Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика сознания.

Поиск

Психологическая характеристика сознания.

СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как социальному существу.

Психологические характеристики сознания

Рассмотрим основные психологические характеристики сознания.

АКТИВНОСТЬ — указывает на то, что при сознательном отражении действитель­ности человек выступает в качестве активного, а не пассивного начала, что выра­зится в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — сознание человека всегда направлено на какой-либо ч.(;кт. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект, ((» то, что принадлежит «Я» человека и его «не Я».

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — способность человека направлять сознание на свой внутренний мир и вследствие этого познавать себя. Человек накапливает информацию о своих качествах, состояниях, сравнивает ее со своим опытом, идеалами, с опытом гу их людей.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА — сознательное отражение деятельности человеком пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека.

УРОВЕНЬ ЯСНОСТИ — степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов.


Понятие личности и ее структура

В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С. Л. Рубинштейна, К, К. Платонова, А. Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева и др.

С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделяет:

П направленность;

О знания, умения и навыки;

О индивидуально-типологические особенности.

К. К. Платонов:

П подструктура направленности;

П подструктура социального опыта;

П подструктура форм отражения;

П биологически обусловленная подструктура.

А. Г. Ковалев:

П направленность;

П возможности;

П характер;

О система упражнений.

Б. Г. Ананьев:

О первичные личностные свойства (к ним относятся социальный статус, со­циальные функции-роли, цели и ценностные ориентации);

П вторичные личностные свойства (мотивация, социальное поведение, миро­воззрение);

П характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.

Таким образом, во всех рассмотренных подходах отечественных ученых в ка­честве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация. При этом большинство психологов именно направленность рассматривают в качестве ведущего компонента структуры личности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

личность- человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.


Теории личности

Взгляды в психологии на природу личности оформились в виде соответствующих теорий. В настоящее время в психологической науке существуют десятки теорий лич­ности, в каждой из которых представлено свое обоснование содержательных и структурных характеристик человека. Не имея возможности рассмотреть все теории, кратко рассмотрим лишь некоторые, оказывающие влияние как на развитие самой теории, так и на решение прикладных задач. Из зарубежных психологических теорий мы рассмотрим психоанализ и гуманистическую психологию.

ПСИХОАНАЛИЗ — одна из наиболее популярных теорий в психологии, возникшая в конце 19 — начале 20 века благодаря работам австрийского психолога Зигмунда ФРЕЙДА. В основе психоанализа лежит идея о решающем значении в психической жизни человека бессознательных сил.

В структуре психики Фрейд выделял три уровня — сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из переживаний, осознаваемых человеком в данный момент времени. По Фрейду, лишь незначительная часть психической жизни связана с этим уровнем. Уровень предсознания включает все, что не осознается человеком в данный момент времени, но может без особых усилий стать объектом осознания под влиянием воли или случайных событий. Этот уровень своего род буфер между сознанием и бессознательным

Бессознательный уровень психики — самая значимая и влиятельная часть. Он включает инстинктивные побуждения, а также сильные эмоциональные переживания и вое поминания, вытесненные в бессознание из-за того, что человек воспринимав их как угрозу для своего благополучия.

Фрейд настаивал, что самые значимые аспекты поведения человека определяются бессознательными побуждениями. Осознать это очень сложно, а если это происходит человек, как правило, испытывает негативные эмоции. В то же время неосознанное проявляет себя в замаскированной или символической форме (сновидениях, оговорках, юморе и т. д.) анализ которых выступает объектом интереса для психоаналитика при психотерапии

Впоследствии наряду с выделением рассмотренных уровней психики, Фрейд выделил 3 структурных компонента личности: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО. ИД (в пер. с лат. — «ОНО»)--означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности Ид полностью находится в бессознательном и определяется биологическими инстинкта ми, которые наполняют жизнь энергией. Оно подчинено принципу удовольствия и направлено на немедленную разрядку основных побуждений, главное место среди которых занимают сексуальные и агрессивные. Снятие напряжения может происходить 2 путями рефлекторными действиями (автоматическая реакция на раздражитель) и формированием первичных процессов (т. е. образа объекта, который связан с удовлетворением потребности). ЭГО — структура, обеспечивающая учет как побуждений ид, так и внешних условий и принимающая на основе этого решения, т. е. это подчиняется принципу реальности. В отличие от ид, эго характеризуется способностью принимать рациональные | решения (Фрейд говорил о логическом мышлении как о вторичном процессе). СУПЕРЭГО — компонент личности, включающий усвоенные человеком социальные нормы, ценности, стандарты поведения. Данный компонент включает 2 подкомпонента: совесть и эго-идеал Совесть связана с наказанием человека за «неправильное» поведение, а эго-идеал — с теми устремлениями, за которые он поощряется.

