Рельеф из гробницы Мерерука в Саккаре. XXVIII в. до н. э. Египетский музей, Каир.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рельеф из гробницы Мерерука в Саккаре. XXVIII в. до н. э. Египетский музей, Каир.



Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э.), построивший великую пирамиду Хеопса, — туч­ный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Его облик отме­чен несомненной интеллектуаль­ной незаурядностью.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на пло­скости) и настенных росписей ис­пользовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в про­филь, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища — в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались та­ким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. В созда­нии рельефов участвовало несколь­ко мастеров. Сначала опытный ху­дожник намечал общую композицию на стене, которую завершали в дета­лях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изо­бражении главную роль играла ли­ния, а не цвет. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э.). Стройная мускулистая фигу­ра с широким разворотом плеч, гор­дый орлиный профиль говорят о его внутренней силе.

Наряду с плоским, почти не вы­ступающим над поверхностью сте­ны рельефом возник, а позже широ­ко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изо­бражение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.

Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фи­гуры располагались вереницами -в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко вы­делялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые — женщин. Изо­бражались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная лов­ля, процессии носителей даров, по­гребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены.

«Владелец» гробницы как бы наблю­дал за всем происходящим.

Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окру­жением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура вельможи расположена, со­гласно традиции, близ входа в гроб­ницу; у его ноги стоит изящная Херватетхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира сего выглядят торжественно и величест­венно даже в сценах, полных опас­ности и азарта, как, например, в сцене охоты на гиппопотама (гробни­ца Ти, XXVIII в. до и. э.).

Окружающий человека мир жи­вых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнооб­разные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения. В символиче­ских атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообра­зы: в урее (эмблеме власти) — встав­шая на хвост египетская кобра, в скарабее (солнечном талисмане) -африканский навозный жук. Эти об­разы навеяны самой природой.

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

В последние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное госу­дарство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический центр стра­ны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.

В этот период возросла само­стоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номар­хов), что привело к расцвету мест­ных художественных школ. Присво­ив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти пол­ной независимости, номархи стро­или свои усыпальницы в собствен­ных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с проклад­кой из щебня и песка между стена­ми, они быстро разрушались.

Вырубленные в скалах гробницы номархов, сохранившиеся около современного селения Бени-Гасан, постепенно превратились в сокро­вищницы произведений искусства. Росписи преобладают здесь над рельефами; это объясняется тем, что для исполнения последних не годил­ся мягкий скальный известняк.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.013 с.)