Общая характеристика «высокого» и «низких» политических рынков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика «высокого» и «низких» политических рынков



Общая качественная характеристика политического рынка в российском социально-политическом поле имеет следующие его черты:

- наличие «автоматического механизма» самонастройки рынка во взаимодействии спроса, предложения и цены;

- наличие системы взаимодействующих рынков товаров, услуг, капиталов. Политическое поле России — это система, включающая в себя рынок имиджей кандидатов и действующих политиков;

- отлаженная и разветвленная система рыночной инфраструктуры (медиа-холдинги, органы государственной власти, суды, избиркомы);

- наличие «рынка покупателей»;

- наличие конкуренции за потребителей между производителями политических товаров и услуг;

- свобода выбора покупателями (потребителями) продавцов (изготовителей), а продавцами — покупателей.

Выделяются два субрынка: «высокая политика» и «низкая политика». В зону высокой политики помещаются две подсистемы: электоральный рынок и рынок государственной власти; в зону «низкой» политики – рынок политической активности.

Субрынок «высокой политики» поделен между четырьмя ведущими игроками – Единая Россия (согласно данным Минюста РФ на 01.01.2015 г. численность партии составляет 2 113 767 человек. Партия имеет 82 631 первичку и 2 595 местных отделений), Справедливая Россия (409 374 членов), ЛДПР (235 650 членов), КПРФ (161 569 членов).

Субрынок «низкой политики представлен 76 политическими партиями. В соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях» 73 из них имеют право принимать участие в выборах. В Минюсте зарегистрировано 33 организационных комитета по формированию новых партий.

Таблица 1.4

Ведущие игроки на субрынке «высокой политики»

Название партии Идеология Лидер партии Руководитель фракции в ГД РФ Численность фракции в ГД РФ
«Единая Россия» Социальный консерватизм, прагматизм, центризм. Д. А. Медведев В. А. Васильев
Коммунистическая партия Российской Федерации Коммунизм, марксизм-ленинизм, патриотизм. Г. А. Зюганов
«Справедливая Россия» Социализм XXI века, социал-демократия, демократический социализм. С. М. Миронов
Либерально-демократическая партия России Патриотизм, панславизм, империализм, антиамериканизм, национал-консерватизм, антикоммунизм, этатизм, смешанная экономика, правый популизм. В. В. Жириновский

 

Справочно: - на начало 2015 года, членами какой – либо политической партии в Норвегии являются 5,04 % избирателей, в Финляндии – 8,08 %, в Швеции – 3,87 %, в Дании – 4,13 %. В России общее число избирателей составляет около 110 миллионов человек, парламентские партии объединяют в своём составе до 3 млн человек, или 2,7 %., непарламенские - до 0,3 %. То есть, по меркам стран Северной Европы, потенциал роста партийных рядов в России составляет от 1 до 6 млн. человек.

Политические партиисуществуют для того, чтобы представлять интересы граждан - таково мнение каждого пятого россиянина (19%). Но только чуть более половины опрошенных граждан сообщает, что в России есть партия, выражающая их интересы. (см. FINMARKET.RU от 26 мая 2014, данные опроса ВЦИОМ, проведенного в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России с участием 1600 человек). Нынешнее многообразие партий россиян устраивает вполне. По мнению половины респондентов (52%), в России есть партия, выражающая их интересы. Об этом больше всех говорят приверженцы КПРФ (73%). Треть опрошенных (35%) считает, что такой партии нет, 27% уверены, что она не будет создана и в ближайший год, а 8% полагают, что она может появиться в течение этого времени. Те, кто ощущают, что в нынешней партийной системе представлено недостаточно партий, в первую очередь, предлагают создать народную партию, которая обеспечивала бы защиту интересов простых граждан (8%) . Часть респондентов сообщает о том, что им недостает партии социальной направленности (4%). Также участники опроса сетуют на отсутствие следующих партий: честная (2%), молодежная (2%), справедливая (1%), демократическая (1%). Логика ответов респондентов, а тридцать пять процентов отвечавших не понимают, зачем нужны партии, объясняется спецификой становления политических рынков в современной России.