Психоанализ получил широкое распространение за рубежом благодаря эффективности психотерапии, исследованию природы тревожности, механизмов психологичес­кой защиты и т. д. Однако исходные положения данной теории не раз обоснованно под­вергались критике, что привело как к пересмотру самого психоанализа (взгляды К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни и др.), так и к генерированию новых идей и созданию других, альтернативных теорий. Вместе с тем, идеи Зигмунда Фрейда и по сей день захватывают ученых, что и позволяет его считать одним из величайших психологов всех времен Кроме того, многие психотерапевтические приемы, возникшие в рамках психоанализа, получили широкое распространение в среде практических психологов и психотерапевтов.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, прису­щую только человеку. В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяют некоторые общие черты: • О человек должен изучаться в своей целостности;

П все исследования должны учитывать уникальность каждого человека, а потому использование стандартов, норм недопустимо;

П каждый человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации;

П человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врожден­ных инстинктов благодаря своей воли, способности формировать свои ценности и смыслы.

К основным представителям гуманистической психологии можно отнести А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла. Во многом гуманистическая психология противостоит теориям, признающим решающую роль тех сил, которыми человек не управляет. В противоположность этому гуманисты считают, что человек обладает внутренними ресурсами, чтобы быть ответственным за свою судьбу.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» (по словам А. Маслоу) бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней — устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное, приспособительное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания жизни.

Центральной темой в работах Абрахама Маслоу выступает самоактуализация человек Ученый определяет самоактуализацию как полное использование человеком своих способностей, возможностей, дарований. Маслоу считает, что ядро «Я» индивида составляют собственные вкусы, ценности и цели. «Чтобы самоактуализироваться, то есть привносить а действительность "себя", свое "Я", важно понимать свою внутреннюю природу и действовать в согласии с нею». Самоактуализирующимся людям, по мнению А. Маслоу, в большей степени присуща так называемая мотивация, связанная с более высокими потребностями и часто принимающая форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то «вне себя»

Маслоу считает, что «чувство принадлежности достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так КМ Существенны для психологического благополучия как безопасность, любовь И Самоуважение».

Гуманисты говорят о внутренней свободе человека Человек может быть свободным, если он осознает, что ключ его внутренней свободы связан с осуществлением осознанных и ответственных решении. С выбором в любой значимой жизненной ситуации.

ДЕЯТЕПЫНОСТНЫЙ ПОДХОД — теория, возникшая •советской науке и рассматривающий психологию как науку о порождении, функционировании и структур психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Л. Леоньтьев) Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в различных аспектах (историческом, индивидуальном, социальном и т. д.).

Основные принципы деятельностного подхода

П принципы развития и историзма;

П предметности;

О активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека;

П интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;

П единства строения внешней и внутренней деятельности;

П системного анализа психики;

О зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

На основе этих принципов выделены критерии возникновения и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педаго­гической и т. п.). На основе предложенной А. Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции) (см «Психология в схемах»), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучался широкий круг психических явлений.

СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД — направление в отечественной психологии, сторонники которого считают основной категорией психологии категорию субъекта деятельности и всей жизни Разработка и введение данного подхода в психологию связано прежде всего с известным советским психологом С. Л. Рубинштейном. Он обосновал позицию, согласно которой человек «связывает» все аспекты своего жизненного пути и, выступает активным «строителем» всей своей жизни. Введение понятия субъекта жизни позволило Рубинштейну раскрыть деятельную сущность человека, преодолеть созерцательный подход к личности и к ее жизни. Таким образом, в основе подхода Рубинштейна лежит идея об индивидуально активном человеке, т. е. о человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней Акцентирование внимания на том, что человек может и должен принимать решения в отношении всех аспектов своей жизни, и позволяет говорить о нем как о субъекте, а не объекте независимых от него воздействий (внешних или внутренних).


