Деление понятий Сущность деления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деление понятий Сущность деления



При изучении какого-либо понятия нередко встает задача рас­крыть его объем, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Так, чтобы лучше понять, что такое сделка (действие гражданина или организации, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обя­занностей), следует разделить сделки на виды: многосторонние, дву­сторонние и односторонние.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называ­ется делением.

В операции деления следует различать делимое понятие объем которого следует раскрыть, члены деления соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой резуль­тат деления), и основание деления признак, по которому произво­дится деление. Логическая операция деления может быть представ­лена схемой (рис. 11), где А — делимое понятие, В, С, D — члены деления. Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое по­нятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяет­ся на соподчиненные виды. Так, в приведенном примере делимое понятие «сделка» является родом, а члены деления «многосторон­няя сделка», «двусторонняя сделка», «односторонняя сделка» — его видами. Основанием деления является число сторон сделки.

Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом. Знание видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике. Планирование расследования преступлений, составление схем в процессе планиро­вания, классификация следственных версий и ряд других следствен­ных действий имеют своей основой логическую операцию деления понятий.

 

 

 

Виды деления

Различают деление 1) по видоизменению признака и 2) дихото­мическое деление.

1. Деление по видоизменению признака. Основанием деления яв­ляется признак, при изменении которого образуются видовые поня­тия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные; право по форме своего выра­жения — на правовой обычай, юридический прецедент и норматив­ный акт.

Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых — объективность ос­нования. Не следует, например, делить книги или кинофильмы на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга (кинофильм) может быть интересна для одного человека и неинтересна для другого.

Правила деления

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре пра­вила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении преступлений в зависимости от характера и степени обще­ственной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяжкие преступления.

Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, напри­мер, при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в пере­чень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан какой-либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальнос­ти профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и де­лить, скажем, граждан России на рабочих, русских, шахтеров и жен-шин.

3. Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления — видовые понятия — будут находить­ся в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере. Подобный же результат получим при делении преступле­ний на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех сту­дентов института на заочников, первокурсников и спортсменов также приведет к нарушению данного правила.

4. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к бли­жайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступле­ние» можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Рос­сийской Федерации на преступления против личности, в сфере эко­номики, против общественной безопасности и общественного по­рядка, против военной службы и др. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды. Так, понятие «преступление против воинской службы» можно разделить на неисполнение прика­за, сопротивление начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, ут­рата военного имущества и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики, и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.

Дихотомическое деление

Дихотомическое деление, или дихотомия (от греческих слов dicha и tome — «сечение на две части»), представляет собой деление объе­ма делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А — Делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно разделить на демо­кратические и недемократические, всех граждан — на совершенно­летних и несовершеннолетних (рис. 12).Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении. В этом случае дихотомическое деление может быть представлено схемой (рис. 13).

 

 

Например, при определении меры наказания важно установить возраст обвиняемых. С этой целью лица, совершавшие преступле­ние, могут быть разделены на совершеннолетних (В) и несовершен­нолетних (не-В).В отношении последних закон устанавливает до­полнительные гарантии прав и законных интересов. Несовершенно­летних, в свою очередь, можно разделить на лиц, достигших 16 лет (С) и не достигших этого возраста (не-С). Известно, что лица, совер­шившие преступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности лишь за некоторые виды преступлений. В отношении лиц моложе 16 лет следует установить, исполнилось или не исполнилось им 14 лет (Dи не-D),так как лица, не достигшие этого возраста, к уголовной ответственности не привлекаются.

По сравнению с делением по видоизменению признака дихото­мическое деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все другие виды. Членами дихотомического деления являются два противо­речащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится толькопо одному основанию — в зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться толь­ко в одном из противоречащих понятий.

Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия оказывается слишком широким по объему и неопределенным (например, при делении юристов на судей и не-судей). Во-вторых, строгим и последовательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность нару­шаются. Так, продолжив деление юристов, мы делим не-юристов на адвокатов и не-адвокатов, но в этом случае в последнюю группу попадают за исключением адвокатов все юристы, в том числе — судьи. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к деле­нию первого понятия. Рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие общества — на классовые и бесклассовые, обществен­но опасные деяния — на действия и бездействия.

Классификация

Особым видом деления является классификация, представляю­щая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, класси­фикация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п.

Такова, например, классификация животных в биологии, охваты­вающая до 1,5 млн. различных видов животных, или растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.

Широко применяется классификация в правовых науках. Приме­ром может служить система права, которая включает отрасли: госу­дарственное право, финансовое право и т.д. Каждая отрасль права включает в себя правовые институты.

Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явле­ния природы и общественной жизни не могут быть отнесены безого­ворочно к какой-либо определенной группе явлений. Например, семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отне­сти к какой-либо одной области социальной жизни, семья характе­ризуется как материальными, так и духовными процессами. Кроме того, с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к одной классификации нельзя подходить как к завершенной. Необхо­димо учитывать, что и сама действительность, и знания о ней нахо­дятся в непрерывном процессе изменения и развития.

Операции с классами

При помощи логических операций из двух или нескольких клас­сов могут быть образованы новые классы. К этим операциям отно­сятся: объединение классов, вычитание классов, пересечение классов и образование дополнения к классу.

В операциях с классами приняты следующие обозначения: А, В, С, ... — произвольные классы, 1 — универсальный класс, 0 — нуле­вой (пустой) класс, знак Èобозначает объединение классов (сложе­ние), знак Ç — пересечение классов (умножение), А' (не-А) — до­полнение к классу А (отрицание). В операциях с классами обычно используются круговые схемы, универсальный класс обозначается прямоугольником.

Операция объединения классов (сложение)состоит в объедине­нии двух или нескольких классов в один класс, состоящий из всех элементов, входящих в слагаемые классы.

Операция объединения классов записывается с помощью знака сложения А È не-А. Множество, полученное в результате сложения, называется суммой (на схеме полученное множество заштриховано).

Складывать можно множества, находящиеся в любых отношени­ях, например множества, входящие в понятия, находящиеся в отно­шении подчинения: «юрист» (В) и «следователь» (А). Множество, полученное в результате сложения, включает юристов-следователей и юристов-неследователей (рис. 14). Объединяя классы, находящие­ся в отношении частичного совпадения: «юрист» (А) и «депутат Государственной Думы» (В), — получим множество, объединяющее юристов-недепутатов (1), юристов-депутатов (2) и депутатов-не­юристов (3) — рис. 15.

Операция вычитания классов дает класс, состоящий из элемен-тов, исключающих элементы вычитаемых классов. Вычитая, напри­мер, элементы класса «следователь» (А) из класса «юрист» (В), полу­чаем класс юристов не-следователей (рис. 16). Вычитая элементы класса «юрист» (А) из класса «депутат Государственной Думы» (В), получаем класс депутатов Государственной Думы, не являющихся юристами. Множество, полученное в результате вычитания классов, заштриховывается (рис. 17).

Операция пересечения классов (умножение) состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств). Так, в результате умножения множеств, мыслящихся в понятиях «юрист» (А) и «депутат» (В), получаем новое множество: юристов-депутатов (рис. 18).



 


Рис. 17

Рис. 18

 


Операция пересечения классов записывается с помощью знака умножения: А Ç В. Множество, полученное в результате умноже­ния, называется произведением (заштрихованная часть схемы). Ум­ножать можно три и больше множеств. Так, умножая множества, входящие в понятия «юрист» (А), «депутат» (В) и «москвич» (С), получаем множество юристов, являющихся депутатами и москвича­ми (рис. 19).

При умножении множеств, входящих в несовместимые понятия, например «следователь» и «адвокат», получаем нулевой (пустой) класс, так как элементов, входящих одновременно в оба понятия, не существует.

