Устный зачёт по пьесе «на дне». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устный зачёт по пьесе «на дне».



ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 20-ГО ВЕКА

1. Стр. 362 – 371 + стр. 376 учебника («Особенности развития литературы и других видов искусства в конце XIX – XX века») – конспект.

И.А. Бунин

2.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество И.А. Бунина»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

2.2. Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско»

2.3. Вопросы для устного зачёта:

1. В чём смысл названия рассказа?

2. О чём этот рассказ? Какие философские проблемы поднимает и осмысляет И.А. Бунин?

3. Как называется корабль, на котором совершал плавание главный герой и его семья? Как вы объясните смысл этого названия?

4. Почему главный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско» лишён имени? Как его называет автор? Почему?

3.4. Выучить наизусть одно из стихотворений И. А. Бунина:«Вечер», «В архипелаге», «В горах», «Новый храм», «Одиночество», «Поэт», «Призраки».

Вечер


О счастье мы всегда лишь вспоминаем.А счастье всюду. Может быть, оно -Вот этот сад осенний за сараемИ чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краемВстает, сияет облако. ДавноСлежу за ним... Мы мало видим, знаем,А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и селаНа подоконник птичка. И от книгУсталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело.Гул молотилки слышен на гумне...Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 

 

***


Мы встретились случайно, на углу.

Я быстро шел - и вдруг как свет зарницы

Вечернюю прорезал полумглу

Сквозь черные лучистые ресницы.

 

На ней был креп,- прозрачный легкий газ

Весенний ветер взвеял на мгновенье,

Но на лице и в ярком свете глаз

Я уловил былое оживленье.

 

И ласково кивнула мне она,

Слегка лицо от ветра наклонила

И скрылась за углом... Была весна...

Она меня простила - и забыла.


В архипелаге

Осенний день в лиловой крупной зыбиБлистал, как медь. Эол и ПосейдонВели в снастях певучий долгий стон,И наш корабль нырял подобно рыбе. Вдали был мыс. Высоко на изгибе,Сквозя, вставал неровный ряд колонн.Но песня рей меня клонила в сон —Корабль нырял в лиловой крупной зыби. Не все ль равно, что это старый храм,Что на мысу — забытый портик Феба!Запомнил я лишь ряд колонн да небо. Дым облаков курился по горам,Пустынный мыс был схож с ковригой хлеба.Я жил во сне. Богов творил я сам.

В горах

Поэзия темна, в словах невыразима:Как взволновал меня вот этот дикий скат.Пустой кремнистый дол, загон овечьих стад,Пастушеский костер и горький запах дыма! Тревогой странною и радостью томимо,Мне сердце говорит: «Вернись, вернись назад!»—Дым на меня пахнул, как сладкий аромат,И с завистью, с тоской я проезжаю мимо. Поэзия не в том, совсем не в том, что светПоэзией зовет. Она в моем наследстве.Чем я богаче им, тем больше — я поэт. Я говорю себе, почуяв темный следТого, что пращур мой воспринял в древнем детстве:— Нет в мире разных душ и времени в нем нет!

* * *

Ветер осенний в лесах подымается,Шумно по чащам идет,Мертвые листья срывает и веселоВ бешеной пляске несет. Только замрет, припадет и послушает,-Снова взмахнет, а за нимЛес загудит, затрепещет,- и сыплютсяЛистья дождем золотым. Веет зимою, морозными вьюгами,Тучи плывут в небесах...Пусть же погибнет все мертвое, слабоеИ возвратится во прах! Зимние вьюги - предтечи весенние,Зимние вьюги должныПохоронить под снегами холоднымиМертвых к приходу весны. В темную осень земля укрываетсяЖелтой листвой, а под нейДремлет побегов и трав прозябание,Сок животворных корней. Жизнь зарождается в мраке таинственном.Радость и гибель еяСлужат нетленному и неизменному -Вечной красе Бытия!

* * *

И вот опять уж по зарямВ выси, пустынной и привольной,Станицы птиц летят к морям,Чернея цепью треугольной. Ясна заря, безмолвна степь,Закат алеет, разгораясь...И тихо в небе эта цепьПлывет, размеренно качаясь. Какая даль и вышина!Глядишь — и бездной голубоюНебес осенних глубинаКак будто тает над тобою. И обнимает эта даль,—Душа отдаться ей готова,И новых, светлых дум печальОсвобождает от земного.

