Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прочитайте, выделите главноеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос об изучении словообразования в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф. И. Буслаевым, И. И. Срезневским, К. Д. Ушинским, Д. И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К.Ушинский. Он считал, что упражнения в словопроизводстве интересны детям, «представляя для них нечто вроде игры в слова». Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти». (Ушинский К. Д. О первоначальномпреподавании русского языка. Собр. соч.— М., 1949.— С. 353). Сторонник и последователь К. Д. Ушинского Д. И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д. И. Тихомиров, укажет, «где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия», будет способствовать тому, что «ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня» (Тихомиров Д. И. Чему и как учить на уроках русского языка в начальной школе.— М., 1915.— С. 96). _ И. И. Срезневский также считал, что работа по образованию слов «естественно соединяется» с «вниканием в смысл слов и выражений» (Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.— Спб., 1899.— С. 85). Таким образом, ученые-методисты связывали обучение словообразованию с развитием мыслительных способностей учащихся, отмечали, что словообразовательная работа должна прежде всего опираться на наблюдение явлений словопроизводства. Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод методического плана: специально организованные наблюдения над словообразовательными процессами в языке помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления. В связи с этим представляется очевидным, что словообразовательная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями на образование слов, т. е. синтетическими упражнениями. Нет сомнения в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. В нашем случае— это безусловная связь упражнений на образование слов с упражнениями на анализ смысла и структуры производных слов. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами как в языке, так и в речи. Каковы цели словообразовательного анализа? Он ставит целью определить, как образовано слово: 1) от какой мотивирующей базы; 2) с помощью какого словообразующего аффикса или аффиксов; 3) к какому способу словообразования относится. Между тем программа по русскому языку в начальных классах ограничивается исключительно вопросами морфемики. Это значит, что вся работа с производными словами строится на морфемном анализе: выделяются части слова (морфемы), подбираются однокоренные слова, а также слова по данной модели, словообразовательной схеме. Вместе с тем существуют интересные предложения по обучению словообразованию в начальных классах (Т. Г. Рамзаева, Э. И. Полякова, Т. Ф. Потоцкая и др.). Изучение морфемной структуры слов, знакомство с понятиями морфемики имеют важное значение в обучении русскому языку, в частности, правописанию. Но, ограничиваясь вопросами морфемной структуры производного слова, мы оставляем без внимания для младших школьников «живые» словообразовательные связи между производными и производящими словами. Под «живыми» словообразовательными связями понимаются связи между однокоренными словами, находящимися друг с другом в отношениях мотивации, когда значение вторичного, т. е. производного, или мотивированного, слова, определяется через значение первичного, т. е. производящего, или мотивирующего слова. Другими словами, словообразовательные процессы, будучи самым мощным источником творческого подхода к языку, остаются для учащихся закрытыми. Исключительная направленность словообразовательной работы в начальных классах на морфемный анализ слов означает, что в обучении словообразованию преобладает формальный подход. Опыт учителей показывает, что словообразовательный анализ, в ходе которого требуется восстановить связи между производным и производящим словами, вызывает у учащихся серьезные затруднения. Младшие школьники хотя и фиксируют такие связи, однако навыков сопоставительного анализа у них нет. Сопоставляя первичное и вторичное слова, школьники учатся выявлять соотношение формальной и семантической характеристик в словообразовательной паре, наблюдают не только за изменением структуры слова, но – и это главное – определяют, как эта структурная трансформация обусловливается изменением смысла производящего слова. Поэтому, чтобы организовать специальные наблюдения над фактами словопроизводства в языке, необходимо использовать определенную систему словообразовательных упражнений, которые способствовали бы формированию у школьников следующих умений: — определять