Тема 3.1.1. Строительный комплекс республики Беларусь, участники создания строительной продукции и их взаимоотношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.1.1. Строительный комплекс республики Беларусь, участники создания строительной продукции и их взаимоотношения



Строительная отрасль занимает одно из ведущих мест в экономике Беларуси. Это многопрофильная и многофункциональная структура. Отрасль объединяет более 4 тысяч субъектов хозяйствования различных форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объединений, 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, более 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. Строительный комплекс имеет развитую производственную базу. Заводы отрасли производят более 130 видов строительных материалов и изделий. В РБ ежегодный прирост объемов жилищного строительства составляет более 5%.

В создании строительной продукции принимают участие многие субъекты хозяйствования.

Заказчик — инвестор или лицо, уполномоченное инвестором, привлекающее подрядчика для реализации инвестиционного проекта путем заключения договора строительного подряда или государственного контракта для выполнения подрядных работ для государственных нужд (далее — договор строительного подряда).

Застройщик — инвестор или лицо, уполномоченное инвестором, выполняющее функции по реализации инвестиционного проекта до заключения договора строительного подряда либо осуществляющее реализацию инвестиционного проекта собственными силами.

Подрядчик — лицо, имеющее лицензию на выполнение соответствующих видов строительных работ и заключившее договор строительного подряда с заказчиком (застройщиком).

Генеральный подрядчик — организация, отвечающая перед заказчиком за весь объект и при­влекающая для выполнения отдельных обязательств (работ) других лиц по договорам субподряда.

Субподрядчик — лицо, имеющее лицензию на выполнение отдельных видов строительных работ и заключившее с генеральным подрядчиком договор субподряда на выполнение этих видов работ, и отвечающая перед генеральным подрядчиком только за эти работы.

Проектировщик -лицо, имеющее лицензию на выполнение соответствующих видов проектных работ и заключившее договор с заказчиком (застройщиком) на выполнение проектных работ.

Генеральный проектировщик -лицо, имеющее лицензию на выполнение соответствующих видов проектных работ и заключившее договор с заказчиком (застройщиком) на проектирование всего объекта.

Субпроектировщик - лицо, имеющее лицензию на выполнение отдельных видов проектных работ и заключившее с генеральным проектировщиком договор субподряда на выполнение этих видов работ, и, отвечающая перед генеральным проектировщиком только за эти работы.

Заводы – изготовители – организации, имеющее лицензию на изготовление соответствующих материалов, конструкций, изделий и заключившее договор с подрядчиком на изготовление для последнего соответствующих ресурсов.

Транспортники - организации, имеющее лицензию на осуществление перевозок соответствующих материалов, конструкций, изделий, имеющее соответствующий транспорт и заключившее договор с подрядчиком на обеспечение последнего соответствующими ресурсами.

Тресты механизации - организации, имеющие лицензию на осуществление соответствующих работ, имеющиее соответствующую строительную технику изаключившие договор с подрядчиком на предоставление последним необходимой строительной техники.

Другие организации, обеспечивающие генерального подрядчика водой, электроэнергией, теплом, газом и другими видами энергоресурсов.

Заказчиками и подрядчиками (генеральными подрядчиками, субподрядчиками) могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, других государств.

Для регулирования отношений участников строительства независимо от форм собственности разработаны в соответствии с законодательством Республики Беларусь Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда (далее — договоры подряда) на территории Республики Беларусь.

Предметом договора подряда в соответствии с Правилами являются: строительство, реконструкция предприятия, здания, сооружения или иного объекта, выполнение строительных, монтажных, специальных и иных работ.

Договор подряда является основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения участников строительства.: заказчика и генерального подрядчика, генерального подрядчика и субподрядчиков, подрядчиков и организаций, обеспечивающих стройки материально-техническими ресурсами.

