Павловский дворец. Невские ворота петропавловской крепости. Колонны арки новой голландии. Каменноостровский дворец. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Павловский дворец. Невские ворота петропавловской крепости. Колонны арки новой голландии. Каменноостровский дворец.



Композитный ордер — архитектурный ордер, разработанный в Древнем Риме в дополнение к уже существовавшим греческим ордерам. Его пропорции во всем совпадают с коринфским ордером. Капитель коринфского стиля может быть дополнена четырьмя ионическими волютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитными называют любые смешанные ордера.

Арка Тита в Римском форуме, построенная около 82 г. н.э., представляет собой самый старый образец композитного ордера.

Колонны интерьера церкви св. Екатерины. Дом адамини на мойке. Строгановский дворец. Здание театра им Ленсовета.

2.

 

Лицо фараона вытянуто, и череп обретает яйцевидную деформированность. Глаза — раскосые, миндалевидные, губы — весьма мясистые. Шея обнаруживает преувеличенную стройность, а грудь выглядит впалой. Линия таза опущена до такой степени, что на нее грузно опускается живот. Конечности — руки и ноги, худощавые по сравнению с туловищем, производят впечатление хрупкости. Как результат, данная фигура источает таинственное сияние, необычным образом деформирована и выглядит более человечно, нежели статуи предшествующих эпох.

Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке.

После религиозной реформы Эхнатона царя уже нельзя было изображать согласно традиции, иначе его образ совпал бы с образами тех богов, культы которых он преследовал. С этого времени фигуры царя, царицы и их детей и в скульптуре и на рельефах должны были иметь новый облик, лишенный иконографического сходства с изображениями древних богов. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца – женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелуя нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Форма черепа Эхнатона передалась по наследству его дочерям. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

Примером изменений, произошедших в царском, “божественном” каноне, может служить колосс Эхнатона, который находится в собрании Египетского музея в Каире. В этом памятнике от прежних статуй египетских владык сохранились лишь одежда, головной убор и символы власти, плеть и жезл. Основа же традиционного канонического образа – проникнутое силой, идеальное тело – отсутствует. Известно, что Эхнатон был больным, физически слабым человеком; причиной этому были кровосмесительные браки в царской семье, обусловленные желанием укрепления власти. Таким мы видим его и в этой статуе, причем вполне вероятно, что здесь уродства фараона показаны слишком реалистично, т. е. скульптор, резко отвергая старые каноны, немного “приукрасил” царя. Сразу бросаются в глаза исхудалое лицо, слишком вытянутый подбородок, пухлые губы, узкие косые глаза и тощая шея. Фигура Эхнатона поражает своим одутловатым животом, пухлыми бедрами и тощими руками. Части тела не пропорциональны: голова слишком мала по сравнению с туловищем.

Билет 16

1 Акрополь – городская крепость стран Древнего мира находящаяся на возвышенном месте, укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности Создание величественного ансамбля Акрополя связано с победой греков в греко-персидских войнах.. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, максимально учитывающий окружающую природу. Расположен на природной известняковой скале высотой 156 м. над уровнем моря с плоской вершиной (270-155 м).Холм, на котором воздвигались памятники Акрополя, неровен по своим очертаниям. Строители не стали вступать в конфликт с природой, но, приняв ее такой, какая она есть, облагородили ее своим искусством, создав ансамбль, в своей стройности более совершенный, чем природа. Гармоничные постройки Акрополя царят над бесформенной глыбой скалы, словно символизируя победу разума над хаосом. На неровной возвышенности ансамбль воспринимается постепенно. Каждый памятник живет в нем собственной жизнью, каждый глубоко индивидуален, и красота его открывается взору по частям, без нарушения единства впечатления.
Пропилеи– торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Возведенные из пентеликонского мрамора Пропилеи стоят на вершине крутого склона, к которому первоначально вела 80-тиметровая тропа. В середине 1 в. римляне во время правления императора Клавдия покрыли поверхность дороги ступенями. Пропилеи – два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены квадратными углублениями, расписанными золотыми звездами по синему фону.

Там, где склон холма резко повышался, была построена поперечная стена с пятью проходами, центральный из которых предназначался для торжественных процессий. В обычное время он был закрыт бронзовыми воротами. Эти врата были границами святилища. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны. В более крупном, северо-западном крыле Пропилей размещалась Пинакотека, картинная галерея. В юго-западном крыле Пропилей – библиотека. Скульптурного оформления Пропилеи не имели.

