При посылке книг испрошенных для военной церкви св. Марии Магд. в г. Ходженте Туркестантской епархии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При посылке книг испрошенных для военной церкви св. Марии Магд. в г. Ходженте Туркестантской епархии



 

Ваше высокоблагословение, Достопочтеннейший о. протоиерей!

Прошу извинить, что так долго не удовлетворял вашего доброго желания иметь и мои книги в библиотеке вашей церкви. - Посылаю несколько из тех, кои у меня на руках и коими свободно могу располагать, - наипаче же какие могут иметь употребление в деле вашего служения.

Благослови вас Господи всяким благословением. Прошу ваших святых молитв.

Епископ Феофан.

Письмо это и посылка с книгами (15 томов) были получены мною уже в г. Ташкенте, где я находился проездом в Сибирь, а потому книги в Ходжентскую церковь не последовали, но я счел удобнейшим раздать их от имени епископа Феофана больным Ташкентского военного госпиталя. Часть книг поступила и в библиотеку ташкентской тюрьмы, для чтения узникам.

22 сент. 80 г.

 

Снова при посылке книг и разных священ. вещиц

Письма к игумену Вениамину

 

Ваше высокоблагословение, Достопочт. о. протоиерей!

С удовольствием исполняю ваше желание, - и шлю вам несколько книжек, двое четок, два образка св. великомуч. Пантелеимона. Ватка на них - одна от гроба Господня, другая - от мощей святителя Тихона.

В книжках вы найдете все, что бы мог я сказать вам. А не одна - предлагает тоже и отеческими словами.

Благослови Господи труды ваши и над собою с супругою и над прихожанами.

Прошу св. молитв ваших о моей многогрешности.

Ваш доброхот Еписк. Феофан. 14 сент. 87 г.

503. Ответ на вопросы об употреблении вина и масла, держании денег, чтении правила во время утрени и о духовном руководителе

 

Милость Божия буди с вами!

Нужда была писать такую даль?

1) Кушайте все предлагаемое в трапезе, ничтоже сумняся, но с воздержанием и утруждением себя. Наше масло пред восточным деревянным в пять раз слабее. Напротив, вино в уставе положенное есть виноградное - слабое. Наша водка в десять раз сильнее. Устав с разбором надо читать.

2) Деньги держать для благой цели не есть сребролюбие. - А после, когда дело будет сделано, можно не сберегать, на Бога возложив все упование.

3) Правило читать во время утрени - ленивым и блуждающим туда и сюда мыслями - можно: все одно попусту утреня для них идет. - По порядку же нельзя. - На что же утреня-то?

4) Старец руководитель нужен для берущихся за великую внутреннюю жизнь. А наша обычная жизнь может обойтись с советом одного духовника и даже еще кого-либо из внимательных братий. - Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику. - Кто с верою это желает - получит желаемое.

Нечего писать такую даль: там у кого-либо надо спрашивать. - А владыки что? - Они у вас оба высокой жизни!

Прошу ваших святых молитв о моей грешности.

Ваш богомолец Епископ Феофан. 26 дек. 73 г.

О присланной на просмотр книжке старца о. Л.

Письмо к В.А. Протопопову, впоследствии священнику

 

Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейший о. игумен!

Благодарствую за присланные книги.

В настоящее время я занят и оторваться не могу, чтобы рассмотреть книжку о. Л. Но я пробегал ее бегло-бегло, и ничего не встретил такого, что вы про нее пишете. Вижу только, что у старца речь стара и темна, - равно как и слова св. отцев ищи в старых переводах и темны. Но эта вина неподсудная.

Между тем я не думаю, чтобы вы говорили неправду, обвиняя ту книжку. Но по поспешности чтения бегом сам не заметил ее осуждения достойных уроков. Потрудитесь, пожалуйста, указать мне, что вы видите в ней опасного, чтобы когда освобожусь, мне легче было взяться за дело.

Я не могу взяться за него еще недели три-четыре или больше. Вы успеете к тому времени прислать мне требуемые указания.

Вот послушание за послушание!

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш богомолец Епископ Феофан.

Пришло на мысль прибавить: о тех местах, которые считаете соблазнительными, потрудитесь поговорить с самим старцем. И объяснения, какие он даст, пропишите.

29 ноября 82 г.

 

 

При посылке книг

Письма к настоятелю Задонского Богородицкого монастыря о. Архимандриту Димитрию (+13 июня 1882 г.)

 

Милость Божия буди с вами!

Какие есть у меня на руках книжки, препровождаю к вам.

Они непродажные, но и даровыми им быть не в порядке вещей. Оцените сами их и деньги все отдайте первому нуждающемуся, прося его помолиться о себе и о мне.

Благослови вас Господи!

Ваш богомолец Еп. Феофан.

Толкование послания к Галатам - можете получить в Московском Миссионерском обществе.