Свойства ощущений

Под свойствами ощущений понимают их качественные и количественные характерно тики. Одно из первых системных исследований свойств ощущений связано с американским психологом Э. Б. Титченером. Он выделил такие свойства ощущений, как качество (модальность), интенсивность, длительность и отчетливость (ясность).

КАЧЕСТВО (модальность) ощущений — специфические особенности данного вида ощущения, определяющие способность воспринимать и обрабатывать информант" внешней среды только Определенного вида (например, при слуховых ощущениях речь идет о высоте, тембре, громкости; при зрительных ощущениях — о цветовых тон«, яркости; при вкусовых ощущениях качественными характеристиками являются сладкий кислый; горький — соленый и др.).

ИНТЕНСИВНОСТЬ ощущений — количественное свойство, указывающее на сипу действующего раздражителя и зависимое от функционального состояния органа чувств (т. е. при нормальной работе органа чувств рецептор в состоянии обрабатывать информацию определенного рода, при различных «сбоях» (например, в случае бол»; «ш при той же силе раздражителя (интенсивности) ощущение может быть другим.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ощущения — свойство, связанное со временем действия раздражителя на орган чувства, и соответственно, также зависимое от функционального сосши ния последнего. С момента начала воздействия раздражителя до возникновения ощущения как психического процесса существует так называемый латентный («скрытый период — время, необходимое до поступления импульса от рецептора до соответствующих участков головного мозга. В то же время после окончания воздействия раздражи!т" ощущение часто не исчезает. Это явление связывают с т. н. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ.

ОТЧЕТЛИВОСТЬ (ясность) — свойство ощущений, указывающее, насколько возникшее в психике отражение внешнего воздействия является субъективно ярко воспринимай мир. Одно ощущение может нами осознаваться очень ясно, другое, наоборот, нечто смутное, диффузное.

Рассмотренные свойства не позволяют в достаточной мере полно описать ощущении Поэтому исследователями в качестве других свойств ощущений также выделяют! пространственная локализация, адаптация, пороги ощущений, сенсибилизации,! контраст и другие. Кратко приведет их описание.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ — свойство ощущения.....•

основанное на анализе рецептором месторасположения воздействующего на жителя. Соответственно, данное свойство позволяет человеку ориентироваться ни внешней среде, адекватно адаптируясь к ее воздействиям.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих >м Ш1 стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Каждый орган чувства может в определенных пределах изменять сям функциональное состояние, благодаря чему и обеспечивается адаптация. Частным случаем проявления адаптации можно считать такое свойство ощущений, как кож г."

КОНТРАСТ — свойство ощущения, проявляющееся в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — свойства ощущений, связанные с количественными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изменение ощущении В частности, выделяют НИЖНИЙ и ВЕРХНИЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ. Существу. минимальная интенсивность раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя Г. Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (или нижний порог ощущений). Между абсолютным порогом чувстви­тельности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность.

Наличие ощущения наблюдается до определенной максимальной величины раздражителя, называемой верхним порогом ощущений. Если же воздействие раздражителя продолжается и сверх верхнего порога, наблюдаются нарушении в функционировании органа чувств, сопровождаемой болью и другими негативными последствиями.

Благодаря органам чувств человек может не только констатировать наличие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их качеству и сил* Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое субъектом различие интенсивности ощущения, называется порогом различения, или разностным порогом чувствительности.

Иногда в качестве свойства ощущений называют сенсибилизацию. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.


Процесс и виды памяти

Память - психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении,

сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает

возможным его повторное использование в деятельности или возвращение

в сферу сознания.

Виды памяти

Память можно рассматривать с различных сторон: как происходит запоминание; насколько долго хранится информация; какие способы воспроизведения информации используются и т. д. Поэтому для более глубокого понимания памяти можно рассмотреть ее различные классификации. Наибольшее распространение в пси­хологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психи­ческой активности, преобладающей в деятельности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности; 4) по способам запоминания.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение раз­личных движений и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как вождение автомобиля, спорт, вязание и др. Эмоциональная память — это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций. Образная память — это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т. д.). Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информа­ции, полученной при помощи органов чувств). Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма (или эйдетической памяти). Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позво­ляет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.

