К NN. Разъяснение о причащении в двунадесятые праздники. Должно держаться одного духовного советника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К NN. Разъяснение о причащении в двунадесятые праздники. Должно держаться одного духовного советника



Свт. Феофан Затворник

 

Письма. Выпуск 3

 

 

Оглавление

370. К NN. Разъяснение о причащении в двунадесятые праздники. Должно держаться одного духовного советника. 1

371. О том же и наставление о победе над самоугодием и о тесном пути самоотвержения. 1

372. Благословение поступившему на новое место служения с наставлением по благочестию. Ответ о семье и о выборе духовника. 2

373. К П.С. Мысли по поводу кончины С-на О-ча и утешение скорбящим о нем.. 2

374. К г-же N. О хождении в присутствии Божием и общие нравственные уроки. 3

375. К NN. На вопрос о поступлении в монастырь. 3

376. Поступающей в монастырь благословение и ободрение. 4

377. Поступившей в монастырь наставление о должности учительницы и о молитве. 4

378. К ней же при посылке книг делается наставление о скорбях и о молитвенном правиле. 5

379. К о. N. Правило из кратких молитв. 6

380. В объяснение притчи о неправедном приставнике. 6

381. Библиографический отзыв святителя о "Письмах о христианской жизни", "Пути ко спасению" и прочих своих книгах. 8

382. Доброе настроение учит из всего извлекать пользу. Единое на потребу. Скорбь и молитва о погибающих. Об уповании на Господа и о своем полном затворе. 9

383. Обратившимся от заблужденья дается совет вразумлять других и посылаются книги, руководствующие к обличению штундистов и других сектантов. 10

384. Причина долгого неотвечания на письма. Происхождение, плоды и способы поддержания ревности духовной. О вразумлении молокан и о посланных ранее нужных книгах. 10

385. По получении возвращаемых нужных книг. О перемене места жительства по отношению к духовной жизни. Значение слов: мир, мирская жизнь, мирянин. 11

386. О переменной погоде на душе, доброй исповеди и о том, что страх смерти должен растворяться надеждой. Совет болящей телом и молитва о болящем душою.. 12

Письмо к кающемуся. 12

387. Ободрение и уверение в Божием милосердии к кающимся и указание средств к укреплению веры и упования. 13

Письма к одной почтенной особе в г.Тамбове. 13

388. Восторженное воспоминание о Киево-Печерской Лавре. Русь богата святынями. 14

389. Мысли по прошествии праздников и наступлении Нового года. Ответ на приглашение в Тамбов 15

390. Утешение в скорби об усопшей. Изъяснение некоторых слов из псалмов 68 и 108. 15

391. О борьбе с леностью.. 16

392. Назидание при наступлении Нового года. 17

393. Утешение в смерти матери и особое утешение для небывшей при ее кончине дочери. 17

394. Наставление после лишения родителей. Приглашение на Вышу и уведомление о своем благополучии. 17

395. По наступлении поста. Уведомление о своем здоровье и предположение об уединении. 18

396. Начало уединенной жизни святителя. Истолкование сна. 18

397. Наставление живущ. вдали от храма. Новый Иерусалим и старый. 19

398. Тайны внутренней жизни святителя: искушения против решимости на уединение и разрешение их. Желание протолковать весь Новый Завет. 19

399. Смиренный отзыв святителя о своем затворе и о самом себе. 20

400. Отзыв о себе, своих трудах и о разных предметах. 20

401. Трудные времена. Болезни и страх смерти. Об истолковании 118 псалма. 21

402. Ревность святителя об окончании своих дел. Совет о костромском Владыке. О духовно-судебной реформе. 21

403. Тревога за Русь православную. Извещение о своих трудах и образе жизни. 22

404. По поводу назначения в Тамбов нового архиерея. О снах и о написанной святителем копии с Казанской иконы Бож. Матери. 22

405. По поводу объявленной Турецкой войны и о своих текущих делах. 23

406. По случаю смерти архиерея. Экзамен после смерти. 23

407. Обещание написать снимок с иконы. О своей болезни и о разных современных делах. 24

408. Надо ли скорбеть об умерших. О книге Антиоха. 24

409. Домашняя пустынь. О путешествиях и о своем больном глазе. 25

Письма к Вере Алексеевне. 25

410. Привет старым знакомым с нового места служения (Владимир). О своем навыкновении писать проповеди. Хлопоты о школе и крестовой церкви. 25

411. Поздравление с постом. Совет и мечты об уединении. О своей крестовой церкви и проповедничестве. 26

412. О своей жизни и Архиерейских трудах во Владимире. 26

413. По получении ордена. Хлопоты о церкви. Наставление чрез фотографическую карточку 27

