ТОП 10:

Об опасности читать и изучать Коран ради мирского или ради показухи, а также читать его и не извлекать из него пользу, не жить в соответствии с его установлениями и искажать его смысл



О том, кто читал Коран ради мирских благ
Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обучайтесь Корану и просите посредством него у Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить посредством него мирское! Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто ест посредством него; и тот, кто читает его ради Аллаха». Ибн Наср в “Къиям аль-лейль” 73, аль-Багъауи в “Шарху-Ссунна” 1183. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 258.

Со слов ‘Абдур-Рахмана ибн Шибля (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте Коран, но не питайтесь за счет него, не отдаляйтесь от него и не впадайте в крайность относительно него». Ахмад 3/428, ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/142. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 260.

О том, кто читал и изучал Коран ради показухи
Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам будет одерживать верх, пока торговцы не перестанут часто пересекать моря, а конница – сражаться на пути Аллаха, после чего появятся люди, которые будут читать Коран и говорить: “Кто лучше нас читает и знает Коран? Кто лучше нас знает религию? Кто лучше нас разбирается в фикъхе?”» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил своих сподвижников: «Есть ли в этих людях хоть какое-либо благо?» Они ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Тогда он сказал: «Они будут из вашей среды и из числа членов этой общины, и это они послужат топливом для Огня!» ат-Табарани в “аль-Аусат”. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 131.

Однажды Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я сообщу вам о хадисе, который рассказал мне посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом доме, когда в нем не было никого, кроме меня и его”, после чего Абу Хурайра потерял сознание. Придя в себя, он повторил: “Я сообщу вам о хадисе, который рассказал мне посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом доме, когда в нем не было никого, кроме меня и его”, после чего он вновь потерял сознание, упав на лицо, словно подкошенный. И это продолжалось довольно долго. Затем он пришел в себя и сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал мне: «В день Воскрешения Всевышний и Великий Аллах спустится к Своим рабам для вершения Суда, в то время как все общины будут опущены на колени. И первыми, кого Он призовет, будут те, кто выучил наизусть весь Коран; кто погиб на пути Аллаха; и кто владел большим имуществом. Всевышний Аллах спросит чтеца Корана: “Не научил ли Я тебя тому, что ниспослал Своему посланнику?” Он ответит: “Да, о Господь!” Он спросит: “Что же ты сделал из того, чему Я тебя научил?” Он ответит: “Я выстаивал молитву ночью и днем”. И скажет ему Аллах: “Ты лжешь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!” Аллах скажет ему: “Ты хотел, чтобы люди говорили: “Такой-то чтец Корана”, – и они говорили это”. Затем приведут обладателя имущества, и Аллах спросит его: “Не увеличил ли я твое богатство, пока не сделал тебя не нуждающимся ни в ком?” Он ответит: “Да, о Господь!” Он спросит: “А что ты сделал из того, что пришло к тебе?” Он ответит: “Я поддерживал родственные связи и делал пожертвования”. И скажет ему Аллах: “Ты лжешь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!” Аллах скажет: “Ты хотел, чтобы люди сказали: “Такой-то – щедрый”, – и они говорили так”. Затем приведут того, кто погиб на пути Аллаха, и Аллах спросит его: “За что ты погиб?” Он ответит: “Мне было приказано воевать на Твоем пути, и я воевал, пока не погиб”. И скажет ему Аллах: “Ты лжешь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!” Аллах скажет: “Ты хотел, чтобы о тебе сказали: “Такой-то – смелый”, – и это было сказано”». После этого посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) похлопал меня по колену и сказал: «О Абу Хурайра! Эти трое – первые творения Аллаха, которыми возгорится Огонь в день Воскрешения!» ат-Тирмизи 2383, Ибн Хиббан 4502, аль-Хаким 1/418. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1713, «Сахих ат-таргъиб» 22, 1335.

О том, кто истолковывал Коран неправильно
Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али Имран 3: 7).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал этот аят и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, которых назвал Аллах, так остерегайтесь же их!» аль-Бухари 4547.

‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал: «Гибель моей общины в Книге и молоке!» Его спросили: “О посланник Аллаха, что означают Книга и молоко?!” Он ответил: «Будут изучать Коран и толковать его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах Всевышний! И будут любить молоко, по причине чего станут оставлять групповые и пятничные молитвы, удаляясь со стадом в степи!» Ахмад 4/155. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2778.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр назвал главу, в которой привел упомянутый хадис следующим образом: «О том, кто толковал Коран и размышлял над ним, будучи неосведомленным о Сунне», затем после того, как привел этот хадис, он сказал: “Приверженцы нововведений отвергали Сунну и стали толковать Коран не в соответствии с тем, как разъяснила его Сунна, по причине чего впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1/472.

Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я боюсь для вас человека, который читает Коран, и его красота (Корана) отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, и бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширк)». И Хузайфа спросил: “О пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!” Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет!» аль-Бухари “ат-Тарих” 297, Ибн Хиббан 81. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Хайсами, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3201.

Со слов Ибн ‘Умара и Ибн ‘Амра (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут обрезаны, будут появляться каждый век и будут обрезаны», и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут обрезаны. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет даджаль!» А в другом хадисе сказано: «пока последние из них не выйдут вместе с даджалем». Ахмад 2/174, Ибн Маджах 174, аль-Хаким 4/501. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри, хафиз Ибн Хаджар, имам аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани. См. “аз-Зауаид” 1/13, “Маджма’у-ззауаид” 6/230, «Сахих аль-джами’» 8171.

Шейх ‘Абдуль-Гъанни аль-Муджаддиди о словах: «Они будут появляться каждый век и будут обрезаны», сказал: “Т.е. будут погублены и уничтожены. Смысл этого хадиса — а Аллах знает лучше — в том, что сторонники истины будут сражаться и одерживать верх над хариджитами более двадцати раз, в каждом веке. Но вместе с тем, всегда будет оставаться из их числа группа, из которой в конце появится даджаль”. См. “Инджах аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах” 1/97.

Со слов ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о хариджитах: «Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них!» Муслим 1066.

‘Убайдуллах ибн Аби Рафи’ рассказывал: “Когда хариджиты выступили против ‘Али, они все время повторяли аят:«Суд принадлежит только Аллаху», «Суд принадлежит только Аллаху»! И ‘Али сказал: “Говорят слова истины, подразумевая ложь!” Муслим 1774.

Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) считал хариджитов худшими творениями Аллаха, и он говорил: «Хариджиты берут аяты, ниспосланные относительно неверных и применяют их к верующим»”. Ибн Джарир в “Тахзиб аль-асар”, Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Изтискар” 8/90. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 12/286.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Первое нововведение, а именно нововведение хариджитов, появилось по причине их неправильного понимания Корана”. См. “Маджму’уль-фатауа” 13/30.

Приведя хадис: «Кто высказал о Коране свое мнение и был прав, тот все равно ошибся», имам ат-Тирмизи сказал: “Также это передается от некоторых обладателей знания из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других. Они очень строго порицали толкование Корана не на основании знания. Что же касается того толкования, которое передается от Муджахида, Къатады и других из числа ученых, то нельзя думать о них, что они толковали Коран без знания! И от них передается то, что подтверждает наши слова, что они не толковали Коран от себя, а опирались на знание”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2952.

О том, кто читал Коран и не следовал ему в делах
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В ночь, когда я был вознесен на небеса, я прошел мимо людей, которым вырезали губы огненными ножницами. Каждый раз, когда их отрезали, они снова заживали. Я спросил: “О Джибриль, кто они такие?” Он ответил: “Это проповедники из твоей общины, которые говорят то, чего сами не делают, читают Книгу Аллаха, но не поступают в соответствии с ней”». аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 1773. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 129.

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы были с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он посмотрел на небо и сказал: «Это времена, когда люди лишаются знаний, пока из них не останется ничего». Тогда Зияд ибн Лябид аль-Ансари сказал: “Как мы лишимся знания, если мы читаем Коран?! Клянусь Аллахом, мы будем его читать, и заставим читать его наших женщин и наших детей!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да лишится тебя твоя мать о Зияд, я считал тебя факъихом из числа жителей Медины. Это Тора и Инджиль у иудеев и христиан, но разве они им чем-нибудь помогают?!» Ахмад 4/160, ат-Тирмизи 2653. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6990.

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть вас не обольстит тот, кто читает Коран, ибо это слова, которые мы произносим. Однако смотрите на того, кто поступает в соответствии с Кораном!” аль-Хатыб в “Икътида аль-‘ильм аль-‘амаль” 109.

А Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, ближе к Корану из людей тот, кто следует его установлениям, даже если и не читает его”. аль-Хатыб в “Икътида аль-‘ильм аль-‘амаль” 108.

О том, кому не было достаточно Корана, и внес нововведения
Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, вас ждет смута, в которой будет много денег, и распространится Коран, который будут читать верующий и неверный, мужчина и женщина, ребенок и старый, свободный и раб. И получится так, что кто-то скажет: «Почему люди не следуют за мной, я ведь читаю Коран?! Они не последуют за мной, пока я не внесу для них иное нововведение!» Так остерегайтесь же того, что они внесут в религию! Поистине, нововведение – это заблуждение! И я предостерегаю вас от ошибки мудрого, ведь шайтан может произнести заблуждение языком мудрого, как и лицемер может произнести слово истины”. аль-Фарьяби в “Сыфату-ннифакъ” 50. Иснад достоверный.