Слова ко Владимирской пастве кому-либо передадите.

Адрес ваш не совсем определенен, дойдет ли посылка?

15 ноября 1876 г.

506. Смиренный отзыв святителя о своем руководстве. Ответ на вопросы о трудах по воле начальства и о внутреннем делании

 

Милость Божия буди с вами, Достоночтеннейший о. Архимандрит!

Что же это вы меня спрашиваете? Я человек очень недалекий в духовном различении вещей, и могу очень легко назвать черное белым, и белое черным. Потому не смотрите на то, что напишу, как на доброе решение.

Спрашиваете, не погрешаете ли, продолжая нести иго начальствования? Нет. Вы обязаны нести его, пока начальство не скажет: довольно. Как оно не только не сказывает этого, а напротив налагает на вас новое дело, зная ваши немочи телесные; то вам совсем не след и на ум принимать вопроса, - не следует ли оставить труды?

Можно бы найти основание для оставления - предпочтение внутреннего делания сему внешнему. Это очень веский резон; ибо внутреннему делу цены нет, и ему ничто не должно быть предпочитаемо. Но и ради его оставить лежащие и налагаемые на вас труды можно бы в таком только случае, когда бы труды сии мешали ему и разоряли его. А этого сказать нельзя. У вас теплится непрестанно молитва ко Господу. Не мешали же ей образоваться текущие дела? Надо полагать, что не помешают они, если к ним прибавится малая толика. Дела эти только на вид житейские; а в существе они не земного свойства. Потому, трудясь над ними, кажется можно не быть отдаляему от Господа. К тому же пребывание души с Господом или присещение Господом души, в чем все существо внутреннего делания, не от нас зависит. Господь посещает душу, она и бывает с Ним и играет пред Ним и согревается Им. Как отойдет Господь, душа пустеет, и совсем не в ее власти воротить к себе Посетителя душ. Но отходит Господь, пытая душу; а бывает, что отходит наказывая, не за внешние дела, а за что-нибудь душою внутри принятое. Когда отходит Господь пытая душу, то когда она закричит, Он скоро ворочается. А когда отходит наказывая, то не скоро, пока не сознает душа греха, и не раскается, и не оплачет, и епитимии не понесет. Теперь, если вы оставите дело и тем пойдете против воли Господа, думаете ли, что Он останется с душою вашею? Если это будет грех пред Ним и Он прогневается, то отойдет и не воротится. И будет, что сделанное во благо внутреннего делания обратится во вред ему и даже на совершенное его уничтожение. Так, по моему, лучше тяните иго, пока хозяин против воли вашей не выпряжет.

То, чем вы заменили Оптинское правило, думается мне, лучше его. В Саввинском монастыре, что близ Иерусалима, за час до утрени дают знак, и монахи, каждый в своей келлии, исполняют поклоны с молитвою Иисусовой 150 земных и 1500 поясных. Кто не успеет, днем дополняет. Но не в форме сила, а в духе молитвенном. Что вы стараетесь прочувствовать в молитве, есть самое пригожее для молитвы. Чувствовать себя осужденником в час молитвенный, кто-то из отцев поставил в существо молитвы. Где-то, не помню, прописан вопрос: как лучше стоять на молитве? И ответ: стой как на суде, устремляя взор на уста Господни, из которых готово изойти последнее тебе решение: приди, или отойди, - и вопий: Господи помилуй. - Что у вас и происходит. Мне кажется еще, что с единою молитвою Иисусовой можно всякие правила отбывать, только чтоб она была не в слове только, но и в силе.

Я верую, что святые на небе все вместе молятся о нас, хотя мы простираем молитвы то к тому, то к другому. И Божия Матерь со всеми предстоит о нас Богу. Когда просите, чтобы святые присоединили свое предстательство пред Господом к молитве Божией Матери, ничего особенного не делаете. На небе так всегда и есть.

Каким благоговеинством преисполнено все небо пред сокровенным Богом! Хоть бы малость некая у канула нам от сего благоговеинства!

Дебелость наша к земле нас тянет и делает нечувственными. А забвение, а осуечение помыслов пустяками, а разленение, а пустое чем-либо услаждение, и злейшее паче всего: уты утолсте - сытость духовная, - и еще запанибратство с Богом, и еще - чуждоприсвоение, да и перечесть нельзя сколько дрянностей?!

О тех, что ушли, пожалеть и молиться Господу, чтобы управил путь их во благое. И довольно. А досадовать и скорбеть, зачем? Господня земля! Лишь бы спасались.

И слава Богу, если спасаются. А если уклоняются от пути спасительного, мы что можем с ними сделать? Господь да помилует их и спасет.

Заставили вы меня говорить. Вот и наговорил много пусторечия. Простите Господа ради, и помолитесь о моем всеокаянстве.

Ваш усердный богомолец Е. Феофан. 22 январ. 79 г.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.011 с.)