Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты практического занятия выслать до 14.11.09↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Результаты практического занятия выслать до 14.11.09 Раздел 3.4. для самостоятельного изучения Тема: «Словообразовательная работа в начальной школе» Содержание 1. Методисты 19 века о проведении словообразовательного разбора в начальной школе. Цель его использования в современной языковой подготовке младших школьников. 2. Схема проведения словообразовательного анализа на уроках русского языка. 3. Виды упражнений для формирования словообразовательных умений в процессе изучения разных тем курса «Русский язык». 4. Работа со словообразовательным гнездом в начальной школе. Ключевые слова: словообразовательная работа, морфемика, словообразовательный анализ, первичное слово, вторичное слово, система упражнений, словообразовательное гнездо. Цели и задачи изучения раздела Изучив данный раздел, Вы познакомитесь с основными взглядами методистов на вопрос об изучении словообразования в начальной школе. А это даст возможность осознать важный вывод, сделанный методикой: специально организованные наблюдения над словообразовательными процессами в языке помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления. Поможет понять, что для организации специальных наблюдений над фактами словопроизводства в языке необходимо использовать определенную систему словообразовательных упражнений, применение которых позволит сформировать у младших школьников определенные словообразовательные умения. Позволит усвоить ключевые понятия темы: первичное (непроизводное) слово, вторичное (производное) слово, словообразовательный анализ, словообразовательное гнездо. Методические рекомендации к изучению раздела 3.4. При изучении Раздела 3.4. необходимо осознать, что словообразовательная работа на уроках необходима не только для обучения грамотному письму, но и для более полного понимания учащимися лексического значения слова, для формирования умения определять производящее слово к данному производному (без терминов), определять словообразовательные связи в паре, проводить элементарный словообразовательный анализ по определенной схеме. Изучая п.1, выделите главные подходы к словообразовательной работе, сформулированные в трудах методистов 19 века, определите цель такой работы на уроках русского языка в начальной школе. Читая материалы для изучения п.2, обратите внимание на последовательность проведения словообразовательного анализа, его отличие от разбора слова по составу. Изучая п.3, осознайте необходимость проведения целенаправленной словообразовательной работы с младшими школьниками, выделите упражнения, которые можно использовать для организации такой работы на уроках при изучении разных разделов курса «Русский язык». Изучая п.4, обратите внимание на возможность проведения наблюдений над словообразованием с помощью такого приема работы, как создание словообразовательного гнезда. Это позволит показать младшим школьникам механизмы образования одного слова на базе другого, установить мотивационные отношения между словами гнезда. Учебный материал Законспектируйте Известно, что лексика русского языка в основном состоит из производных слов и для овладения ею необходимо знать, как образованы и как могут быть образованы производные слова. В процессе наблюдений учащиеся устанавливают, что большая часть новых слов образуется в связи с номинативными потребностями общества по определенным правилам родного языка. Подобные наблюдения, как показала практика, эффективнее всего проводить на материале словообразовательного гнезда. Работе со словообразовательным гнездом предшествуют наблюдения за особенностью производных слов. Школьники получают представление о словообразовательной паре, узнают, что слово, от которого образовано данное, является исходным, первичным, а вновь образованное от него слово является вторичным по отношению к рассматриваемому первичному. Дети учатся выявлять семантико-словообразовательные связи в паре «производное – производящее» (без терминов). Учащиеся, таким образом, овладевают элементарным словообразовательным анализом, исходя из смысла вторичного (производного) слова, учитывая прежде всего смысловые связи между производным и производящими словами. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо следует рассматривать как семью однокоренных (родственных) слов. В настоящее время в школьной методике используется предложенное А.Н. Тихоновым оформление словообразовательного гнезда. Для работы в начальных классах можно предложить такую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо имеет вершину – непроизводное слово, далее располагаются производные слова, расположенные по алфавиту. