Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воля и структура волевого действия

Поиск

воля — способность человека к сознательному регулированию своего поведения,

выражающаяся в постановке цели, преодолении внутренних и внешних

препятствий при ее достижении.

Структура и содержание волевого действия

Произвольное поведение человека условно можно рассматривать как совокупность волевых действий. Для всех волевых действий характерны следующие особенности (Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М. 1998. С. 131):

1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Любое волевое действие подразумевает наличие цели.


Понятие о темпераменте и его структуре

ТЕМПЕРАМЕНТ —

это биологически обусловленные индивидуальные особенности человека,

определяющие динамическую и эмоциональную стороны его психической

деятельности и поведения.

Свойства темперамента

Значительная доля исследований, проводимых по проблеме темперамента, направлена на выявление его свойств.

Советские психологи Б. М. Теплов и В. Д. Небылицин в результате своих исследований пришли к выводу, что темперамент зависит от таких общих свойств нервно! системы, как общая активность (скорость движений, познавательной деятельности, реакций при общении и др.) и эмоциональность (степень чувствительности челове­ка к происходящим событиям).

В 80-х годах 20 века В. М. Русалов в своих работах показывает, что общая психическая активность выражается в эргичности (выносливости), пластичности (гибкости), темпе реакций и эмоциональности. Данные четыре свойства, по мнению ученк го, по-разному проявляются в трех основных сферах жизнедеятельности человека -психомоторной (манипулирование материальными объектами), коммуникативной (межличностное взаимодействие) и интеллектуальной (познавательная деятельность

Во второй половине 20 века американские ученые А. Басе и Р. Пломин, показа!, что в научной среде нет общепринятого понимания природы темперамента, установили, что можно выделить пять критериев, на основе которых психическое проявление можно отнести к темпераменту (Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 2. М,, 2003. С. 273). Во-первых, любое свойство темперамента генетически обусловлен' и передается от родителей к детям. Во-вторых, темперамент проявляется в поведении уже в раннем детстве. В-третьих, он неизменен на протяжении всей жизни В-четвертых, темперамент, в отличие от многих других психологических особенностей, есть и у животных. Наконец, в-пятых, все свойства темперамента адаптивны, т. е. направлены на успешное приспособление человека к окружающей сред>' На основе этих критериев ученые выделили четыре свойства темперамента: актив ность — энергетический потенциал организма; эмоциональность — интенсивное" реакций на происходящее; социабельность — легкость установления контакте с окружающими; импульсивность — склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних условий или эмоций.

В психологической науке выделяются и некоторые другие свойства темперамента: сензитивность, реактивность и активность, темп реакций, интроверсия — экстраверсия и др.


19. Понятие характера и его структура

ХАРАКТЕР —

индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении

и деятельности.

Структура характера

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА —

(от лат. з1гис1ига — строение, расположение, порядок) — совокупность существенных черт, обеспечивающих относительную устойчивость отношений

и поведения человека.

Таким образом, структуру характера определяют его черты.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА —

психические особенности личности, определяющие ее типичное поведение в одних и тех же ситуациях.

Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по кото­рым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Существуют разные подходы к выделению черт характера. В отечественной науке особую популярность получили два подхода: в соответствии с одним — черты характера рассматриваются в связи с психическими процессами (выделяют интеллекту­альные, волевые и эмоциональные черты характера); в соответствии с другим — черты характера выделяются в зависимости от особенностей направленности лично сти, которая проявляется в разных системах отношений: «человек — другие люди», «человек—окружающий мир», «человек — деятельность», «человек — Я».

Говоря об интеллектуальных чертах характера, прежде всего имеют в виду сложившиеся качества ума: человек является представителем теоретического или прак­тического склада ума; обладает тонкой наблюдательностью или нет; его гибкий ум позволяет быстро ориентироваться в изменяющихся условиях или, наоборот, ему при­сущи косность и инертность; глубоко анализирует явления или поверхностно подхо­дит к вопросу; проявляет ли критичность и самостоятельность при решении задач и т. д. Эмоциональные черты характера связаны с показателем возбудимости, страстным или холодно-рассудочным отношением к явлениям действительности. Они позволя­ют понять, что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен, определить, ка­кое у него преобладает настроение, и т. д. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей, и направлять поведение в соответствии с определенны-

или энергии (решительность, смелость, инициативность и им противоположные -нерешительность, трусость, безынициативность или инертность); черты организован ности (выдержка или сдержанность, целеустремленность, самоконтроль, уверенность в себе); черты стойкости характера (выносливость, терпеливость, настойчивость, мужество, упрямство как нецеленаправленная настойчивость).