По ту сторону Пропилей вырастала стоявшая на площади Акрополя гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины-воительницы, изваянная Фидием.

Храм Ники Аптерос – необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

За площадью поднимались колонны Парфенона, великого храма представляющего собой дорический периптер., под сенью которого некогда стояла другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием: статуя Афины-девы, Афины Парфенос. это была хризоэлефантинная статуя, то есть сделанная из золота и слоновой кости. На ее изготовление пошло около 1200 кг драгоценного металла. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры.

Парфенон – самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты».Парфенон – храм богини Афины-Девы. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам – квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Вершина античного зодчества, Парфенон уже в древности был признан самым замечательным памятником дорического стиля.

На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,- театр Диониса (бога виноделия). В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата – дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя. Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия.

Эрехтейон – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма.Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде.

Портик Кариатид– произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора. Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные «корзины».

Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

2.Жители Крита – хорошие мастера керамики. Им было известно гончарное колесо и цветная глазурь. виртуозами своего дела были критские гончары, создававшие посуду порой со стенками не толще яичной скорлупы, но очень прочными после обжига в печах. Формы ваз большей частью шаровидные, сочные; краски яркие.

Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000 г. до н. э.), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. К середине среднеминойского периода (примерно 17 в. до н. э.) искусство керамики достигло высокого расцвета. Критский вазописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму и на шаровидном сосуде предпочитал показать осьминога, в то время как на вытянутой кверху вазе он располагал стройные стебли растений. Это качество критских росписей, гармонически сочетающихся с формой, будет впоследствии достойно оценено греками.
В росписях начала позднеминойского периода (16 в. до н. э.) преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т. п. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии. У этой вазы несколько расплывчатая, словно текучая форма, всецело подчиненная росписи, изображающей большого осьминога; его эластичные щупальца, мускулистое тело и горящие глаза переданы поразительно достоверно; вокруг него - водоросли и кораллы. На ритоне* из Псиры изображены дельфины, попавшие в сети.
Позднее, в 15 в. до н. э., в керамике, как и в стенной живописи, началось усиление схематизации. Сложился так называемой 'дворцовый стиль' - формы стали суше, изысканнее, рисунок постепенно превратился в орнамент.

Примечательно, что на керамических сосудах Крита, как правило, нет человеческих фигур. Предмет, необходимый в быту, художник украшал цветами, орнаментами, изображениями животных, не пытаясь показать сюжетные композиции, несущие смысловую нагрузку.

Билет 17

1. Ассирийцы, один из самых воинственных народов истории, веками добивались господства над соседями и, находясь в зените могущества, правили империей, простиравшейся от Персидскою залива до Египта.

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Царей изображают немногие дошедшие до нас образцы круглой скульптуры. Среди них особенно интересна статуэтка из янтаря и золота, изображающая Ашшур-нацир-апала II. Несмотря на миниатюрные размеры, она создает ощущение мощи и величия.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.

Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе.

Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.

В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высоких кирпичных платформах; все постройки сооружались из сырцового кирпича (обожжённый кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, лишь для облицовки). Так как сырцовый кирпич - материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приёмов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам - так называемые "хеттские бит-хилани". Стены зданий были глухие, комнаты, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор. Известен был арочный свод, но обычно перекрытия были балочные, накатом; свет проходил через отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком. При храмах важнейших божеств строились ступенчатые башни (зиккураты) несколько иной конструкции, чем в Вавилонии.

Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Стены с выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами, были сложены обычно целиком из сырцового кирпича. Арочные входы были украшены каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими липами - божеств-хранителей дворца. Наружных украшений у зданий, кроме описанных, по большей части не имелось. Художественно оформлялись главным образом внутренние помещения, в особенности узкие и длинные парадные залы дворцов. Здесь применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы.

главное украшение этих дворцов - многофигурные композиции с изображением мифологических, жанровых и батальных сцен, выполненные в очень низком рельефе на плитах из мраморовидного известняка и частично раскрашенные минеральными красками, - представляет собой одну из ярчайших страниц в истории мирового искусства. В стиле и технике этих рельефов можно проследить такие традиционные черты месопотамского искусства, как "мультипликационная" передача последовательных моментов той или иной сцены: Местные, ассирийские традиции проявляются в очень свободном расположении фигур на плоскости, в замене изображения божества его символом. Хотя все эти сцены скомпонованы из повторяющихся канонических деталей, заметить это для обычного зрителя почти невозможно: прихотливость и смелость композиции придают им бесконечное разнообразие. Цвет в этих изображениях, как и в более редких композициях из глазурованного кирпича и в росписях, имеет чисто декоративную функцию. Поэтому на них можно увидеть синих лошадей, желтые фигуры на голубом фоне и т.п.