414. О своих трудах и хлопотах во Владимире. 27

415. Плоды святительских поучений во Владимире. Намерение об удалении на покой - на Вышу 28

416. С Выши. Труды по переводу писаний св. Антония о монашестве. 28

417. Как заменять церковную молитву в уединении. Жалобы на леность. 28

418. Мысли о сборнике из св. Отцов. Усиленные труды по истолкованию посланий. 29

419. О радости в праздник Воскресения. 29

420. Ответ на просьбу написать копию с чудотворной иконы Б. Матери. 30

421. О новом архиерее Тамбовском.. 30

422. Поздравление с св. Четыредесятницею. Память смертная. Безответная молитва. 31

423. По известии о смерти костромского Архиепископа. Воспоминание святителя о кончине своих родителей. 31

424. Продолжается утешение об умершем Владыке. О поминовении. Замечательный случай с княгинею Ольхиной. 32

425. Об отпечатании писем преосвящен. Платона. Результаты турецкой компании. 32

426. Постом. Слухи о новой войне. О трудах по иконописанию.. 33

427. По получении посылок, разные сообщения и поклоны.. 33

428. О больных впавших в неверие. 34

429. Состояние умерших. Сколь уместна скорбь об них. О своем правом глазе. 34

430. О состоянии своего зрения и о погоде. О новом Моск. Митрополите Макарии. Отзыв на мнение о назначении святителя в Японию.. 35

431. О пребывании с Господом и о внутреннем очищении. 35

432. О делах по хозяйству, новом покушении на жизнь Государя и отношении губернатора ко Владыке 35

433. Надо ли заранее готовить место на кладбище. О поведении во время поста. 36

434. Основные правила для монахов. 36

435. О новостях, частом причащении и как Господь украшает Своих избранных. 37

436. Предуведомление о смерти. О новостях и трудах святителя по писательству. 37

437. О разных новостях и о своем здоровье. 38

438. Об оконченном труде по составлению Евангельской Истории и проч. 38

439. Краткие отзывы и известия о Евангельской Истории и о разных предметах. 38

440. Мысли перед постом и отзывы на сообщения о разных предметах. 39

441. Труды по изданию Евангельской Истории и Невидимой брани и просмотр письменных трудов игумении Смарагды.. 39

442. Отзыв о посетившем святителя Владыке. Еще о книгах игумении Смарагды и о своей Евангельской Истории и Невидимой брани. 40

443. Отзыв святителя на замечательный сон адресатки. Известие о книгах и о совете игумена Ионы касательно больного глаза. 40

444. Святотатственное оскорбление Тамбовской иконы Бож. Матери. Слухи о новых назначениях по духовному ведомству. Известие о своем здоровье. 41

445. О посещении святителя Владыкою во время поездки по епархии. Замечательная икона св. Митрофана. 41

446. Утешение в скорби об умершем.. 42

447. Взаимные благожелания. Основа внутреннего покоя. Писать есть отрада святителя. 42

448. Радостные известия об афонских старцах. О церковной молитве. Уведомление о своем здоровье 43

449. Страхи от холеры и страх пред вездесущим Господом. Отзыв о высокопреосв. слепце Иосифе и о своем зрении. 43

450. Сборы в дальний путь. О написанной святителем иконе Каз. Бож. Матери. Митрополиты из Тамбовских епископов. 44

451. Благословение жертвовательнице на икону Бож. Матери. Тоску и скуку враг наводит. О чтении Евангелия и записывании являющихся при сем добрых мыслей. 44

452. Краткие ответы по содержанию полученных писем.. 45

Письмо к N. 45

453. Отзыв о стихотворении Мея "слепорожденный" и о переложении стихами Иова - Глинки. Истинный покой и обманчивые надежды мирские. 45

Письмо к г-же N с семейством.. 45

454. Благословение и руководство целому семейству. 46

455. Совет о пользовании болящей припадками. 46

456. Ободрение и утешение для подверженной продолжительной болезни припадками. 47

457. О той же болящей. Нужно слушаться доктора. Отклонение присыла подарков. 47

458. Утешение при продолжении болезни. 48

459. После благодатной помощи обращаться ли к доктору? Средства врачевания естественные и сверхъестественные - все от Бога. 48

460. Наставление о том, как следует молиться о болящих. 49

461. Трубный глас за болящую.. 50

462. О сыне, которому не дается наука. Трудная задача. О своем глазе и переводе преосвящ. Димитрия 50

