительного искусства и точных наук. Чёткая организа­ция государственного управления стала возможной благодаря созданию ие­роглифической письменности.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фара­она (греч. «фарао», от егип. «пер-о» — «большой дом») — так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и но­сил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным цере­мониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расши­рял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, рас­тения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как со­единение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила под­земного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил стра­ной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и

СУД БОГА ОСИРИСА

Почитание бога Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире, покровителя и богатых, и бедных отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде воссе­дающего на троне владыки загробного царства. На го­лове Осириса высокая корона фараона, его ноги спе­лёнаты, как у мумии, в скрещённых на груди руках он держит жезл и плеть — символы власти. Как бога рас­тительности, Осириса изображали в короне из стеб­лей папируса сидящим среди деревьев или оплетённым виноградной лозой. Тело и лицо его, как правило, были окрашены в зелёный цвет.

Долгий путь умершего к престолу Осириса подроб­но описан в религиозных текстах «Книги мёртвых» (XVI—XI вв. до н. э.) — сборнике текстов, молитв, за­клинаний, магических формул, гимнов. Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на его пути в загробное царство бога Осириса и к рай­ским полям вечного блаженства Иару. Вместе с муми­ей «Книгу мёртвых» клали в саркофаг. Осирис вершит суд в Великом Чертоге Двух Истин. Умершего сопро­вождают Анубис, бог бальзамирования (его изобража­ли в виде чёрного шакала или собаки, чаше с челове­ческим телом и головой шакала), боги Гор и Тот, богиня Исида и павиан (священное животное, посвящённое Тоту). Усопший произносит «Исповедь отри­цания» («не убивал», «не чинил людям зла», «не воро­вал»...). Перед сидящим на троне Осирисом совершается ритуал психостасии (от греч. «психе» — «душа», «статис» — «неподвижный», «стоящий»): сердце умершего взвешивают. (По представлениям египтян, сердце — вместилище разума.) На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой — страусовое перо богини истины Маат. Если равновесие весов нарушится, значит, сердце покойного отягчено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чу­довище Амт с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Непременный участник психостасии — бог мудрости Тот. Во время суда он обычно стоит справа от весов, записывая результаты взвешивания. Миф об Осирисе и Исиде получил широкое распространение в греко-римском мире; о богине писали многие антич­ные авторы. К изображению Исиды, которая кормит грудью лежащего на её руках маленького Гора, восхо­дит иконография Богоматери с Младенцем.

Бог Осирис.

«Книга мёртвых». Фрагменты.

ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сы­ну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а так­же судьёй в загробном мире.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обы­чай мумифицировать тела умерших, т. е. подвергать их специальной обработ­ке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них оби­тала в статус умершего. Такую статую помещали в гробницу — архитектур­ное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знат­ности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог вре­мени — разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости — создал письменность и счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, по­кровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Основу древнеегипетской письменности составляли иеро­глифы (от греч. «хиерос» — «священный» и «глифе» — «вы­резанное») — рисунки-значки, каждый из которых соответст­вовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. Однако главный писчий материал изготовляли из папируса — тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выде­ляли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, вы­кладывали их в два слоя — вдоль и поперёк, смачивали ниль­ской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Получен­ный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрну­том виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свит­ки длиной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали но­вый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка»), а весь остальной текст был чёрного цвета.

В эпоху Нового царства на свитках появились цветные ри­сунки, как, например, в «Книге мёртвых». Художник изобра­зил рай загробной жизни Иару — это плодородные поля; по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высят­ся финиковые и кокосовые пальмы; а злаки вырастают вы­ше человеческого роста.

Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французско­му египтологу Жану Франсуа Шампольо'ну (1790—1832). По­могла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделан­ная около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом.

Принадлежности для письма.

были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться все­ми благами, окружавшими его при жизни.

Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искус­ства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обла­дали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестны­ми. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое поло­жение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством зна­ний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульп­туры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды ис­кусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.

 

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦAPCTBA

По преданию, первый фараон I династии Менее (около III тысячелетия до н. э.), объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом бе­регу Нила город Мемфис. В эпоху Древнего царства (XXVIII—ХХIII вв. до н. э.)

Гиза.

тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По венти­ляционной системе в камеру посту­пал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирами­ды первым из семи чудес света. Ар­хитектурные памятники последую­щих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы — со­бор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хе­опса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Все сведения, факты, цифры, до­мыслы отступают на второй план при непосредственной встрече с пирамидами. Один из спутников Наполеона в его египетском походе 1798—1799 гг. французский учёный Франсуа Жомар записал: «...когда вы подойдёте к подошве великой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясе­ния и подавленности, вызываемые величием и простотой форм, конт­растом между человеком и колос­сальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его...».