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов – словообразовательная пара (одно слово в паре – мотивирующее, первичное, а другое – мотивированное, вторичное, образованное от первичного). Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно расположено в алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. Например, словообразовательное гнездо с вершиной берёза: Берёза Берёзка [берёза → берёз-к (а)]. Уменьш.-ласк. к берёза. Березняк [берёза→ берез-няк]. Роща или лес, состоящий из берёз. Берёзовый [берёза →берёз-ов (ый)]. Относящийся к берёзе, прил. к берёза. Берёзонька [берёза →берёз-оньк (а)]. Ласк. к берёза. Подберёзовик [берёза→ под-берёз-овик]. Гриб, растущий в основном под берёзой. В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет организовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности. Следует отметить, что работу со словообразовательным гнездом необходимо начинать еще до изучения состава слова на подготовительном этапе, на котором можно организовать первичные наблюдения за словообразованием. Упражнения на этом этапе направлены на овладение детьми приемом словообразовательного толкования производного слова, на организацию наблюдений за смысловой и структурной соотносимостью родственных слов. Например: 1. Найди лишнее слово. Ответ обоснуй. Вода, водяной, проводить, водный, водянистый, приводниться. 2. Прочитай. О чем говорится в этом тексте? Приглядись хорошенько – как хороша осина, как красива осина! Особенно хорош осиновый лес в осенние дни. В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шапки поздних грибов – подосиновиков (И.Соколов- Микитов). После изучения состава слова школьники учатся распределять однокоренные слова по мере образования друг от друга (строят словообразовательные цепочки), подбирать производные – слова одной словообразовательной модели. В дальнейшем проводятся упражнения на ознакомление со словообразовательным гнездом, на формирование умений ориентироваться в нем, а затем уже самостоятельно его составлять. На материале словообразовательного гнезда можно анализировать словообразовательные модели, строить словообразовательные цепочки, проводить лексико-семантическую работу. Приведем примеры упражнений: 1. Что означают следующие слова: синеть, синька, синенький, синеватый, посинеть, синий, синева? Входят ли они в одну семью однокоренных слов? Докажи. Какое слово в этой семье однокоренных слов является вершиной (главой семьи)? 2. Рассмотри следующую семью однокоренных слов. Заполни пропуски. Выдели суффиксы с помощью которых были образованы данные слова. Аптека Аптека→ аптекарь (тот, кто работает в аптеке); … …→ аптекарский (при. к аптекарю, принадлежащий аптекарю): Аптека →… … (при. к аптека, относящийся к аптеке); … … → аптечка (… … … … … …). 3.Составь словообразовательную семью с вершиной берег. Объясни значение слов, входящих в эту семью однокоренных слов, и установи, как образованы слова. 4. прочитай слова. В чем их необычность? Попытайся объяснить их значение. Могут ли данные слова входить в одну словообразовательную семью? Докажи. Кныш, кнышиха, кнышонок, кнышиный, кнышатник. Введение содержательного анализа фактов словопроизводства содействует развитию у школьников способности проникать в глубь слова, оказывает благоприятное воздействие на речевое развитие учащихся, на умение точно и осознанно использовать производные слова в своих высказываниях (более подробно см.: Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах / Е.Г.Мережко // Начальная школа. –2003. – № 10. – С.45-48). Задание для самостоятельной работы: выписать из школьных учебников русского языка примеры упражнений (не менее 5) для проведения словообразовательной работы (укажите класс, тему, в процессе изучения которой эти упражнения будут выполняться).
Вопросы для самоконтроля 1.Какова цель словообразовательного анализа в начальной школе? 2.Какой важный методический вывод по вопросу проведения словообразовательного анализа можно сделать, обращаясь к трудам методистов 19 века? 3. Какие словообразовательные умения необходимо сформировать у младших школьников? 4. Какова схема проведения словообразовательного анализа? 5. Какие виды словообразовательных упражнений можно использовать при изучении разных разделов курса «Русский язык»? 6. Как проводить работу с младшими школьниками над составлением словообразовательного гнезда? Резюме Ознакомившись с Разделом 3.4, Вы пришли к выводу, что проведение словообразовательной работы – необходимое условие для развития речи младших школьников, формирования навыков грамотного письма, в целом для развития младшего школьника как языковой личности. Усвоили схему проведения словообразовательного анализа, разнообразные виды упражнений для проведения наблюдений над образованием слов. Разобрались и осознали понятия: мотивированность значения, первичное слово, вторичное слово, словообразовательное гнездо, части слова.