463. Совет о головной боли. 50

464. Горями Бог поминает. Сообщение о пользовании глаза. 51

465. Предположение об операции больного глаза. 51

466. О благодушном терпении болезни. 52

467. Не должно завидовать тем, кто может много завещать на поминовение. 53

468. Взаимная молитвенная память. Грешностью нельзя отнекиваться от молитвы.. 53

469. О покорном несении скорбей. 54

470. О безропотном терпении болезни. Уподобление св. мученикам.. 54

471. Благодатная отрада. Примирение с болезнью. Как созидать душевный покой. 55

472. Взаимные благожелания. Снам лучше не верить. Вражьи стрелы. Бог всякую молитву слышит 55

473. О книгах Фаррара и прот. Матвеевского - жизнь И. Христа. 56

474. Извинения и поздравления. О болезни и лечении своих ног. Козни врага во время говения 56

Письма к некоторому лицу, пробудившемуся от греховной жизни к покаянию.. 56

475. Руководство к борьбе с грехом и очищение сердца от греховных помыслов. 57

476. Разные ответы и наставления для поддержания ревности о духовной жизни. 58

477. Павшему и восставшему - советы и наставления. Об ответах вопрошающим.. 59

478. Разъяснение того, что моление к святым не есть идолопоклонство. 60

479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах. 61

Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов. 61

480. Разъяснение о силе таинства покаяния и получаемого по исповеди разрешения. 62

Письмо к колеблющемуся в уповании. 62

481. Вразумление для борьбы с маловерием в безнадежием и укрепления веры и упования на получение спасения. 63

Письмо к лишившемуся супруги. 63

482. Утешение и разъяснение того, что смерть есть переход на лучшее. Желают ли усопшие возвратиться на землю.. 64

Ответ на статью Отечественных Записок: "Фантастическая Зоология". 64

483. Обличение, разбор и опровержение статьи, признающей сказания о чудесных действиях св. пустынников на животных легендарными, вымыслами народного воображения. 65

Письма к А.Ф.М. 65

484. Как облегчить болезни родов. 70

485. Как молиться об исполнении желаемого. 70

486. По исполнении прошения. Ответ о руководителе ко спасению.. 71

487. Ответ на разные вопросы ко благочестию.. 71

488. Молитва должна быть всегда от сердца и неразвлеченною. Краткие ответы на вопросы ревнующей о благочестии. 72

489. После объяснения о долгом неписании даются ответы о духовнике, просимых четках, слезах, чтении акафистов и прочих предметах по вопросам ревнующей о благочестии замужней и семейной особы.. 73

490. Ответ на просьбу о портрете, присылке новых книг и на разные вопросы продолжающей обращаться к святителю.. 75

491. Видеть умирающих - хорошая наука жить. Неполезно набирать много книг. О просимых четках. Подписи святителя в письмах. Рекомендация "Душеполезного Чтения". Будь мать, а не командирша 76

Письмо к Е. Ганскау. 76

492. Пояснение слов старца Иова о мироносицах. 76

Из письма к Е.Д. 76

493. О духовном воздвижении креста (в сердце) 77

Письмо к о. Иоанну Кронштадтскому. 77

494. Отзыв о словах и трудах о. Иоанна и смиренный отзыв о себе. Благословение и прошение молитв 77

495. Отказ на просьбу о духовном руководстве. 78

496. О принятии предлагаемого пострига и о молитве. 78

497. Основные правила благочестия. Слезы благодатные и вражьи. 79

498. О духовной бдительности. Тщеславие слезами. Опасность охлаждения и самоцена. 79

499. Отеческие вразумления и наставления о разных предметах по вопросам ревнующей о духовной жизни. 80

500. Об усовершенствовании дела говения. Сколь часто должно говеть и причащаться. О записывании грехов. О женских очищениях и бываемых при сем страстных мечтаниях. О кратких молитвах и о том, как воображать Бога во время молитвы. 82

Письма к протоиерею Михаилу Петр. Путинцеву. 82

501. При посылке книг испрошенных для военной церкви св. Марии Магд. в г. Ходженте Туркестантской епархии. 83

502. Снова при посылке книг и разных священ. вещиц. 84

Письма к игумену Вениамину. 84

503. Ответ на вопросы об употреблении вина и масла, держании денег, чтении правила во время утрени и о духовном руководителе. 84

504. О присланной на просмотр книжке старца о. Л. 84

Письмо к В.А. Протопопову, впоследствии священнику. 84

505. При посылке книг. 85

Письма к настоятелю Задонского Богородицкого монастыря о. Архимандриту Димитрию (+13 июня 1882 г.) 85

506. Смиренный отзыв святителя о своем руководстве. Ответ на вопросы о трудах по воле начальства и о внутреннем делании. 85