Пирамиды в Гизе, как и в Саккаре, составляли центр огромного по­гребального ансамбля --с поми­нальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним. В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Боль­шой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров — вы­рубленное в основной своей части из скалы изображение льва с чело­веческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV (XV в. до н. э.), однажды

Пирамида Хеопса (разрез).

Древнегреческий историк Геродот писал, что Хеопс «приказал всем египтянам работать на него. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломанные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке постоянно находились сто тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца. Они уже потратили десять лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, но это ещё было ничто по сравнению со строительством самой пирамиды... Сама пирамида потребовала двадцать лет работы...». Строили пирамиды не рабы, как это принято считать, а крестьяне, которые во время разливов Нила были свободны от полевых работ.

Статуя фараона Хефрена

Из заупокойного храма

В Гизе. XXVII в. до н. э.

Египетский музей, Каир.

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

В последние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное госу­дарство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический центр стра­ны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.

В этот период возросла само­стоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номар­хов), что привело к расцвету мест­ных художественных школ. Присво­ив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти пол­ной независимости, номархи стро­или свои усыпальницы в собствен­ных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с проклад­кой из щебня и песка между стена­ми, они быстро разрушались.

Вырубленные в скалах гробницы номархов, сохранившиеся около современного селения Бени-Гасан, постепенно превратились в сокро­вищницы произведений искусства. Росписи преобладают здесь над рельефами; это объясняется тем, что для исполнения последних не годил­ся мягкий скальный известняк.

Подвеска со скарабеем.

*Пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, которую клали на грудь умершему; пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа.

ИСКУССТВО НОВОГО ЦAPCTBA

Нашествие азиатских племён — гиксосов (на языке древних египтян их на­звание означало «чужеземные правители») — около 1700 г. до н. э. на пол­тора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами в до­лине Нила появились лошади и колесницы, которых с тех пор стали изображать на египетских рельефах и в настенных росписях.

Изгнание гиксосов в середине XVI в. до и. э. положило начало эпохе Но­вого царства (XVI—XI вв. до н. э.) и возрождению египетской государствен­ности. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над многими соседними странами. Его возросшее значение заставило государей соседних держав посылать фараону дорогие подарки. В столицу Египта Фивы — вез­ли драгоценные металлы, самоцветы и слоновую кость из Нубии (террито­рия современных Египта выше первого порога Нила и Судана), ценную дре­весину из Финикии (восточное побережье Средиземного моря), благовония, редкие растения из загадочной африканской страны Пунт (по-видимому, тер­ритория современного Сомали). В летописях и поэтических гимнах прослав­лялось могущество государства и его властителей. Вполне естественно, что ду­ху времени отвечали и памятники искусства Нового царства.

ФИВЫ

История Фив восходит к небольшо­му поселению, известному с глубо­кой древности и ставшему столицей государства в эпоху Среднего царст­ва. Во времена Нового царства хлы­нувшие в Египет богатства превра­тили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными хра­мами и дворцами. Фивы стали так­же центром почитания бога всего Египта Амона-Ра.

Греки называли древнеегипет­скую столицу «стовратные Фивы». Несомненно, это было легендарным преувеличением и означало, по-ви­димому, поистине огромные разме­ры города, отличавшие его от собст­венно греческих Фив, именуемых «семивратными». По тем временам Фивы были действительно большим и густонаселённым городом. В Древ­нем Египте ни один город не мог сравниться с ними по грандиозности и величию архитектурных соору­жений. Фивы называли просто Го­род, как впоследствии Афины, Алек­сандрию, Рим, Константинополь.

Фивы расположены на двух бере­гах Нила, русло которого здесь ши­роко и полноводно. На восточном берегу, там, где вставало солнце, раскинулся многолюдный город жи­вых с прославленными храмовыми ансамблями Ипет Рес и Ипет Сут, дворцами, садами и водоёмами. Здесь кипела торговля, вдоль реки располагались лавки и мастерские, по набережной мчались колесницы, шли толпы людей, шествовали тор­жественные процессии. На западном берегу, ближе к реке, в долине выси­лись поминальные храмы фараонов разных династий, а в скалах Ливий­ского хребта укрывались гробницы царей и знати.