Фонетический уровень языка изучается специальным разделом языкознания – фонетикой (греч.phōnetikos - звуковой голосовой, phōné - звук). Центральное место в фонетике занимает учение о звуках, их артикуляционной, акустической и функциональной характеристиках. Кроме того, в фонетике изучаются звуковое строение слогов и слов, ударение и интонация. Особым разделом фонетики является орфоэпия, в которой описывается совокупность норм литературного произношения. Принципиальное отличие фонетики от других лингвистических дисциплин состоит в том, что она изучает языковые единицы, природа которых материальна. Эти единицы характеризуются тем, что, с одной стороны, они лишены значения (например, мы не можем сказать, что означают звуки [а] и [л] сами по себе), а с другой – эти единицы, становясь единицами грамматики (например, окончанием именительного падежа единственного числа существительного женского рода -а: лампа или суффиксом глагола 3 лица прошедшего времени -л: ходил) или лексики (например, вопросительное А?), приобретают значение и обусловливают существование значимых единиц языка (морфем, слов, фраз). Таким образом, если морфология, синтаксис и лексикология имеют дело с языковыми единицами, имеющими значения, то для фонетики важно прежде всего то, что фонетические единицы, отличаясь друг от друга, служат средством различения единиц грамматики и лексики. В этом состоит их лингвистическая функция. Изучение фонетики имеет большое теоретическое значение. Звуковые единицы и их сочетания образуют материальную оболочку морфем, слов, словосочетаний, предложений, т.е. значимых единиц других уровней языка. Различные коммуникативные типы предложений оформляются в речи разными фонетическими средствами, разной интонацией. Поэтому изучение звуковой, материальной стороны языка является необходимой частью изучения самого языка. Без изучения и знания фонетики невозможно изучение грамматического строя и словарного состава языка. Фонетика имеет большое практическое значение. Прежде всего она необходима для построения научно обоснованной методики обучения чтению и письму.
Звуковые единицы
Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные (лат. segmentum – отрезок), или линейные, и суперсегментные (лат. Super – сверху, над +segmentum), или нелинейные. Сегментными единицами называются такие, которые располагаются в линейной последовательности. Такими единицами, прежде всего являются звуки, которые в речи произносятся один за другим. Сочетание звуков образует другую сегментную единицу – слог. Слоги входят в состав слова, или иначе: слова состоят из слогов. Любой говорящий на русском языке может разделить слова на слоги, произнести слова по слогам (па-ро-ход), хотя в обычной естественной речи слово не делится ни на слоги, ни на звуки. Выделение звуков в словах может быть сделано только в лингвистических целях и методических целях. Суперсегментными единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки и слоги, а более крупные единицы – слова и фразы. Суперсегментные единицы обеспечивают звуковую целостность слова. Такими единицами являются ударение и интонация. Если сегментные единицы (например, звуки) могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно, то суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут. Так, например, давая характеристику ударению или интонации, мы можем сказать: «В данных словах ударение падает на окончание» или «Эта фраза характеризуется повествовательной интонацией».
Два аспекта фонетики
Звуки речи являются материальными знаками, при помощи которых осуществляется основная, коммуникативная функция языка. Звуки речи рассматриваются в фонетике с артикуляционно-акустической и функциональной (лингвистической) стороны. Соответственно в фонетике выделяются два аспекта – фонетический и фонологический. Фонетический аспект предполагает изучение звуков с материальной стороны как явлений артикуляционно-акустических. В этом случае исследуется, как, какими органами речи образуются звуки, как взаимодействуют органы в процессе говорения, т.е. изучается речеобразование человека, а также физические характеристики звуков речи – высота, интенсивность, длительность и т.д. При артикуляционно-акустическом подходе к звукам используются методы естественных наук. Фонологический аспект фонетики изучает собственно лингвистическую сторону звуков, а именно то, какую функцию выполняют они в процессе коммуникации как знаки для образования и различения слов. Соответственно двум выделенным аспектам в изучении звуковой стороны языка фонетика (в широком смысле) делится на два раздела: фонетику (в узком смысле) – фонетический аспект и фонологию – фонологический аспект. Единицей фонетики является звук речи, единицей фонологии – фонема. Если количество произносимых звуков безгранично, то количество фонем в каждом языке можно точно подсчитать (так же как и количество букв в алфавите). Фонетический и фонологический аспекты тесно связаны, предполагают друг друга, не могут существовать один без другого. Нельзя охарактеризовать лингвистическую функцию того или иного противопоставления звуковых единиц (например, противопоставление твёрдых и мягких, глухих и звонких), не давая артикуляционно-акустической характеристики соответствующих единиц. Фонологический аспект опирается на фонетический, пользуется его понятиями. С другой стороны, само по себе фонетическое описание важно не как самоцель, а как средство для выявления функциональных характеристик звуковых единиц и, в конечном счёте, для описания фонологической системы данного языка. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков речи в современном русском языке уже изучалась студентами при усвоении курса «Современный русский язык», так же как и фонетическая система русского языка в целом. Необходимо помнить, что фонетика имеет два аспекта в изучении звуковых единиц – изучение их в артикуляционно-акустическом и функциональном плане, – но объект изучения остаётся одним и тем же, и наука о звуковой стороне языка также остаётся единой. Необходимо также помнить, что звук речи и фонема не могут быть отождествлены друг с другом, но и не могут быть оторваны друг от друга: разный подход к звуковой единице – с артикуляционно-акустической и функциональной точки зрения – обусловливает несовпадение в объёме понятий звука речи и фонемы, но так как этот подход имеет отношение к звуковой единице, а не к чему-либо иному, то между звуком речи и фонемой есть непосредственная связь. Связь эта заключается в том, что фонема как единица функционального плана реально воплощается, или реализуется, в звуках речи, которые являются ее материальным выражением. Для того, чтобы понять это общее положение, необходимо рассмотреть некоторые явления, связанные с функционированием звуковых единиц в потоке речи.