Новый храм

По алтарям, пустым и белым,Весенний ветер дул на нас,И кто-то сверху капал меломНа золотой иконостас. И звучный гул бродил в колоннах,Среди лесов. И по лесамМы шли в широких балахонах,С кистями, в купол, к небесам. И часто, вместе с малярами,Там пели песни. И Христа,Что слушал нас в веселом храме,Мы написали неспроста. Нам все казалось, что под этиПростые песни вспомнит онПорог на солнце в Назарете,Верстак и кубовый хитон.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды.Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады.Я на даче один. Мне темноЗа мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной.Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой...Что ж, прощай! Как-нибудь до весныПроживу и один - без жены... Сегодня идут без конца Те же тучи - гряда за грядой.Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой.И мне больно глядеть одномуВ предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед: "Воротись, я сроднился с тобой!"Но для женщины прошлого нет: Разлюбила - и стал ей чужой.Что ж! Камин затоплю, буду пить...Хорошо бы собаку купить.

Поэт

Поэт печальный и суровый,Бедняк, задавленный нуждой,Напрасно нищеты оковыПорвать стремишься ты душой! Напрасно хочешь ты презреньемСвои несчастья победитьИ, склонный к светлым увлеченьям,Ты хочешь верить и любить! Нужда еще не раз отравитМинуты светлых дум и грез,И позабыть мечты заставит,И доведет до горьких слез. Когда ж, измученный скорбями,Забыв бесплодный, тяжкий труд,Умрешь ты с голоду,- цветамиМогильный крест твой перевьют!

Призраки

Нет, мертвые не умерли для нас! Есть старое шотландское преданье,Что тени их, незримые для глаз, В полночный час к нам ходят на свиданье, Что пыльных арф, висящих на стенах, Таинственно касаются их рукиИ пробуждают в дремлющих струнах Печальные и сладостные звуки. Мы сказками предания зовем, Мы глухи днем, мы дня не понимаем;Но в сумраке мы сказками живем И тишине доверчиво внимаем. Мы в призраки не верим; но и нас Томит любовь, томит тоска разлуки...Я им внимал, я слышал их не раз, Те грустные и сладостные звуки!

2.4. Выполнить тест по биографии и творчеству И.А. Бунина.

А.И. Куприн

4.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.И. Куприна»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

4.2. Прочитать рассказ «Гранатовый браслет»

4.3. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1) Почему рассказ о любви начинается с описания осеннего пейзажа?

2) Каково настроение в первой части рассказа? Подтвердите примерами из текста.

3) Что вы узнали о княгине Вере Николаевне (её заботах, привычках, привязанностях, близких людях и т.д.) в главах 1 и 2?

4) Проанализируйте эпизод встречи Веры Николаевны и Анны Николаевны (глава 3). Как раскрываются характеры обеих женщин в этом эпизоде? Проследите развитие обоих образов в последующем повествовании.

5) Какие подарки получила Вера Николаевна? Какие чувства и ассоциации вызвали у неё эти знаки внимания?

6) Какой подарок «выбивался» из «общего ряда»? Почему? Что его отличало?

7) Как отреагировали на подарок Желткова княгиня Вера и её близкие? Почему?

8) Расскажите о фактах жизни, интересах, особенностях натуры Желткова. Что значил для него гранатовый браслет, который он подарил княгине Вере Николаевне?

9) Сопоставьте картины жизни, быта круга князей Шеиных и чиновника Желткова. Сопоставьте высшие ценности этих людей.

10) Кто из героев рассказа ведёт споры о сильной, бескорыстной любви? На чьей стороне симпатии автора? Почему? Правоту чьей позиции подтверждает история Желткова?

11) В чём смысл сцены посещения князем Василием и братом княгини квартиры Желткова? Как эта сцена способствует раскрытию сюжета повести?

12) Перечитайте последнее письмо Желткова, адресованное Вере Николаевне. Что вы можете сказать о его любви к княгине? Выделите эпитеты, которые характеризуют любовь Желткова.

13) Что происходит с князем и княгиней Шеиными, когда они читают последнее письмо Желткова?

14) Как вы понимаете последнюю часть рассказа, в которой Вера Николаевне переживает смерть Желткова? Почему после смерти Желткова, прослушав Вторую сонату Бетховена, Вера Николаевна многое поняла, «почувствовала себя прощённой»?

