Стела Нармера (внизу) остается одним из самых ранних свидетельств о первом фараоне единого царства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стела Нармера (внизу) остается одним из самых ранних свидетельств о первом фараоне единого царства.



.нармер изображен в соответствии с каноном древнеегипетского искусства: ноги –в профиль плечи-в фас. Он показан огромного роста намного выше всех остальных фигур.

Нармер готовится нанести смертельный удар. Такие сцены побивания врага традиционны для др. египет. Иск. Побиваемый пленник изображен с бородой и длинными волосами.Два персонажа с аналогичными причёсками изображены внизу, они в панике убегают, спасаясь от войска нармера. Наверху справа изображено божество Нильской дельты с человеческой головой и растущими из спины стеблями и цветами папируса. Это божество пленено: сквозь его нос продето кольцо, к которому прикреплена верёвка. Конец верёвки держит сокол (символ Гора одного из главных богов). Он олицетворяет победу над нижним египтом и символизирует объединение страны, о чём говорят и сплетённые шеи пантер. Над пантерами с атрибутами власти шествует царь. Впереди-солдаты ( меньше ростом) несут шесты с символами победы. Справа убитые враги сложены рядами и у них между ногами положены отрубленные головы. Внизу изображен бык. Свирепо наклонив морду он своими рогами разрушает какую-то крепость. Морда быка-в прфиль рога- в фас. это один из канонов др.ег.иск.-показывать наиболее значимую часть так, чтобы было отчётливо видно. Бык- символ всепобеждающей силы царя.

За спиной нармера стоит некто ростом раза в три ниже царя. В одной руке держит сосуд , в другой- пара сандалий. Этот человек один из высших придворных чинов. Сам нармер стоит босым красота его сильных ног умело подчёркнута скульптором. Он в набедреннике, к которому сзади приделан бычий хвост- знак бычьей силы и власти. На другой стороне стелы придворный сандалиеносец тоже изображен позади царя, а перед ним шествует чиновник на плече которого прибор для письма. Очевидно это придворный хронист записывающий победы царя.

На обеих сторонах верхней части стелы изображены парные головы- символы богини Хатхор (владычица небес и земли). Изображалась в виде женщины с головой увенчанной рогами. Центр культа её был в верхнем египте поэтому облик этой благостной богини включён в композицию. А между головами изображено архитектурное сооружение-дворец с башнями, внутри него помещены иероглифы, которые прочитываются как имя нармера.

Билет 3

1.Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э.), который совпадает с установлением на земном шаре современной геологической эпохи, наступившей после отступления ледников.
появляются лук и стрелы, что сразу облегчило охоту. Теперь охотятся на более мелких животных, так как мамонт, пещерный медведь исчезли. Люди группируются в небольшие коллективы, которые обладают большей подвижностью и могут осваивать гораздо большую территорию. более эффективными становятся каменные орудия, так называемые микролиты. Они невелики по размеру, но требуют значительного умения в обращении.
Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в могилу вместе с покойным, свидетельствуют о развитии верований в загробную жизнь. Изменения произошли и в области искусства: изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека.

Следующая ступень развития каменного века — неолит — новокаменный век (8—4 тысячелетия до н.э.). Наступление этой эпохи можно проследить в Передней и Средней Азии, в Европе и в Индии. Процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложняются, что развитие культуры отдельных областей начинает идти разными путями. От охоты и собирательства человечество переходит к производящей хозяйственной деятельности, к умножению продуктов природы. Появляются новые формы производства — скотоводство и земледелие. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека.
Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим локальные особенности, позволяющие отличать неолит Египта от неолита Двуречья и неолита Европы. Поэтому теперь принято в науке начинать историю искусства рабовладельческого общества, например Древнего Египта или Эгейского мира, именно с неолита.
Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.
Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья.
Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран.. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

 

 

Охота на оленей. Живопись в пещере Испании. Мезолит.

 

2. Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.). Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. Ее высота составляет 146,7м, Площадь основания составляет 233х233 м. Как и все предыдущие фараоны Хеопс хотел быть погребенным после своей смерти в пирамиде. Архитектор пирамиды –Хемиун был верховным жрецом, талантливым зодчим. Пирамида ориентирована очень точно по сторонам света, что выражает представления египтян о мистической взаимосвязи земного существования с космосом.