Однако достижения ассирийского искусства остаются ограниченными. Для него характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов; иногда - как в случае охотничьих сцен - художник умело их сочетает, добиваясь жизненности изображения; тематика же ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное содержание сводится к восхвалению мощи ассирийского царя и ассирийского войска и к посрамлению врагов Ассирии. Нет интереса к передаче конкретного образа человека и его окружения, в изображениях сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

Изделия ассирийских ремесленников (резная кость, каменные и металлические сосуды) нередко были весьма изысканными, но не самостоятельными по стилю: в них ощущается сильное финикийское и египетское влияние. Ведь ремесленников из этих стран массами угоняли в Ассирию. Сюда же в огромном количестве привозили и награбленные произведения искусства. Поэтому изделия местных мастерских трудно, а подчас и невозможно отличить от "импортных".
Несмотря на то, что в изобразительном искусстве достижения ассирийцев были сравнительно невелики, оно всё же оказало немалое влияние на официальное искусство более позднего государства того же типа — Персидской державы, развитие которого пошло по путям, проложенным ассирийскими художниками; при этом были лишь усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.

 

2. Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц, является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы Книги Мертвых и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы/

 

Гробница Нефертари была впервые обнаружена в 1904 году. Ее великолепие потрясло археологов, которые неоднократно заявляли, что данная усыпальница является самой красивой из всех, открытых на тот момент древнеегипетских гробниц. Почти 90 лет потребовалось ученым, дабы изучить древние письмена, и только в 1995 году гробница Нефертари была открыта для свободного доступа посетителей. Правда, в день этот уникальный памятник древнеегипетской архитектуры могут увидеть не более 150 человек, т.к. ученые опасаются на счет того, что более массовые посещения могут нарушить микроклимат внутри помещения усыпальницы, приведя к разрушению уникальное оформления ее стен.

Что же такого удивительного содержит настенная роспись гробницы Нефертари? Во-первых, здесь представлено множество рисунков, изображающих древнеегипетских богов и сцены из их жизни. Во-вторых, расположение этих рисунков свидетельствует о том, что древние строители пытались, в буквальном смысле, воплотить в жизнь содержание Книги Мертвых, расположив богов по отношению к мумии Нефертари таким образом, как им надлежало находиться для сопровождения умершей царицы в загробное царство.

В-третьих, сами изображения, а точнее – их количество, сделали находку усыпальницы Нефертари одной из наиболее значимых находок в истории археологических изысканий древнеегипетской цивилизации, ведь на стенах этой древней гробницы представлен огромный пласт знаний о мифологии и религиозных верованиях жителей Древнего Египта.

В 70-х годах прошлого столетия этот уникальный памятник истории был едва не потерян для современников, т.к. внутри гробницы начались процессы разрушения известняковой породы, в которой, собственно говоря, и была высечена усыпальница. Однако вовремя предпринятые действия позволили сохранить гробницу Нефертари для потомков.


Билет 18

1.

1. Храм в Антах.

2. Храм Простиль.

3. Храм Амфипростиль.

4. Храм периптер.

5. Храм Диптер.

6. храм Моноптер.

7. Храм Толос.

В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 31).

Рис. 31. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.

 

Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Самым простым и, очевидно, одним из самых ранних типов был так называемый антовый храм (иначе «храм в антах». Состоит «храм в антах» из прямоугольного в плане святилища — целлы (наос) без каких бы то ни было проемов с боков и сзади. Передний фасад целлы представляет собой углубление — лоджию, отделенную от основной ее части стеной с центральным проемом. Лоджия носит название «пронаос». По сторонам она ограничена срезами боковых стен, которые и называются антами. Между антами, но переднему фронту целлы, ставились две колонны. Завершался антовый храм, как и все другие храмы, антаблементом. Передний и задний его фасады увенчивались фронтонами. Пример – сокровищница Афинян в Дельтах

Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен в какой-то мере с антовым храмом. Различие в том, что простиль имеет на главном фасаде не две, а четыре колонны, причем портик выдвинут вперед и боковые колонны прикрывают анты.