507. Поздравления и совет о поминовении. 87

508. О борьбе с сонливостью. О благоустройстве монастыря и выборе настоятеля. 87

509. О келейном молитвенном правиле. 87

510. О своем недосуге. Ответ о сонливости и перемене скитского настоятеля. 88

511. О храмовой иконе Б. Матери. 89

512. О той же иконе. Рецепт от немощей при исполнении правила. 89

513. По поводу свидетельствования остатков старца Пахомия. О келейном правиле и поминовении 90

Письмо к молодой девушке, желавшей поступить в монастырь. 90

514. Подробное, ясное и убедительное рассеяние возражений против монастырской жизни, представляемых чувствующей призвание Божие со стороны ее родственников. 90

Письма к одной из учениц святителя Д.М. 90

515. Каким порядком можно сокращать положенное келейное правило. Отношение правила к молитве 94

516. Существенная сторона молитвы. Изменяемость домашнего правила. Дар непрестанной молитвы 94

517. О хранении дара внутренней теплоты к Богу. 95

518. Чтобы сохранить пребывание с Господом, надо беречься рассеянности и пленения сердца. Мера пищи и сна. 96

519. Свет и тьма в душе. О перемещении в другую обитель. 96

520. Меры против рассеянности и руководство как управляться с помыслами. Совет о правиле 97

521. Причины долгого неписания. Ободрение текущей добрым путем. Распоряжения начальства о нас должно принимать как от руки Божией. 98

522. Совет о возлагаемой должности настоятельницы. Мудрость житейская и духовная (внимание к Богу) 99

523. О превращении общины в монастырь и полезнейшем при сем нововведении. 99

524. Живое общение с ангелами и святыми. О посещении мирян. Предупреждение от самоцена 100

525. О блюдении духовной ревности. Отдых при утомлении телесном.. 101

526. Радость святителя о добром устроении пишущей и наставление о блюдении трезвения и борьбе с саможалением и угодием плоти. Совет о воздействии на прочих сестер. Где лучше?. 101

527. Особая пригодность для общины 4-го т. Добротолюбия. Как судить об авторитете внутреннего чувства. Афонские листки. Благословение за благодеяние девочке и похвала Симеона, Нов. Богослова 102

528. О своем нездоровье. Строгое предостережение от замеченного уклонения в исполнении келейного правила. 103

529. Разъяснение о правиле. Средство избавиться от дремания. Руководство к навыкновению молитве Иисусовой. 103

530. Взаимное приветствие. По делу о благоустройстве общины. Не должно бояться зависти. О чтении Симеона Н. Бог. и молитве Иисусовой. 104

531. После благодатных посещений надо быть готовым к встрече скорбей и искушений. Как быть неразвлеченною при хлопотах. О правиле из Св. Златоуста и поклонах. 105

532. Благословение на преобразование Общины в монастырь. О воздействии на сестер и книгах 105

533. Совет о непрестанном трезвении. Благодатные внушения должны побуждать нас к смирению 106

534. Не должно допускать и малых действий, обличаемых совестью. Следование добрым помыслам. Доброе рассуждение и вредное языкоболие. Наставление об исповеди. 106

535. Христианское обновление жизни. О наставлениях старца Илии Экдика. Об игуменстве и отношении к сестрам.. 107

536. Благодатные сны и внушения должно считать понуждением к усовершению. О сестре подпавшей искушению.. 108

537. Случай осязательно доказывающий попечение Божие. Об отношении к павшей сестре. Должно записывать особые случаи Божия внушения и попечения. О просмотре издаваемых Уставов. 108

538. Повторение кратких молитв перед причащением. Напоминание о смирении. О записывании добрых мыслей. 109

539. День ангела Святителя. Ободрение к неленостной молитве. Предупреждение от самоцена. Верный вывод из Добротолюбия. Отношение между молитвой и рукоделием. Родители Святителя. Поздравления и отзывы по делу управления монастырем и собою.. 109

540. Ободрение на доброе провождение четыредесятницы. Благословение строить теплую церковь. Об отношении к провинившимся сестрам. Хитрый бес самоцена. О посылаемой книжке и о книге о. И. Кронштадтского. 110

541 Пост и его украшение. Свет из Москвы. Коротенькие молитвы и их группировка. Ответ о самоцене, трезвении, самоумерщвлении, пище и о ночном молитвословии. 111

542. Молитва есть главное проявление духовной жизни. Совет о непрестанном и усердном воздействии для преуспеяния всех сестер обители. 112

543. По поводу удаления беспокойной сестры. О молитве. Благожелание непрестанной молитвы без слов. 112

544. Надежное прибежище, укрывающее от внешних треволнений. О сбережении сего дара (умной молитвы) и пользовании им для руководства в делах духовной жизни. Об удержании себя от гневных слов, и мыслей. Лучший источник средств на построение храма. 113