При восстановлении Каира после войны с арабами египтяне сняли блестящие белые плиты, покрывавшие пирамиду снаружи, и использовали их для постройки новых домов. Еще и сейчас эти плиты можно увидеть во многих мечетях старой части города. От прежней пирамиды остался лишь ступенчатый корпус. Вместе с облицовкой пирамида лишилась также своей вершины, пирамидона, и верхних слоев кладки. Поэтому сейчас ее высота уже не 144,6 м, а 137,2 м. Сегодня вершина пирамиды представляет собой квадрат со сторонами примерно 10 м. Облицовка пир. Делалась из светлого известняка, добытого в горах Туры.( восток долины нила ). Блоки тела пир. Добывали в нескольких местах. Пир.х. стояла у границы нильских разливов, что облегчало доставку блоков по реке во время разлива. На постройку пошло около 2300000-2500000 камен. Блоков весом около2,5 тонны. Эти расчёты очень приблизительны. Внутренние слои пир. Прикрыты облицовкой, которая покрывает стены и потолки наклонных и горизонталбных ходов и трёх погребальных камер внутри пир. Нижний ряд кладки пир., покоящийся на скальном основании состоит из самых больших камней высотой по 1,5 м.. второй ряд-высота камней 1,25м., третьего-1,2м, четвёртого -1,1м. высота камней в последующих рядах ещё меньше. У вершины-55 см.. У основания пир.сохранился частично нижний ряд облицовки из крупных блоков среди которых есть и длинные весом до 15т. Камни тела пир. Обтёсаны с большой тщательностью и точностью. Толщина швов минимальна. Плотность прилегания камней друг к другу достигалась ещё и подливкой жидкого известкового раствора на верхнюю плоскость камня, раствор заполнял выбоинки и прникал в вертикальные стыки обеспечивая монолитность кладки. Внутри пир. От северной стороны на высоте 14м начинается наклонный ход внутрь, его начало перекрыто мощными наклонными блоками упирающимися друг в друга( их можно назвать пртотипом арки). Раньше этот вход был надёжно закрыт и замаскирован. Дальше наклонный ход расходится на два рукава: один ведёт вниз в подземную камеру другой-поворачивает наверх. Когда-то его начало было перекрыто тяжёлыми каменными заглушками. Восходящий коридор ведёт к низкому горизонтальному коридору ведущему к так называемой камере царицы. Далее восходящий ход продолжается большой наклонной галереей, перекрытой высоким ложным сводом из консольно нависающих камней. Высота галереи ок 8,5м ширина ок 1,6м . Стены облицованы известняком, плиты отполированы, их можно принять за гранит или мрамор. За большой галереей начинается низкий горизонтальный коридор, в котором устроена особая камера с запором из тяжелых каменных блоков. Видимо они были подвешены на канатах и должны были соскользнуть вниз по пазам перекрыв вход в усыпальницу. Далее идёт короткий низкий коридор. Ведущий в просторное высокое помещение-погребальную камеру. В углу стоит саркофаг, высеченный из цельной глыбы гранита. Угол его отбит крышки нет. Видимо он был установлен на место в прцессе строительства. Но неизвестно была ли положена туда мумия Хеопса. Стены камеры облицованы отполированными гранитными блоками. Стыки блоков ровные и плотные. Камера перекрыта девятью мощными гранитными плитами. Над плитами потолка погр кам есть разгрузочная полость, предохраняющая плиты потолка от воздействия тяжести вышележащей кладки. Выше есть ещё 4 такие камеры. Над верхней из них сделана крыша из наклонных блоков упёртых друг в друга. На стенах этих камер обнаружены надписи и отметки строителей. В пирамиде обнаружены два вентиляционных канала, ведущие из центра пир. К наружным сторонам. Ниже главной погребальной камеры расположена так называемая камера царицы. Ещё одна камера высечена в скале под пир. На глубине 30м. Все эти камеры находятся на одной вертикали с вершиной пирамиды.

Следов захоронения в этих камерах не обнаружено. Предположения египтологов о технологии строительства пир. Спорны. ( камни затаскивались наверх по пологим насыпям; либо по спиральным насыпям, либо поднимали с уступа на уступ с помощью приспособлений и т д). Существует версия о существовании внутри пир. мощного объёма природной скалы.

Есть версия , что под камерой подземелья имеется помещение , где и покоится Хеопс со всеми своими сокровищами.

