Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О том, кто отдавал предпочтение чтению Корана перед прочими видами поклонения

Поиск

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Чтение Корана для меня любимей, чем соблюдение добровольного поста”. Ибн Аби Шейба 30696. Иснад достоверный.

‘Абдуль-Хамид аль-Хаммани рассказывал: “Я спросил Суфьяна ас-Саури: «Кто для тебя предпочтительней, тот, кто совершает военный поход (гъазуа) или же читает Коран?» Он ответил: «Тот, кто читает Коран, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучал Коран и обучал ему других». См. “ат-Тибьян фи адаб хамалят аль-Къуран” 19.

А некоторые сподвижники проявляли сожаление в связи с тем, что совершение джихада не оставляло им времени для чтения Корана. Так, Халид ибн Уалид (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, многочисленное совершение джихада отвлекло меня от частого чтения Корана”. Ибн Аби Шейба 5/217, Абу Я’ля 13/143. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “аль-Маталиб аль-‘алия” 16/314.

Имам ан-Науауи сказал: “Знай, что правильное и избранное мнение, которого придерживались ученые, на которых опирались, состоит в том, что чтение Корана лучше, чем произнесение тасбиха (субхана-Ллах) и тахлиля (ля иляха илля-Ллах) и прочих видов поминания Аллаха. И доводов на это множество”. См. “ат-Тибьян фи адаб хамалят аль-Къуран” 21.

Некоторые важные вопросы, связанные с чтением Корана

Записывается ли награда за чтение Корана без шевеления языка и губ?
Нет никаких сомнений в том, что для получения награды за чтение Корана необходимо читать его, что включает в себя шевеление губ и языка. Всевышний Аллах сказал: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить» (аль-Къияма 75: 16).

Более того, если человек не читает должным образом Коран и прочие слова поминания Аллаха в молитве, кроме как мысленно, то его молитва не является действительной. Когда имама Малика спросили о человеке, который читает в молитве и его никто не слышит, ни он сам себя, ни окружающие, и при этом не шевелит языком, он ответил: “Это не является чтением. Чтением является то, при котором шевелится язык”. См. “аль-Баян уа-ттахсыль” 1/490.

Имам аль-Касани сказал: “Чтение считается действительным только тогда, когда при чтении букв шевелят языком. Разве ты не видишь, что если человек, способный читать и при этом не шевелит языком, произнося буквы, то его молитва не действительна? Также, если он поклялся, что не прочитает ни одной суры из Корана, но затем посмотрел в Коран и понял, что там написано, но при этом не шевелил языком, то он не считается нарушившим клятву”. См. «Бадаи’у-ссанаи’» 4/118.

Спросили шейха Ибн База: «Некоторые люди берут Мусхаф и смотрят в него, не шевеля при этом губами. Является ли такое положение чтением Корана или же необходимо произносить буквы, чтобы получить награду за чтение Корана? И получает ли человек награду за то, что смотрит в Мусхаф?»

Шейх ответил: “Не запрещено смотреть в Мусхаф без чтения, чтобы размышлять и понимать смысл. Однако такой человек не считается читающим Коран, и не записывается ему награда за чтение, кроме как при произношении букв, даже если находящиеся вокруг не будут слышать его”. См. “Фатауа Ибн Баз” 8/364.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Можно ли мне читать Коран, не произнося букв, однако следя зрением и сердцем по Мусхафу? Будет ли за это награда?»

Шейх ответил: “Нет, не будет за это награды, полагающейся за чтение, кроме как если человек будет шевелить губами и языком. Если же он просто смотрит на строчки и читает сердцем, то он не является читающим на самом деле, и не следует человеку приучать себя к этому, ибо если он привыкнет к такому виду чтения, то он будет поступать именно так. И мы видим некоторых людей, которые переворачивают страницы Мусхафа и шевелят головой вправо и влево, следя за строчками, переворачивая страницу за страницей за короткое время. И тут ты убежден, что он не читал Коран с шевелением (языка и губ)”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”.

Записывается ли награда в десятикратном размере за прочтение каждого аята, если человек не понимает смысла Корана и не знает арабского языка?
Прочитав предыдущие главы о великих достоинствах чтения Корана, мусульманин, не знающий арабского языка, может задаться вопросом: «А записывается ли награда в десятикратном размере за прочтение каждого аята, если человек не понимает смысла Корана?»