 

М. Горький.

5.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М.Горького»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

5.2. Прочитать рассказ «Старуха Изергиль». Беседа с преподавателем.

5.3. Прочитать пьесу М. Горького «На дне». Беседа с преподавателем.

Валерий Брюсов

 

СОНЕТ К ФОРМЕ
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

 

ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ

Топчи их рай, Аттила.
Вяч. Иванов

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий -
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

ЮНОМУ ПОЭТУ
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

КИНЖАЛ
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь
свой клинок...
М. Лермонтов

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,
Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми,— затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.

НАМ ПРОБА
Крестят нас огненной купелью,
Нам проба — голод, холод, тьма,
Жизнь вкруг свистит льдяной метелью,
День к дню жмет горло, как тесьма.

Что ж! Ставка — мир, вселенной судьбы!
Наш век с веками в бой вступил.
Тот враг, кто скажет: «Отдохнуть бы!»
Лжец, кто, дрожа, вздохнет: «Нет сил!»

Кто слаб, в работе грозной гибни!
В прах, в кровь топчи любовь свою!
Чем крепче ветр, тем многозыбней
Понт в пристань пронесет ладью.

В час бури ропот — вопль измены,
Где смерч, там ядра кажут путь.
Стань, как гранит, влей пламя в вены,
Вдвинь сталь пружин, как сердце, в грудь!

Строг выбор: строй, рази — иль падай!
Нам нужен воин, кормчий, страж.
В ком жажда нег, тех нам не надо,
Кто дремлет, медлит — тот не наш!

Гордись, хоть миги жгли б, как плети,
Будь рад, хоть в снах ты изнемог,
Что, в свете молний — мир столетий
Иных ты, смертный, видеть мог!

АССАРГАДОН
Aссирийская надпись

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я:горе.

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь – Ассаргадон

КАМЕНЩИК
- Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?

- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

- Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?

- Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?

- Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!

- Эй, берегись! под лесами не балуй...
Знаем всё сами, молчи!

РАБОТА
Единое счастье - работа,
В полях, за станком, за столом,-
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,-
Часы за упорным трудом!

Иди неуклонно за плугом,
Рассчитывай взмахи косы,
Клонись к лошадиным подпругам,
Доколь не заблещут над лугом
Алмазы вечерней росы!

На фабрике, в шуме стозвонном
Машин, и колес, и ремней,
Заполни, с лицом непреклонным,
Свой день, в череду миллионном
Рабочих, преемственных дней!

Иль - согнут над белой страницей,-
Что сердце диктует, пиши;
Пусть небо зажжется денницей,-
Всю ночь выводи вереницей -
Заветные мысли души!

Посеянный хлеб разойдется
По миру; с гудящих станков
Поток животворный польется;
Печатная мысль отзовется
Во глуби бессчетных умов.

Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет.
Что станет с плодами - безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет на народ.

Великая радость - работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли - за трудом!

Близким

Нет, я не ваш! Мне чужды цели ваши,Мне странен ваш неокрыленный крик,Но, в шумном круге, к вашей общей чашеИ я б, как верный, клятвенно приник! Где вы — гроза, губящая стихия,Я — голос ваш, я вашим хмелем пьян,Зову крушить устои вековые,Творить простор для будущих семян. Где вы — как Рок, не знающий пощады,Я — ваш трубач, ваш знаменосец я,Зову на приступ, с боя брать преграды,К святой земле, к свободе бытия! Но там, где вы кричите мне: «Не боле!»Но там, где вы поете песнь побед,Я вижу новый бой во имя новой воли!Ломать — я буду с вами! строить — нет!

Довольным

Мне стыдно ваших поздравлений, Мне страшно ваших гордых слов! Довольно было унижений Пред ликом будущих веков! Довольство ваше — радость стада, Нашедшего клочок травы. Быть сытым — больше вам не надо, Есть жвачка — и блаженны вы! Прекрасен, в мощи грозной власти, Восточный царь Ассаргадон, И океан народной страсти, В щепы дробящий утлый трон! Но ненавистны полумеры, Не море, а глухой канал, Не молния, а полдень серый, Не агора, а общий зал. На этих всех, довольных малым,Вы, дети пламенного дня,Восстаньте смерчем, смертным шквалом,Крушите жизнь — и с ней меня!

 

Константин Бальмонт

***

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

 

БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье - глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

 

***

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!