производящее слово к данному производному (без терминов: производящее слово рассматривается как первичное, производное — как вторичное); — определять словообразовательные связи в паре: производное — производящее (вторичное — первичное, слова в словообразовательной паре рассматриваются как ближайшие родственные), сравнивать первичное и вторичное слова по значению и структуре; — описывать лексическое значение производного (вторичного) слова через производящее (первичное); — проводить элементарный словообразовательный анализ по определенной схеме (см. ниже). Практическая направленность словообразовательных упражнений, их опора на метод наблюдения языкового явления (в данном случае явления словопроизводства) позволяют уже на начальном этапе свести до минимума трудности первичного знакомства со словообразованием как процессом образования одного слова от другого. Такая работа способна заинтересовать детей, повысить уровень языкового чутья. В работе со словообразовательными моделями школьники учатся предвидеть возможные орфографические трудности, вызванные структурными особенностями слов. При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический образ многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами. Кроме того, у школьников развивается абстрактное мышление, поскольку анализ проводится на уровне словообразовательных отношений. Прочитайте, выпишите схему словообразовательного анализа Для организации наблюдения над образованием новых слов, а также для проведения анализа уже существующих в языке производных слов необходим соответствующий языковой материал. Лучше всего на первом этапе подобрать такие слова, которые легко обнаруживают свою словообразовательную связь, т. е. слова с прозрачными отношениями мотивации. Сначала анализируют слова, образованные от непроизводных слов,благодаря чему у школьников сложится правильное представление о словах первичных ( производящих) и вторичных (производных). Постепенно, в связи с расширением знаний учащихся и накоплением ими опыта сопоставления слов в словообразовательной паре и выделения словообразовательного элемента, для анализа предлагаются более сложные случаи, когда рассматриваемое слово мотивировано производным. В качестве материала для первых наблюдений можно использоватьпроизводные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, так как значение большинства таких слов определяется через производящее. Эта связь регулярная, она не знает отступлений. Следовательно, данный языковой материал удобен на начальном этапе установления смысловых связей в словообразовательных парах. Слова предлагаются в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление рассматриваемых слов в речи. В текст включается как производное слово (вторичное), так и производящее (первичное или исходное). Прежде чем выделить из текста словообразовательную пару, т. е. ближайшие родственные слова, учащиеся определяют лексическое значение производного слова. Выяснив мотив названия какого-либо предмета или явления, школьники тотчас найдут и исходное (производящее) слово. Затем ученики устанавливают, сопоставляя слова по значению и структуре, какое слово в выделенной паре ближайших родственных слов формально и по смыслу является вторичным по отношению к другому слову. При этом внимание учащихся обращается на тот словообразовательный элемент в составе слова, благодаря которому образовалось новое значение. В связи со сказанным выше можно наметить следующую схему определения смысловых связей в словообразовательной паре (паре ближайших родственных слов): 1. Определение значения производного слова, выяснение мотива названия. 2. Определение первичного слова по отношению к данному вторичному. 3. Сопоставление слов в словообразовательной паре по значению и структуре, определение первичного и вторичного слов. 4. Выделение той части слова (морфемы), с помощью которой образовалось вторичное (производное) слово. Эта схема в сущности и представляет собой словообразовательный анализ, так как учащиеся в конечном итоге определяют характер и путь образования производного слова. Для проведения такой работы прежде всего на уроке необходимо ввести понятия «ближайшие родственные слова», «первичное слово» и «вторичное слово». Рассмотрим на конкретномпримере, как можно ввести эти понятия. Школьникам предлагается текст: Когда стемнело, я зажёг лампу и — здравствуйте! Ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. (М. Пришвин .) Затем с учащимися проводится следующая беседа: — О чем идет речь в данном тексте? (О ёжике.) — Объясните значение слова ёжик. (Ежик — маленький ёж.) — Найдите в тексте родственное (однокоренное) к слову ёжик. Какую же пару родственных слов мы можем выделить из текста? Запишитеее: ёжик — ёж. — Сравните слова по значению. В чем заключается различие значений данных слов? Благодаря какой части в составе слова ёжик его значение отличается от значения слова ёж? Каково же отличие состава родственных слов в рассматриваемой паре? Какое из слов сложнее и по значению, и по составу? Слово, которое и по значению, и по структуре сложнее в паре родственных слов, будем называть вторичным по отношению к другому слову в данной паре. Более простое слово в паре по значению и структуре будем называть первичным по отношению кданному вторичному. — Какое слово в паре ёжик — ёж первичное, а какое вторичное? Как же образовано слово ёжик? (От слова ёж с помощью суффикса -ик.) Пару однокоренных слов, одно из которых (вторичное) образовано от другого (первичного) будем называть ближайшими родственными словами. Так, ёжик – ёж — ближайшие родственные слова, так как ёжик (вторичное) образовано от слова ёж (первичного), что па письме обозначаем стрелкой: ёжик← ёж. Законспектируйте, выделив основные типы словообразовательных упражнений После введения понятий «ближайшие родственные слова», «первичное и вторичное слова» можно предложить следующие группы упражнений: 1.Первая группа упражнений направлена на формирование у учащихся умения выделять из контекста ближайшие родственные слова, сравнивать их и определять, какое из слов в паре является первичным, а какое — вторичным. I) Прочитайте. Какие слова выделены? Являются ли они родственными словами? Почему? Какое из слов в паре первичное, а какое вторичное? Выпишите пару ближайших родственных слов. а) Между тем рысь, не заметив поблизости ничего подозрительного, скрылась в чаще. Через минуту она снова вышла на просеку. Теперь она несла в зубах, бережно держа за шиворот, маленького рыжего рысёнка. (В. Бианки.) Образец: рысёнок ← рысь. б) Фонтан. Вижу дождик За версту — Дождик Сыплет в высоту! Эй, послушай, Дивный дождь, Почему ты вверх идёшь? (С. Протасевич.) 2) Прочитайте. Какое слово выделено? Найдите в тексте к выделенному слову ближайшее родственное, запишите полученную пару слов. Какое из слов в паре первичное, а какое вторичное? Почему? Как образовано вторичное слово? а) Папа нашёл мне бельчонка весной. Он валялся под большой сосной, где у белки гнездо. Может быть, белка перетаскивала его куда-нибудь и обронила! Я не знаю. (В. Бианки.) Образец: бельчонок ← белка. б) Как хорош лес зимой! Деревья стоят в снегу. Тихо. Только снежок медленно падает и словно укрывает уснувший лес. 3) Прочитайте. Найдите в предложении пару ближайших родственных слов. Сравните слова в паре по значению и составу. Какое слово будет первичным, а какое — вторичным? Как образовано вторичное слово? Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. (Е. Чарушин.) II. Тексты данной группы упражнений не содержат ближайшие родственные слова. Упражнения направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно подбирать к указанному учителем вторичному слову первичное, т. е. определять, от какого слова образовано данное, и, сопоставляя первичное и вторичное слова, выделять морфему, с помощью которой образовано вторичное слово. 1) Прочитайте. О ком говорится в тексте? С помощью каких слов выражено отношение автора к снегирю? Выпишите эти слова и определите первичные к ним слова. Как образованы вторичные слова? Жил у нас с бабушкой летом снегирушка. Грудка розовая, как кисель. Ручной совсем. Такой милушка! И очень музыку любил. Заведёшь патефон — он сейчас насвистывать. (В. Бианки.) Образец: снегирушка ← снегирь. 2) Прочитайте. Что означают выделенные слова? Выберите к ним из «Слов для справок» первичные слова. Как образованы выделенные слова? Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в жёлтом пуху. (М. Пришвин.) Слова для справок: луженька, лужа; вербонька, верба, вербенный. Образец рассуждения: «Лужица — маленькая лужа, следовательно, первичным к слову лужица мы выбираем слово лужа. Слово лужица образовано от слова лужа с помощью суффикса -иц-: лужица← лужа». 3) Прочитайте. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Определите первичные по отношению к ним слова. Сравните первичное и вторичное слова по смыслу и составу. Как образованы вторичные слова? Мурлышка — забавная кошечка. Она катает мячик лапочкой, гоняется за бабочкой, умывает свою мордочку, греется на солнышке, на крылечке или на лавочке. (Необходимо обратить внимание учащихся на слово бабочка, предложить попробовать подобрать к нему исходное, т. е. первичное. Возможно ли это?) 4) Прочитайте. О чем говорится в песенке? С помощью каких слов выражена любовь к русской природе? В чем особенность состава данных слов? Выпишитеслова суменьшительно-ласкательными суффиксами, подберите к ним первичные слова. Береза моя, березонька, Береза моя, белая. Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Травка шелковая... Образец: березонька ←берёза. 5) Прочитайте. Как образованы выделенные слова? Подберите свои примеры слов с такими же суффиксами, определите первичные по отношению к ним слова. Выделите ту часть слова, с помощью которой образовано вторичное? 1) В один год высокая трава иван-чай проросла через брёвнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами. (М. Пришвин.) 2) Я аккуратно и внимательно осмотрелся. На широкое зеркало пруда выплыл небольшой зверёк. При свете звёзд я принял было его за ондатру, но, присмотревшись, понял, что это маленький, нынешнего года бобрёнок. (В. Токмакова.) Образец: брёвнышко ← бревно, зёрнышко← зерно,... III. Упражнения данной группы направлены на формирование у учащихся умения проводить элементарный словообразовательный анализ по схеме. 1) Проведите разбор слов по следующей схеме: 1. Определите значение слова. 2. Подберите первичное (исходное) слово по отношению к данному слову. 3. Сравните слова в паре по смыслу и составу. 4. Выделите ту часть в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано. лосенок —..., ветерок —..., волчонок —..., ноченька —..., страусенок —..., листик —.... Образец: Устно: Письменно: 1. Лосёнок — детёныш лося. Лосёнок ← лось 2. Первичным по отношению к слову лосёнок будет слово лось. 3. Лосёнок – это маленький лось. 4. Слово лосёнок образовано при помощи суффикса – ёнок. Так как на современном этапе обучения предполагается показывать детям слово во всех его проявлениях, то необходимо обратить внимание учащихся на взаимосвязь между морфемным составом слов и их принадлежностью к той или иной части речи. Так, проф.Т.Г.Рамзаева отмечает, что «эффективность изучения частей речи повышается, если работу над ними сочетать с усвоением основ словообразования и углублением знаний учащихся о морфемном составе слова» (см.: Рамзаева Т.Г. Методика работы над морфемами слов в процессе изучения частей речи / Опыт работы с учащимися третьих классов по новым программам. – Л., 1975). Тема «Состав слова» изучается во 2-3 классах, однако нельзя ограничиваться уроками, которые отводятся на эту тему. Целесообразно проводить словообразовательную работу при изучении всего курса русского языка, органически включать ее в содержание уроков, что будет способствовать углубленному усвоению грамматического, лексического, орфографического материала. Например, изучая тему «Имя существительное», можно предложить учащимся некоторые упражнения словообразовательного характера, а также лексико-грамматические упражнения, направленные на выявление школьниками значения имен существительных, семантики некоторых суффиксов слов данной части речи. Обучая детей распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, можно предложить для выполнения следующие упражнения: 1. От слов двор, ракета, камень образуйте слова, отвечающие на вопрос кто?, обозначающие людей по роду их занятий. Дворник, ракетчик, каменщик. С помощью каких частей слова образовались слова, отвечающие на вопрос кто? Что общего у этих слов? Что они обозначают? 2. От слов рыба, земля, море при помощи суффиксов -ак, -як- образуйте новые слова. Запишите их парами. Море – моряк, рыба – рыбак, земля – земляк. Сравните слова моряк, рыбак, земляк. Что общего в значении этих слов? Сравните однокоренные слова по смыслу и составу. В чем различие у этих слов? С помощью каких суффиксов образованы слова, отвечающие на вопрос кто? Какое значение вносят суффиксы -ак, -як-?( Обозначают названия лиц). Все упражнения должны сопровождаться определением лексического значения слова и семантики суффикса. При этом внимание учащихся обращается на сам факт изменения состава слова, а значит, лексического значения в зависимости от словообразовательного аффикса. В ряде случаев от словообразовательного суффикса зависит грамматический род имен существительных. Например, с помощью суффиксов - ник-, -щик-, -тель-, -ист-, -онок-, -ец- и др. образуются имена существительные мужского рода, с суффиксами - к-, –ость-, -ниц - и др. – существительные женского рода. При изучении темы «Род имен существительных» учитель имеет возможность для проведения словообразовательной работы. Приведем упражнения, направленные на развитие умения распознавать род имен существительных по морфологическим признакам: 1. Объясните различие между однокоренными словами. Укажите, за счет какой части слова оно возникает. Определите род имен существительных. Ледок, ледник, льдина, льдинка. Осинка, осинник, подосиновик. Пушок, пушинка, пух. Рыбка, рыбак, рыба. 2. Продолжите ряд однокоренных слов. Читать – читатель – читательница. Воспитать – … – …. Писать … – …. Какой нужен суффикс, чтобы образовать мужского рода? Расскажите, как шло образование имен существительных женского рода. Сколько в слове должно быть суффиксов? Почему? 