ТОП 10:

О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Лирика.



11.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

11.2. Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору) О. Мандельштама: «Адмиралтейство», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны», «NOTRE DAME», «SILENTIUM»

АДМИРАЛТЕЙСТВО

В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота - не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек.
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря -
И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря!

 

***

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,

Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

ЛЕНИНГРАД
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

***

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.

NOTRE DAME
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика,- и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

SILENTIUM
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

 

11.3. Выполнить анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины:

сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

 

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, -

Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

 

И море, и Гомер – всё движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1. Прочитайте стихотворение. О каком художественном произведении в нём идёт речь?

2. Определите тему этого стихотворения.

3. Определите, как развивается мысль поэта в каждой из строф.

4. Что переживает лирический герой? С помощью каких художественных средств это выражено?

5. Какие ассоциации возникают у лирического героя в связи с чтением «списка кораблей»? Какие ассоциации возникают у вас?

6. Какие строки в стихотворении можно считать главными?

 

 

А.П. Платонов.

12.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.П. Платонова»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

12.2. Прочитать повесть «Котлован»

12.3. Подготовиться к беседе по вопросам:

1. Объясните символику названия повести «Котлован». Что такое «общепролетарский дом», который строят герои? Какого рода мечты отражены в этом строительстве?

2. Докажите, что Вощев – своего рода резонёр, который проводит мысль автора: «потерян смысл жизни, никто не знает, зачем эта новая жизнь, у большинства задавлено мышление и заменено директивами, агитками, призывами».

3. Какое значение в повести «Котлован» имеет образ Насти - единственного советского ребёнка? Почему она спит и играет в гробу? Что означает её смерть для Вощева?

4. Что означает увольнение Вощева, главного героя повести «Котлован», с производства «вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда»? Почему любое размышление идёт вразрез с темпами труда?

5. Почему Вощев, несмотря на все свои поиски, не увидит человека, лицо которого выражало бы счастье?

6. Почему Вощев уверен, что человек должен знать, зачем он что-либо делает? Почему для него мёртво всё вокруг? Прочитайте его размышления по поводу поднятого им на дороге осеннего листа:

- Ты не имел смысла жизни, - со скупостью сочувствия полагал Вощев.

- Лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб. Раз ты никому не нужен и валяешься среди всего мира, я тебя буду хранить и помнить.

7. Почему «генеральная линия» и «вещество существования» - это взаимоисключающие стороны бытия? В чём неразрешимость и безысходность этого противоречия для героев А.П. Платонова?

8. Софронов «глубоко волновался: не есть ли истина лишь классовый враг? Ведь он теперь даже в форме сна и воображения может предстать!»

9. Почему Софронов обвиняет Вощева в интеллигентности? Почему это слово может быть обвинением? Прокомментируйте слова Вощева: «Ты, наверное, интеллигенция – той лишь посидеть да подумать». Свои рассуждения подтвердите примерами.

 

М.А. Булгаков.

10.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М.А. Булгакова»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

10.2. Прочитать роман «Белая гвардия» и устно ответить на следующие вопросы:

1) Проблематика и тематика романа.

2) Евангельские и библейские мотивы в романе.

3) Когда и где происходят события, описываемые в романе?

4) Под влиянием каких планет и какие события происходят в романе?

5) Как раскрывается тема Дома в романе? Дом Турбиных и Дом Василисы.

6) Нравственный выбор Турбиных, Тальберга, Шервинского, Най-Турса, Малышева.

10.3. Прочитать роман «Мастер и Маргарита».

10.4. Сдать устный зачёт по роману «Мастер и Маргарита».

Вопросы для устного зачёта:

1) Докажите, что перед вами роман в романе. Как в основной роман вводится роман о Пилате и Иешуа, созданный Мастером? Объясните, как текст романа Мастера собирается воедино.

2) Какие философские проблемы поднимаются в романе?

