Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические характеристики сознания

Поиск

Рассмотрим основные психологические характеристики сознания.

АКТИВНОСТЬ — указывает на то, что при сознательном отражении действитель­ности человек выступает в качестве активного, а не пассивного начала, что выра­зится в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — сознание человека всегда направлено на какой-либо ч.(;кт. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект, ((» то, что принадлежит «Я» человека и его «не Я».

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — способность человека направлять сознание на свой внутренний мир и вследствие этого познавать себя. Человек накапливает информацию о своих качествах, состояниях, сравнивает ее со своим опытом, идеалами, с опытом гу их людей.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА — сознательное отражение деятельности человеком пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека.

УРОВЕНЬ ЯСНОСТИ — степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов.


Понятие личности и ее структура

В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С. Л. Рубинштейна, К, К. Платонова, А. Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева и др.

С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделяет:

П направленность;

О знания, умения и навыки;

О индивидуально-типологические особенности.

К. К. Платонов:

П подструктура направленности;

П подструктура социального опыта;

П подструктура форм отражения;

П биологически обусловленная подструктура.

А. Г. Ковалев:

П направленность;

П возможности;

П характер;

О система упражнений.

Б. Г. Ананьев:

О первичные личностные свойства (к ним относятся социальный статус, со­циальные функции-роли, цели и ценностные ориентации);

П вторичные личностные свойства (мотивация, социальное поведение, миро­воззрение);

П характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.

Таким образом, во всех рассмотренных подходах отечественных ученых в ка­честве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация. При этом большинство психологов именно направленность рассматривают в качестве ведущего компонента структуры личности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

личность- человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.


Теории личности

Взгляды в психологии на природу личности оформились в виде соответствующих теорий. В настоящее время в психологической науке существуют десятки теорий лич­ности, в каждой из которых представлено свое обоснование содержательных и структурных характеристик человека. Не имея возможности рассмотреть все теории, кратко рассмотрим лишь некоторые, оказывающие влияние как на развитие самой теории, так и на решение прикладных задач. Из зарубежных психологических теорий мы рассмотрим психоанализ и гуманистическую психологию.

ПСИХОАНАЛИЗ — одна из наиболее популярных теорий в психологии, возникшая в конце 19 — начале 20 века благодаря работам австрийского психолога Зигмунда ФРЕЙДА. В основе психоанализа лежит идея о решающем значении в психической жизни человека бессознательных сил.

В структуре психики Фрейд выделял три уровня — сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из переживаний, осознаваемых человеком в данный момент времени. По Фрейду, лишь незначительная часть психической жизни связана с этим уровнем. Уровень предсознания включает все, что не осознается человеком в данный момент времени, но может без особых усилий стать объектом осознания под влиянием воли или случайных событий. Этот уровень своего род буфер между сознанием и бессознательным

Бессознательный уровень психики — самая значимая и влиятельная часть. Он включает инстинктивные побуждения, а также сильные эмоциональные переживания и вое поминания, вытесненные в бессознание из-за того, что человек воспринимав их как угрозу для своего благополучия.

Фрейд настаивал, что самые значимые аспекты поведения человека определяются бессознательными побуждениями. Осознать это очень сложно, а если это происходит человек, как правило, испытывает негативные эмоции. В то же время неосознанное проявляет себя в замаскированной или символической форме (сновидениях, оговорках, юморе и т. д.) анализ которых выступает объектом интереса для психоаналитика при психотерапии

Впоследствии наряду с выделением рассмотренных уровней психики, Фрейд выделил 3 структурных компонента личности: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО. ИД (в пер. с лат. — «ОНО»)--означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности Ид полностью находится в бессознательном и определяется биологическими инстинкта ми, которые наполняют жизнь энергией. Оно подчинено принципу удовольствия и направлено на немедленную разрядку основных побуждений, главное место среди которых занимают сексуальные и агрессивные. Снятие напряжения может происходить 2 путями рефлекторными действиями (автоматическая реакция на раздражитель) и формированием первичных процессов (т. е. образа объекта, который связан с удовлетворением потребности). ЭГО — структура, обеспечивающая учет как побуждений ид, так и внешних условий и принимающая на основе этого решения, т. е. это подчиняется принципу реальности. В отличие от ид, эго характеризуется способностью принимать рациональные | решения (Фрейд говорил о логическом мышлении как о вторичном процессе). СУПЕРЭГО — компонент личности, включающий усвоенные человеком социальные нормы, ценности, стандарты поведения. Данный компонент включает 2 подкомпонента: совесть и эго-идеал Совесть связана с наказанием человека за «неправильное» поведение, а эго-идеал — с теми устремлениями, за которые он поощряется.