По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговре­менной, кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую).

Кратковременная память — это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.

Долговременная память — сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память — самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ей человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами н.1 длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспри­нимаемая информация очень значима для нас и др.

Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается либо попадает в долговременную память.

По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в кото ром отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий. В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти. Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком.

В зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой. Механическая память предполагает запоминание информации по­средством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысло­вой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического.

Процессы памяти

Память функционирует благодаря последовательной смене различных процес­сов. К основным процессам памяти относят запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и припоминание.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закреп­ление новой информации путем связывания ее с информацией, усвоенной ранее Запоминание бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произ­вольным и непроизвольным.

На продуктивность запоминания информации влияют многочисленные факторы Условно можно говорить об объективных (независимых от индивида) и субъектив­ных (связанных с особенностями индивида) причинах эффективного запоминания (см. «Психология в схемах»).

В экспериментальных исследованиях В. Д. Шадрикова и Л. В. Черемошкиной выделе­ны следующие приемы, повышающие результативность запоминания (иногда их называют мнемическими приемами) (приводится по: Рогов А. И. Психология. М., 2004)

группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т. д.);

выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащем опорой более широкого содержания;

план — совокупность опорных пунктов;

классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий пи классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;

структурирование — установление взаимного расположения частей, состав­ляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;

схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или в виде упрощенного представления запоминаемой информации;

аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;

мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запо­минания;

перекодирование — вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семан­тических, фонематических и других признаков;

достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемся субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам;

серийная организация материала — установление или построение последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.;

ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности;

повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации, являющиеся универсальными и фундаментальными.

Запоминание как один из процессов памяти связано с запечатлением в психике той информации, которая воздействует на наши органы чувств или является продуктом мысли тельной деятельности. Для последующего использования этой информации необходимо, чтобы она была сохранена в психике. Сохранение — процесс памяти, направленный ни удержание в психике сведений о мире. Длительность, качество и другие характеристики сохранения зависят от значимости и объема запоминаемого материала, от его осмыслен­ности при восприятии и других факторов.

Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленной ранее в психике информации. При воспроизведении информация извлекается из долговременной памяти. Воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренно' воспроизведение происходит независимо от желания и воли человека, а преднамеренное — в результате сознательной поставленной цели. В ситуации, когда человеку приходится прилагать значительные и длительные усилия на извлечение из памяти нужной информации, употребляют понятие припоминание

Затруднения при воспроизведении могут быть связаны либо с непрочным запоминанием, либо с большим промежутком времени, прошедшем с момента запоминания.

Иногда для описания воспроизведения используют и другие понятия (узнавание -возникает при повторном восприятии объекта; реминисценция — более полное и точное воспроизведение материала по сравнению с первоначально запечатленным. Реминисценцию часто объясняют существованием процессов скрытой, бессознательной обработки заученного материала, особенно если он имеет большое значение для человека)

Забывание — процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации. Забывание имеет как позитивный, так и негативный аспекты Негативность забывания проявляется в том, что человек, не имея возможности использовать воспринятую ранее информацию, хуже решает стоящие задачи, может быть не адекватным, плохо адаптируемым к ситуации. Позитивность забывания связана с тем, что если бы человек с течением времени хранил всю воспринятую информацию он мог бы «перегрузить» психику лишними данными, что привело бы к перенапряжению Другая положительная роль забывания связана со «стиранием» в памяти неприятных жизненных ситуаций, событий и т. д. Если бы мы всегда помнили о неприятных момент,! > своей жизни, «застревали» и «проигрывали» их снова и снова, то наша жизнь превратила' I бы в сплошной кошмар. По мнению 3. Фрейда, причиняющие нам страдания мысли и чувства часто вытесняются в бессознательное (вытеснение, как один из способом психологической защиты, иначе еще называется «мотивированным забыванием») Благодаря вытеснению человек не осознает и не помнит травмирующих прошлых событии В то же время, вытесненные в бессознательное неприятные воспоминания, накапливаясь могут порождать состояния тревоги и напряженности. В этих ситуациях необходимо чтобы человек осознал истинную причину своих переживаний.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непос­редственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательно!< влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивно: ч (вперед направленного) торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называется ретроактивное (назад направленное) торможенш-В ряде исследований установлено, что эффективность запоминания учебного мате риала выше, когда учебная деятельность организована разнообразно, когда вслед:и заучиванием учащиеся либо отдыхали, либо осуществляли физические упражнения.