Деление каждого города Древнего Египта великой африканской рекой на две части было традиционным: культ мёртвых связывался с западом, откуда наступала безжалостная пусты­ня и где бог солнца Ра спускался в подземный мир. Трудно представить себе, как выглядел на западном берегу Фив город мёртвых. Ныне здесь господствуют безлюдье, зной и тиши­на. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего сохранились

руины храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум).

В Фивах можно убедиться, что при всех утратах и разрушениях древнеегипетские памятники не ис­чезли бесследно подобно памятни­кам других цивилизаций. Фивы на тысячу лет старше знаменитого в Древнем мире города Нового Вави­лона, о великолепии которого ре­ально судить уже невозможно. Раз­валины фиванской архитектуры, с её исполинскими статуями, прекрас­ными рельефами и росписями, и сейчас захватывают своей необык­новенной красотой. И до сих пор с правого берега Нила каждый вечер в течение тысячелетий можно уви­деть феерическое зрелище пламе­неющего красками заката, отража­емого бурыми водами реки: бог солнца Ра уходит в царство мёртвых.

ХРАМ

В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупо­койный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.), посвящён­ный богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Ни­ла (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини люб­ви, музыки и танца, глубоко почи­тался египтянами.

Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захва­тив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царст­вования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочис­ленные изваяния. Хрупкая, миниа­тюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, уд­линёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с

XV в. до н. э.

Фивы.

Две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (около 1455—1419 гг. до н. э.) — единственное, что осталось от знаменитого храма и дворца этого выдающегося правителя. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустынной равнины на фоне далёких холмов. Колоссы Мемнона — так стали называть их в I в. н. э, когда одна из статуй, повреждённая землетрясением, на восходе солнца начала издавать печальные мелодичные звуки. По представлениям древних греков, таким способом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки героя Ахилла, приветствовал свою мать — греческую богиню утренней зари Эос. Феномен «поющей» статуи учёные объясняют утренними температурными колебаниями воздуха, проникавшего в изломы скульптуры. После реставрации, проведённой по приказу римского императора Септимия Севера в начале III в., изваяние умолкло навсегда.

накладной бородкой. Такова была традиция изображения фараонов. Хатшепсут, желая утвердить свою власть над подданными, не привык­шими видеть женщину на троне,

XV—XIII вв. до н. э.

Карнак.

Капители колонн.

Древнеегипетские колонны.

Британский музей, Лондон.

ЗАГРОБНЫЙ ПИР

Праздники древних египтян были связаны с религиозными культами и земледельческими обрядами. Кроме того, вельможи, владельцы бога­тых поместий любили собирать за пиршественным столом родствен­ников, друзей, именитых гостей. Рельефы и росписи гробниц позво­ляют представить, как происходили эти пиры. Произведениями настен­ной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Но­вого царства, датируемые XV в. до н. э., периодом XVIII династии. Согласно традиции, росписи расположены одна над другой гори­зонтальными полосами. Владелец гробницы и его жена перед жерт­венником, гости в креслах и на ци­новках, слуги, служанки, музыкан­ты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины — и господа, и слуги — занимают одну сторону росписей, женщины — дру­гую. Служанки — молодые, строй­ные и чаше всего обнажённые девушки — подают изящным еги­петским дамам цветы, разносят плоды и вино. Им уделено основное

внимание живописца. Неподвиж­ность прямых фигур одних служа­нок помогает оценить непринуж­дённость движений других: они наклоняются так естественно, что чёрные пряди волос падают на их лица. Гибкость стана подчёркивает­ся изящными позами. Фигуры за­слоняют друг друга, иногда изобра­жены в профиль, а в росписи гробницы Рехмира можно увидеть изображение в необычном ракур­се — обнажённая служанка показа­на со спины.

Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты — мужчины и женщины — играют на арфах, мандолинах, двойных флей­тах, лирах и барабанах. На фраг­менте одной из росписей четыре сидящие музыкантши аккомпани­руют танцовщицам, отбивая такт ладонями тонких длинных рук. Они образуют живописную и необыч­ную группу: вопреки канону две из них изображены в фас. Рядом тан­цуют две юные миниатюрные де­вушки, золотисто-смуглые тела ко­торых украшены только поясками, ожерельями, браслетами; на голо­вах у девушек диадемы. Одна де­вушка слегка заслоняет другую, их позы и жесты схожи, но, подчи­няясь монотонному ритму танца, направлены в разные стороны.

Не следует забывать, что изо­бражения подчинялись традиционным приёмам, религиозной симво­лике. Так, цветы лотоса в руках пи­рующих — не столько изысканное украшение праздника, сколько сим­вол, дарующий бессмертие.