 

***

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.

Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая,
Я вею, млею, воздушный, сонный.

В любви неверный, расту циклоном,
Взметаю тучи, взрываю море,
Промчусь в равнинах протяжным стоном -
И гром проснется в немом просторе.

Но, снова легкий, всегда счастливый,
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям, дышу над нивой
И, вечно вольный, забвеньем вею.

АНГЕЛЫ ОПАЛЬНЫЕ
Ангелы опальные,
Светлые, печальные,
Блески погребальные
Тающих свечей,-
Грустные, безбольные
Звоны колокольные,
Отзвуки невольные,
Отсветы лучей,-
Взоры полусонные,
Нежные, влюбленные,
Дымкой окаймленные
Тонкие черты,-
То мои несмелые,
То воздушно-белые,
Сладко-онемелые,
Легкие цветы.

Чувственно-неясные,
Девственно-прекрасные,
В страстности бесстрастные
Тайны и слова,-
Шорох приближения,
Радость отражения,
Нежный грех внушения,
Дышащий едва,-
Зыбкие и странные,
Вкрадчиво-туманные,
В смелости нежданные
Проблески огня,-
То мечты, что встретятся
С теми, кем отметятся,
И опять засветятся
Эхом для меня!

***

Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая -
Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я - изысканный стих.


***

Я с ужасом теперь читаю сказки -
Не те, что все мы знаем с детских лет.
О, нет: живую боль - в ее огласке
Чрез страшный шорох утренних газет.

Мерещится, что вышла в круге снова
Вся нежить тех столетий темноты:
Кровь льется из Бориса Годунова,
У схваченных ломаются хребты.

Рвут крючьями язык, глаза и руки.
В разорванный живот втыкают шест,
По воздуху в ночах крадутся звуки -
Смех вора, вопль захватанных невест.

Средь бела дня - на улицах виденья,
Бормочут что-то, шепчут в пустоту,
Расстрелы тел, душ темных искривленья,
Сам дьявол на охоте. Чу! - "Ату!

Ату его! Руби его! Скорее!
Стреляй в него! Хлещи! По шее! Бей!"
Я падаю. Я стыну, цепенея.
И я их брат? И быть среди людей!

Постой. Где я? Избушка. Чьи-то ноги.
Кость человечья. Это - для Яги?
И кровь. Идут дороги всё, дороги.
А! Вот она. Кто слышит? Помоги!

Андрей Белый

В полях (Я забыл. Я бежал...)

Я забыл. Я бежал. Я на воле.Бледным ливнем туманится даль.Одинокое, бедное поле,Сиротливо простертое вдаль. Не страшна ни печаль, ни тоска мне:Как терзали — я падал в крови:Многодробные, тяжкие камниРазбивали о кости мои. Восхожу в непогоде недобройЯ лицом, просиявшим как день.Пусть дробят приовражные ребраМою черную, легкую тень! Пусть в колючих, бичующих прутьяхИзодрались одежды мои.Почивают на жалких лоскутьяхПоцелуи холодной зари. Над простором плету, неподвижен,Из колючей крапивы венок.От далеких поникнувших хижинПодымается тусклый дымок. Ветер, плачущий брат мой,— здесь тихо.Ты пролей на меня свою сонь.Исступленно сухая гречихаМечет под ноги яркий огонь.

1907, Париж

Воспоминание (Декабрь...)

Декабрь... Сугробы на дворе...Я помню вас и ваши речи;Я помню в снежном серебреСтыдливо дрогнувшие плечи. В марсельских белых кружевахВы замечтались у портьеры:Кругом на низеньких софахПочтительные кавалеры. Лакей разносит пряный чай...Играет кто-то на рояли...Но бросили вы невзначайМне взгляд, исполненный печали. И мягко вытянулись,- всяВоображенье, вдохновенье,-В моих мечтаньях воскресяНевыразимые томленья; И чистая меж нами связьПод звуки гайдновских мелодийРождалась... Но ваш муж, косясь,Свой бакен теребил в проходе... __________ Один - в потоке снеговом...Но реет над душою беднойВоспоминание о том,Что пролетело так бесследно.

Пепел. Россия. Отчаянье.