Билет 4

1. Начало Древнего царства принято считать со времени 3 династии, в период царствования которой имел место стремительный подъём каменного строительства. Начинается этот подъём с возведения ступенчатой пирамиды царя Джосера в Саккара вместе с ее погребальным ансамблем., высота которой около 62 м, размеры основания в плане 109*125м. Пир состоит из 6 ярусов, которые повторяют традиционную форму мастабы. Но эти ярусные мастабы создают архитектурный образ сооружения резко отличный от мастабы по размерам форме и силуэту. Уступы пирамиды поднимаются к небу словно гигантские ступени, ведущие фараона на небо. Пир – центральное сооружение большого комплекса, окружённого толстой стеной ( тол ок15м выс-10м) Это целостный ансамбль, обладающий хорошо продуманной и выразительной композицией. Он полностью сооружен из камня и рассчитан на вечное существование. Создатель ансамбля- архитектор Имхотеп, открывший новый этап в истории др егип архитектуры- этап пирамид. Постройку имхотепа называют матерью пирамид, хотя ступенчатая форма этой пирамиды ещё отличалась оттой, которая обозначается термином пирамида. Пир возведена из блоков местног тёмного известняка, облицована плитами привозного светлого известняка. Имхотеп возвел эту постройку на более ранней мастабе с наклонными стенами из камен блоков. Под мастабой были пробиты подземные части гробницы. Затем её увеличили тремя ярусами, но и эта высота показалась несоответствующей величию фараона, и бала ещё надстроена.
У восточной стены пир находился сердаб, выстроенный из блоков известника, близких по размерам к блокам, которым была облицована пирамида. В сердабе была найдена статуя сидящего фараона, находящаяся ныне в собрании Египетского музея в Каире. Погребальная камера помещалась под первоначальной мастабой, примерно по середине . Возможно, что внутри этой камеры, выложенной красным гранитом, находился деревянный саркофаг. К востоку от склепа были открыты два помещения, облицованные великолепными голубыми фаянсовыми плитками, часть которых ныне хранится в каирском музее. Под пирамидой были обнаружены также подземные галерии с двумя алебастровыми саркофагами, кроме этого, там было найдено 30 000 каменных сосудов
Пир джосера произвела мощное впечатление на египтян и фараоны 3 династии стали возводить для себя пир такого же типа. Некоторые пир остались незаконченными. Одна из них пир фараона Хаба. Ступенчатая из блоков песчаника, уложенных с наклоном внутрь. Севернее от этой пир –незавершенная пир фараона Небкара. Поражает величиной уходящего в глубину наклонног хода. В гранитный фундамент погребальной камеры встроен саркофаг из красного гранита. Пир над ним никогда не была возведена.

К югу от каира в Медумне Фараон Хуни начал строить уступчатую пирамиду, но умер и пир достроил для себя родоначальник 4 династии Снофру. Пирамида была почти достроена. Когда фараон распорядился заполнить уступы и облицевать пирамиду, чтобы получились ровные грани. Но работа была слелана в спешке и облицовка сползла. Внутри сохранилась погреб камера, но следов захоронения нет. Снофру построил ещё две пир. В Дашуре. Вторая пирамида в плане представляет почти точный квадрат, угол наклона граней пир разный поэтому её наз ромбовидной. Высота ок 100м. В пир ведут 2 наклонных входа, там 3 погреб камеры, погребение не обнаружено. Необычная форма пир привела к мысли. Что в процессе строительства замысел изменили. Начали строить пирамидальной формы, но крутой уклон граней смутил строителей и они сделаны далее более пологими. Кладка выполнена из крупных слоев светлого известняка камни отёсаны поверхность граней ровная.Третья пирамида снофру стала первой пир, форма которой в точности соответствует геометр термину. Ровные грани пир сходятся в точку- вершину. Выс-104,4м тело сложено из известняка, который при определённом освещении приобретает красноватый оттенок поэтому наз красной пир.

Все вышеперечисленные пир образуют эволюционный ряд, показывающий стремительное развитие типа пир. С этого времени пир стали строить в виде чёткой геометрической фигуры. Следом за снофру пир стал возводить его сын хеопс.Это самая грандиозная из египет пир. Построена в Гизе вместе с пирамидами Хефрена и Микерина. Пир Хефрена выс 136,4м основание 215*215м. построена из местного серо- желтого известняка облицована светлым нижние ряды кладки были облицованы розовым гранитом. С пир почти полностью снята облицовка-разграблена. Значительная доля нижней части пир является продолжением скального массива, снаружи обработана наподобие блочной кладки.

Фараон Микерин-наследник хефрена. Его пир построена на относительно гладкой поверхности скального основания. Пир намного меньше по размерам ваыс ок70м построена из темного известнякаи была облицована светлым цоколь-из гранита. Блоки цоколя имеют грубо обработанную выпуклую поверхность с подчёркнутым ритмом швов. Рядом с этой пир стоят три сопутствующие пир . одна-пирамидальная две-с уступами. Считается что они построены для жён микерина.

