Общая характеристика мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика мышления



Мышление - психический познавательный процесс, характеризующийся обобщением •и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.

Существенными признаками мышления как познавательного процесса выступают:

П обобщенное отражение действительности — благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности, в которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями; П познание мира, опосредствованное имеющимися знаниями — указание на то, что мыслительная деятельность предполагает использование имеющихся знаний, которые опосредствуют, влияют на решение стоящих задач; П словесное опосредствование — мыслительная деятельность человека осно­вывается на использовании понятий (обозначение явлений мира в словес­ной форме);

П мышление направлено на решение познавательной или практической задачи. или другими словами, оно проявляется и развивается в случае проблемы, которую индивиду надо разрешить.

Таким образом, благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более

высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения

в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии

с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.

Проблемы мышления рассматривались в различных психологических теориях.

!' 1апример, в рамках ассоциативной психологии мышление понималось как результат становления связи между следами прошлого опыта и новой информацией. Бихевиоризм обосновывал позицию, согласно которой мышление связано с образованием ложных связей между стимулами и реакциями. В отечественной психологии наиболее часто исследование мышления проводилось в рамках деятельностного подхода. В соответствии с ним внутренняя мыслительная деятельность человека е только является производной от внешней, практической деятельности, но и имеет такую же структуру. В ней можно выделить в качестве отдельных единиц анализа мыслительные действия и операции. На основе положений данного подхода были разработаны более частные теории (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов /I др.). В настоящее время активно предпринимаются попытки комплексных, междисциплинарных исследований мышления, ведущих к возникновению новых теорий. В качестве примера можно назвать т. н. информационно-кибернетическую теорию мышления, в которой предпринята попытка изучить закономерности мысли­тельной деятельности человека на основе знаний кибернетики, информатики, других наук. Результатом этого научного поиска стала постановка проблемы «искус­ственного интеллекта».

В отечественной психологии в качестве физиологических основ мышления! выделяют процессы, связанные с функционированием головного мозга. При этом I считается, что мыслительную деятельность «обеспечивают» все зоны головного! мозга, связанные с другими познавательными процессами (ощущением, вое-1 •приятием, вниманием и т. д.). Поэтому и утверждается, что физиологическую основу! [мышления составляет сложная аналитико-синтетическая деятельность коры •полушарий головного мозга. В соответствии с теорией И. П. Павлова, для процесса мышления большое значение имеют сложные временные связи, образуемые I между мозговыми концами анализаторов.

Мыслительная деятельность обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики (коды). В нейронных кодах запечатлен,I определенная частота импульсной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач.

Мышление также напрямую связано с т. н. функциональными системами, пол которыми понимается определенная организация элементов нервной системы и органов тела человека, позволяющая достигать полезного приспособительного результата и продуктивно выполнять мыслительные задачи (П. К. Анохин).


Виды речи, их особенности.

Речь чаще всего определяется как форма общения людей, опосредствованная языком.

Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми. При этом различают 3 типа внутренней речи: 1) «речь прс себя» — внутреннее проговаривание, наблюдаемое, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешний речи; 2) речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов, и, соответствен но, данный тип не соответствует структуре внешней речи; 3) речь как средство вну­треннего программирования — использование слов для оказания воздействия н.> свое состояние, эмоции, мотивацию.

Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной. Письменная речь — общение посредством слов, выра­женных в письменных текстах. Для данной речи характерна достаточно сложна» композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение. Чтение — восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превышает процесс говорения в среднем в три раза).

Устная речь — словесное общение при помощи языка, воспринимаемое на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса: говорение и аудирование Говорение — процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Выделяют две основные характеристики данного процесса — объем высказываемых фраз и темп речи. Аудирование — процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информа­ции, ситуацией и др. Важно, чтобы в ходе общения человек не только понял содержа­ние сообщения, но и был способен воспринимать скрытый подтекст и эмоциональное состояние говорящего.

Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая (раз­говорная) речь — вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых положений, содержит эмоциональную окраску.

Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком и направленная на определенную аудиторию. В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна.

В психологии также иногда выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, пассивная — речь слушающего (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).

Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также опре­делить и еще один вид речи — эгоцентрический.


Воображение и его функции

Воображение - психический познавательный процесс, характеризующийся активным

преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности

и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

Роль воображения в жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях:

О представление в психике действительности в образах — во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде со­ответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, кото­рые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»; П регуляция деятельности и поведения — благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу ее разрешения, образ желаемого результата и на основе этого за­тем осуществляет практические действия;

П управление эмоциональными состояниями — основу эмоциональной само­регуляции составляет использование для достижения желаемых состояний образов, их обуславливающих.

Воображение и мышление в процессе деятельности выступают в единстве. В этой связи можно выделить их следующие общие характеристики:

О и воображение, и мышление опосредствованы уровнем развития самосозна­ния человека; П и воображение, и мышление связаны с опосредствованным отражением

действительности; О и воображение, и мышление направлены на создание нового знания путем

активной переработки прошлого опыта.

В то же время можно указать и на существенные отличия воображения и мышления:

П основным содержанием воображения выступают образы, конкретные пред­ставления, а мышления — понятия;

П мышление возможно в ситуации, когда имеются исходные данные, а благодаря воображению человек может решать задачи и высокой степени неопределенности Физиологическую основу воображения составляют преобразовательные процес­сы нервных связей (их распад, перегруппировка, объединение в новые системы). Это указывает, с одной стороны, на зависимость воображения от прошлого опыта человека, а с другой — на возможность независимо от внешней среды порождать внутри процессы, определяющие деятельность человека.

Конкретизируя процессы, происходящие в нервной системе, влияющие на воз­никновение новых образов и составляющие физиологическую основу воображения, выделяют так называемые остаточные (следовые) процессы: П возбуждения и торможения;

П иррадиации (распространение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе от одного участка к другому) и концентрации (возвращение возбуждения и торможения к исходному очагу); П положительной и отрицательной индукции (влияние возбуждения и тор­можения друг на друга);

П аналитико-синтезирующей деятельности головного мозга (дифференциа­ция воздействующих раздражителей и определение существующих между ними связей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.062 с.)