3. К данным словам подберите однокоренные слова – имена существительные мужского и женского рода. Школа, школьник, школьница. Сад (садовник, садовница). Лыжа (лыжник, лыжница). Работа (работник, работница). Сравните суффиксы существительных мужского и женского рода. В начальных классах учащиеся часто формы одного и того же слова относят к однокоренным словам. Важно обратить внимание детей на то, что при образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением – однокоренные; при изменении слова лексической значение не меняется, а получаются лишь разные формы одного и того же слова. При изучении темы «Изменение имен существительных по числам» нужно включать задания, предупреждающие смешение форм одного слова и разных слов с одним и тем же корнем. Основная задача на данном этапе обучения – научить младших школьников разграничивать два понятия: «словообразование», «формообразование» (в практическом плане без сообщения терминов). С этой целью можно предложить такие задания. 1. Запишите сначала формы одного и того же слова, затем – однокоренные слова. Река, речка, речник, реки. Ночь, ночка, ночник, ночи, ночевка. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? 2. От слова лес образуйте однокоренные слова, отвечающие на вопросы что? и кто? Измените слово лес так, чтобы слово было употреблено во множественном числе? Какая часть слова при этом изменяется? Меняется ли смысл слова с изменением окончания? В практической работе над словообразованием учитель чаще всего использует следующие виды словообразовательных упражнений: 1) наблюдение за изменением значения слова при добавлении суффиксов или приставок, например: какое значение имеют данные слова: Киев – киевлянин – киевский; Днепр – приднепровский; 2)образование новых слов с помощью суффикса и приставок, например: от данных слов образовать новые с помощью суффикса - ин -. К какой части речи принадлежат образовавшиеся слова: лебедь, сокол, соловей, тополь?; 3)подбор групп близких по значению слов к данному с последующим пояснением того, как слова образованы, например: продавать – продавец, продавщица, распродажа. Такие упражнения будут направлены на усвоение значения слов, их словообразования и обогащение словарного запаса. С целью развития у учащихся навыка точного и правильного употребления слов с суффиксами в речевой практике необходимо включать упражнения на составление словосочетаний и предложений, например: составьте подходящие по смыслу сочетания из слов левого и правого столбиков. Выделите суффиксы и объясните их значения. Заботливый дворик Уютный дворник Детский барабанщик Юный барабанчик Употребленные в контексте слова с суффиксами и приставками приобретают определенное лексическое значение. Поэтому словообразовательные упражнения следует завершать составлением словосочетаний и предложений. Итак, изучение имен существительных открывает большие возможности для проведения словообразовательной работы. Наблюдая за словообразованием имен существительных, младшие школьники запоминают некоторые суффиксы, в результате чего у них складывается представление об образовании слов данной лексико-грамматической группы. Учащиеся узнают, что образование имен существительных с помощью суффиксов – самый действенный способ образования. Параллельно с изучением грамматического материала младшие школьники знакомятся с основными группами суффиксов имен существительных, осознают тот факт, что именам существительным свойственны определенные суффиксы. Словообразовательная работа, проводимая и при изучении других частей речи, служит эффективным средством обогащения лексического запаса учащихся и развития умения осознанно употреблять слова с суффиксами и приставками в речевой практике. Законспектируйте Известно, что лексика русского языка в основном состоит из производных слов и для овладения ею необходимо знать, как образованы и как могут быть образованы производные слова. В процессе наблюдений учащиеся устанавливают, что большая часть новых слов образуется в связи с номинативными потребностями общества по определенным правилам родного языка. Подобные наблюдения, как показала практика, эффективнее всего проводить на материале словообразовательного гнезда. Работе со словообразовательным гнездом предшествуют наблюдения за особенностью производных слов. Школьники получают представление о словообразовательной паре, узнают, что слово, от которого образовано данное, является исходным, первичным, а вновь образованное от него слово является вторичным по отношению к рассматриваемому первичному. Дети учатся выявлять семантико-словообразовательные связи в паре «производное – производящее» (без терминов). Учащиеся, таким образом, овладевают элементарным словообразовательным анализом, исходя из смысла вторичного (производного) слова, учитывая прежде всего смысловые связи между производным и производящими словами. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо следует рассматривать как семью однокоренных (родственных) слов. В настоящее время в школьной методике используется предложенное А.Н. Тихоновым оформление словообразовательного гнезда. Для работы в начальных классах можно предложить такую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо имеет вершину – непроизводное слово, далее располагаются производные слова, расположенные по алфавиту. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов – словообразовательная пара (одно слово в паре – мотивирующее, первичное, а другое – мотивированное, вторичное, образованное от первичного). Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно расположено в алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. Например, словообразовательное гнездо с вершиной берёза: Берёза Берёзка [берёза → берёз-к (а)]. Уменьш.-ласк. к берёза. Березняк [берёза→ берез-няк]. Роща или лес, состоящий из берёз. Берёзовый [берёза →берёз-ов (ый)]. Относящийся к берёзе, прил. к берёза. Берёзонька [берёза →берёз-оньк (а)]. Ласк. к берёза. Подберёзовик [берёза→ под-берёз-овик]. Гриб, растущий в основном под берёзой. В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет организовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности. Следует отметить, что работу со словообразовательным гнездом необходимо начинать еще до изучения состава слова на подготовительном этапе, на котором можно организовать первичные наблюдения за словообразованием. Упражнения на этом этапе направлены на овладение детьми приемом словообразовательного толкования производного слова, на организацию наблюдений за смысловой и структурной соотносимостью родственных слов. Например: 1. Найди лишнее слово. Ответ обоснуй. Вода, водяной, проводить, водный, водянистый, приводниться. 2. Прочитай. О чем говорится в этом тексте? Приглядись хорошенько – как хороша осина, как красива осина! Особенно хорош осиновый лес в осенние дни. В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шапки поздних грибов – подосиновиков (И.Соколов- Микитов). После изучения состава слова школьники учатся распределять однокоренные слова по мере образования друг от друга (строят словообразовательные цепочки), подбирать производные – слова одной словообразовательной модели. В дальнейшем проводятся упражнения на ознакомление со словообразовательным гнездом, на формирование умений ориентироваться в нем, а затем уже самостоятельно его составлять. На материале словообразовательного гнезда можно анализировать словообразовательные модели, строить словообразовательные цепочки, проводить лексико-семантическую работу. Приведем примеры упражнений: 1. Что означают следующие слова: синеть, синька, синенький, синеватый, посинеть, синий, синева? Входят ли они в одну семью однокоренных слов? Докажи. Какое слово в этой семье однокоренных слов является вершиной (главой семьи)? 2. Рассмотри следующую семью однокоренных слов. Заполни пропуски. Выдели суффиксы с помощью которых были образованы данные слова. Аптека Аптека→ аптекарь (тот, кто работает в аптеке); … …→ аптекарский (при. к аптекарю, принадлежащий аптекарю): Аптека →… … (при. к аптека, относящийся к аптеке); … … → аптечка (… … … … … …). 3.Составь словообразовательную семью с вершиной берег. Объясни значение слов, входящих в эту семью однокоренных слов, и установи, как образованы слова. 4. прочитай слова. В чем их необычность? Попытайся объяснить их значение. Могут ли данные слова входить в одну словообразовательную семью? Докажи. Кныш, кнышиха, кнышонок, кнышиный, кнышатник. Введение содержательного анализа фактов словопроизводства содействует развитию у школьников способности проникать в глубь слова, оказывает благоприятное воздействие на речевое развитие учащихся, на умение точно и осознанно использовать производные слова в своих высказываниях (более подробно см.: Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах / Е.Г.Мережко // Начальная школа. –2003. – № 10. – С.45-48). Задание для самостоятельной работы: выписать из школьных учебников русского языка примеры упражнений (не менее 5) для проведения словообразовательной работы (укажите класс, тему, в процессе изучения которой эти упражнения будут выполняться).
