Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в проблематику политического рынкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В реалиях российской политической действительности создание новой партии обусловлено необходимостью применять новые теоретические концепции и подходы, разрабатывать уникальные социальные технологии. В политической науке актуализирован подход, основанный на теории общественного выбора. Базовым теоретическим конструктом в которой выступает понятие «политический рынок». Политический рынок функционирует как система производства и распределения политических товаров и услуг (идей, программ, стиля управления, имиджа) и обеспечивает согласование интересов конкурирующих между собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей и граждан). Теория построена на идее о «максимизации выгоды индивида на основе рационального поведения»: - При переходе из частного сектора в государственный сектор базовые интересы и поведение политического субъекта Справка: содержательное раскрытие политологических, социологических и экономических понятий приводится в Приложении1Глоссарий. Цель изучения любого политического рынка – национального, регионального, местного, обусловлена потребностью исследователя получить достоверную информацию о состоянии политических субъектов и перспективах развития политических объектов. Необходимо знать уровень предложения и спроса на эти политические продукты, владеть информацией о политических тенденциях, политической конъюнктуре и действиях конкурентов. Субъектами политического рынка является индивиды, с их мотивами и предпочтениями. Объектами политического рынка выступают процессы политической коммуникации («прямая» и «обратная» связь, уровень информированности и т.п.). Механизмы принятия индивидуальных решений, их трансформация в «коллективную волю» - то есть соотнесение индивидуального и общественного выбора необходимый и важный элемент функционирования политического рынка. Для того, чтобы привести избирателя на выборы используется инструментарий политического маркетинга. Система политического маркетинга включает в себя политические теории, методы, приемы и способы изучения политической среды, пути формирования политических запросов и ожиданий, удовлетворение которых призвано влиять на поведение граждан. Политический маркетинг «характеризует деятельность, по созданию, поддержанию или изменению отношения общественности к конкретным политическим деятелям, партиям или движениям». В узком смысле слова политический маркетинг - это система воздействия на избирателей с целью получения власти. Примером маркетингового подхода к политическому рынку служит классическая формула Э. Даунса. Которая, хорошо описывает компоненты, обуславливающие поведение рационального избирателя: R = р*В – С + D, где: R – чистая прибыль от участия индивида в выборах; р – вероятность того, что его голос окажет решающее воздействие на исход голосования; В – общая польза, извлеченная индивидом от участия в выборах, С – общие затраты индивида, связанные с походом на избирательный участок; D – конкретная выгода, связанная с посещением избирательного участка. Здесь ключевыми понятиями выступают выгода избирателя от участия в политическом процессе. И эту выгоду можно представить в виде политического продукта, в виде приобретаемого политического товара.
В широком смысле слова, существует всего два политических продукта – это политические субъекты и политические объекты, которые приобретают различные товарные формы. Ниже приведена классификация товарных форм политических продуктов в политическом пространстве - времени. Таблица 1.1 Классификация товарных форм политических продуктов
Политические субъекты обладают рациональностью и волей, выступают как самореализующийся товар. Политические объекты требуют изготовления и продвижения к избирателям. Для целей настоящего бизнес- плана определим, что в дальнейшем изложении будем оперировать двумя товарными формами политических продуктов: - товар № 1. «Политическая репутация», - товар № 2. «Политическая инициатива». Обе эти товарные формы реализуются в упаковке именуемой «информацией» или в нашем видении упакованной в обёртку «информационного товара». Свойства политической продукции представленной в товарной форме отражены в таблице 1.2 Таблица 1.2 Формы политической продукции