Психоанализ получил широкое распространение за рубежом благодаря эффективности психотерапии, исследованию природы тревожности, механизмов психологичес­кой защиты и т. д. Однако исходные положения данной теории не раз обоснованно под­вергались критике, что привело как к пересмотру самого психоанализа (взгляды К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни и др.), так и к генерированию новых идей и созданию других, альтернативных теорий. Вместе с тем, идеи Зигмунда Фрейда и по сей день захватывают ученых, что и позволяет его считать одним из величайших психологов всех времен Кроме того, многие психотерапевтические приемы, возникшие в рамках психоанализа, получили широкое распространение в среде практических психологов и психотерапевтов.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, прису­щую только человеку. В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяют некоторые общие черты: • О человек должен изучаться в своей целостности;

П все исследования должны учитывать уникальность каждого человека, а потому использование стандартов, норм недопустимо;

П каждый человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации;

П человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врожден­ных инстинктов благодаря своей воли, способности формировать свои ценности и смыслы.

К основным представителям гуманистической психологии можно отнести А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла. Во многом гуманистическая психология противостоит теориям, признающим решающую роль тех сил, которыми человек не управляет. В противоположность этому гуманисты считают, что человек обладает внутренними ресурсами, чтобы быть ответственным за свою судьбу.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» (по словам А. Маслоу) бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней — устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное, приспособительное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания жизни.

Центральной темой в работах Абрахама Маслоу выступает самоактуализация человек Ученый определяет самоактуализацию как полное использование человеком своих способностей, возможностей, дарований. Маслоу считает, что ядро «Я» индивида составляют собственные вкусы, ценности и цели. «Чтобы самоактуализироваться, то есть привносить а действительность "себя", свое "Я", важно понимать свою внутреннюю природу и действовать в согласии с нею». Самоактуализирующимся людям, по мнению А. Маслоу, в большей степени присуща так называемая мотивация, связанная с более высокими потребностями и часто принимающая форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то «вне себя»

Маслоу считает, что «чувство принадлежности достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так КМ Существенны для психологического благополучия как безопасность, любовь И Самоуважение».

Гуманисты говорят о внутренней свободе человека Человек может быть свободным, если он осознает, что ключ его внутренней свободы связан с осуществлением осознанных и ответственных решении. С выбором в любой значимой жизненной ситуации.

ДЕЯТЕПЫНОСТНЫЙ ПОДХОД — теория, возникшая •советской науке и рассматривающий психологию как науку о порождении, функционировании и структур психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Л. Леоньтьев) Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в различных аспектах (историческом, индивидуальном, социальном и т. д.).

Основные принципы деятельностного подхода

П принципы развития и историзма;

П предметности;

О активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека;

П интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;

П единства строения внешней и внутренней деятельности;

П системного анализа психики;

О зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

На основе этих принципов выделены критерии возникновения и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педаго­гической и т. п.). На основе предложенной А. Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции) (см «Психология в схемах»), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучался широкий круг психических явлений.

СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД — направление в отечественной психологии, сторонники которого считают основной категорией психологии категорию субъекта деятельности и всей жизни Разработка и введение данного подхода в психологию связано прежде всего с известным советским психологом С. Л. Рубинштейном. Он обосновал позицию, согласно которой человек «связывает» все аспекты своего жизненного пути и, выступает активным «строителем» всей своей жизни. Введение понятия субъекта жизни позволило Рубинштейну раскрыть деятельную сущность человека, преодолеть созерцательный подход к личности и к ее жизни. Таким образом, в основе подхода Рубинштейна лежит идея об индивидуально активном человеке, т. е. о человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней Акцентирование внимания на том, что человек может и должен принимать решения в отношении всех аспектов своей жизни, и позволяет говорить о нем как о субъекте, а не объекте независимых от него воздействий (внешних или внутренних).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.011 с.)