2.Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города. Ворота богини Иштар служили парадным входом в Вавилон и находились в ближайшей к центру линии оборонительных стен. Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку девятиметровой высоты., ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Массивные створки ворот (не сохранились) были сделаны из кедра и обиты толстыми медными листами. По обе стороны ворот, спереди и сзади, были возведены два бастиона с зубчатыми башнями, между которыми проходила дорога к храму бога Мардука. Выходившие на нее стены бастионов были оформлены в едином стиле с воротами. Сама дорога и являющийся ее продолжением в черте города проспект Айбуршабум, проходивший вдоль одной из стен царского дворца, достигали 15-метровой ширины. С наружной стороны ворот и до самого входа в святилища мостовая была вымощена розовыми и белыми каменными плитами. И арка, и бастионы были построены из кирпича, покрытого ярко-голубой, желтой, белой и черной глазурью. Большая часть поверхностей Ворот Иштар и близлежащих стен были покрыты красочными рельефными изображениями животных. В общей сложности барельефов насчитывалось около шести сотен. Их назначение неизвестно - они могли играть роль и декоративных элементов, и важных религиозных символов. Впрочем, одно другого не исключает. Клинописная надпись, некогда венчавшая врата, только отчасти объясняет смысл барельефов. В ней говорится, что «пекущийся о благополучии города Царь Вавилонский» (т.е. Навуходоносор II) полностью перестроил эти ворота и украсил их изображениями свирепых зверей, «чем сообщил вратам великолепие чрезвычайное и роскошное, и род людской может взирать на них в изумлении».

Билет 5

1.Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, так же как и производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблению царской власти. В течение 21 в. шла напряженная борьба между номами. Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти номархи, получив власть над всей долиной Нила, образовали XI династию фараонов. Несмотря на сложную политическую обстановку, Аменемхет I и его преемники, опираясь на основную массу рабовладельцев, сумели сохранить единство страны и укрепить ее внутреннее и внешнее положение Общий хозяйственный подъем, рост ряда городов, усиливавшийся обмен — все это способствовало расцвету культуры. Время Среднего царства справедливо считается одним из наиболее значительных периодов развития литературы и искусства Древнего Египта.

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В политической борьбе как фараоны, так и номархи, естественно, использовали и искусство. Так, первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.

Очень важным моментом явилось возобновление строительства пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом построить ее на севере, порвав таким образом связь с гробницами предков. Предшественники Аменемхета I, фактические объединители Египта фараоны XI династии, сделать это не решились. Они оставили свои гробницы в Фивах, прибегнув в их оформлении к своеобразному компромиссу — сочетанию пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница Ментухотепов II и III в Деир-эль-Бахри. По традиции к ней из долины вела огражденная каменными стенами дорога в 1200 м длиной и 33 м шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был устроен портик, разделенный посередине пандусом. Последний вел на вторую террасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которой служила естественная скала. С западной стороны зала с пирамидой был выход в открытый двор с портиками, за которым находились крытый гипостиль, то есть колонный зал, и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в скале, а гробницы фараонов — под гипостилем.

 

Усыпальница Ментухотепов была наиболее выдающимся памятником XI династии. Удачный выбор места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад позволили зодчему добиться гармоничного сочетания двухъярусного леса колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделяющих ярко сверкающее на солнце желтовато-белое здание храма. Естественно, что столь замечательный памятник имел существенное значение в развитии египетской архитектуры, в частности для фиванского зодчества Нового царства.

Однако в архитектуре Среднего царства он остался единичным явлением, так как возобновившееся при Аменемхете I строительство царских гробниц в виде пирамид и стремление фараонов начала XII династии всемерно подражать памятникам Древнего царства заставили египетских зодчих вернуться к образцам этого периода. Действительно, планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии полностью совпадает с расположением усыпальниц фараонов V - VI династий. Однако вследствие изменившихся экономических условий сооружение гигантских каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и технике пирамид ХП династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились (пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту при длине стороны основания в 107 м), строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемь каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства. Не удивительно поэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой груды развалин. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от которого шел коридор к монументальным воротам в долине; попрежнему вокруг пирамид располагались мастаба придворной знати.

Следование древним образцам в начале Среднего царства наблюдается не только в придворной архитектуре; оно характерно и для официальной скульптуры, рельефов и росписей.

Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште прямо подражают аналогичным статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра); они воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их еще более схематично и бесстрастно. Шаблонная застылая поза, заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза — все это старательно, хотя и очень вяло повторяет древние образцы, стремясь создать освященный традицией идеализированный образ царя-бога. Подражают искусству Древнего царства и росписи гробниц придворной знати периода Среднего царства. Если сравнить, например, сцену охоты в пустыне на стенной росписи гробницы жены вельможи Антефокера в Фивах с подобной же сценой на рельефе в заупокойном храме фараона Сахура (V династия), то видно, насколько близки эти два памятника, разделенные примерно семью столетиями. Такой же участок пустыни, огороженный сеткой, куда загнаны звери; так же слева и в той же условной позе, что и фараон Сахура, фигура Антефокера, сопровождаемого оруженосцем, изображенным, согласно традиции, в два раза меньше своего хозяина; так же расположены рядами звери, причем совпадают даже детали: бык, пронзенный стрелами и падающий у ворот загона, гиена, перегрызающая стрелу, попавшую ей в переднюю лапу, и т. д. Таким образом, вся эта сцена охоты Антефокера является сознательным воспроизведением композиции, созданной в Древнем царстве.

В противоположность этому иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, — в частности, при дворах правителей номов, расположенных в среднем Египте. Именно в этих произведениях нашли свое выражение ведущие художественные направления начала Среднего царства. Это было совершенно закономерно. Политическую и экономическую самостоятельность, которую постепенно приобрели эти номы в конце Древнего царства, не смогли окончательно побороть и подчинившие их в начале Среднего царства фараоны-фиванцы. Номархи среднего Египта в 20 в. до н.э. еще чувствовали себя хозяевами своих областей. В своем обиходе они подражали обычаям царского двора, вели летоисчисление по годам собственных правлений, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя зодчими, скульпторами и художниками. Вместе с политическим ростом городов в этих номах росло и их значение как художественных центров. Работавшие здесь мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески их пераработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении нового направления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиций; для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружавшего их мира.

Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми устои. Новое объединение страны не могло полностью восстановить прошлое, общественные условия в стране значительно изменились, возросла самостоятельность местных центров, увеличилось значение средних слоев населения, начала развиваться городская жизнь. Поиски более конкретных знаний в период Среднего царства привели к ряду достижений египетской науки (в частности, к открытиям в области математики и медицины); на это же время приходится и явный рост реалистических тенденций в литературе («Повесть о Синухете» и др.) и в искусстве.

Раньше и ярче всего эти тенденции проявились в искусстве местнх центров среднего Египта. Лучше всего сохранились здесь рельефы и росписи на стенах скальных гробниц номархов, где особенно ясно видны новые искания. При сравнении одинаковых по тематике сцен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно раскрывается их принципиальное различие.

Очень показательна в этом отношении сцена охоты в пустыне на рельефе в гробнице номарха 14 нома Сенби. Хотя построение сцены в целом остается прежним (слева охотник, справа — загон) и ряд фигур зверей имеет свои прототипы в Древнем царстве, тем не менее все изображение явно отличается большим реализмом. Вместо условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне песчаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в намеченного зверя. Спутник Сенби — одного с ним роста, причем оба они одеты так, как фактически и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна и сцена охоты в гробнице номарха 15-го нома Тхутихотепа, где престарелый номарх стоит около загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охотятся его сыновья. Новую, более реалистическую трактовку старых сюжетов мы находим и в других случаях, особенно в сценах различных работ, где художник, изображая людей из народа, был менее связан каноном, например на рельефах из Меира Встречаются и новые сюжеты, не имевшие аналогии в прошлом: таково изображение прихода кочевников-семитов. Особенно больших успехов достигли художники номов среднего Египта в изображении животных, где они также были меньше стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 1б-го нома Хнумхотепа II дана совершенно новая трактовка природы — папирусов с летящими и сидящими птицами и охотящимися дикими кошками. Животные даны в разнообразных живых позах ; новшеством является и богатство их окраски: не только новые оттенки (густооранжевый, желтовато-серый и др.), но и переходы от одного цвета к другому — серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли в желтовато-белую шею. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы акаций выделяется яркое оперение сидящих на ее ветвях птиц - оранжевого с черно-белыми крыльями удода , белогрудого сорокопута-жулана с пепельно-голубой головкой и коричневыми крыльями и др. Особенно интересно дана расцветка кошки, где художник при помощи серовато - коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного.