Эта специфика характеризуется наличием двух «институциональных ловушек». Одна заключается в том, что структурирующая функция институтов политического рынка осуществляется одним доминирующим субъектом – государством; другая – в том, что конкуренция акторов политического рынка возникает не столько по поводу производства, распределения и обмена политических товаров (власти, ценностей, технологий), сколько по поводу государственного патронажа, обеспечивающего преимущества перед соперниками. То есть специфика российского политического рынка заключается в избыточном присутствии государства. Оно детерминирует содержание и уровни трансакционных отношений всех субъектов политической сферы.

Существование «институциональных ловушек» фактически закре­пляет деформированное развитие политического рынка на всех уровнях от местного до федерального. Заставляя функционировать его как квазирынок.

Изменить данное положение можно двумя путями.

Первый связан с европейской моде­лью развития политического рынка. Государство, устанавливая пределы и формы проникновения рыночных принципов в политическую сферу жиз­ни общества, должно жестко регламентировать преде­лы и способы своего вмешательства в рыночную конкуренцию политиче­ских субъектов и формы ответственности, включая и процедурно - правовое обеспечение самого процесса привлечения к ответственности, органов власти за результаты такого вмешательства. Нужны поправки в Конституцию РФ.

Второй путь, предполагающий развитие по американской модели, требует искоренения практики избирательного патронажа со стороны государственной власти, практики протежирования одних политических субъектов в ущерб интересам других. Прежде всего, следует исключить негласный, неформальный патронаж, основанный на личных связях и фактически означающий сращивание интересов отдельных групп влияния в бизнесе с кланово-корпоративными сообществами в политике. Нужен закон о борьбе с политическим лоббизмом.

 

Количественно – качественная характеристика политического рынка приводится в приложениях 2-9.

Объёмы рынков мандатов

В период активной фазы избирательного цикла «политический рынок» сужается до рамок «избирательного рынка». Избирательный рынок России законодательно сегментирован по видам избирательных округов:

- единый избирательный округ включает в себя территорию, от которой избирается должностное лицо либо на которой проводятся выборы в представительный орган по пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов;

- многомандатный избирательный округ включает в себя территорию в котором избираются несколько депутатов, и за каждого из них избиратель голосует персонально;

- одномандатный избирательный округ включает в себя территорию — от которого избирается один депутат.

Для изучения «избирательного рынка» используется статистическая обработка данных и анализ результатов выборов по избирательным округам. Экспертиза прошедших в сентябре 2015 года выборов всех уровней (проведена автором на основании данных Центризбиркома) показывает, что на избирательные рынки всех уровней было выставлено 78 787 мандатов, в 17296 избирательных округах. Если принять гипотезу о равномерном распределении мандатов по времени пятилетнего политического цикла, то общий объём (с учётом ротации депутатов в результате смерти, болезни, уголовного преследования, смены места жительства и т.д.) можно примерно оценить в 400 тысяч мандатов.

Общая оценка объема мандатов на избрание главами местного самоуправления может быть произведена на основании данных о количестве муниципальных образований в Российской Федерации и оценена в 22923 мандата (см. приложения 10-13).

 

Таблица 1.5

Число муниципальных образований российской Федерации

  Муниципальные образования  
всего в том числе по типам  
муни-ципальные районы городские округа внутри-город-ские районы внутри-городс-кая тер-ритория (внутри-городс-кое муни-ципаль-ное обра-зование) города феде-рального значения поселения  
всего в том числе с внутри-город-ским деле-нием  
всего в том числе  
город-ские сель-ские  
Российская Федерация - -  

 

Политическая партия должна бороться за каждый мандат, выставляемый на политический рынок. Поэтому в основу партийного строительства логично заложить принцип, говорящий о том, что основными действующими субъектами на полях политических рынков всех уровней выступают кандидаты на выборные должности всех ветвей власти и члены партии, занимающие такие должности. В этой связи, и важен вопрос оценки объёма избирательного рынка. Исходя, из ответа на данный вопрос можно оценить количественные параметры, которые должна иметь вновь создаваемая партия.

При базовом условии: «один член партии окаймляет – один избирательный участок (минимальная численность) и – один член партии – один депутатский мандат (максимальная численность)» партия должна иметь в своём составе от 30 000 до 400 000 членов, активно конкурирующих на избирательных рынках. С «плотным партийным» ядром минимум в 33 000 - 45 000 человек.

Справка: - законодательно определено, что численность избирателей для каждого избирательного участка в стране должна быть не более 3000. При общей численности избирателей в 109 млн. чел. для накрытия всех избирательных участков требуется 36 тысяч членов партии.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.011 с.)