Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посещение Музы, или Песенка плагиатора

Поиск

Я щас взорвусь, как триста тонн тротила, —
Во мне заряд нетворческого зла:
Меня сегодня Муза посетила —
Так немного посидела и ушла!

У ней имелись веские причины —
Я не имею права на нытьё, —
Представьте: Муза... ночью... у мужчины! —
Бог весть что люди скажут про неё.

И всё же мне досадно, одиноко:
Ведь эта Муза — люди подтвердят! —
Засиживалась сутками у Блока,
У Бальмонта жила не выходя.

Я бросился к столу, весь — нетерпенье,
Но, господи помилуй и спаси,
Она ушла — исчезло вдохновенье
И три рубля, должно быть на такси.

Я в бешенстве мечусь, как зверь, по дому,
Но бог с ней, с Музой, — я её простил.
Она ушла к кому-нибудь другому:
Я, видно, её плохо угостил.

Огромный торт, утыканный свечами,
Засох от горя, да и я иссяк.
С соседями я допил, сволочами,
Для Музы предназначенный коньяк.

...Ушли года, как люди в чёрном списке, —
Всё в прошлом, я зеваю от тоски.
Она ушла безмолвно, по-английски,
Но от неё остались две строки.

Вот две строки — я гений, прочь сомненья,
Даёшь восторги, лавры и цветы!
Вот две строки:
"Я помню это чудное мгновенье,
Когда передо мной явилась ты"!

Про Серёжку Фомина

Я рос, как вся дворовая шпана:
Мы пили водку, пели песни ночью.
И не любили мы Серёжку Фомина
За то, что он всегда сосредоточен.

Сидим раз у Серёжки Фомина —
Мы у него справляли наши встречи, —
И вот о том, что началась война,
Сказал нам Молотов в своей известной речи.

В военкомате мне сказали: "Старина,
Тебе броню даёт родной завод "Компрессор"!"
Я отказался. А Серёжку Фомина
Спасал от армии отец его, профессор.

Кровь лью я за тебя, моя страна,
И всё же моё сердце негодует:
Кровь лью я за Серёжку Фомина —
А он сидит и в ус себе не дует!

Теперь, небось, он ходит по кинам —
Там хроника про нас перед сеансом,
Сюда б сейчас Серёжку Фомина —
Чтоб побыл он на фронте на германском!

...Но, наконец, закончилась война —
С плеч сбросили мы словно тонны груза.
Встречаю раз Серёжку Фомина —
А он Герой Совейского Союза...

Прощание с горами

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покорённых вершин,
Оставляя в горах,
оставляя в горах своё сердце.

Так оставьте ненужные споры —
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых ещё не бывал.

Кто захочет в беде оставаться один?!
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покорённых вершин...
Что же делать —
и боги спускались на землю.

Так оставьте ненужные споры —
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых ещё не бывал.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас — и зовут нас остаться!
Но спускаемся мы (кто — на год, кто — совсем),
Потому что всегда,
потому что всегда мы должны возвращаться.

Так оставьте ненужные споры —
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых никто не бывал!

Сыновья уходят в бой

Сегодня не слышно биенье сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:

"На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу — придёт другой".
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Вот кто-то, решив: "После нас — хоть потоп",
Как в пропасть шагнул из окопа.
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа.

Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землёй.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Кто сменит меня, кто в атаку пойдёт?
Кто выйдет к заветному мосту?
И мне захотелось — пусть будет вон тот,
Одетый во всё не по росту.

Я успеваю улыбнуться,
Я видел, кто бредёт за мной.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Разрывы глушили биенье сердец,
Моё же мне громко стучало,
Что всё же конец мой — ещё не конец:
Конец — это чьё-то начало.

Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землёй.
Мы не успели, не успели, не успели,
не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

А.И. Солженицын.

19.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.И. Солженицына»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

19.2. Прочитайте рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича»

1. Ответьте на вопросы (устно)

1) Объясните смысл названия рассказа.

2) Какие правила и законы лагерной жизни соблюдает Шухов, чтобы выжить в заключении?

3) Докажите, что Шухов – человек труда. Как он относится к своему делу даже в лагере? Приведите примеры из текста.

4) Покажите, что Шухов по природе своей человек нравственный и сумел остаться таким и в лагере. Как к нему относятся другие зэки? Приведите примеры из текста.

5) Как в душе Шухова сочетается советский атеизм с народной традиционной верой? Проанализируйте его беседы с Алёшкой-баптистом.

19.3. Прочитайте рассказ «Матрёнин двор»

20. Ответьте (устно) на вопросы:

1) Как показана трагическая судьба русского крестьянства в рассказе?

