Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав аргументации: субъекты, структура Субъекты аргументации

Поиск

Обязательными участниками, или субъектами, аргументативного процесса являются: пропонент, оппонент и аудитория.

1. Пропонентом (S1) называют участника, выдвигающего и от­стаивающего определенное положение. Без пропонента нет аргумен­тативного процесса, поскольку спорные вопросы не возникают сами по себе, они должны быть кем-то сформулированы и поставлены на обсуждение. Пропонент может выражать свою личную позицию либо представлять коллективное мнение — научной школы, партии, религиозного сообщества, трудового коллектива, обвинения.

2. Оппонентом (S2) называют участника, выражающего несогла­сие с позицией пропонента. Оппонент может непосредственно при­сутствовать и лично участвовать в обсуждении. Но может и не быть непосредственным участником аргументативного процесса.

Например, в лекции по истории политических учений оратор выражает несогласие и подвергает критике взгляды античного мыс­лителя Платона, позиция которого не совместима с развиваемой оратором концепцией. В этом случае Платон с его взглядами выпол­няет роль оппонента либо оратор оппонирует Платону.

Оппонент — это не всегда явный и персонифицированный участ­ник обсуждения. Бывают выступления, когда присутствующие не возражают пропоненту, однако в аудитории находится неявный оп­понент, который впоследствии может выступить с возражениями. Пропонент может также «изобрести» себе оппонента, рассуждая по принципу: «Нам никто сейчас не возражает, но могут так-то и так-то возразить». Затем начинается разбор «возражений» мнимого оппо­нента. Позиция в спорах не такая уж частая, но продуктивная.

3. Аудитория (S3) — это третий, коллективный субъект аргумен-тативного процесса, поскольку как пропонент, так и оппонент видят главную цель обсуждения не только и не столько в переубеж­дении друг друга, сколько в завоевании на свою сторону аудитории. Тем самым аудитория — это не пассивная масса, а имеющий свое лицо, свои взгляды и свои коллективные убеждения социум, высту­пающий основным объектом аргументативного воздействия.

Аудитория не является пассивным объектом аргументативной обработки и потому, что она может и часто активно выражает свое согласие или несогласие с позицией ведущих участников — пропо-нента и оппонента.

Структура аргументации

Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Если обозначить тезис символом Т, ар­гументы — a12,..., аn, демонстрацию — знаком импликации (®), то операцию доказательства можно представить следующей схемой (рис. 54).

Рис 54

1. Тезис — это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают?

В качестве тезиса могут выступать теоретические положения науки, которые складываются из одного, нескольких или целой сис­темы взаимосвязанных суждений. Роль тезиса может выполнять до­казываемая в математике теорема. В эмпирических исследованиях тезисом могут быть результаты обобщения конкретных фактических данных; тезисом может быть суждение о свойствах или причинах возникновения единичного предмета или события. Так, в медицинском исследовании обосновывают суждение, в котором определяют диагноз конкретного больного; историк выдвигает и обосновывает версию о существовании конкретного исторического факта и т.п.

В судебно-следственной деятельности доказывают суждения об отдельных обстоятельствах преступного события: о личности пре­ступника, о соучастниках, о мотивах и целях преступления, о место­нахождении похищенных вещей и др. В качестве обобщающего те­зиса в обвинительном заключении следователя, как и в приговоре суда, выступает ряд взаимосвязанных суждений, в которых излага­ются все существенные обстоятельства, характеризующие с различ­ных сторон событие преступления.

2. Аргументы, или доводы, — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамен­та аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведет­ся обоснование тезиса"?

В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения: (1) теоретические или эмпирические обоб­щения; (2) утверждения о фактах; (3) аксиомы; (4) определения и конвенции.

(1) Теоретические обобщения не только служат целям объясне­ния известных или предсказания новых явлений, но выполняют также роль доводов в аргументации. Например, физические законы гравитации позволяют рассчитать траекторию полета конкретного космического тела и служат доводами, подтверждающими правиль­ность таких расчетов.

Роль аргументов могут выполнять также эмпирические обобще­ния. Например, имея заключение экспертизы о совпадении пальце­вых отпечатков обвиняемого с отпечатками пальцев, обнаруженны­ми на месте совершения преступления, следователь приходит к вы­воду, что обвиняемый был на месте совершения преступления. В ка­честве довода в этом случае используют эмпирически установленное положение об индивидуальном характере пальцевых узоров у раз­личных людей и практической их неповторяемости.

Функцию аргументов могут выполнять общие правовые положе­ния, нормы права и другие оценочные стандарты. Если, например, действие конкретного лица квалифицируется как мошенничество, то в качестве доводов указывают на наличие в его поведении призна­ков соответствующей статьи Уголовного кодекса, предусматриваю­щей мошенничество.

(2) Роль аргументов выполняют суждения о фактах. Фактами, или фактическими данными, называют единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условиях их возникновения и существования.