Письма к монахине Нижне-Ломовского Успенского монастыря К-е (в миру Марфа Ивановна К-а) 113

545. Совет монахине, подверженной опасной слабости. Меры для соблюдения чистоты слова и мыслей относительно мужского пола. 114

546. Ответ на вопрос о тайном постриге. 114

547. Успокоение обиженной лишением обещанной мантии. 114

548. Душевный покой приобретается строгим исполнением обетов монашества. 115

549. Внушение бороться с страстями и благодушно сносить клевету. 116

550. Основные правила для содевания своего спасения. О своем непринимании посетителей 116

Из переписки преосвященного Феофана-Затворника с Обер-Прокурором Св. Синода А.П. Толстым 116

551. Некоторые мысли о таинстве покаяния. 117

 

 

Письмо к кающемуся

 

Милость Божия буди с вами!

Прошу извинить, что я прошлый раз не написал вам, не помню почему так сделал, но верно потому, что по удовлетворительности вашего духовного строя, нечего было написать. Теперь же вы прописали что-то о себе мрачное, не определяя что это. Полагаю, что это есть следствие обычной всем переменчивости, как и в природе бывает то ясный день, то пасмурный и даже бурный с грозою.

Но вот вы поговели, исповедались и причастились, и покой душевный к вам возвратился. Даруй Господи, чтобы он и пребыл в вас. Но как погода душевная у нас не бывает одинаковая, то теперь видите, куда обращаться следует, чтобы на горизонт вашей души засветило ясное солнышко, и поступайте так всякий раз.

Чтобы исповедь шла и совершалась более удовлетворительно, попробуйте записывать все, что лежит на совести, и приступив к духовному отцу, попросите его пересказать ему все по записи. После сего, если он пожелает еще о чем-либо спросить вас, спросит, или вы сами предложите ему это сделать. Действуя так, вы всегда будете отходить от аналоя, как скинувшая с себя все вяжущее из одежды. Страх смерти - спасительный страх; но у вас спасительность сия уничтожается отсутствием упования спасения. Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничтожает убийственную его болезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу, преданность в волю Божию. Думайте чаще о смерти и о всем что сопутствует ей и что последует за нею и от всего заимствуя себе уроки, питайте свою сердечную преданность в волю Божию. При сем всячески старайтесь, чтобы у вас в течении ваших дел, были всегда дела по заповедям, сознательно посвящаемые Богу. От сего будете чувствовать, что вы раба Божия и своя Богу. Как Бог никогда не оставляет своих, то отсюда родится уверенность, что и вас Он не оставит. О небогатости вашего здоровья с докторами потолкуйте. Предполагаемую вами в себе болезнь может быть можно пресечь, чтобы не шла далее; а затем здоровые части могут взять верх над нездоровыми и возвратить таким образом полную здравость части предполагаемой болеющею.

Брата вашего да помилует Господь, душевная его болезнь значительнее телесной. Да даст ему Господь высвободиться из диавольской сети, опутавшей его.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Еп. Феофан.

О борьбе с леностью

 

Милость Божия буди с вами!

Пишете, что леность одолевает. Как же быть-то? Ухитритесь взбодровать себя. Эта немощь с кем не случается! Надо поломать себя, а потом, видя, что ничто не берет, перетерпеть это состояние. Даст Господь утешение и движение, и оживет душа. Попробуйте какое дело сделать доброе, которое требовало бы труда и жертвы, и может быть заиграет душа. А то - терпеть, делать нечего. Временно, ведь, это. Иногда от телесной немощи, иногда от того, что заждешься.

Оживи вас Матерь Божия. Как это старцы на одном месте сидя - в одной келии, никого не видя и ничего не слыша, горели постоянно духом? Благодать Господня была. Когда ослабело умение привлекать Божию благодать, придумали механический способ, прописанный в "Добротолюбии", художественное действие Иисусовой молитвы. Это и пригоже бывает. Но к этому прицепливается много помышлений и уклонений до того запутанных, что иные считают самое художество сие прелестью. Вот и стали мы как рак на мели. Благодати не соблюли, художества сего не знаем, - и пошла мертвость во всем - я поминаю о художестве, ведь то, как мы все обычно творим молитву Иисусову, это совсем не то, что там прописывается. И оно может быть, точно, сильно; только не у кого поучиться. Господи, помилуй нас грешных.

Что NN ожила не много, я этому очень рад. Даруй Господи ей подержаться в сем состоянии. Ее душа хорошая, имеет много задатков добрых. А это так что-то нашло. Авось поправится. М. отошла 25 ноября. Упокой Господи душу ее! Помаялась, потрудилась. И довольно! Бог милосерд.

Молите Бога о мне грешном. Всех вам благ от Господа желаю.