Вопросы для самоконтроля 1.Какова цель словообразовательного анализа в начальной школе? 2.Какой важный методический вывод по вопросу проведения словообразовательного анализа можно сделать, обращаясь к трудам методистов 19 века? 3. Какие словообразовательные умения необходимо сформировать у младших школьников? 4. Какова схема проведения словообразовательного анализа? 5. Какие виды словообразовательных упражнений можно использовать при изучении разных разделов курса «Русский язык»? 6. Как проводить работу с младшими школьниками над составлением словообразовательного гнезда? Резюме Ознакомившись с Разделом 3.4, Вы пришли к выводу, что проведение словообразовательной работы – необходимое условие для развития речи младших школьников, формирования навыков грамотного письма, в целом для развития младшего школьника как языковой личности. Усвоили схему проведения словообразовательного анализа, разнообразные виды упражнений для проведения наблюдений над образованием слов. Разобрались и осознали понятия: мотивированность значения, первичное слово, вторичное слово, словообразовательное гнездо, части слова.
Фонетический уровень языка изучается специальным разделом языкознания – фонетикой (греч.phōnetikos - звуковой голосовой, phōné - звук). Центральное место в фонетике занимает учение о звуках, их артикуляционной, акустической и функциональной характеристиках. Кроме того, в фонетике изучаются звуковое строение слогов и слов, ударение и интонация. Особым разделом фонетики является орфоэпия, в которой описывается совокупность норм литературного произношения. Принципиальное отличие фонетики от других лингвистических дисциплин состоит в том, что она изучает языковые единицы, природа которых материальна. Эти единицы характеризуются тем, что, с одной стороны, они лишены значения (например, мы не можем сказать, что означают звуки [а] и [л] сами по себе), а с другой – эти единицы, становясь единицами грамматики (например, окончанием именительного падежа единственного числа существительного женского рода -а: лампа или суффиксом глагола 3 лица прошедшего времени -л: ходил) или лексики (например, вопросительное А?), приобретают значение и обусловливают существование значимых единиц языка (морфем, слов, фраз). Таким образом, если морфология, синтаксис и лексикология имеют дело с языковыми единицами, имеющими значения, то для фонетики важно прежде всего то, что фонетические единицы, отличаясь друг от друга, служат средством различения единиц грамматики и лексики. В этом состоит их лингвистическая функция. Изучение фонетики имеет большое теоретическое значение. Звуковые единицы и их сочетания образуют материальную оболочку морфем, слов, словосочетаний, предложений, т.е. значимых единиц других уровней языка. Различные коммуникативные типы предложений оформляются в речи разными фонетическими средствами, разной интонацией. Поэтому изучение звуковой, материальной стороны языка является необходимой частью изучения самого языка. Без изучения и знания фонетики невозможно изучение грамматического строя и словарного состава языка. Фонетика имеет большое практическое значение. Прежде всего она необходима для построения научно обоснованной методики обучения чтению и письму.
Звуковые единицы
Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные (лат. segmentum – отрезок), или линейные, и суперсегментные (лат. Super – сверху, над +segmentum), или нелинейные. Сегментными единицами называются такие, которые располагаются в линейной последовательности. Такими единицами, прежде всего являются звуки, которые в речи произносятся один за другим. Сочетание звуков образует другую сегментную единицу – слог. Слоги входят в состав слова, или иначе: слова состоят из слогов. Любой говорящий на русском языке может разделить слова на слоги, произнести слова по слогам (па-ро-ход), хотя в обычной естественной речи слово не делится ни на слоги, ни на звуки. Выделение звуков в словах может быть сделано только в лингвистических целях и методических целях. Суперсегментными единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки и слоги, а более крупные единицы – слова и фразы. Суперсегментные единицы обеспечивают звуковую целостность слова. Такими единицами являются ударение и интонация. Если сегментные единицы (например, звуки) могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно, то суперсегментные единицы произн<
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.012 с.) |