В современной западной политической теории различают два подхода к реализации политических продуктов. Первый - Школа трансакций, которая трактует политический продукт как полноценный товар (product). Активный поставщик (партия) создает и предлагает пассивному потребителю (избирателю/гражданину) политический продукт для того, чтобы «поймать добычу», т.е. получить голоса избирателей в обмен на обещания партии. Трансакция видится как одномоментный обмен имеющимися у сторон ценностями. Действия партии оцениваются с позиций «цели–средства»: успешность (эффективность) партийной политики подтверждается количеством голосов, полученных на выборах/в парламенте. Классические массовые партии начала – середины прошлого века и современные универсальные партии в целом следуют этой логике поведения (разработанной для рынков индустриальной эпохи), хотя отличаются стратегиями сегментирования, охвата рынка, принципом формирования своего продукта и стратегиями его продвижения. Массовые партии для достижения электорального успеха должны были охватить одну гомогенную группу избирателей, сформированную по критерию «правые – левые» в соответствии с социально классовым размежеванием индустриального общества. Партия разрабатывала для традиционно «своего» сегмента «продукт» (предвыборную программу), стержнем которого являлась идеология. Успешное продвижение такого продукта зависело от развитости региональных структур и массовости членов, которые составляли «материю партии, субстанцию ее деятельности». Рационализация, индивидуализация политического поведения, отказ от доминирования идеологии привели к тому, что для достижения успеха партиям стало недостаточно, как ранее, обращаться только к поддерживающим их идеологию избирателям. Они расширяют адресность, стремятся представлять интересы многочисленных и гетерогенных групп избирателей, общность которых уже не определяется социально-классовой принадлежностью и/или идеологическими преференциями. Для получения электоральной поддержки партия вынуждена «хватать всех» и создавать предвыборную платформу как «пакет программ», объединяющий непротиворечивые интересы различных сегментов избирателей. Стержнем такого продукта становится ad hoc тема (лишь в определенной ситуации это может быть и партийная идеология). Стратегия охвата большого числа адресных групп избирателей «с непосредственно электоральными целями» делает приоритетными для партии медиатизированные формы коммуникации, требует укрепления управленческой вертикали, ведет к бюрократизации партийного аппарата, повышает зависимость партий от государства. Членство в партии становится всё менее привлекательным как для партийной элиты, так и для рядовых граждан. Происходит углубление разрыва между производством политического продукта (деятельностью партийной элиты) и его потреблением (членами партии/избирателями). Ориентация на медианного избирателя усугубляет ситуацию. Партии вынуждены поступиться принципами, они стягиваются в срединную зону и теряют свою индивидуальность. Спрос на продукт, лишенный таким образом конкурентных преимуществ, падает, что влечет за собой «взвинчивание» расходов на подготовку и проведение политических/электоральных трансакций. Стратегия «охотника» становится чрезмерно затратной в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – опасной критическим снижением доверия к партиям. Для достижения электорального успеха в новых условиях партии изменяют свою стратегию охвата. Переходят от стратегии концентрированного маркетинга стратегии недифференцированного маркетинга. Второй подход «школы взаимоотношений» предлагает партиям иную логику действий - стратегию «садовника». Он трактует политический продукт как сервисное предложение, тем самым помещая партии в принципиально иную систему координат. Сервисная услуга производится в момент потребления. Она создается совместно партией и избирателем как объединение их выгод. Успешное предоставление услуги (проведение трансакции) предполагает управление процессом долгосрочного сотрудничества участников обмена (а не разовую сделку «любой ценной»). Действия партии оцениваются школой взаимоотношений с позиции «процессы– средства». Успешность (действенность) партийной политики подтверждается не только количеством голосов, полученных на выборах, но и уровнем доверия избирателей к электоральным практикам и институтам, расширением сетевого взаимодействия.
Таблица 1.3 Сравнительный анализ школ трансакций и взаимоотношений
Таким образом, согласно набирающей популярность в теории политического маркетинга парадигме взаимоотношений, в условиях усиливающейся атомизации деидеологизированного общества, «размывания образов жизни», формирования индивидуальных идентичностей - партии будут вынуждены переходить к стратегиям микромаркетинга и кастомизации. Новые партии, должны создаваться как кастомизированные партии. Партии, которые умеют обслуживать широчайший спектр политических интересов различных социальных слоёв и групп.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.01 с.) |