Ваш богомолец Е. Феофан. 9 декабря.

 

Письма к Вере Алексеевне

 

Милость Божия буди с вами!

Мои вам приветы и благожелания! Вы теперь в своей пустыньке - настоящая пустынница. В первое время так и живали подвижницы. В доме, где-нибудь в уголку, устрояли конурку и жужжали там незримо ни для кого. Не дивно, что скоро мы воротились к этому чину подвижничества, при общем охлаждении к церкви и монашеству паче.

Если съездили в Воронеж, поздравляю; если нет еще, благослови Господи. И я собирался куда-либо прокатиться, но уже время ушло. Разве, может быть, в Москву махну на часок. Но это все загадки, которые, недивно, что окажутся пустыми.

Глаз мой все слабеет, как и подобает, и дело свое ведет очень скромно и тихо, т.е. не причиняет никакой боли.

Благослови Господи всех вас.

Ваш богомолец Е. Феофан. 7 августа 1879 г.

О новом архиерее Тамбовском

 

Милость Божия буди с вами!

Вот вам и владыка! Нагрешили, верно, тамбовцы, Бог и берет пастыря. Но утешьтесь! Слышно, и тот владыка очень добр. А сейчас о. архимандрит сказал, что кто-то писал ему, будто будущий владыка крутенек. Но если крутенек в должном, то это не худо, а хорошо. Кучера хорошие - самые крутые: держат вожжи туго и не дают воли лошадкам.

Я здоров, чего и вам желаю. Холода пошли, хоть погода ясная стоит. Но, ведь, вам не гулять, а только в окошечко посмотреть, как и мне многогрешному.

Желаю вам всего доброго и здоровья и спокойствия душевного.

Господь да благословит вас! О. архимандрит спешит, спешу и я.

Прошу не забывать меня в молитвах своих.

Ваш богомолец Е. Феофан. 16 октября 1876 г.

 

О больных впавших в неверие

 

Милость Божия буди с вами!

Виноват. Икону еще не кончил. Вот-вот примусь. Немножко дельце зашло и не до рисования.

Спрашиваете, где можно достать письма последние. В Афонской часовне в Москве на Никольской улице, вероятно и у Ферапонтова есть.

Об N. жалею. Даруй ему Господи здоровье, если оно спасительно; но всяко, да образумится. Уж, конечно, нечего высоко думать о тех, кои не веруют ни во что. Дух замер. Как успевают они его убить? Не постигаю. Ведь, он есть часть нашего естества. Верно уж время такое дурное. Моровое поветрие нашло на духовную жизнь. Буди воля Господня!

Что у N.N. там около красавиц все было хорошим найдено, очень рад. Помоги ему Господи делать добро, как сможет и как открывается возможность в его обстоятельствах.

Вот и зима; в куты загоняет. Меньше развлечений; больше собранности, молитв, богомыслия, а у иного, пожалуй, и уныния.

Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне.

Ваш богомолец Е. Феофан. 2 ноября 1878 г.

Письмо к N.

 

Милость Божия буди с вами!

Жалуетесь, что я редко пишу. Праведная жалоба. Прошу извинить и простить. Я все собираюсь писать, и все не соберусь. Последнее ваше письмо от 4 окт., а ныне последнее сего месяца. Просрочил много.

Жалеете, что не удалось побывать в нынешнее лето в Воронеже. Сколько сие к Богу относится, Он примет, как дело, одно усердное желание, которое выполнить не пришлось не по вашей воле.

Говорите, что прочитали жизнь свят. Божия Антония. Великий был святитель при всей простоте. Слава Богу, что вздумали издать его житие в лучшем виде, от коего истекает обильное назидание, которого вкусить случилось и вам.

Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан. 1 ноября 1893 г.

 

 

453. Отзыв о стихотворении Мея "слепорожденный" и о переложении стихами Иова - Глинки. Истинный покой и обманчивые надежды мирские

Трубный глас за болящую

 

Милость Божия буди с вами!

Христос воскресе!

Приношу благодарность за ваше поздравление и ваши мне доброжелания. Поздравляю и вас взаимно и желаю вам всякого желанного блага от Господа.

У вас на душе впереди всего стоит болезнь дочери. Болите о ней и болезненно взывайте ко Господу, и дочери тоже внушите, и всем своим тоже скажите. Тогда все молитвы о ней сторонние сольются с вашею и составят трубный глас, сильный привлечь внимание Господа.

Да избавит ее Господь от ее немочи.

Посланное вами получил. Благодарствую. Все - и прекрасно, и благопотребно.

Поклон и благословение матушке вашей и супругу, и деткам, наипаче болящей. Благослови вас Господи! Прошу передать поклон знаемым.

