Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика мышленияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Мышление - психический познавательный процесс, характеризующийся обобщением •и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности. Существенными признаками мышления как познавательного процесса выступают: П обобщенное отражение действительности — благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности, в которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями; П познание мира, опосредствованное имеющимися знаниями — указание на то, что мыслительная деятельность предполагает использование имеющихся знаний, которые опосредствуют, влияют на решение стоящих задач; П словесное опосредствование — мыслительная деятельность человека основывается на использовании понятий (обозначение явлений мира в словесной форме); П мышление направлено на решение познавательной или практической задачи. или другими словами, оно проявляется и развивается в случае проблемы, которую индивиду надо разрешить. Таким образом, благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом. Проблемы мышления рассматривались в различных психологических теориях. !' 1апример, в рамках ассоциативной психологии мышление понималось как результат становления связи между следами прошлого опыта и новой информацией. Бихевиоризм обосновывал позицию, согласно которой мышление связано с образованием ложных связей между стимулами и реакциями. В отечественной психологии наиболее часто исследование мышления проводилось в рамках деятельностного подхода. В соответствии с ним внутренняя мыслительная деятельность человека е только является производной от внешней, практической деятельности, но и имеет такую же структуру. В ней можно выделить в качестве отдельных единиц анализа мыслительные действия и операции. На основе положений данного подхода были разработаны более частные теории (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов /I др.). В настоящее время активно предпринимаются попытки комплексных, междисциплинарных исследований мышления, ведущих к возникновению новых теорий. В качестве примера можно назвать т. н. информационно-кибернетическую теорию мышления, в которой предпринята попытка изучить закономерности мыслительной деятельности человека на основе знаний кибернетики, информатики, других наук. Результатом этого научного поиска стала постановка проблемы «искусственного интеллекта». В отечественной психологии в качестве физиологических основ мышления! выделяют процессы, связанные с функционированием головного мозга. При этом I считается, что мыслительную деятельность «обеспечивают» все зоны головного! мозга, связанные с другими познавательными процессами (ощущением, вое-1 •приятием, вниманием и т. д.). Поэтому и утверждается, что физиологическую основу! [мышления составляет сложная аналитико-синтетическая деятельность коры •полушарий головного мозга. В соответствии с теорией И. П. Павлова, для процесса мышления большое значение имеют сложные временные связи, образуемые I между мозговыми концами анализаторов. Мыслительная деятельность обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики (коды). В нейронных кодах запечатлен,I определенная частота импульсной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Мышление также напрямую связано с т. н. функциональными системами, пол которыми понимается определенная организация элементов нервной системы и органов тела человека, позволяющая достигать полезного приспособительного результата и продуктивно выполнять мыслительные задачи (П. К. Анохин). Виды речи, их особенности. Речь чаще всего определяется как форма общения людей, опосредствованная языком. Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми. При этом различают 3 типа внутренней речи: 1) «речь прс себя» — внутреннее проговаривание, наблюдаемое, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешний речи; 2) речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов, и, соответствен но, данный тип не соответствует структуре внешней речи; 3) речь как средство внутреннего программирования — использование слов для оказания воздействия н.> свое состояние, эмоции, мотивацию. Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной. Письменная речь — общение посредством слов, выраженных в письменных текстах. Для данной речи характерна достаточно сложна» композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение. Чтение — восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превышает процесс говорения в среднем в три раза). Устная речь — словесное общение при помощи языка, воспринимаемое на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса: говорение и аудирование Говорение — процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Выделяют две основные характеристики данного процесса — объем высказываемых фраз и темп речи. Аудирование — процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информации, ситуацией и др. Важно, чтобы в ходе общения человек не только понял содержание сообщения, но и был способен воспринимать скрытый подтекст и эмоциональное состояние говорящего. Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая (разговорная) речь — вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых положений, содержит эмоциональную окраску. Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком и направленная на определенную аудиторию. В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна. В психологии также иногда выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, пассивная — речь слушающего (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое). Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также определить и еще один вид речи — эгоцентрический. Воображение и его функции Воображение - психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний. Роль воображения в жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях: О представление в психике действительности в образах — во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»; П регуляция деятельности и поведения — благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу ее разрешения, образ желаемого результата и на основе этого затем осуществляет практические действия; П управление эмоциональными состояниями — основу эмоциональной саморегуляции составляет использование для достижения желаемых состояний образов, их обуславливающих. Воображение и мышление в процессе деятельности выступают в единстве. В этой связи можно выделить их следующие общие характеристики: О и воображение, и мышление опосредствованы уровнем развития самосознания человека; П и воображение, и мышление связаны с опосредствованным отражением действительности; О и воображение, и мышление направлены на создание нового знания путем активной переработки прошлого опыта. В то же время можно указать и на существенные отличия воображения и мышления: П основным содержанием воображения выступают образы, конкретные представления, а мышления — понятия; П мышление возможно в ситуации, когда имеются исходные данные, а благодаря воображению человек может решать задачи и высокой степени неопределенности Физиологическую основу воображения составляют преобразовательные процессы нервных связей (их распад, перегруппировка, объединение в новые системы). Это указывает, с одной стороны, на зависимость воображения от прошлого опыта человека, а с другой — на возможность независимо от внешней среды порождать внутри процессы, определяющие деятельность человека. Конкретизируя процессы, происходящие в нервной системе, влияющие на возникновение новых образов и составляющие физиологическую основу воображения, выделяют так называемые остаточные (следовые) процессы: П возбуждения и торможения; П иррадиации (распространение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе от одного участка к другому) и концентрации (возвращение возбуждения и торможения к исходному очагу); П положительной и отрицательной индукции (влияние возбуждения и торможения друг на друга); П аналитико-синтезирующей деятельности головного мозга (дифференциация воздействующих раздражителей и определение существующих между ними связей).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.006 с.) |