Третий тип храма — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах. Амфипростиль — сравнительно часто встречающийся тип храма.

Следующим видом храма является периптер. Главное в нем — целла, со всех сторон окруженная колоннами-портиками — птероном. В отличие от амфипростиля, колонны здесь не с двух, а с четырех сторон. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн. Шестиколонный периптер называется гексастильным периптером. Количество колонн на боковых фасадах по отношению к архитектуре классического периода определяется формулой 2п+1, где п — количество колонн на переднем фасаде.

Целла в периптере состоит из трех частей — передней (пронаоса), собственно целлы (наоса) и третьей части, примыкающей к заднему фасаду и по размерам равной пронаосу — опистодома. Опистодом отделен от наоса глухой стеной и доступ в него возможен только с заднего фасада. В описто-доме обычно содержались реликвии, приносимые в дар божеству, в честь которого воздвигался храм. Периптер был основным видом сооружения в дорической архитектуре.

В ионическом зодчестве ведущую роль играл так называемый дип-тер — своеобразная разновидность периптера, в котором целла имеет на боковых фасадах не один, а два ряда колонн.

Позже, главным образом в древнеримской архитектуре, воспринявшей от греческой ордерную систему и отчасти типы храмовых зданий, стал широко использоваться псевдопериптер; в нем целла расширяется и боковые стенки ее заполняют интерколюмнии — промежутки между колоннами. В этом случае отдельно стоящие опоры-колонны превращаются в полуколонны, основную нагрузку несет стена, а полуколонны являются скорее декоративными ее дополнениями. В этом приеме заключена известная ложность. В греческой архитектуре полуколонна, связанная со стеной, встречается в единичных случаях, а в Риме употребляется чрезвычайно часто — едва ли не в большинстве сооружений.

МОНОПТЕ́Р — тип античного храма, круглого в плане здания (реже прямоугольного), без несущих стен наоса (у римлян — целлы), кровля которого поддерживается только колоннами. Храмы с колоннадой древние греки называли "окрыленными". Моноптер следует отличать от толоса — круглого здания с наосом. В эпоху европейского Классицизма XVII—XIX вв., а также в стиле Рококо первой половины XVIII в. в "регулярных" и "пейзажных" парках возводили павильоны с колоннадой типа моноптера. "Прозрачность" колоннад хорошо сочеталась с пейзажем (сравн. бельведер; беседка). Иногда круглую в плане колоннаду именуют открытой эдикулой.

Толос, в древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху толосы часто были культовыми сооружениями однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись.

В XVI-XII вв. до н. э. толосы были распространены на Крите, в Греции (например, толос в Эпидавре (360-330 до н. э.,, в Дельфах (начало IV в. до н. э.) и на западном побережье Малой Азии.

Наиболее грандиозные толосы (диаметр и высота до 14 м) XIV век до н. э. открыты в Микенах.

Художественная форма греческих храмов была исключительно божественной привилегией. В Древней Греции (до периода эллинизма) было бы сочтено за дерзость посягательство на божественное право, если бы простой смертный вздумал окружить свой дом рядом ступеней или же украсить свое жилище фронтоном. В дорийских государствах, вследствие постановления жрецов, стены и потолки должны были делаться исключительно из дерева. Другими словами, каменные постройки были привилегией богов. Только жилища богов могли быть достаточно прочными и противостоять влиянию времени.

2. Львиные ворота — входные ворота акрополя Микен (Греция). Построены в середине XIII веке до н. э. вместе с расширением крепостной стены города. Своё название получили от барельефа с изображением львов, помещённого над ними, который является древнейшим образцом монументальной скульптуры в Европе.

Ворота построены из четырёх монолитных глыб известняка («циклопическая кладка»), вес притолоки составляет около 20 тонн. Пролёт ворот представляет собой правильный квадрат со стороной 3,1 м. Во внутренней части боковых стенок находятся углубления, свидетельствующие о том, что в древности они закрывались двумя деревянными створками. Притолока посередине сделана более широкой чтобы выдержать вес лежащей на ней треугольной каменной плиты-фронтона, помещённой между двумя выступами крепостной стены, которые образуют «облегчающий» треугольник.