Довольно: не жди, не надейся -Рассейся, мой бедный народ!В пространство пади и разбейсяЗа годом мучительный год! Века нищеты и безволья.Позволь же, о родина-мать,В сырое, в пустое раздолье,В раздолье твое прорыдать:- Туда, на равнине горбатой,-Где стая зеленых дубовВолнуется купой подъятойВ косматый свинец облаков, Где по полю Оторопь рыщет,Восстав сухоруким кустом,И в ветер пронзительно свищетВетвистым своим лоскутом, Где в душу мне смотрят из ночи.Поднявшись над сетью бугров,Жестокие, желтые очиБезумных твоих кабаков,- Туда,- где смертей и болезнейЛихая прошла колея,-Исчезни в пространстве, исчезни,Россия, Россия моя!

Родина (Те же росы...)

Те же росы, откосы, туманы,Над бурьянами рдяный восход,Холодеющий шелест поляны,Голодающий, бедный народ; И в раздолье, на воле - неволя;И суровый свинцовый наш крайНам бросает с холодного поля -Посылает нам крик: "Умирай - Как и все умирают..." Не дышишь,Смертоносных не слышишь угроз: -Безысходные возгласы слышишьИ рыданий, и жалоб, и слез. Те же возгласы ветер доносит;Те же стаи несытых смертейНад откосами косами косят,Над откосами косят людей. Роковая страна, ледяная,Проклятая железной судьбой -Мать Россия, о родина злая,Кто же так подшутил над тобой?

6.3. Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору студента) Н. С. Гумилёва: «Андрей Рублев», «Жираф», «Капитаны», «Слово», «Я и Вы», «О тебе», «Я в лес бежал из городов», «Если встретишь меня, не узнаешь!», «Рабочий», «Рассыпающая звёзды», «Юг»,

АНДРЕЙ РУБЛЕВ

Я твердо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному Творцом.

Нос - это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.

Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Все тайны духа выдают.

Открытый лоб - как свод небесный,
И кудри - облака над ним;
Их, верно, с робостью прелестной
Касался нежный серафим.

И тут же, у подножья древа,
Уста - как некий райский цвет,
Из-за какого матерь Ева
Благой нарушила завет.

Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И в этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.

ЖИРАФ

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

КАПИТАНЫ
(отрывок)
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так, что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

СЛОВО
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Я И ВЫ
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!

О тебе

О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
В человеческой, темной судьбе
Ты — крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твое —
Словно герб отошедших времен.
Освящается им бытие
Всех земных, всех бескрылых племен.

Если звезды, ясны и горды,
Отвернутся от нашей земли,
У нее есть две лучших звезды:
Это — смелые очи твои.

И когда золотой серафим
Протрубит, что исполнился срок,
Мы поднимем тогда перед ним,
Как защиту, твой белый платок.

Звук замрет в задрожавшей трубе,
Серафим пропадет в вышине…
… О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!

«Я в лес бежал из городов…»

Я в лес бежал из городов,В пустыню от людей бежал…Теперь молиться я готов,Рыдать, как прежде не рыдал. Вот я один с самим собой…Пора, пора мне отдохнуть:Свет беспощадный, свет слепойМой выпил мозг, мне выжег грудь. Я грешник страшный, я злодей:Мне Бог бороться силы дал,Любил я правду и людей;Но растоптал я идеал… Я мог бороться, но как раб,Позорно струсив, отступилИ, говоря: «Увы, я слаб!» —Свои стремленья задавил… Я грешник страшный, я злодей…Прости, Господь, прости меня.Душе измученной моейПрости, раскаянье ценя!.. Есть люди с пламенной душой,Есть люди с жаждою добра,Ты им вручи свой стяг святой,Их манит и влечет борьба. Меня ж прости!..»

«Если встретишь меня, не узнаешь!..»

Если встретишь меня, не узнаешь!Назовут — едва ли припомнишь!Только раз говорил я с тобою,Только раз целовал твои руки. Но клянусь — ты будешь моею,Даже если ты любишь другого,Даже если долгие годыНе удастся тебя мне встретить! Я клянусь тебе белым храмом,Что мы вместе видели на рассвете,В этом храме венчал нас незримоСерафим с пылающим взором. Я клянусь тебе теми снами,Что я вижу теперь каждой ночью,И моей великой тоскоюО тебе в великой пустыне, — В той пустыне, где горы вставали,Как твои молодые груди,И закаты в небе пылали,Как твои кровавые губы.