Прежде, чем давать понятие фонемы, необходимо очертить предпосылки возникновения фонологии и самого термина «фонема». Как уже отмечалось выше (при описании уровневого строения языка), самым низким уровнем языковой системы является фонологический, а его основной единицей – фонема. Термин «фонема» появился во французской лингвистике в значении «языковой звук». Считают, что его ввёл А. Дюфриш-Деженетт в 1873 г., а потом использовал Ф. де Соссюр. У Ф. де Соссюра этот термин позаимствовал И.А.Бодуэн де Куртенэ, однако переосмыслил его по-своему, то есть наполнил его новым содержанием. Он, в частности, обратив внимание на несовпадение физических и функциональных особенностей звука, четко противопоставляет звук как «минувшее физически-актуальное явление» и фонему как стойкое представление о звуке, «психический эквивалент звука» [Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию.- М.,1963.- С.351]. Как видим, фонема И.А.Бодуэном де Куртенэ рассматривалась не как носитель определённого смысла, а скорее как организационный центр, вокруг которого группируются в нашем сознании звуки речи, которые выполняют в языке тождественные функции. Ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ Л.В. Щерба развил и существенно обогатил теорию фонемы. Психический подход к фонеме он соединил с функциональным. Смыслоразличительная роль фонемы выходит у него на передний план: «Фонемой называется наименьшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова» [Щерба Л.В. Языковая система и языковая деятельность.- Л., 1974. – С.121]. В своей работе «Фонетика французского языка» (1937) он писал: «В живой речи произносится гораздо больше, чем мы обычно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, то есть служить целям человеческого общения. Эти звуковые типы имеют в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их фонемами. Разные звуки, которые реально произносят, являются тем конкретным, в котором реализуется общее (фонема), будем называть оттенками фонем» [Щерба Л.В.Языковая система и языковая деятельность. – Л., 1974. –С.132]. Работы И.А.Бодуэна де Куртенэ и Л.В. Щербы заложили основу для создания теории фонем. Творцом этой теории считают М.С.Трубецкого. Он написал основательную новаторскую работу «Основы фонологии» (вышла в 1939г. в Праге на немецком языке, на русском языке – в Москве в 1960г.), в которой изложил свою стройную систему фонем. М.С.Трубецкой, опираясь на структурно-семантический и функциональный подходы, дал определения таким важным фонологическим понятиям, как фонема, фонологическая оппозиция, дифференциальный признак; установил три класса фонологических признаков (вокалические, консонантные, просодические), ввёл понятие нейтрализации, архифонемы (абстрактной единицы, которая объединяет фонемы, которые нейтрализуются, например, <д/т>, <а/о>), разработал детальную классификацию фонологических оппозиций). М.С.Трубецкому принадлежит введение термина «фонология» и выделение фонологии в отдельную науку, которая изучает структурные и функциональные закономерности звукового строения языка.
