Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о внимании и его видахСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется помощью внимания. Внимание - направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. При изучении внимания важно учитывать существование различных позиций в отношении его природы. Так есть точка зрения, что внимание не является самостоятельным психическим явлением, так как оно так или иначе присутствует в любом другом психическом процессе. Противоположная позиция сводится к отстаиванию внимания к самостоятельного психического процесса. Правда в отношении характера этого Процесса также наблюдаются различные мнения: одни считают внимание познавательным процессом, другие утверждают, что оно в первую очередь связано с волевой Так или иначе, доказано, что внимание представляет собой особую форму психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности, обеспечивающее ее результативность. Роль внимания значительна. В качестве основных функции внимания можно выделить: 1. Отбор поступающей информации — отбираются значимые, соответствующий потребностям и данной деятельности воздействия и тормозятся несущественные, побочны» 2. Удержание (сохранение) — в сознании сохраняется информация до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. 3. Регуляция и контроль протекания деятельности. Внешнее выражение внимания проявляется в активных приспособительных движениях (поза, взгляд, мимика и пр.) для лучшего восприятия объекта. В зависимости от объекта различают внешнее (направленное на внешние окружающие предметы и явления) и внутреннее (направленное на собственные мы< ни чувства и переживания) внимание. Наиболее известная классификация внимания связана с участием воли в процессе сосредоточения на объекте. Исходя из этого различают следующие виды внимания: 1. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание. 2. Произвольное (преднамеренное) внимание. 3. Послепроизвольное внимание. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Поэтому его часто называют пассивным или вынужденным вниманием. В основе возникновения непроизвольного внимания лежат разные причины, которые условно можно разделить на две группы. 1. Внешние причины (сила и неожиданность раздражителя; новизна, необычность, контрастность раздражителя; подвижность раздражителя). 2. Внутренние причины (интересы; настроение; переживания; потребности человека) ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий (т. е. очаг возбуждения поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы — указания, самоприказ и пр.). Условиями возникновения произвольного внимания являются: О осознание обязанности в выполнении данной деятельности; П отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи. Способствуют функционированию произвольного внимания создание желаемого образа результата деятельности, привычные и оптимальные условия работы, наличие косвенных интересов. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — внимание, возникающее на основе произвольного, после него, не требующее волевых усилий и сохраняющее направление на основе возникновения интереса к самому процессу деятельности. В от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связаны с сознательными целями, но здесь нет волевых усилий, а деятельность поддержив.1. > I • сильным интересом (и не столько к результату, /сколько к процессу деятельно. 1и Роль этого вида внимания в любой деятельности очевидна человек испытывает Удовлетворение от хода деятельности и достигает поставленной. 11 Ощущение и определение их закономерностей Ощущение - познавательный процесс, при котором в результате непосредственного действия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира. Свойства ощущений Под свойствами ощущений понимают их качественные и количественные характерно тики. Одно из первых системных исследований свойств ощущений связано с американским психологом Э. Б. Титченером. Он выделил такие свойства ощущений, как качество (модальность), интенсивность, длительность и отчетливость (ясность). КАЧЕСТВО (модальность) ощущений — специфические особенности данного вида ощущения, определяющие способность воспринимать и обрабатывать информант" внешней среды только Определенного вида (например, при слуховых ощущениях речь идет о высоте, тембре, громкости; при зрительных ощущениях — о цветовых тон«, яркости; при вкусовых ощущениях качественными характеристиками являются сладкий кислый; горький — соленый и др.). ИНТЕНСИВНОСТЬ ощущений — количественное свойство, указывающее на сипу действующего раздражителя и зависимое от функционального состояния органа чувств (т. е. при нормальной работе органа чувств рецептор в состоянии обрабатывать информацию определенного рода, при различных «сбоях» (например, в случае бол»; «ш при той же силе раздражителя (интенсивности) ощущение может быть другим. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ощущения — свойство, связанное со временем действия раздражителя на орган чувства, и соответственно, также зависимое от функционального сосши ния последнего. С момента начала воздействия раздражителя до возникновения ощущения как психического процесса существует так называемый латентный («скрытый период — время, необходимое до поступления импульса от рецептора до соответствующих участков головного мозга. В то же время после окончания воздействия раздражи!т" ощущение часто не исчезает. Это явление связывают с т. н. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ. ОТЧЕТЛИВОСТЬ (ясность) — свойство ощущений, указывающее, насколько возникшее в психике отражение внешнего воздействия является субъективно ярко воспринимай мир. Одно ощущение может нами осознаваться очень ясно, другое, наоборот, нечто смутное, диффузное. Рассмотренные свойства не позволяют в достаточной мере полно описать ощущении Поэтому исследователями в качестве других свойств ощущений также выделяют! пространственная локализация, адаптация, пороги ощущений, сенсибилизации,! контраст и другие. Кратко приведет их описание. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ — свойство ощущения.....• основанное на анализе рецептором месторасположения воздействующего на жителя. Соответственно, данное свойство позволяет человеку ориентироваться ни внешней среде, адекватно адаптируясь к ее воздействиям. АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих >м Ш1 стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Каждый орган чувства может в определенных пределах изменять сям функциональное состояние, благодаря чему и обеспечивается адаптация. Частным случаем проявления адаптации можно считать такое свойство ощущений, как кож г." КОНТРАСТ — свойство ощущения, проявляющееся в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — свойства ощущений, связанные с количественными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изменение ощущении В частности, выделяют НИЖНИЙ и ВЕРХНИЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ. Существу. минимальная интенсивность раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя Г. Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (или нижний порог ощущений). Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность. Наличие ощущения наблюдается до определенной максимальной величины раздражителя, называемой верхним порогом ощущений. Если же воздействие раздражителя продолжается и сверх верхнего порога, наблюдаются нарушении в функционировании органа чувств, сопровождаемой болью и другими негативными последствиями. Благодаря органам чувств человек может не только констатировать наличие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их качеству и сил* Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое субъектом различие интенсивности ощущения, называется порогом различения, или разностным порогом чувствительности. Иногда в качестве свойства ощущений называют сенсибилизацию. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Процесс и виды памяти Память - психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Виды памяти Память можно рассматривать с различных сторон: как происходит запоминание; насколько долго хранится информация; какие способы воспроизведения информации используются и т. д. Поэтому для более глубокого понимания памяти можно рассмотреть ее различные классификации. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности; 4) по способам запоминания. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как вождение автомобиля, спорт, вязание и др. Эмоциональная память — это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций. Образная память — это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т. д.). Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств). Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма (или эйдетической памяти). Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры. По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной, кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую). Кратковременная память — это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины. Долговременная память — сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память — самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ей человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами н.1 длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др. Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается либо попадает в долговременную память. По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в кото ром отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий. В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти. Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком. В зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой. Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысловой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического. Процессы памяти Память функционирует благодаря последовательной смене различных процессов. К основным процессам памяти относят запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и припоминание. Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление новой информации путем связывания ее с информацией, усвоенной ранее Запоминание бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произвольным и непроизвольным. На продуктивность запоминания информации влияют многочисленные факторы Условно можно говорить об объективных (независимых от индивида) и субъективных (связанных с особенностями индивида) причинах эффективного запоминания (см. «Психология в схемах»). В экспериментальных исследованиях В. Д. Шадрикова и Л. В. Черемошкиной выделены следующие приемы, повышающие результативность запоминания (иногда их называют мнемическими приемами) (приводится по: Рогов А. И. Психология. М., 2004) группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т. д.); выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащем опорой более широкого содержания; план — совокупность опорных пунктов; классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий пи классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков; структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого; схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или в виде упрощенного представления запоминаемой информации; аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий; мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания; перекодирование — вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков; достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемся субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам; серийная организация материала — установление или построение последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.; ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности; повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации, являющиеся универсальными и фундаментальными. Запоминание как один из процессов памяти связано с запечатлением в психике той информации, которая воздействует на наши органы чувств или является продуктом мысли тельной деятельности. Для последующего использования этой информации необходимо, чтобы она была сохранена в психике. Сохранение — процесс памяти, направленный ни удержание в психике сведений о мире. Длительность, качество и другие характеристики сохранения зависят от значимости и объема запоминаемого материала, от его осмысленности при восприятии и других факторов. Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленной ранее в психике информации. При воспроизведении информация извлекается из долговременной памяти. Воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренно' воспроизведение происходит независимо от желания и воли человека, а преднамеренное — в результате сознательной поставленной цели. В ситуации, когда человеку приходится прилагать значительные и длительные усилия на извлечение из памяти нужной информации, употребляют понятие припоминание Затруднения при воспроизведении могут быть связаны либо с непрочным запоминанием, либо с большим промежутком времени, прошедшем с момента запоминания. Иногда для описания воспроизведения используют и другие понятия (узнавание -возникает при повторном восприятии объекта; реминисценция — более полное и точное воспроизведение материала по сравнению с первоначально запечатленным. Реминисценцию часто объясняют существованием процессов скрытой, бессознательной обработки заученного материала, особенно если он имеет большое значение для человека) Забывание — процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации. Забывание имеет как позитивный, так и негативный аспекты Негативность забывания проявляется в том, что человек, не имея возможности использовать воспринятую ранее информацию, хуже решает стоящие задачи, может быть не адекватным, плохо адаптируемым к ситуации. Позитивность забывания связана с тем, что если бы человек с течением времени хранил всю воспринятую информацию он мог бы «перегрузить» психику лишними данными, что привело бы к перенапряжению Другая положительная роль забывания связана со «стиранием» в памяти неприятных жизненных ситуаций, событий и т. д. Если бы мы всегда помнили о неприятных момент,! > своей жизни, «застревали» и «проигрывали» их снова и снова, то наша жизнь превратила' I бы в сплошной кошмар. По мнению 3. Фрейда, причиняющие нам страдания мысли и чувства часто вытесняются в бессознательное (вытеснение, как один из способом психологической защиты, иначе еще называется «мотивированным забыванием») Благодаря вытеснению человек не осознает и не помнит травмирующих прошлых событии В то же время, вытесненные в бессознательное неприятные воспоминания, накапливаясь могут порождать состояния тревоги и напряженности. В этих ситуациях необходимо чтобы человек осознал истинную причину своих переживаний. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательно!< влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивно: ч (вперед направленного) торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называется ретроактивное (назад направленное) торможенш-В ряде исследований установлено, что эффективность запоминания учебного мате риала выше, когда учебная деятельность организована разнообразно, когда вслед:и заучиванием учащиеся либо отдыхали, либо осуществляли физические упражнения. Темп забывания информации у разных людей различен. В то же время немецкий ученый Герман Эббингауз установил, что забывание неосмысленного материала особенно интенсивно протекает сразу после запоминания (см. «Психология в схемах»). Поэтому следует помнить о целесообразности осмысленного запоминания, а когд.1 оно невозможно — необходимо организовать повторение материала после заучивания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.009 с.) |