Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чередование единиц звуковой системы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чередования – это такая мена единиц звуковой системы при образовании слов или форм слов, которая определяется не фонетическими причинами, а причинами словообразовательного или морфологического характера: такие чередования просто сопровождают образование слов и их форм. Например, образование уменьшительных существительных мужcкого рода с суффиксом -oк- от слов, оканчивающихся на заднеязычные [г], [к], [х], сопровождаются чередованием этих заднеязычных соответственно с [ж], [ч], [ш]: рог - рожок, крюк - крючок, слух - слушок. Эти чередования не обусловлены фонетически, т.е. влиянием соседних звуков или позицией согласного, так как перед [о] может быть и заднеязычный, а не только шипящей (ср.: кот, ход, год), а на конце слова может быть шипящий, а не только заднеязычной (ср.: ночь, нож, туш), - оно обусловлено способом образования именно данной категории существительных. То, что такие чередования лишь сопровождают образование слов и их форм, вполне доказывается тем, что и без чередований слова и их формы были бы достаточно словообразовательно и морфологически определены: суффикс -ок- сам по себе вносит уменьшительное значение (ср.: мосток, листок). Поэтому чередования не являются объектом изучения фонологии. Позиционная мена фонем. Позиционная мена – это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами дистрибуции этих единиц. Синтагматические законы разрешают или не разрешают ту или иную сочетаемость или то или иное распределение фонем на синтагматической оси: в определенных позициях одни фонемы и их сочетания разрешены этими законами, а другие – не разрешены; в одних позициях могут выступать какие-либо определенные фонологически значимые единицы, а другие не могут. Так, например, в русском литературном языке действует синтагматический закон, который запрещает звонким шумным выступать в позиции перед глухими шумными и наоборот – запрещает глухим шумным выступать в позиции перед звонкими шумными; звонкие шумные запрещены и в абсолютном конце слова. Следовательно, если в позиции перед гласными, или, другими словами, в сочетании с последующим гласным, могут равно выступать звонкие и глухие шумные, то в позиции перед глухими шумными могут быть только глухие, а перед звонкими – только звонкие; в абсолютном конце слова могут быть только глухие шумные. Например: [кружок] - [пушок] и [кружка] - [пушка], [несу] - [везу] и [нести] - [вести], [пруда] - [прута] и [прут] и.д.т. Когда подобный закон обнаруживает свое действие в звуком составе разных форм одного слова или в разных образованиях от одного корня, позиционная мена выявляется наиболее ярко, но этот закон обнаруживает свое действия и вне таких образований, так как в русском языке может быть только такое распределение глухих и звонких шумных согласных на синтагматической оси.
В речевом потоке (т.е. на синтагматической оси фонологической системы) фонемы попадают в разные позиции, которые могут быть сильными и слабыми. Сильными позициями называются такие, в которых фонемы максимально различаются, т.е. в наибольшей мере способны различать слова и формы слов. Слабыми позициями называются такие, в которых фонемы полностью или частично перестают противопоставляться по разным признакам и, следовательно, их смыслоразличительная функция ослабевает или совсем исчезает. Рассмотрим сильные и слабые позиции для гласных и согласных фонем. Гласные фонемы. Сильная позиция – положение под ударением, именно под ударением различаются те 5 фонем, которые ранее были охарактеризованы по их конститутивным и дифференциальным признакам: гласные фонемы <и>, <у>, <э>, <о>, <а>, выступая в позиции под ударением и противопоставляясь друг другу, различают слова и формы русского языка. Например, д<а>л – д<о>л - д<у>л; в<е>с – вۥ<о>с – вۥ<и>с и т.д. Слабые позиции – позиции без ударения, в них происходит позиционная мена фонем и различается меньшее количество фонологически значимых единиц. При этом гласные фонемы первого предударного слога и остальных безударных слогов характеризуется разным составом аллофонов. Согласные фонемы. По звонкости – глухости (сильные позиции): 1) перед гласными (дом – том, кость - гость); 2) перед сонорными согласными (слой - злой); 3) перед [j] (съјезд – разјъезд); 4) перед [в] (свой – взвой)
По звонкости – глухости (слабые позиции): 1) абсолютный конец слова (са[т], гро[п]); 2) перед шумными согласными (ска[с]ка – пля[с]ка, тра[ф]ка - ста[ф]ка);
По твердости – мягкости (сильные позиции): 1) перед гласным непереднего ряда (мать - мять); 2) в конце слова (граб - грабь)
По твердости – мягкости (слабые позиции): 1) перед гласными переднего ряда ([сۥ]ено – ру[кۥ]е, [пۥ]ена); 2) перед шумными согласными (ко[ф]ту – ко[ф]те, ла[м]па – ла[м]пе,)
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.006 с.) |