2) Какой увидел свою будущую хозяйку её постоялец при первой встрече? Почему Игнатьич решил: «Жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом»?

3) Что «измотало» Матрёну в её жизни? Как постепенно она начинает раскрываться жильцу?

4) Покажите духовное богатство Матрёны.

5) Каковы отношения Матрёны с односельчанами? Как она о них рассказывает?

6) Почему на добрую, отзывчивую Матрёну сваливается столько несправедливостей? Кто виноват в них? Какой ответ на этот вопрос даёт героиня? Какой – автор?

7) Каким образом Игнатьич узнал о трагическом прошлом Матрёны? Случайно ли она открылась ему?

8) Что объединяет Матрёну с Игнатьичем? Почему они сблизились?

9) В чём видят смысл ежедневного существования Матрёна и Игнатьич?

10) Как оценивает характер героини писатель? Почему первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника»?

19. 4. Выполнить тест по биографии и творчеству А.И. Солженицына

19.5. Написать творческую работу по творчеству А.И. Солженицына

В.М. Шукшин.

20.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество В.М. Шукшина»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

20.2. Прочитать рассказы «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием».

20.3. Беседа с преподавателем.

Н.М. Рубцов.

21.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество Н.М. Рубцова»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

21.2. Выучить наизусть одно из стихотворений: «В горнице моей светло», «Звезда полей», «Зимняя ночь», «Берёзы».

 

В ГОРНИЦЕ МОЕЙ СВЕТЛО

 


В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...


ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ



Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...


 

ЗИМНЯЯ ПЕСНЯ

 


В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.

Светятся, тихие, светятся, чудные,
Слышится шум полыньи...
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?

Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное - все забывается,
Светлые звезды горят!

Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
Глохнет покинутый луг?
Кто мне сказал, что надежды потеряны?
Кто это выдумал, друг?

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь...


 

БЕРЕЗЫ

 


Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...


 

Р. Гамзатов. Лирика.

22.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество Р. Гамзатова»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

22.2. Выучить наизусть одно из стихотворений: «Берегите друзей», «В тебя я вновь влюблён и очарован…», «Вернулся я…», «Журавли», «Идущий за мною вслед», «Изрёк пророк…», «Поверьте…», «Чтобы рвануться в схватку…».

Берегите друзей

Знай, мой друг, вражде и дружбе ценуИ судом поспешным не греши.Гнев на друга, может быть, мгновенный,Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопилсяИ тебя обидел невзначай.Провинился друг и повинился -Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем,И с теченьем наших лет и днейЛегче мы своих друзей теряем,Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу,Вдруг споткнулся, а потом опять,Не вини его - вини дорогуИ коня не торопись менять. Люди, я прошу вас, ради бога,Не стесняйтесь доброты своей.На земле друзей не так уж много:Опасайтесь потерять друзей. Я иных придерживался правил,В слабости усматривая зло.Скольких в жизни я друзей оставил,Сколько от меня друзей ушло. После было всякого немало.И, бывало, на путях крутыхКак я каялся, как не хваталоМне друзей потерянных моих! И теперь я всех вас видеть жажду,Некогда любившие меня,Мною не прощенные однаждыИли не простившие меня.

 

***

В тебя я вновь влюблен и очарован...

Такого не бывает - говоришь?

Но в каждый мой приезд волшебным, новым,

Загадочным мне кажется Париж.

 

Бывает так. Живешь, живешь на свете.

Идет весна - и словно в первый раз

Ты чувствуешь, как молод этот ветер

И нов капели сбивчивый рассказ.

 

Впервые я пишу стихотворенье -

Хотя пишу стихи давным-давно.

Пусть много было радостных волнений,

Но помню лишь последнее - одно.

 

Бывает так... Ни убыли, ни тленья

Не знает страсть, рождаясь вновь и вновь.

Ты - первое мое стихотворенье

И первая, бессмертная любовь.

Вернулся я...

Вернулся я, спустя сто лет,Из темноты на землю эту.Зажмурился, увидев свет.Едва узнал свою планету...Вдруг слышу: шелестит трава,В ручье бежит вода живая.«Я вас люблю!..» — звучат словаИ светят, не устаревая...Тысячелетие прошло.На землю я вернулся снова.Все, что я помнил, замелоПесками времени иного.Но так же меркнут звезд огни,Узнав, что скоро солнце выйдет.А люди — как и в наши дни —Влюбляются и ненавидят...Ушел я и вернулся вновь,Оставив вечность за спиною.Мир изменился до основ.Он весь пронизан новизною.Но все-таки — зима бела.Цветы в лугах мерцают сонно.Любовь осталась как была.И прежнею осталась ссора.