Образование дополнения (отрицание).Дополнением к классу Аназывается класс не-А (А'), который при сложении с А образует универсальную область. Эта область представляет собой универ­сальный класс и обозначается знаком 1. Чтобы образовать дополне­ние, нужно класс А исключить из универсального класса: 1 - А = А'. Образование дополнения состоит, таким образом, в образовании


нового множества путем исключения данного множества из универ­сального класса, в который оно входит. Так, исключая множество адвокатов из универсального класса юристов, образуем дополнение: множество юристов-неадвокатов. В своей сумме оба понятия обра­зуют весь универсальный класс, соответствующий понятию «юрист» (рис. 20).




 


Рис. 19

Рис. 20

 


 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем сущность и практическое значение логических операций обобщения и ограничения понятий?

2. Что такое определение понятия (дефиниция)? Укажите виды определения.

3. Как строится определение через род и видовое отличие? Каковы его правила и ошибки, связанные с их нарушением?

4. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением. 5. Что такое деление понятия? Укажите виды деления.

6. Каким правилам подчиняется операция деления, какие логические ошибки возникают при их нарушении?

7. Что такое классификация?

8. В чем состоит значение определения и деления понятий в научной и практичес­кой деятельности?

9. Что представляют собой логические операции с классами?


Глава IV СУЖДЕНИЕ

Суждение как форма мышления

Суждение и предложение

Познавая объективный мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предме­та. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме сужде­ний, представляющих собой связь понятий. Например, высказывая суждение «Семенов — адвокат», мы связываем понятия «Семенов» и «адвокат», отражая реальную связь между конкретным лицом и его признаком. В суждении «Владимир — брат Алексея» в связи понятий «Владимир» и «Алексей» выражены родственные отноше­ния между двумя лицами. В суждении «В некоторых странах суще­ствует президентская форма правления» связь понятий утверждает факт существования президентской формы правления в некоторых странах.

Связи и отношения выражаются в суждении посредством ут­верждения или отрицания. В суждении «Граждане Российской Фе­дерации имеют право на образование» связь между гражданами России и их правом на образование утверждается; в суждении «Не­которые преступления не являются умышленными» связь между некоторой частью преступных деяний и их умышленным характером отрицается.

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать действительности либо не соответствовать ей. Если в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которая в действительности отсутствует, то такое суждение будет истинным. Например, «Кража — преступле­ние», «Астрология — не наука» — истинные суждения. Если же в суждении утверждается связь, которая в действительности не имеет места, или отрицается существующая связь, то такое суждение явля­ется ложным. Например, «Кража не является преступлением», «Астрология — наука» — ложные суждения, они противоречат ре­альному положению вещей.

Существуют суждения, истинность или ложность которых оче­видна или может быть легко установлена (например, «Сегодня сол­нечный день» или «Федоров — сотрудник милиции»), но нередко они нуждаются в обосновании (например, «Н. совершил должност­ной подлог» или «К. — соучастник преступления»). Истинность или ложность таких суждений должна быть подтверждена другими суж­дениями, истинность которых установлена.

Итак, суждение это форма мышления, в которой утвержда­ется или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предме­та; суждение может быть либо истинным, либо ложным.

Языковой формой выражения суждения является предложение. Подобно тому как понятия не могут возникнуть и существовать вне слов и словосочетаний, так и суждения не могут возникнуть и суще­ствовать вне предложений. Однако единство суждения и предложе­ния не означает их полного совпадения. И если всякое суждение выражается в предложении, то из этого не следует, что всякое пред­ложение выражает суждение. Суждение выражается повествова­тельным предложением, в нем содержится сообщение о чем-либо. Например: «Трудовой договор с Новиковым расторгнут по инициа­тиве администрации», «По данному делу следственный эксперимент не проводился». В этих суждениях отражены связи между предмета­ми и их признаками, эти связи выражены в форме утверждения или отрицания, они могут быть либо истинными, либо ложными.