Системы взаимосвязанных психических свойств называются симптомокомплексами. Взаимосвязаны друг с другом такие свойства характера, которые обусловлены одним и тем же отношением личности к определенной стороне действительности.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образую­щие симптомокомплексы:

1) черты, характеризующие отношение человека к другим людям, группе, обще­ству (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, коллекти­визм и противоположные им черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);

2) черты, показывающие отношение человека к деятельности, к своему делу (тру­долюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отно­шение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);

3) черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность и противоположное ей самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои пережива­ния, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

4) черты, характеризующие отношение человека к материальной действительности (природе и предметному миру) (аккуратность или неряшливость, бережливость, скупость и др.).

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и такими свойствами, которые присущи характеру как целому. К числу таких струк­турных свойств относятся: степень глубины, цельность, степень устойчивости или изменчивости, активность и сила характера.

Степень глубины как качество структуры характера отражает связь черт характе ра со стержневыми отношениями личности. Более глубокими свойствами характера являются те, которые определяются центральными отношениями личности, и потому они связаны с очень широкой системой других свойств. Благодаря различиям в сте­пени глубины свойств характера, характеристика человека не может быть сведена к перечню симптомокомплексов, т. е. систем, взаимосвязанных свойств характера, а должна отражать базовые свойства данной личности и их определяющую роль по отношению к другим свойствам, более поверхностным.

Цельность характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт, соответствие между направленностью и деятельностью, со знанием и поступками человека. Противоречивость в характере часто зависит от различия систем отношений, с которыми человек имеет дело. Например, на работе человек очень настойчив, энергично берется за решение трудных производственных задач, а дома — пасует даже перед небольшими трудностями. Недостаточная цельность характера обнаруживается у тех людей, которые в разных условиях проявляют различный характер. Нередко бывает и так, что человек обнаруживает цельность в направленности, мировоззрении, а в поступках, деятельности у него никакой цельности нет. Чаще всего это объясняется слабоволием или же несоответствием уровня притязаний возможностям данного человека.

Степень устойчивости или изменчивости характера позволяет судить о его опре­деленности. Об устойчивом характере говорят тогда, когда поведение человека во всех случаях соответствует сложившимся у него убеждениям, моральным представлениям


20. Способности как прижизненные образования личности.

Понятие о способностях

Мы обращаемся к понятию «способность», когда хотим указать на продуктивность I какой-то конкретной деятельности данного человека. Поэтому редко употребляют выражение «способный человек», а, как правило, говорят «способный ученик» (уче­ник, имеющий высокие показатели в конкретной, учебной деятельности), «способ­ный музыкант», «способный футболист» и т. д. Таким образом, способности связаны с продуктивным осуществлением какого-либо дела, достижением высокого результа­та в живописи, спорте, политике или другой сфере. Самореализация человека, пред­полагающая раскрытие человеком в жизни своего потенциала, немыслима без раз­вития способностей. Неслучайно, что многие ученые обращались к исследованию рассматриваемой проблемы. Приведем для примера взгляды некоторых исследова­телей на сущность понятия «способность».

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн охарактеризовал способность как сложную синтетическую особенность личности, «которая определяет ее пригод­ность к деятельности». Ее основу, по мнению ученого, составляют «специфические качества, которые требуются для определенной деятельности и через посредство ее • могут сформироваться на базе тех или иных задатков». Н. В. Кузьмина считала, что •способности — это «индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие |в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых ре-зультатов в ней». Исследователь способностей Н. С. Лейтес определял способности •как «особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, •по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».

Во всех приведенных определениях отмечается, что способности, с одной стороны, {связаны с индивидуально-психологическими особенностями человека, а с другой — определяют продуктивность осуществляемой деятельности. Учитывая это, в каче­стве определения способностей можно принять следующее.

СПОСОБНОСТИ —

совокупность индивидуально-психологических свойств личности, которые

определяют скорость и успешность овладения какой-либо деятельностью

и совершенствования в ней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.009 с.)