Ответ на этот вопрос: «Да», ибо Аллах сделал само чтение Корана поклонением, а следовательно награда записывается в любом случае, если человек читал Коран искренне ради Аллаха. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Коран был ниспослан с тремя целями. Первая: чтение Корана ради поклонения Всевышнему Аллаху посредством этого, поскольку за это полагается награда. Ведь тот, кто прочитал букву с Книги Аллаха, тому запишется десять наград за это. Второе: размышление над смыслом Корана. И третье: увещевание посредством Корана людей”. См. “Ликъа Баб аль-мафтух” 1/47.

Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Получает ли человек награду за чтение Корана, даже если он не понимает его смысла?» Шейх ответил: “Великий Коран является благословенным, как сказал Всевышний Аллах: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами, и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сад 38: 29). Человек получает награду за чтение Корана, независимо от того, понимает он его смысл или нет. Однако не следует верующему, достигшему возраста, когда на него возлагаются обязанности, читать Коран, не понимая его смысла. Ведь если человек, скажем, желает изучить медицину и станет читать книги по медицине, то ведь он не сможет извлечь пользу из этого, пока не начнет понимать смысла. Он будет изучать, читать разъяснения, и будет прилагать все усилия, дабы понимать, чтобы воплотить это в делах. Тогда что же сказать о Книге Всевышнего Аллаха, которая является исцелением для душ и увещеванием для людей?! Разве может человек читать Коран, не понимая его и не размышляя над его смыслом? Таким образом, человек получает награду за чтение Корана, независимо от того, понимает он его смысл или нет, однако ему необходимо приложить все усилия, чтобы понимать его смысл”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 85.

Заслуживает ли человек награду за чтение перевода смыслов Корана?
Если человек читает перевод смыслов Корана на различных языках, то он не получает награду за чтение каждой буквы в десятикратном размере, как обстоит дело с чтением самого Корана. Однако он получает общую награду, уготованную за стремление к знанию, подобно тому, кто читает толкования Корана, религиозные труды и т.п., ибо все это имеет отношение к «поиску знания». А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто проложил какой-либо путь в поисках знания, тому Аллах за это облегчит путь в Рай». Муслим 2699.

Что лучше: прочитать мало аятов Корана, но осмысленно или же прочитать много, но не осмысленно?
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся в моей общине люди, которые будут читать Коран так, словно они пьют молоко». ат-Табарани в “аль-Кабир” 821, аль-Фарьяби в “Фадаиль аль-Къуран” 109. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3653.

Имам аль-Мунауи сказал: “Т.е. они будут перебирать Коран своими языками, не размышляя над его смыслом, не внемля его постановлениям, а просто Коран будет проходить через их языки так же быстро, как молоко проходит через язык”. См. “Файдуль-Къадир” 4/155.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине, мы прожили короткий промежуток времени, и кому-то из нас был дарован иман прежде Корана. И ниспосылалась сура Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и обучались мы дозволенному и запретному, обязательствам и устрашениям, и тому, где следует останавливаться (при чтении суры), как этому обучаетесь вы. Но затем я стал видеть людей, которым был дарован Коран прежде имана, и они прочитывают его от начала до конца, так и не зная, что он повелевает, а что запрещает и где необходимо останавливаться, читая его так быстро, подобно финикам, падающим с дерева от тряски”. аль-Хаким 1/91, аль-Байхакъи 3/120, Ибн Мандах в “аль-Иман” 1/369, аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 270. Иснад хороший.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Ученые разошлись на два мнения относительно того, что лучше: соразмеренное чтение Корана по правилам, при малом прочитывании, или же быстрое чтение с многочисленным прочитыванием? Ибн Мас’уд, Ибн ‘Аббас и другие, да будет доволен ими Аллах, считали, что соразмеренное чтение по правилам с размышлением, при малом прочитывании лучше, чем быстрое и многочисленное чтение. Сторонники этого мнения опирались на то, что суть чтения Корана в том, чтобы размышлять над его аятами, извлекать из него пользу и действовать согласно его предписаниям, ведь его чтение и заучивание – это средство к его смыслу. Некоторые саляфы говорили: “Коран был ниспослан для того, чтобы жить по нему, так сделайте же его чтение воплощением в делах!” По этой причине сторонники Корана – это те, кто следуют Корану, даже если они не выучили его наизусть. А что касается того, кто выучил Коран, однако не понимает его и не поступает в соответствии с ним, то он не из числа сторонников Корана! Также сторонники этого мнения говорили, что иман – это наилучший вид дел, а понимание и размышление над Кораном есть причина зарождения имана. А что касается простого чтения без понимания, то так может поступать как праведник, так и нечестивец, как верующий, так и лицемер, как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Лицемер, который читает Коран, подобен рейхану, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус». аль-Бухари 5059.