Суждения о фактах используются как доводы в различных облас­тях — в истории и физике, в геологии и судопроизводстве, в биоло­гии и лингвистике. Так, для физика фактами будут результаты непо­средственных наблюдений над физическими явлениями — показа­ния приборов о температуре, давлении и другие; для врача — ре­зультаты анализов и описание симптомов заболевания; для истори­ка — конкретные события в обществе, коллективные действия людей и поступки отдельных личностей.

Особое значение имеют факты в судебном исследовании, где восстанавливается прошлое единичное событие по его следам, ос­тавленным на материальных предметах и в сознании людей, наблю­давших это событие. Фактами, обосновывающими тезис обвини­тельного заключения или приговора, могут быть, например: наблю­даемое свидетелем поведение обвиняемого; оставленные на месте совершения преступления следы; зафиксированные результаты ос­мотра места совершения преступления; изъятые при обыске вещи и ценности; письменные документы и другие данные.

Когда речь идет о фактах как аргументах в процессе обоснова­ния, то имеют в виду суждения о фактах, в которых выражена информация о единичных событиях и явлениях. Такого рода сужде­ния следует отличать от источников сведений о фактах, с помощью которых получена выраженная в суждениях информация. Напри­мер, первичные данные о начале вулканического извержения на одном из островов Тихого океана могут быть получены из различных источников: наблюдений с корабля; показаний приборов ближай­шей сейсмической станции; фотографий, полученных с искусствен­ного спутника. Точно так же в судебном исследовании факт угрозы со стороны обвиняемого в адрес потерпевшего становится извест­ным из показаний свидетеля, потерпевшего или самого обвиняемо­го, из текста письма или записки и т.д.

В таких случаях имеют дело не с многими, а лишь с одним фак­том-аргументом. Но при этом ссылаются на ряд источников, с помощью которых получена исходная информация. Наличие раз­личных источников и их независимость способствуют объективной оценке полученных сведений.

(3) Аргументами могут быть аксиомы, т.е. очевидные и потому не доказываемые в данной области положения.

В качестве исходных положений аксиомы используются в раз­личных разделах математики, физики и других наук. Примеры акси­ом: «часть меньше целого»; «две величины, равные порознь третьей,равны между собой»; «если к равным прибавляют равные, то и целые будут равны», и т.п.

Сходные с аксиомами простейшие, как правило, очевидные поло­жения используются также в других областях знания. Так, очевид­ное положение о невозможности одновременного пребывания одно­го и того же лица в различных местах нередко служит доводом в пользу утверждения о том, что данное лицо не принимало непосред­ственного участия в совершении преступления, так как в это время находилось в другом месте (алиби).

Аксиоматически очевидный характер носят многие законы и фи­гуры логики. Закон тождества, закон непротиворечия, аксиома сил­логизма и многие другие положения принимаются в логике без спе­циального доказательства в силу их очевидности. Миллиардное по­вторение в практике приводит к закреплению их в сознании в каче­стве аксиом.

(4) Роль аргументов могут выполнять определения основных по­нятий конкретной области знаний. Так, в процессе доказательства теоремы Пифагора в геометрии используют ранее принятые опреде­ления таких понятий, как «параллельные прямые», «прямой угол» и многих других. О содержании этих понятий не спорят, а принимают их как ранее установленные и не подлежащие обсуждению в данном аргументативном процессе.

Точно так же в судебном заседании, при рассмотрении конкрет­ного уголовного дела не обсуждается и не устанавливается содержа­ние таких понятий, как «преступление», «прямой умысел», «отяг­чающие вину обстоятельства» и многие другие. О таких понятиях говорят, что «они принимаются по определению». Уголовное зако­нодательство и правовая теория установили содержание многих правовых понятий и зафиксировали достигнутые результаты в осо­бых дефинициях, которые рассматриваются как правовые конвен­ции. Ссылки на такие определения означают использование их в качестве доводов в правовом рассуждении.

3. Демонстрация — это логическая связь между аргументами и тезисом. В общем виде она представляет собой одну из форм условной зависимости. Аргументы (a1,a2Ù,,..,Ù аn) являются логически­ми основаниями, а тезис (Т) является их логическим следствием:

(a1 Ùa2Ù..Ù аn) ® Т.

В соответствии со свойствами условной зависимости истинность аргументов достаточна для признания истинным тезиса при соблю­дении правил вывода.

Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение, но чащеих цепочка. Посылками в выводе являются суждения, в которых выражена информация об аргументах, а заключением — суждение о тезисе. Продемонстрировать — значит показать, что тезис логи­чески следует из принятых аргументов по правилам соответству­ющих умозаключений.

Особенность умозаключений, в форме которых протекает демон­страция, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тезисом, является заключением вывода и формулиру­ется заранее. Суждения об аргументах служат посылками вывода. Они остаются неизвестными и подлежат восстановлению.

Таким образом, в аргументативном рассуждении по известно­му заключению — тезису восстанавливаются посылки вывода — аргументы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.009 с.)