Рабочий

Он стоит пред раскаленным горном,Невысокий старый человек.Взгляд спокойный кажется покорнымОт миганья красноватых век. Все товарищи его заснули,Только он один еще не спит:Все он занят отливаньем пули,Что меня с землею разлучит. Кончил, и глаза повеселели.Возвращается. Блестит луна.Дома ждет его в большой постелиСонная и теплая жена. Пуля им отлитая, просвищетНад седою, вспененной Двиной,Пуля, им отлитая, отыщетГрудь мою, она пришла за мной. Упаду, смертельно затоскую,Прошлое увижу наяву,Кровь ключом захлещет на сухую,Пыльную и мятую траву. И Господь воздаст мне полной меройЗа недолгий мой и горький век.Это сделал в блузе светло-серойНевысокий старый человек.

Рассыпающая звезды

Не всегда чужда ты и гордаИ меня не хочешь не всегда, — Тихо, тихо, нежно, как во сне,Иногда приходишь ты ко мне. Надо лбом твоим густая прядь,Мне нельзя ее поцеловать,И глаза большие зажженыСветами магической луны. Нежный друг мой, беспощадный врагТак благословен твой каждый шаг, Словно по сердцу ступаешь ты,Рассыпая звезды и цветы. Я не знаю, где ты их взяла,Только отчего ты так светла, И тому, кто мог с тобой побыть,На земле уж нечего любить?

Юг

За то, что я теперь спокойный,И умерла моя свобода,О самой светлой, о самой стройнойСо мной беседует природа. В дали, от зноя помертвелой,Себе и солнцу буйно рада,О самой стройной, о самой белойЗвенит немолчная цикада. Увижу ль пены побережнойСеребряное колыханье, —О самой белой, о самой нежнойПоет мое воспоминанье. Вот ставит ночь свои ветрилаИ тихо по небу струится,О самой нежной, о самой милойМне пестрокрылый сон приснится

6.4. Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору студента) И. Северянина: «Интродукция», «Игорь-Северянин»

ИНТРОДУКЦИЯ
Я - соловей: я без тенденций
И без особой глубины...
Но будь то старцы иль младенцы,-
Поймут меня, певца весны.

Я - соловей, я - сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края.

Я - соловей! на что мне критик
Со всей небожностью своей?-
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!

Я - соловей, и, кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!

ИГОРЬ-СЕВЕРЯНИН
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто,

Фокстрот, кинематограф и лото —
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлет в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над вечно первенствующей планетой...
Он — в каждой песне, им от сердца спетой,-
Иронизирующее дитя.

6.5. Выполнить анализ стихотворения В.Я. Брюсова «Юному поэту»

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

 

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

 

Юноша бледный со взором смущённым!

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побеждённым,

Зная, что в мире оставлю поэта.

(1896)

1. Прочитайте стихотворение «Юному поэту». Как вы его понимаете? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает?

2. Стихотворение написано от первого лица. Случайно ли это?

3. Каким видится В.Я. Брюсову юный поэт? Почему в его понимании юный поэт «бледный со взором горящим»? Выделите глаголы, которые помогают передать лирическому герою свое мироощущение.

4. Какие «заветы» даёт В.Я. Брюсов юному поэту? Как вы их понимаете?

5. Отметьте и проанализируйте особенности композиции стихотворения. На сколько смысловых частей можно его разделить?

 

6.6. Выполнить анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Безглагольность»

Безглагольность

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаённой печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

 

Приди на рассвете на склон косогора, -

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

 

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.

Во всём утомленье – глухое, немое.

 

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, -

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

 

Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

(1900)

1. Прочитайте стихотворение «Безглагольность». Как вы понимаете это стихотворение?

2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает?

3. Как вы поняли название стихотворения?

4. Как поэт передаёт тишину рассвета? Какие художественные приёмы использует в этом стихотворении К.Д. Бальмонт?

5. Отметьте повторение одинаковых звуков в близкостоящих словах (ассонансы и аллитерации), повторение слов и словосочетаний, которые придают стихотворению музыкальность.

6. Символисты считали, что символ всегда музыкален. Какую мелодию «исполняет» душа лирического героя в запечатлённый поэтом миг его жизни?

7. Отметьте символы и метафоры в стихотворении. Какова их роль в раскрытии идейного содержания стихотворения?

8. Как вы понимаете словосочетание «безглагольность покоя»? Попробуйте определить, какие части речи доминируют в этом стихотворении.

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.167 с.)