Тема 3.1.2. Нормативное обеспечение деятельности строительных организаций

Строительство во всем мире регламентируется системой нормативных документов. Существуют Международные стандарты по общим наиболее важным вопросам строительства. Их составляет Международная организация по стандартизации ISO, привлекающая для этого экспертов из различных стран. Цель таких стандартов - унифицировать терминологию и общие принципы решения наиболее важных задач на базе достижений мировой науки.

Международные стандарты являются ориентирами, по которым составляются внутригосударственные (национальные) стандарты. В большинстве случаев в вопросах строительства международные стандарты не обладают свойством "прямого действия", т.е. для конкретного инженера они становятся правилами только после того, как будут сформулированы в виде национальных норм его страны.

За рубежом строительные нормативные документы могут носить обязательный и рекомендательный (т.е. необязательный) характер.

В мировой практике существует два принципа стандартизации (нормирования) технических решений:

- регламентация конечного результата при свободе выбора путей достижения такого результата (иными словами "действуй как хочешь, но конечный результат должен удовлетворять перечисленным требованиям")

- регламентация самого пути получения требуемого результата (т.е. «действуй, как требует стандарт, и получишь нужный результат»)

Первый принцип существенно облегчает применение новых подходов, учета последних достижений науки, но он усложняет работу инженера, которому нужно самому искать и критически отбирать нужную литературу, всевозможные пособия, справочники.

Второй принцип, напротив, резко упрощает работу инженера, снимает с него ответственность за многие принимаемые решения (если они соответствуют обязательным требованиям нормативных документов). Однако он сильно усложняет применение новых подходов, ибо любое новшество неизбежно входит в противоречие с существующими нормами, что создает проблемы, если эти нормы носят обязательный характер. Переработка же нормативных документов в соответствии с достижениями науки всегда является сложной и длительной процедурой.

Многолетняя практика показывает, что необходимы оба подхода, но оптимальные условия создаются, когда первый принцип (т.е. регламентация конечного результата) превалирует в обязательных нормативных документах, второй (регламентация действий) - в рекомендательных документах.

Разработка новых документов по стандартизации в области строительства, гармонизация их с требованиями международных норм и норм стран СНГ осуществляется в республике Беларусь Государственным предприятием "Стройтехнорм" - ведущим предприятием в системе Министерства архитектуры и строительства республики.

Технология создания национальных нормативно-технических документов принята в соответствии с требованиями СНБ 1.01.03.

В настоящее время разработаны практически все основополагающие строительные нормы (СНБ), в частности, организационно-методические СНБ 1.01.01 "Национальный комплекс нормативно-технических документов. Основные положения", СНБ 1.01.03 "Строительные нормы Республики Беларусь и пособия к ним, руководящие документы в строительстве.

В программе создания национальной нормативно-технической базы в строительстве заложена новая структура построения комплекса НТД, состоящая из 36 блоков, охватывающих все направления технического нормирования и стандартизации в строительстве.
В рамках каждого блока предполагается разработать межгосударственные и национальные нормативно-технических документы. В состав межгосударственных документов входят:

  • межгосударственные строительные нормы (MCH);
  • пособия к межгосударственным строительным нормам; межгосударственные стандарты (ГОСТ);
  • межгосударственные руководящие документы в строительстве (МДС).

В состав национального комплекса нормативно-технических документов входят:

· строительные нормы Республики Беларусь (СНБ);

· пособия к строительным нормам Республики Беларусь;

· стандарты Республики Беларусь (СТБ);

· руководящие документы в строительстве (РДС).

Концепция Государственной системы нормирования и стандартизации в строительстве предусматривает, что межгосударственные строительные нормы (если они введены в действие на территории Республики Беларусь) и строительные нормы Республики Беларусь содержат только требования, обязательные для всех участников инвестиционного процесса. Эти требования призваны обеспечить безопасность для жизни и здоровья людей, устойчивость и долговечность конструкций, зданий и сооружений и их пожарную безопасность, защиту окружающей среды, экономию ресурсов и ряд других потребительских показателей строительной продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.019 с.)