Понятие фонемы
Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм, т.е. слова и формы образуются и различаются внешне составом звуковых единиц. При этом такие различия могут иметь неодинаковый характер: два слова могут различаться полностью по составу представленных в них языковых единиц (ср.: кол и дам); они могут различаться количеством этих единиц (ср.: луг и плуг); они могут различаться последовательностью одних и тех же единиц (ср.: кот и ток); они, наконец, могут различаться только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц (ср.: так – ток, дом – дам, бил – пил, рос – рот, урок – урон и др.). Если два слова по своему звуковому облику тождественны во всём, кроме того, что в одной и той же фонетической позиции в одном слове выступает иная, нежели в другом слове, звуковая единица, то, следовательно, различие этих слов осуществляется данными звуковыми единицами. Значит, эти звуковые единицы выполняют функциональную роль, выступая в качестве средства различения слов, т.е. в качестве фонем. Следовательно, фонема – это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно, как отдельная единица, может различать слова или формы слов данного языка. Так, например, сопоставляя слова [дал] – [дол] – [дул] и расчленения их по составляющим эти слова звуковыми единицам – [д/а/л] – [д/о/л] – [д/у/л], можно установить, что они отличаются друг от друга гласными [а], [о], [у], которые находятся в тождественной фонетической позиции – под ударением между твёрдыми согласными (в приведенных примерах даже между одинаковыми согласными). Значит, единственное звуковое различие между этими словами заключено в качестве гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают здесь как различители слов, т.е. как фонемы. Если эти гласные могут выступать равно в одной и той же фонетической позиции, то, следовательно, их качество, т.е. определяющие их признаки, не зависит от позиции, не обусловлено этой позицией. Однако такое утверждение будет неточным, если не учесть различия постоянных и переменных признаков звуковых единиц. Позиционная мена фонем. Позиционная мена – это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами дистрибуции этих единиц. Синтагматические законы разрешают или не разрешают ту или иную сочетаемость или то или иное распределение фонем на синтагматической оси: в определенных позициях одни фонемы и их сочетания разрешены этими законами, а другие – не разрешены; в одних позициях могут выступать какие-либо определенные фонологически значимые единицы, а другие не могут. Так, например, в русском литературном языке действует синтагматический закон, который запрещает звонким шумным выступать в позиции перед глухими шумными и наоборот – запрещает глухим шумным выступать в позиции перед звонкими шумными; звонкие шумные запрещены и в абсолютном конце слова. Следовательно, если в позиции перед гласными, или, другими словами, в сочетании с последующим гласным, могут равно выступать звонкие и глухие шумные, то в позиции перед глухими шумными могут быть только глухие, а перед звонкими – только звонкие; в абсолютном конце слова могут быть только глухие шумные. Например: [кружок] - [пушок] и [кружка] - [пушка], [несу] - [везу] и [нести] - [вести], [пруда] - [прута] и [прут] и.д.т. Когда подобный закон обнаруживает свое действие в звуком составе разных форм одного слова или в разных образованиях от одного корня, позиционная мена выявляется наиболее ярко, но этот закон обнаруживает свое действия и вне таких образований, так как в русском языке может быть только такое распределение глухих и звонких шумных согласных на синтагматической оси.