Темп забывания информации у разных людей различен. В то же время немецкий ученый Герман Эббингауз установил, что забывание неосмысленного материала особенно интенсивно протекает сразу после запоминания (см. «Психология в схемах»). Поэтому следует помнить о целесообразности осмысленного запоминания, а когд.1 оно невозможно — необходимо организовать повторение материала после заучивания


Виды речи, их особенности.

Речь чаще всего определяется как форма общения людей, опосредствованная языком.

Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми. При этом различают 3 типа внутренней речи: 1) «речь прс себя» — внутреннее проговаривание, наблюдаемое, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешний речи; 2) речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов, и, соответствен но, данный тип не соответствует структуре внешней речи; 3) речь как средство вну­треннего программирования — использование слов для оказания воздействия н.> свое состояние, эмоции, мотивацию.

Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной. Письменная речь — общение посредством слов, выра­женных в письменных текстах. Для данной речи характерна достаточно сложна» композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение. Чтение — восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превышает процесс говорения в среднем в три раза).

Устная речь — словесное общение при помощи языка, воспринимаемое на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса: говорение и аудирование Говорение — процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Выделяют две основные характеристики данного процесса — объем высказываемых фраз и темп речи. Аудирование — процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информа­ции, ситуацией и др. Важно, чтобы в ходе общения человек не только понял содержа­ние сообщения, но и был способен воспринимать скрытый подтекст и эмоциональное состояние говорящего.

Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая (раз­говорная) речь — вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых положений, содержит эмоциональную окраску.

Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком и направленная на определенную аудиторию. В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна.

В психологии также иногда выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, пассивная — речь слушающего (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).

Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также опре­делить и еще один вид речи — эгоцентрический.


Воображение и его функции

Воображение - психический познавательный процесс, характеризующийся активным

преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности

и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

Роль воображения в жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях:

О представление в психике действительности в образах — во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде со­ответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, кото­рые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»; П регуляция деятельности и поведения — благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу ее разрешения, образ желаемого результата и на основе этого за­тем осуществляет практические действия;

П управление эмоциональными состояниями — основу эмоциональной само­регуляции составляет использование для достижения желаемых состояний образов, их обуславливающих.

Воображение и мышление в процессе деятельности выступают в единстве. В этой связи можно выделить их следующие общие характеристики:

О и воображение, и мышление опосредствованы уровнем развития самосозна­ния человека; П и воображение, и мышление связаны с опосредствованным отражением

действительности; О и воображение, и мышление направлены на создание нового знания путем

активной переработки прошлого опыта.

В то же время можно указать и на существенные отличия воображения и мышления:

П основным содержанием воображения выступают образы, конкретные пред­ставления, а мышления — понятия;

П мышление возможно в ситуации, когда имеются исходные данные, а благодаря воображению человек может решать задачи и высокой степени неопределенности Физиологическую основу воображения составляют преобразовательные процес­сы нервных связей (их распад, перегруппировка, объединение в новые системы). Это указывает, с одной стороны, на зависимость воображения от прошлого опыта человека, а с другой — на возможность независимо от внешней среды порождать внутри процессы, определяющие деятельность человека.

Конкретизируя процессы, происходящие в нервной системе, влияющие на воз­никновение новых образов и составляющие физиологическую основу воображения, выделяют так называемые остаточные (следовые) процессы: П возбуждения и торможения;

П иррадиации (распространение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе от одного участка к другому) и концентрации (возвращение возбуждения и торможения к исходному очагу); П положительной и отрицательной индукции (влияние возбуждения и тор­можения друг на друга);

П аналитико-синтезирующей деятельности головного мозга (дифференциа­ция воздействующих раздражителей и определение существующих между ними связей).


ЭМОЦИИ -

элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам

и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным

характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства связаны с высшими потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и пото­му обладают большей устойчивостью и постоянством. Эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Между чувствами и эмоциями проявляется глубокая связь. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция ра­дости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угро­жает, досады, если его поведение не соответствует нашим о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.014 с.)