Достигнутые мастерами среднеегипетских номов успехи имели большое значение для дальнейшего развития всего искусства Среднего царства. Новый стиль настолько отвечал изменившимся требованиям жизни, что постепенно был воспринят официальным искусством и нашел свое отражение даже в царском портрете. Это было облегчено тем, что по мере укрепления власти фараонов-фиванцев отпадало стремление полностью подражать образцам Древнего царства. Перед придворными мастерами уже с середины 20 в. до н.э. встали новые задачи.

В целях своего прославления фараоны-фиванцы начали широкое храмовое строительство; теперь они стремились поставить в храмах возможно большее количество своих изображений, причем царские статуи помещались не только внутри храма, но и вне его. Такие статуи становились памятниками живому правителю страны; прославляя его мощь, они должны были закрепить в сознании народа конкретные черты данного фараона. Эти статуи-памятники, принимавшие иногда огромные размеры, должны были иметь уже иной облик, и их развитие пошло по пути создания возможно близкого к оригиналу портрета. Свое завершение это новое направление официального искусства нашло в статуях Сенусерта III и Аменемхета Ш (19 в. до н.э.; илл. 56, 59, 60, 61), являющихся замечательними образцами египетского скульптурного портрета. Резкий, подчеркнутый реализм отличает эти суровые, властные лица, говорящие о непреклонной и целеустремленной воле, а нередко и о жестокости и надменности. Традиционные неподвижные позы этих статуй только еще больше оттеняют живую выразительность лиц. Вся структура лица дана здесь совершенно иначе, чем это было в царских статуях начала Среднего царства. Глаза уже не лежат прямо и плоско, почти на уровне всего лица, они глубоко сидят в орбите. Все лицо проработано, ощущается его костяк, мускулы, складки кожи. Резкая игра светотени приобретает все большее значение и по существу делается определяющей чертой нового портретного стиля.

Изменившаяся обстановка отразилась и на положении художественных школ. Ведущее значение приобрели придворные мастерские, где работали теперь лучшие мастера. Местное искусство начало следовать их творчеству, утратив свою передовую роль и вернувшись к традиционным схемам.

Не менее значительные изменения произошли и в области архитектуры. Укрепление экономики позволило усилить строительство, видное место в котором продолжали занимать пирамиды. Начавшееся снова увеличение царских усыпальниц завершилось грандиозным строительством Аменемхета Ш в Хавара. Хотя и здесь пирамида была сложена из кирпича и только облицована известняком, однако в ней было много особенностей; так, например, погребальная камера была высечена из глыбы отполированного желтого кварцита. Особенную же известность получил заупокойный храм при пирамиде. Храм занимал площадь в 72000 кв. м и состоял из многочисленных залов и молелен, украшенных скульптурами и рельефами. Столь резкое увеличение масштабов пирамидного храма Аменемхете Ш, в корне изменившее взаимоотношение отдельных частей всего комплекса зданий царской гробницы, подчеркивало роль этого храма как центра общегосударственного культа фараона. Это подтверждается и характером скульптур внутри храма и сооружением неподалеку от него двух колоссов Аменемхета III из желтого блестящего кварцита, достигавших вместе с пьедесталами 18 м в высоту. Такое оформление храма полностью отвечало изменившемуся Значению царской власти. Стиль храма отличался строгой монументальностью, чему соответствовали большие плоскости каменных монолитов его перекрытий и ряды монолитных же колонн. Колоннады играли большую роль в оформлении всего- сооружения и явились одной из его особенностей. Зодчие Среднего царства вообще значительно шире применяли колонну, чем их предшественники. Начало этому было положено также мастерами среднеегипетских номов. Увеличение размеров скальных гробниц номархов вынуждало зодчих применять и большее количество колонн. Это Дало толчок развитию портиков и появлению залов, разделенных двумя рядами колонн на три нефа, с более высоким средним нефом. Наряду с ранее возникшими формами колонн — с каннелированными стволами, увенчанными прямоугольными абаками (так называемые протодорические колонны), появились колонны с капителями, украшенными рельефными головами богини Хатор. Постепенно многочисленные и разнообразные колоннады стали характерной чертой храмов, построенных фараонами Среднего царства. Новым в храмовом строительстве было появление и пилона, то есть оформления ворот в виде двух башен с узким проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых покрывались ярко горевшей на солнце медью.

Художественное ремесло получило в Среднем царстве значительно более широкое развитие, чем раньше, что было обусловлено прежде всего общим ростом городской жизни. Этому способствовало и возросшее в результате захватнических походов богатство знати и увеличившийся приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.012 с.)