Реконструкция крепостной стены Микен и Львиных ворот

Барельеф со львами

Фронтон, венчающий ворота, выполнен из твёрдого известняка и украшен рельефным изображением двух львов. Они изображены стоящими на задних лапах, повёрнуты друг к другу и передними лапами опираются на два жертвенника, которые поддерживают колонну. На верхнюю часть колонны опирается крыша какого-то сооружения. Головы львов не сохранились. Сохранившиеся места для их крепления позволяют сделать вывод, что они были выполнены из другого материала (слоновая кость или стеатит) и вероятно были повёрнуты к людям, входящим в ворота.

Билет 19

1. Ордер сформировался в дорийских областях Древней Греции в VI в. до н.э. Классическая дорическая колонна заметно утончается кверху, не имеет базы и ставится прямо на каменное основание, ее ствол прорезают вертикальные желобки - каннелюры. В отличие от других ордеров здесь каннелюры неглубокие и с острыми гранями, примыкают друг к другу без дорожек между собой. Этот лаконичный и монументальный ордер считается "мужским" во времена античности.

Дорический ордер – самый старый и самый простой из ордеров. Римский историк архитектуры Марк Витрувий Поллион, ссылаясь на греческие тексты (к настоящему моменту утерянные) утверждал, что дорический ордер сформировался ещё во времена деревянного древнегреческого строительства, это определило сужение ствола колонны (ствола дерева) кверху и круглую, сглаженную форму сечения колонны. Позже те же формы стали придавать каменным колоннам, добавив стволу 20 широких канелюр – продольных желобков вдоль ствола колонны. Ранний дорический ордер предельно прост, никаких украшений и орнаментов на капители нет – она представляет собой усечённый конус. Греческий дорический ордер – самый массивный из ордеров, соотношение высоты колонны к толщине – от 4:1 до 6:1. Ствол колонны поднимается из стилобата без базы. Антаблемент дорического ордера также массивен, его высота составляет четверть высоты колонны. Дорический ордер вышел из использования примерно в 100 г. до н.э., и пребывал в архитектурном забвении до середины XVIII века, когда его заново «открыли» и он быстро вошёл в моду. Этот ордер выдерживает большой вес, в многоэтажных постройках (например, римском Колизее) дорический ордер держал нижний этаж

Самая древняя, приземистая из построек этого типа — храм Посейдона в итальянском г. Пестуме. Более стройные пропорции — у дорических колонн знаменитого Парфенона на Афинском Акрополе. храм Артемиды в Керкире).

В Петербурге: Здание Биржи(Дорический ордер), портик атлантов Нового Эрмитажа, ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ, Нижняя часть адмиралтейства обработана, как триумфальная арка с карнизом дорического ордера, В бывшем здании Ассигнационного банка сейчас располагается Университет Финансов и экономики.

.2. Монументальные гробницы, служившие местом захоронения микенских царей и их ближайших сородичей, были созданы в эпоху наивысшего расцвета Микен — в XIV-XIII веках. Самая грандиозная из них — это сокровищница Атрея. Это было подземное куполообразное помещение высотой более 13 м, своды которого были сложены из огромных камней, держащихся лишь силой собственной тяжести Было подсчитано, что большая из двух балок притолоки, имеющая размеры 3´8,5´12 м, весит ок. 120 т.. Гробница глубоко врезана в склон холма, к ней ведет открытый коридор — «дромос», длиной 36 и шириной 6 м. Десятиметровой высоты вход в гробницу когда-то украшали колонны из зеленого известняка и облицовка из красного порфира., сразу над плитой входа - пустое пространство в виде треугольника, так называемый "облегчающий треугольник".
Внутри — круглое помещение диаметром 14,5 м, перекрытое куполом диаметром 13,2 м своды купола украшали бронзовые розетки и горизонтальный пояс.. «Сокровищница Атрея» вплоть до сооружения римского Пантеона (II в. н. э.) являлась самым большим купольным сооружением Древнего мира.

С одной стороны этого помещения открывался вход в другую погребальную камеру, которая, судя по всему, осталась незаконченной. Как и большинство подобных гробниц, гробница Атрея была ограблена уже в древности.

Сокровищница Атрея внутри была облицована бронзовыми, серебряными и золотыми листами.

Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами. Щедрые дары сопровождали владык в загробную жизнь: парадное оружие, золотые кубки, чаши.

 

 

Билет 20

1.

Главный храм афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н.э., освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н.э., однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н.э. Парфенон - шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.059 с.)