Сцены пиров позволяют судить о вкусах и моде египетского общест­ва того времени, об идеале женской красоты. Присутствующие на пиру знатные египтянки нарядно одеты, украшены великолепными драгоцен­ностями. На некоторых из них от­крытые, облегающие платья с брете­лями, напоминающие сарафан.

Мода менялась: ткани стали про­зрачными, струящимися, а одежда более просторной, со множеством складок. Причудливы сложные пари­ки до плеч из множества сплетённых косичек. Хлопотливые служанки во­дружают на них маленькие колпач­ки с ароматическими благовониями.

В египетском обществе высоко ценились украшения из золота, би­рюзы, лазурита, яшмы, сердолика. Роскошные ювелирные изделия, как и всё искусство Древнего Египта, отличаются безупречным вкусом и чувством стиля. В обрамлении тя­жёлых париков, серёг, диадем; с контурной обводкой миндалевид­ных глаз, щеками и губами, трону­тыми краской, тонкие лица женщин, как и удлинённые пропорции их лёг­ких, словно неосязаемых тел, наде­лены непревзойдённой в Древнем мире таинственной прелестью.

XIV в. до н. э.

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 — около 1351 гг. до н. э.) про­вёл религиозную реформу, оказав­шую существенное влияние на ис­кусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходя­щими от него лучами, которые за­вершались знаком жизни — анхом (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне: «Утром ты озаряешь землю, прого­няешь мрак, посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы ле­тают в своих болотах, крылья их ве­личают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...».

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), поки­нул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформато­ра принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве -как амарнский стиль.

Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцо­вого (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находи­лись Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных ко­лоннад располагались большие, от­крытые солнцу дворы с жертвенни­ками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явле­ний», в котором по торжественным дням фараон представал перед сво­ими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рос­писи, рельефы с инкрустацией и по-

золотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изобража­ли бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах бла­гоухали тенистые сады, сулили про­хладу водоёмы. Устраивались в усадьбах и зверинцы.

После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, что­бы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зда­ний, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ре­месла. В них переданы лирические настроения, естественные челове­ческие чувства. Эти новые, некано­нические особенности отличают скульптурные изображения само­го Эхнатона, его супруги Не­фертити и их шести дочерей. На рельефах царица и царевны

Египетский музей, Каир.

Музей Ашмолеан, Оксфорд.

сопровождают Эхнатона повсюду: они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на приё­ме послов, при раздаче наград из «окна явлений», при парадных выез­дах на колесницах, за трапезой и от­дыхают вместе с ним. Фараон пред­стаёт здесь как любящий муж и отец. Царская семья изображена и в мо­мент горя: она оплакивает умершую старшую царевну Макетатон. Жест отчаяния и поддержки — царь каса­ется руки жены — в традиции древ­неегипетского искусства уникален.

Из росписи парадного зала двор­ца в Ахетатоне лучше всего со­хранился фрагмент с двумя обна­жёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи. Их нежные, написанные в тёплых розово-золо­тистых тонах лица с огромными миндалевидными глазами трогатель­ны в своей наивной беззащитности.

Среди мастерских Ахетатона наи­более известна мастерская началь­ника скульпторов Тутмеса — по-ви­димому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие про­изведения погибли или сильно по­страдали. Ворвавшиеся в мастер­скую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Не­фертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известня­ка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совер­шенной красоте царицы: гармонич­ности её точёных строгих черт, бе­зупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посад­ке головы. На шее у Нефертити оже­релье, на голове высокий царский убор синего цвета.

Незавершённое изображение Не­фертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Порази­тельно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают неж­ность юного лица, словно тронуто-

Голова царицы

Нефертити из Амарны.

XIV в. до н. э.

Государственные музеи,

Берлин.

го лёгким загаром. Прошли годы, и ещё одна небольшая статуэтка из из­вестняка являет нам постаревшую Нефертити — на её по-прежнему прекрасном благородном лице пе­чать затаённой грусти.

Правление Эхнатона. которое длилось всего около семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древ­неегипетской истории подобно мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был

восстановлен культ Амона-Ра. Один из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы столицей. Тем не менее искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египет­ской культуры. Прежде всего это сказалось в произведениях середи­ны XIV в. до н. э. — сокровищах, ко­торые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей.

Восстановление военной мощи Египта, новый приток в страну богатств и рабов в правление фараонов XIX династии — Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III — позволили возобновить грандиозное строительство, прежде всего в Фивах. Новые властелины Египта стремились превзойти своих предшественников, затмить их. Искусство того периода приобрело торжественность, памятни­ки архитектуры отличались колоссальными масштабами, обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.