Журавли

Мне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю эту полегли когда-то,А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальнихЛетят и подают нам голоса.Не потому ль так часто и печальноМы замолкаем, глядя в небеса? Сегодня, предвечернею порою,Я вижу, как в тумане журавлиЛетят своим определенным строем,Как по полям людьми они брели. Они летят, свершают путь свой длинныйИ выкликают чьи-то имена.Не потому ли с кличем журавлинымОт века речь аварская сходна? Летит, летит по небу клин усталый -Летит в тумане на исходе дня,И в том строю есть промежуток малый -Быть может, это место для меня! Настанет день, и с журавлиной стаейЯ поплыву в такой же сизой мгле,Из-под небес по-птичьи окликаяВсех вас, кого оставил на земле.

Идущий за мною вслед

Стремлюсь, сединой повитый,Узнать, что ты за поэт,Молодостью знаменитый,Идущий за мною вслед. Стрелок ли ты из хваленых,А вдруг настоящих нетВ твоих газырях патронов,Идущий за мною вслед? Что людям поведать хочешь,Решив удивить весь свет?Грядущему что пророчишь,Идущий за мною вслед? Я сам себя предвосхитил,Чтоб ты, не страшася бед,У неба огонь похитил,Идущий за мною вслед! Как в схватке, держаться междуДвух сабель тебе не след.Мою оправдай надежду,Идущий за мною вслед! Являя свою повадку,В подножье семи планетБросай мне скорей перчатку,Идущий за мною вслед! И верь, променять готов яИзвестность, как амулет,На юность твою годов я,Идущий за мною вслед.

* * *

Изрек пророк: - Нет бога, кроме бога!-Я говорю: - Нет мамы, кроме мамы!..-Никто меня не встретит у порога,Где сходятся тропинки, словно шрамы. Вхожу и вижу четки, на которыхОна в разлуке, сидя одиноко,Считала ночи, черные, как порох,И белы дни, летящие с востока. Кто разожжет теперь огонь в камине,Чтобы зимой согрелся я с дороги?Кто мне, любя, грехи отпустит нынеИ за меня помолится в тревоге? Я в руки взял Коран, тисненный строго,Пред ним склонялись грозные имамы.Он говорит: - Нет бога, кроме бога!-Я говорю: - Нет мамы, кроме мамы!

* * *

Поверьте, первая ошибка не страшна,И первая обида не важна,И самый первый страх сродни испугу.И коль в твоей судьбе случилось вдруг,Что в первый раз тебя обидел друг -Не осуждай, понять попробуй друга. Наверное, на свете не найтиЛюдей, ни разу не сбивавшихся с пути,Сердец, ни разу не окутанных туманом.И коль у друга твоего стряслась беда:Сказал не то, не тем и не тогда -Его ошибку не считай обманом. Друзья, что, глупый промах мой кляня,Когда-то отказались от меня,-Для вас всегда мой дом открыт. Входите!Всех, кто со мной смеялся и грустил,Люблю, как прежде. Я вас всех простил.Но только и меня, друзья, простите.

 

* * *

Чтобы рвануться в схватку, у мужчиныЕсть только две достойные причины.И первая: родной страны защита,Граница чья пред недругом закрыта. Вторая - долг, что предками завещан,Мужчинам всем повелевает он:Собой рискуя, защищайте женщин,Как на дуэлях пушкинских времен. Чтоб песню спеть, от века у мужчиныЕсть только две достойные причины.И первая: любовь к земле родимой,Которая вошла нам в плоть и в кровьИ сделалась звездой неугасимой.Вторая - это к женщине любовь!

А.В. Вампилов.

23.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество И.А. Бунина»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

23.2. прочитайте пьесу А. Вампилова «Утиная охота»

23.3. Ответьте на вопросы:

1) Охарактеризуйте главного героя

2) Подумайте, насколько стремление Зилова к самоубийству мотивировано его характером.

3) Соотнесите с Зиловым других героев драмы. Противопоставлены ли они главному герою или сопоставлены с ним?

4) Подумайте, как отношение к отцу, женщинам, друзьям и работе раскрывает характер Зилова.

5) В чём проявляется сходство Зилова и официанта Димы? Можно ли их назвать «двойниками»? Обратите внимание на портреты, которые даёт драматург этим героям, и их отношение к утиной охоте.

6) Почему именно такой герой, как Зилов, стал главным героем пьесы?

23.4. Написать творческую работу по пьесе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.015 с.)