В речевом потоке (т.е. на синтагматической оси фонологической системы) фонемы попадают в разные позиции, которые могут быть сильными и слабыми. Сильными позициями называются такие, в которых фонемы максимально различаются, т.е. в наибольшей мере способны различать слова и формы слов. Слабыми позициями называются такие, в которых фонемы полностью или частично перестают противопоставляться по разным признакам и, следовательно, их смыслоразличительная функция ослабевает или совсем исчезает. Рассмотрим сильные и слабые позиции для гласных и согласных фонем. Гласные фонемы. Сильная позиция – положение под ударением, именно под ударением различаются те 5 фонем, которые ранее были охарактеризованы по их конститутивным и дифференциальным признакам: гласные фонемы <и>, <у>, <э>, <о>, <а>, выступая в позиции под ударением и противопоставляясь друг другу, различают слова и формы русского языка. Например, д<а>л – д<о>л - д<у>л; в<е>с – вۥ<о>с – вۥ<и>с и т.д. Слабые позиции – позиции без ударения, в них происходит позиционная мена фонем и различается меньшее количество фонологически значимых единиц. При этом гласные фонемы первого предударного слога и остальных безударных слогов характеризуется разным составом аллофонов. Согласные фонемы. По звонкости – глухости (сильные позиции): 1) перед гласными (дом – том, кость - гость); 2) перед сонорными согласными (слой - злой); 3) перед [j] (съјезд – разјъезд); 4) перед [в] (свой – взвой)
По звонкости – глухости (слабые позиции): 1) абсолютный конец слова (са[т], гро[п]); 2) перед шумными согласными (ска[с]ка – пля[с]ка, тра[ф]ка - ста[ф]ка);
По твердости – мягкости (сильные позиции): 1) перед гласным непереднего ряда (мать - мять); 2) в конце слова (граб - грабь)
По твердости – мягкости (слабые позиции): 1) перед гласными переднего ряда ([сۥ]ено – ру[кۥ]е, [пۥ]ена); 2) перед шумными согласными (ко[ф]ту – ко[ф]те, ла[м]па – ла[м]пе,)
Модификации гласных звуков Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются. При переходе от артикуляции согласного к артикуляции гласного органы речи не успевают мгновенно изменить свое положение, в результате чего изменение захватывает начало гласного или весь этот звук. Наибольшее влияние на гласный оказывает предшествующий согласный. Изменения гласных, вызванные влиянием соседних согласных, являются комбинаторными. В русском языке они наиболее ярко выражены в процессах аккомодации (лат. Accomodatio - приспособление). В каждом гласном, стоящем между согласными, можно условно выделить 3 фазы: экскурсию, экспозицию и рекурсию. Под влиянием соседних мягких согласных на участке экскурсии и рекурсии образуются скользящие звуки – глайды (англ. glide - скольжение). Это происходит потому, что органы речи, переходя от артикуляции согласного к гласному, не успевают занять положение, характерное для данного гласного, они воспроизводят часть звука «на пути» к основному участку. Например, в слове мясо [мۥ˙ас́ъ] после мягкого [мۥ] нужно произнести звук [а]. При произнесении [мۥ] средняя часть языка высоко поднята (звук палатализованный). Для произношения [а] (звука нижнего подъема) язык нужно быстро опустить. Язык не успевает быстро опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое характерно для гласного [и]. Поэтому в экскурсии (первый переходный участок) звук [а] похож на скользящий звук (или глайд) [и]: [мۥи асъ]. Говорящие на русском языке его обычно не слышат, иностранцы же, имеющие другие слуховые привычки, слышат этот звук и даже иногда отражают на письме (миасо). Итак, аккомодация – это приспособление гласных к соседним согласным, которое выражается в появлении скользящих звуков в экскурсии и рекурсии гласных. Различаются три вида аккомодации: прогрессивная, регрессивная и прогрессивно-регрессивная. Наиболее сильной является прогрессивная аккомодация, а наименее сильной – регрессивная. Рассмотрим четыре позиции, в которых могут находиться гласные звуки по отношению к согласным: Ι. t a t – твердый согласный + гласный + твердый согласный ΙΙ. tۥ˙а t – мягкий согласный + гласный + твердый согласный ΙΙΙ. tа˙tۥ – твердый согласный +гласный + мягкий согласный ΙV. tۥ˙а˙t ۥ –мягкий согласный + гласный + мягкий согласный. Гласные русского языка могут быть разделены на 2 группы в зависимости от того, в каких из этих позиций они подвергаются аккомодации, и по характеру самой аккомодации. Ι группа - [а], [о], [у]: Ι позиция: [там], [кот], [тут]; ΙΙ позиция - [пۥ˙а́]тый, [вۥ˙а́]лый, [чۥ˙а́]ша, [лۥ˙а́]мка, [лۥ˙у́]к, ко[вۥ˙о́]р (прогрессивная аккомодация; в экскурсии - глайды; ΙΙΙ позиция - бр[а́˙тۥ], т[а́˙нۥ]я, м[о́˙рۥ]е, п[у́˙лۥ]я (регрессивная аккомодация; в рекурсии - глайды) ΙV позиция - в[зۥ˙а́˙т]ۥ, [сۥ˙а́˙т], [мۥ˙а˙лۥ]и, в