ГРОБНИЦА ТУТАНХАМОНА

Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала на­ходка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашли археолог Говард Картер (1873— 1939) и лорд Корнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Сокровища Тутанхамона вызвали такой интерес и энтузиазм, как ни од­но другое археологическое открытие. В Долину царей хлынули туристы, страницы газет заполнили многочис­ленные сообщения, возникло немало предположе­ний, слухов и домыслов.

Давно исследованная, суровая, палимая солнцем Долина царей как будто не оставляла никаких надежд на новое открытие. Только небольшой участок земли у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса VI был нетронут. Именно здесь экспедиция Картера обнару­жила те знаменитые двенадцать ступеней, которые ве­ли вниз, к замурованной двери с печатью Тутанхамона. В гробнице побывали грабители, но по неизвестной причине унесли лишь немногое. Когда археологи по­дошли ко второй запечатанной двери, для них насту­пил самый волнующий момент — и ожидания не об­манули учёных.

Они увидели богато украшенные ложа и складные походные кровати, стулья, кресла, табуретки, играль­ные столики, двухколёсные позолоченные инкрустиро­ванные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и ма­ленькие статуи, изображения животных. Среди них на­ходилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, ле­жащего на ларце, которая была выполнена из чёрного дерева, инкрустированного золотом, серебром, але­бастром и обсидианом.

Почти всё помещение погребальной камеры, рас­положенной справа за третьей запечатанной дверью, занимал огромный обитый листовым золотом ящик с большой двустворчатой крышкой. В нём один в дру­гом находилось несколько саркофагов. В последнем, из чистого золота, весом более ста десяти килограм­мов, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой зо­лотой маской на лице. Мумия была буквально с голо­вы до ног осыпана драгоценностями — от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного ис­кусства. Исследователи мумии установили её портрет­ное сходство с золотой маской фараона. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскош­ных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изы­сканная красота находок до сих пор производят оше­ломляющее впечатление.

Тутанхамон (около 1400—1392 гг. до н. э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона Эхнатона и царицы Нефертити, выросли при царском дворе в Ахетатоне (ныне Амарна). Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы, изме­нить имена (Тутанхамон стал именоваться Тутанхатоном), возродить старые культы, в придворном искус­стве сохранились традиции Ахетатона. Прекрасны изображения молодого царя в скульптуре, в росписях на драгоценных ларцах, в золотых статуэтках на свя­щенной ладье и на спине чёрного леопарда. Царь и царица, которым, возможно, чуть больше четырнад­цати лет, часто изображены вместе. Они связаны, как Эхнатон и Нефертити, чувством взаимной нежности. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках че­тырёх богинь, охраняющих ковчег с канопами (алеба­стровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели — из­готовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку тро­на украшают гибкие фигуры царственной четы, выгра­вированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

Египетский музей, Каир.

Египетский музей, Каир.

Египетский музей, Каир.

В начале следую­щего тысячелетия предполагается построить новый му­зей в районе пирамид в Гизе. Однако старый Египет­ский музей, который действует почти сто лет, — авторитетный центр мировой египтологии, в котором работали крупнейшие учёные XIX—XX вв.

Музей производит сильнейшее впечатление: посе­титель видит здесь прославленные, порой известные ему со школьных лет произведения древнеегипетско­го искусства.

В первом этаже располагаются знаменитые памят­ники Древнего царства: плита фараона Нармера, статуи фараона Хефрена, вельможи Каапера, супру­жеской четы — царевича Рахотепа и царевны Нофрет. Здесь же находятся деревянный рельеф с изображе­нием зодчего Хесира, рельефы и росписи из гробниц Саккары, статуэтки, сосуды. Из памятников искусст­ва Среднего царства представлены статуи фараонов Мемтухотепа I и Аменемхета III, сфинкс царицы Хатшепсут, мелкая скульптура, керамические и ювелир­ные изделия. Среди произведений искусства амарнского периода поражают колоссальная статуя Эхнатона из храма в Карнаке; прекрасная голова его супруги ца­рицы Нефертити, выполненная из песчаника (скульп­тура менее известная, чем другие изображения цари­цы); замечательные рельефы из Ахетатона.

На втором этаже восемь залов экспозиции отведе­ны под сокровища из гробницы Тутанхамона, уникаль­ные по количеству и художественной ценности. Рядом находится зал мумий, который с 1980 г. был закрыт для посетителей, а в 1994 г. после реконструкции открыл­ся вновь. В витринах, где лежат мумии, поддержива­ется микроклимат скальных гробниц в Долине царей. Здес



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.017 с.)