Ваш богомолец Е. Феофан. 29 апр. 1886 г.

 

 

Совет о головной боли

 

Милость Божия буди с вами!

Полным сердцем разделяю вашу скорбь и беспокойство. Да отвратит от вас Господь всякую беду и да подаст супругу вашему облегчение и исцеление от болезни. Головная боль в таком виде, как у N.N. прямее всего указывает на утомление головы углубленными соображениями. Но тоже бывает и от других случайностей, напр., от незамеченной простуды, или охлаждения спины и задней части головы. Последний случай скоро захваченный не долго беспокоит болью. Первый поглубже забирает; но и его бояться нечего. Надобно однако ж лекарей послушать. Надо дать голове отдых. Поехать бы куда-нибудь на месяц Хоть; да просто покататься по чугункам без всякой цели. А дела поручить на это время - по каждой части - более смышленным и доверенным служащим, дав им полную инструкцию, сколько возможно определив возможные случайности. Я думаю, что это возможно сделать. И ущербов бояться нечего. Поезжайте и вы с ним. Дом останется на руках матушки. Побейте баклуши месяц; голова проветрится и окрепнет. Я не разгульную предлагаю. Молитесь Богу, читайте Евангелие, всю печаль возвергните на Господа. Если неудобен этот способ оздравления - вот другой. Ведь, не столько углубление умовое томит голову, сколько крушит забота и томит сердце, а из сердца томление переходит в голову. Второй мой рецепт на это и направлен, именно - не томить сердца крушением и заботою; а всю печаль и заботу передать в руки Божии, так чтобы сердце оставалось совершенно свободно. Тогда голова, сколько ни углубляйся, все перенесет без изнеможения. В установлении такого настроения - труд идет нравственный, с размышлением, которое оживляло бы упование на Бога. Извольте так сделать, N.N.

Можно оба эти плана совокупить. Бросить все и поехать кататься нельзя, не возложив всего упования на Бога. Живя в сем уповании исключительно целый месяц, душа укрепится в нем. За тем, по возвращении, стоит только поддерживать его, и оно останется у вас на всю жизнь, и всю жизнь будет облегчать тяготу забот, и не даст голове так утомляться, как теперь.

Паче же будем молиться, да сила Божия, укрепляющая силы наши, объемлет вас и хранит. Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 14 февраля 1838 г.

О покорном несении скорбей

 

Милость Божия буди с вами!

Виноват я пред вами, что не отвечал на письма ваши. Прошу простить мне грех сей. Но вы неправы, думая, что я совсем забыл вас. Всякий день поминаю вас и всех ваших и прошу Господа помочь вам. Соскорблю вам в ваших скорбях. Вы все, кажется, перепробовали и все тяготы ваши на вас остаются. Да дарует вам Господь благодушное терпение, если не благоволит устранить неприятное вам. Поелику Он всегда и ко всем благ, то надо заключать, что, не устраняя от вас того, что тяготит вас, - Он находит, что это спасительно для вас и для дочери вашей, и для зятя. Надо потому смиренно покориться воле Божией и терпеть; а когда терпения не достает, просить Господа, чтобы послал его и укрепил вас. Нечего вам говорить, что не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы, счастливы мы или несчастны, тем и другим приготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни. Так и старайтесь относиться к вашему положению, чтобы не выступать из круга намерений Божиих, с какими Он устрояет быт каждого на земле.

Горестей на земле более, чем радостей. То и другое посылает Бог, то для возбуждения от нравственного усыпления, то для пресечения неправостей и грехов, то для покаянного их очищения, то для возвышения покорности Богу, все устрояющему, для подания повода явить мужество и терпение во славу Божию и другие высокие добродетели. Какое-либо из таковых намерений Божиих и к вам приложимо. Внимайте убо себе и положив не отступать от того, что судил Бог, - успокоиться на воле Божией, всегда премудрой и благой.

Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 18 февраля 1892 г.

Письма к А.Ф.М.

 

В ноябрьской книжке Отеч. записок за 1854 г., в статье: Фантастическая Зоология, помещены сказания о чудесных действиях св. пустынников на животных, именно: о гиене, коей детенышу слепому чудесно отверсты очи св. Макарием Александрийским (см. Лавсаик гл.19, стр.70), - о диких ослах, коим один пустынник, словом запретил топтать свои овощи, - и о льве, коего один пустынник заставил нести свои котомки, когда тот растерзал его осла (последние два сказания не упомню, где находятся), - помещены наряду с баснями греков, римлян и галлов, и вместе с последними подведены под одну категорию, - сказок, произведений народного воображения, легенд, блестящих поэзиею греческого гения.