по[лۥ˙о˙тۥ]е, [тۥ˙у˙бۥ]ик (прогрессивно-регрессивная аккомодация; звук становится более передним). ΙΙ группа – [э], [и] (в Ι,ΙΙΙ, и ΙV позициях эти гласные испытывают аккомодацию): Ι позиция: [и]гра с[ы]грать, [и]зба, в-[ы]-збе] (прогрессивная аккомодация под влиянием предшествующего твердого согласного, звук [и] отодвигается в зону образования [ы]. [Бэ]ла, [сۥэ́]рый - [сэ]р (прогрессивная аккомодация, [э] передвигается назад и вниз). ΙΙI позиция: ш[ы˙]ли, б[ы˙]ли, р[ы˙]сь (на месте [и] произносится [ы], но сдвинутое вперед в конечной фазе артикуляции; регрессивная аккомодация) ц[э˙]ль, ж[э˙]чь, ш[э˙]сть ([э] испытывает влияние предшествующего твердого согласного и последующего мягкого – регрессивная аккомодация: происходит сдвиг [э] вперед в конечной фазе артикуляции). ΙV позиция: [сۥû́нۥ]ий, [пۥû́лۥ]и, [сۥếтۥ]и,[вۥếсۥ]ело (звуки [и] и [э] становятся закрытыми. При произнесении мягкого согласного средняя часть языка высоко поднята к нёбу, там она и остается при артикуляции [и] и [э]. Место ударения. Ударение в русском языке может падать на любой слог слова и на любую морфему (приставку, корень, суффикс и окончание): вы́́пустить, до́мик, столо́вый, де́ла. 3. Подвижность/неподвижность ударения. При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном месте, т.е. тогда оно называется формообразовательным неподвижным (кни́га, кни́ги, кни́ге, кни́гу, кни́гой, о кни́ге). В русском языке большая часть слов (≈96%) имеет неподвижное ударение, оно может стоять на основе или окончании. В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (де́рево – дере́вья), обычно чередуется ударение на основе у ударением на окончании (рука́ – р́уки, рука́м). Такое ударение бывает у существительных, кратких форм прилагательных, местоимений, числительных, глаголов. Слов с таким ударением очень мало, но они входят в основной фонд русского языка. При словообразовании наблюдаются те же закономерности в месте ударения, что и при формообразовании: ударение в производном слове может быть на той же морфеме, что и у производящего слова (медве́дь – медве́дица, бере́за – бере́зовый). Это неподвижное словообразовательное ударение. В других случаях ударение в производных и производящих словах падает на разные морфемы (глухо́й – глу́хость, звезда́ – зве́здочка). Это подвижное словообразовательное ударение. 4. Тип подвижности ударения. Каждый морфологический тип (часть речи) имеет свои типы подвижности ударения. Преобладают следующие (тип А – неподвижное ударение на основе; тип В – неподвижное ударение на флексии; тип С – подвижное ударение при словоизменении): А) у существительных: 1) м.р., ср.р. (реже) – в ед.ч. - на основе, во множ. ч. – на флексии} неподвижное уд. (А/В) (ве́чер – вечера́, сло́во – слова́); 2) ср.р., ж.р.на –а,-я – в ед.ч. – на флексии во мн.ч. – на основе} неподвижное уд. (В/А) (письмо́ – пи́сьма, страна́ – стра́ны); 3) ж.р.на мягк. согл. – в ед. числе на основе – неподв. уд. во мн.ч. на основе – подвижное} А/С (но́чь – но́чи, ноча́м); Б) у прилагательных – неподвижное ударение на основе и (реже) на флексии в полных формах – подвижное в кратких формах (А/С и В/С): (то́нкий, то́нкого, то́нкому… то́нок, тонка́, то́нко, тонки́ …); В) у глаголов: 1) в форме наст. вр. – неподвижное ударение на флексии; в форме прош. вр. – неподвижное ударение на суффиксе (В/А) (говорю́, говори́шь, говори́т.. говори́л, говори́ла, говори́ли..); 2) в форме наст. вр. – подвижное ударение; в форме прош. вр. – неподвижное ударение на суффиксе (корне) (С/А) (люблю́, лю́бишь, лю́бит… люби́л, люби́ла, люби́ли …); 3) в форме наст. вр. – неподвижное ударение на флексии; в форме прош. вр. – подвижное (В/С) (плыву́, плыве́шь, плыву́т… плы́л, плыла́, плыло́, плы́ли …). Побочное ударение встречается обычно у многосложных слов. Оно обычно стоит ближе к началу и бывает слабым. Таким ударением обычно выделяются части сложных и сложносокращенных слов: дрѐвнеру́сский, стро̀йматериа́лы, звѐрофе́рма, ста̀рославя́нский (ср.: звѐробо́й, во̀допрово́д). Возможно и три ударения: а̀эрофо̀тосъе́мка.
Функции словесного ударения
1.Конститутивная (первичная), словообразующая |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.02 с.)