3) Проанализируйте первое появление Воланда. Кто он такой? Зачем приехал в Москву? Почему выдает себя за истрика и за немца? Что означает его имя? Какие атрибуты помогают понять его тайну, «выдают» Воланда?

4) Проанализируйте высказывания Воланда в первой главе. Почему он задает московским литераторам вопрос: «… кто же управляет жизнью человеческой и вообще всем распорядком на земле»? почему не приемлет их ответ? Как возражает им?

5) Почему Воланд боится увидеть в каждом окне по атеисту? Почему утверждает, что в жизни все предопределено свыше? Прокомментируйте его слова: «Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.»

6) Почему роман Мастера вводится в произведение именно Воландом? Прокомментируйте его утверждение: «Имейте в виду, что Иисус существовал… И доказательств никаких не требуется.»

7) С какой целью свита Воланда дает сеанс черной магии? Что такое черная магия? Чем она отличается от белой? Как к магии относится церковь? Какие неприглядные черты советских людей обнаруживаются во время сеанса черной магии? Приведите примеры из текста, подтверждающие вашу мысль.

8) Почему во время сеанса черной магии свита Воланда была вынуждена «произвести разоблачения»? Какой образец разоблачения демонстрируется? Кого и за что высмеивает М.А.Булгаков? почему аналогичный эпизод мы находим в главе «Сон Никанора Ивановича»?

9) Прокомментируйте вывод, к которому приходит Воланд после сеанса: «…они – люди как люди. Любят деньги ,но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну ,легкомысленны…. Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Приведите примеры, позволяющие ему прийти к таким выводам.

10) Что оказалось хуже: черная магия или ее разоблачение? Какие пороки своих современников высмеивает М.А.Булгаков? Против чего выступает?

11) Проанализируйте главу «Великий бал у Сатаны». В чем её идейное значение? Почему она является кульминацией романа? Почему бал происходит во время страстной пятницы? Какие превращения претерпевают время и пространство в этой главе?

12) Почему с бала Сатаны каждый должен уйти с надеждой, дарованной Маргаритой? Какой должна быть королева бала?

13) Расскажите историю Мастера. С какого момента он стал Мастером? почему имел право так себя называть?

14) Как проявились малодушие и трусость Мастера? В чем, по мнению Булгакова, его грех? Как он был за него наказан?

15) Что из себя представляют члены МАССОЛИТа? Кому и за что мстит Маргарита? Почему она берет на себя карающую роль?

16) Чем является покой для Мастера в его посмертной судьбе? Почему «он не заслужил света, он заслужил покой»?

17) Почему Понтий Пилат не мыслит жизнь без установленной власти? почему, пытаясь помочь философу Иешуа, он вспоминает о «Законе об оскорблении величества?» Почему прокуратор Иудеи пасует перед властью кесаря? Каков его первоначальный выбор?

18) Чего испугался Мастер? Почему это привело к прекращению творчества? Как писатель судит героя?

19) Почему М.А.Булгаков был уверен, что «трусость – вот главный порок, потому что от него идут и все остальные»? Как трусость, малодушие героя связаны с проблемой нравственного выбора? Почему умирающий Иешуа говорит, что «…в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость»?

20) Какую роль в романе играет свита Воланда? Охарактеризуйте каждого ее члена. Почему эти герои состоят в свите дьявола?

21) Объясните, почему эпиграфом к роману М.А.Булгаков выбрал слова Мефистофеля из «Фауста» И.В.Гёте:

- Так кто же ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

22) За что и как наказан Берлиоз?

23) За что наказан Понтий Пилат?

10.5. Выполнить тест по биографии Булгакова и по романам «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

10.6. Написать творческую работу по произведениям М. Булгакова.

Темы работ:

1) Тема Дома в произведениях М.А. Булгакова.

2) Тема любви в произведениях М.А. Булгакова.

3) Нравственный выбор героев Булгакова.

4) Роль сна в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

5) Роль эпиграфа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

6) Библейские мотивы в произведениях М.А. Булгакова.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.023 с.)