Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дикция и выразительное чтение (артикуляция, голос, тембр, звучность).

Поиск

Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка. Дикцию можно сравнить с резкостью фотографии. Существуют дефекты от небрежного произношения. Есть врожденные дефекты.

Звуки рождают губы и язык. Надо создать как можно больший объем во рту. Губы должны быть слегка напряжены.

Звучность голоса.

Важнейшим компонентом выступления является звучность или сила голоса. Не следует путать звучность(силу) голоса и громкость голоса. Звучность связана с выразительностью, с фразовым(логическим) ударением, что достигается путем напряжения в голосе. Лектор может говорить не громко, но всем слышно. Это эффект поставленного голоса. При обработке дикционных упражнений на практических занятиях звучность голоса возрастает.

Звучность голоса зависит от двух причин: психологической и физиологической.

Психологическая причина: отсутствие уверенности в себе и эмоционального подъема. Отсутствие уверенности в себе чаще всего связано с плохим знанием вопроса, по которому вы выступаете. Поэтому, соответственно снимается неуверенность овладением тем или иным вопросом в полной мере. Но иногда неуверенность, скованность, волнение бывают и по другим причинам.

Через скованность проходят все люди. Человек не рождается скованным, таким его делает общество. 90% людей боятся публичных выступлений. Для некоторых страх перед аудиторией занимает второе место после страха смерти

 

Тембр.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Тембр голоса можно изменять с помощью резонаторов, которые усиливают и обогащают звук.

Трудно, а то и не возможно, изменить окраску глосса, но постараться улучшить ее можно. Надо помнить, что она меняется от психологического состояния выступающего. Звучание глосса ухудшается, если человек устал, подавлен, сердиться или стесняется. Если же наши мысли ясны, вы уверенны в своих силах, звучание глосса становиться чище и прозрачнее. Тембр изменяется также в худшую или лучшую сторону в зависимости от того, насколько напряжены мышцы горла, поворотлива челюсть, подвижны губы и мягкое небо. Наиболее часто встречающимися недостатками тембра могут быть одышка, хрипота, резкость, гнусавость.

Одышка, как правило, следствие частых вдохов и выдохов.

 

Артикуляция.

Артикуляция – это прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков. А в этом главную роль уже играют не голосовые связи, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные(язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Механизм произношения слов представляет собой довольно сложную систему, составными частями которой является аппарат дыхания, голосовые связки, полости рта и носа, язык, губы и.т.д. действия всех этих частей произносительной системы скоординированы между собой без усилий со стороны говорящего. При естественном, автоматическом говорении органы произношения оказывают нужное влияние на все особенности голоса, определяющие его качества: звучность, тембр, высоту, темп, артикуляцию.

Причины недостатков в произношении кроются в личности выступающего, надо преодолевать свои недостатки и тогда они исчезнут и в произношении.

Выразительность чтения.

 

Выразительное чтение – это чтение с правильным литературным произношением, чтение с расстановкой фразового, логического ударения, чтение с нужной интонацией и дикцией, с определенным эмоциональным настроением. Именно выразительное чтение чего-либо способствует лучшему восприятию и пониманию содержания читаемого текста. Но «с ходу» такого чтения не добьешься, поэтому текст должен быть знаком и соответствующим образом подготовлен к использованию в аудитории. А это бывает обычно в домашних условиях. Надо несколько раз прочитать текст, уяснить тему, идею, понять, где главная информация, где добавочная, а где вообще второстепенная, а может быть даже избыточная. Исходя из этого, нужно разделить текст на смысловые части, начале более крупные, а внутри них более мелкие. Все эти части можно даже условно озаглавить, чтобы представить, в каком тоне читать ту или иную из них. Затем следует языковая обработка текста. Проверяем, знаем ли мы значение всех слов, правильное ударение, сочетаемость. Смотрим структуру фраз, особенно сложных конструкций.

Итак, главное внимание должно быть обращено в тексте на более значимые, по вашему мнению, слова и словосочетания. На которые при вашем выступлении должно падать фразовое, логическое ударение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.006 с.)