И это не оговорка, не просмотр ненамеренный, потому что составитель или переводчик статьи прямо упоминает о Фиваидских пустынниках, следовательно понимал, о ком идет речь.

Подобная выходка оскорбительна для всякого благочестивого человека, и тем более для чувства тех, кои имеют счастье принадлежать к отечеству, славному благочестием и верою, и которым предлагаются в Отеч. Записках статьи, так противные духу их отечества.

Св. Церковь признает сии, и подобные сим сказания (коих не три, а есть множество, как будет отчасти указано ниже), несомненно истинными и предлагает их верным сынам своим в Прологах, Чет.-Минеях и других книгах, чтобы тем питать в них уверенность, что Господь присущ в ней Своею чудодейственною силою, и всегда готов на помощь с верою призывающим Его, как Сам обещал чрез пророка: воззовет ко Мне, и услышу Его (Пс.90:15). - Каково же должно быть верующему, когда возвратясь из церкви, где слышал чтение сих сказаний, предлагаемых, как несомненно истинные, он развертывает книгу, писанную людьми, коих почитают умниками, и кои взялись просвещать его отечество, - и читает, что сии и подобные сказания суть сказки, произведения народного воображения, легенды, блестящие поэзиею греческого гения? - Искренно верующий не поколеблется, а только поскорбит и исполнится праведным негодованием на издателя Отеч. Записок. - Но что будет с слабым в вере или тем, кто еще ни тепл, ни хладен? - От одной истории перейдет он с тою же мыслью к другой, от другой к третьей и т.д., обобщит все сказания, омрачится умом, и падет в совершенное неверие. - Этого верно и хотят Отеч. Записки и они как будто нарочно стараются погасить веру в нашем отечестве под предлогом очищения его от суеверия и предрассудков.

Скажет иной: "зачем так увеличивать вещь? два-три слова много ли значат?" - Уже не в первый раз. Нынешний год два-три слова, оядотворенных, прошлый столько же, да за прошлый и т.д. - и во всей совокупности наберется довольно большой прием яда неверия у читателя и особенно у почитателя Отеч. Записок и конечно принесет плод по роду своему. - Но главное - эти немногие слова не случайность, не оговорка, а вытекают из духа и направления всего журнала. - Ум, опутавший себя началами натурализма, и исключительно опирающийся только на законах природы, как он себе воображает, не верит в чудеса вообще, а следовательно и во всякий частный вид чудес. - Если же таков источник тех двух-трех слов, то уже никак нельзя говорить, что они ничего не значат. Кто ощутит хоть слабый запах тления, заключает, что где-нибудь недалеко лежит целый тлеющий труп. И не погрешает. - Знающим образ мыслей сего журнала сии два-три слова тотчас приводят на память всю зловерную и зловредную систему его, - и крушат их, - крушат скорбью о сынах церкви и отечества, заражаемых вредными учениями Отеч. Зап. - Потому никто не должен считать наших слов задорною привязчивостью. Они - плод ревности по чистоте православия.

Если бы переводчик сей статьи, а с ним и тот, под смотрением коего издается журнал, были искренними сынами церкви, знали свою мать, любили ее, и слушались гласа ее, не только языком изречь, написать и напечатать, даже в мысль принять не позволяли бы себе такой хулы на нее. Кто кого любит, тот сильно поражается даже слабым намеком, оскорбительным для его любимой особы. - И наоборот мы говорим о сыне, оскорбляющем свою мать словом и делом: это не сын, у него или для него нет матери, потому что его слово и дело ясно обнаруживают в нем недостаток сыновних чувств к своей матери. Сыновнее сердце чутко. Если бы оно было в издателе Отеч. Зап. и его сотрудниках в отношении к церкви, тотчас бы заступилось за свою мать и не позволило бы порочить ее. Видно у них нет сей матери, и они не дети ее.

"Неужели же всему верить, что пишется?" - Нет. Весьма малому, напр., можно верить из того, что пишется в Отеч. Записках. - Но надобно различать, - кто предлагает пишемое и на каких основаниях обязывает верить ему. - Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15) нельзя не верить. Она предлагает в назидание своим сынам сказание о чудесных действиях св. подвижников над животными, как несомненно истинные. Следовательно им должно верить. - И мы верим. - Мать не станет обманывать своих детей, и вместо хлеба не подаст им камень. - На этот вывод должны бы согласиться самые умники, если бы у них достало столько ума, чтобы постигнуть, что есть церковь, что она в отношении к нам, и что мы в отношении к ней.

Между тем есть и основания к вере в сии сказания, и основания столько твердые, что на них не может не согласиться самый упорный ум, если только своими заблуждениями он не успел еще расстроить в себе законов здравого рассудка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.163 с.)