Кроме повествовательных существуют вопросительные и побу­дительные предложения, которые суждений не выражают. Напри­мер, «Кто сегодня дежурный?», «Вызваны ли свидетели?», «Войди­те!», «Следуйте за мной» и т.п.

Вопросительное предложение не выражает суждения, так как его назначение состоит не в передаче информации, а в побуждении к ее получению[21]. Побудительное предложение, выражающее волеизъяв­ление, направленное на осуществление определенных действий, также не выражает суждения; как и вопросительное предложение, не утверждая и не отрицая чего-либо, оно не может рассматриваться как истинное или ложное.

Суждение и предложение различаются по своему составу.

Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух поня­тий (терминов) суждения: субъекта (от латинского subjektum), отра­жающего предмет суждения, и предиката (от латинского praedi-katum), отражающего признак предмета. Субъект и предикат обо­значаются латинскими буквами S и Р. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку элемент суждения, кото­рый соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая при­надлежность предмету некоторого признака. Связка выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является») и т.п. В рус­ском языке связка обычно подразумевается или заменяется тире.

В распространенном предложении кроме главных членов — подлежащего и сказуемого — имеются дополнительные члены (оп­ределение, дополнение, обстоятельство). Например, в суждении «Судебные речи известного русского юриста А.Ф. Кони отличались глубоким психологическим анализом обстоятельств дела» субъек­том является понятие «судебные речи известного русского юриста А.Ф. Кони», предикатом — «отличались глубоким психологичес­ким анализом обстоятельств дела». Связка грамматически не вы­ражена.

Грамматический анализ предложения, выражающего данное суждение, показывает, что это простое распространенное двусостав­ное повествовательное предложение, в котором субъект и предикат выражаются «группой подлежащего» и «группой сказуемого», вклю­чающими в свой состав кроме главных и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения могут совпадать с субъ­ектом и предикатом суждения только в простом нераспространен­ном двусоставном предложении, например: «Халатность (S) — пре­ступление (Р)». В большинстве случаев такого совпадения нет. Так, в суждении «Столицей Российской Федерации является город Мос­ква» субъект — понятие «столица Российской Федерации», преди­кат — «город Москва», связка выражена словом «является». Грам­матический анализ предложения показывает, что слово «Москва» — подлежащее, «является столицей» — сказуемое[22].

В отличие от подлежащего и сказуемого, имеющих определенные грамматические формы выражения, субъект и предикат строго ста­бильных форм выражения не имеют и нередко определяются логи­ческим ударением. Например, выражение «Степанов имеет высшее юридическое образование» в зависимости от логического ударения, с помощью которого выделяется предикат суждения, может выра­жать три разных суждения: 1) Степанов (а не кто-либо другой) имеет высшее юридическое образование; 2) Степанов имеет высшее (а не среднее) юридическое образование; 3) Степанов имеет высшее юридическое (а не какое-либо другое) образование.

В грамматически преобразованном виде эти суждения будут иметь следующий вид:

1) лицом, имеющим высшее юридическое образование (S), явля­ется Степанов (Р);

2) юридическое образование, которое имеет Степанов (S), явля­ется высшим (Р);

3) высшее образование, которое имеет Степанов (S), является юридическим (Р).

Различие между суждением и предложением состоит также в том, что грамматический строй предложения в разных языках различен. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке.

Таким образом, суждение и предложение образуют неразрывное единство, но это единство включает в себя определенные различия, которые необходимо учитывать, так как отождествление суждения как формы мышления и предложения как его языкового выражения порождает ошибки в их анализе.

Суждения делятся на простые и сложные.

Простымназывается суждение, не включающее другие сужде­ния. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, назы­вается сложным.

В логической литературе наряду с термином «суждение» упот­ребляется термин «высказывание». В дальнейшем изложении оба термина мы будем употреблять как равнозначные.

Простые суждения



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.013 с.)