Что касается сторонников имама аш-Шафи’и, то они сказали, что многочисленное прочитывание Корана лучше. При этом они опирались на хадис: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква». Его приводит ат-Тирмизи, который назвал его достоверным. Они говорили, что ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) прочитывал Коран в одном рак’ате, а также упоминал много сообщений от саляфов относительно многочисленного чтения Корана.

Правильным же в этом вопросе можно назвать то, что награда за чтение Корана с размышлением и пониманием лучше и выше, тогда как награда за многочисленное чтение Корана больше по количеству (в соответствии с количеством прочитанных букв). Первый пример подобен тому, кто сделал садакъа большой жемчужиной или же освободил раба, который стоил очень дорого. А второй пример можно сравнить с тем, кто делал садакъа большим числом дирхемов или же кто дал свободу многим рабам, которые стоили не дорого”. См. “Задуль-ма’ад” 1/337-338.

Таким образом, обдуманное и спокойное чтение Корана выше по награде, чем быстрое и многочисленное его чтение, не сопровождаемое спокойствием и размышлением.

Что лучше: читать Коран вслух или тихо?
Имамы разошлись в этом вопросе на два мнения. Те, кто считал, что тихое чтение лучше, опирались на известный хадис ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Читающий Коран вслух, подобен подающему садакъа открыто, а читающий Коран тихо, подобен подающему садакъа тайно». ат-Тирмизи 2919. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Приведя этот хадис, имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Смысл этого хадиса в том, что читающий Коран тихо лучше, чем читающий его вслух, поскольку тайная садакъа лучше перед учеными, чем явная. Смысл это у обладающих знанием в том, чтобы человек был обезопашен от самовосхищения. Ведь за совершающего благодеяние тайно, нет такого опасение, как за совершающего благодеяние открыто”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2/173.

Абу Къатада (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Бакру: «Когда я прошел мимо тебя ночью, ты читал Коран и делал это тихо». Абу Бакр ответил: “Поистине, я обращаюсь к Тому, кто слышит меня”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Повысь немного свой голос при чтении». А ‘Умару пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда я прошел мимо тебя ночью, ты читал Коран и делал это громко». ‘Умар ответил: “Поистине, я тем самым хочу разбудить людей и отогнать шайтана”. На что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Понизь немного свой голос». ат-Тирмизи 447, Абу Дауд 1/432. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Тамхид” 19/43, “аль-Хуляса” 1/394, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1200.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Читая Коран про себя, следует слышать себя. Это не противоречит хадису о чтении его тихо. И нет ничего плохого в чтении вслух в некоторых случаях для благой цели. Как, например, чтобы лучше его запоминать, ибо чтение вслух в этом случае лучше. Или чтобы избавить себя от лени и сна, или чтобы обратить на это свое внимание, или чтобы разбудить спящих, как это делал Умар, если у человека правильное намерение”. См. “Минхадж аль-къасыдин” 1/252.

Имам ан-Науауи, передав различные высказывания саляфов и имамов о том, что лучше: тихое чтение Корана или же чтение вслух, сказал: “Если человек в случае чтения вслух опасается того, что является порицаемым, то лучше ему читать тихо. Если же он не опасается этого, то лучше для него читать вслух. А если чтение Корана происходит в собрании для этого, то чтение вслух становится еще желательнее, как мы уже это упоминали, поскольку в этом есть общая польза”. См. “ат-Тибьян фи адаб хамалят аль-Къуран” 109.

Однако, если кто-то из мусульман читает Коран в месте, где другие мусульмане также занимаются поклонением, то не следует читать вслух, если это будет им мешать. Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал затворничество в мечети, он услышал, как люди повышают свои голоса чтением Корана. Находясь в своей палатке, он высунул голову и сказал: «Поистине, все вы обращаетесь к вашему Господу! Так не причиняйте же вреда друг другу и не повышайте ваши голоса друг над другом чтением Корана». Малик 178, Ахмад 3/94, ан-Насаи в “Фадаиль аль-Къуран” 117. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

А имам аз-Зуркъани в «Шарх аль-Мууатта» в отношении этого хадиса сказал, что если запрещено повышать голоса и мешать друг другу заниматься поклонением даже при чтении Корана, что делать это с помощью иных слов запрещено тем более.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.38.5 (0.012 с.)