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине, в море есть шайтаны, которых заточил пророк Сулейман. И близко то время, когда они выйдут, и будут читать людям Коран!” Муслим 7.

Имам ан-Науауи сказал: “Смысл этого в том, что шайтаны будут читать не Коран, а что-то иное, что они будут называть Кораном, дабы ввести в заблуждение простолюд”. См. “Шарх Сахих Муслим” 1/50.

О чтецах Корана из числа лицемеров
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра и ‘Исмы ибн Малика (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Большинство лицемеров моей общины – это чтецы Корана». Ахмад 2/175, 4/151, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 6959, ат-Табарани в «аль-Кабир» 17/305. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1203.

Данный хадис ни в коем случае не указывает на то, что чтение Корана – это признак лицемерия, или что чтецы Корана являются лицемерами, да упасет от такого понимания Аллах!

Однако в этом хадисе указание на то, что многие лицемеры будут выдавать себя за чтецов Корана. Это подобно другому известному хадису, который передается со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Больше всего я опасаюсь для своей общины каждого лицемера, являющегося знающим на языке!» Ахмад 1/22, аль-Баззар 305. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 239.

Понимание этого хадиса содержится в словах ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который однажды стоя на минбаре много раз повторил: “Поистине, больше всего я опасаюсь для этой общины знающего лицемера!” Его спросили: “Как лицемер может быть знающим?!” Он ответил: “Знающий на языке, однако, невежественный в сердце и разуме!” аль-Фарьяби в “Сыфату-ннифакъ уа замм аль-мунафикъин” 26. Иснад хороший.

В другом асаре сообщается, что ‘Умар на вопрос: “Как лицемер может быть знающим?!”, ответил: “Говорит мудрость, а делает порицаемое!” аль-Маруази в “ас-Саля” 2/633.

Что же касается хадиса: «Большинство лицемеров моей общины – это чтецы Корана», то имамы Ибн аль-Асир и аль-Мунауи сказали: “Т.е. речь идет о том, кто толкует Коран не в соответствии с его смыслом, ставя его не на свое место. Или же речь о том, кто выучивает Коран в качестве прикрытия, тогда как он убежден в противоположности того, чему учит Коран. И лицемеры времен пророка (мир ему и благословение Аллаха) были именно такого качества”. См. “Файдуль-Къадир” 2/103.

Упомянув этот хадис, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр привел слова имама Малика, который сказал: “Может быть так, что Коран читает и тот, в ком нет никакого блага!” См. “аль-Истизкар” 2/363.

Имам аль-Бухари привел этот хадис в своей книге «Халькъ аф’аль аль-‘ибад» и сказал: “Коран могут читать и му’аттыля (обессмысливающие качества Аллаха), и джахмиты, и приверженцы страстей, и др.”. См. “Халькъ аф’аль аль-‘ибад” 2/310.

Затем имам аль-Бухари привел после этого другой хадис со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я опасаюсь для своей общины Книги и молока!» Его спросили: “Что с Книгой о посланник Аллаха?” Он ответил: «Лицемеры будут изучать Коран, и спорить посредством него с верующими!» Его спросили: “А что с молоком?” Он ответил: «Люди будут любить молоко, по причине чего будут оставлять групповые и пятничные молитвы!» Ахмад 4/146, 4/155, аль-Бахари в “Халькъ аф’аль аль-‘ибад” 2/313, ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/296. Шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис хорошим.
Данный хадис подкрепляет то пояснение обсуждаемого хадиса, которое упоминали имамы Ибн аль-Асир и аль-Мунауи.

А имамы Абу ‘Убайд и аль-Хаттаби в «Гъариб аль-хадис» говорили о нем: “Это не означает, что чтение Корана является признаком лицемерия, а чтец Корана – лицемер! Смысл хадиса в том, что речь идет о показухе во время чтения Корана, поскольку при чтении Корана показухи больше, а искренности меньше. А показуха из числа качеств лицемеров”.

Приведя хадис: «Знавшему Коран будет сказано (в Судный день): “Читай, восходи и отчетливо произноси слова, как делал ты это в земной жизни. И поистине, место твое будет соответствовать последнему прочтенному тобою аяту”». Ахмад 2/192, Абу Дауд 1464, Ибн Маджах 3780. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2240.

Шейх аль-Альбани сказал после него: “В этом хадисе указание на явное достоинство того, кто заучивал Коран ради Лика Всевышнего Аллаха! И речь не о том, кто учил Коран ради мира этого, динаров и дирхамов, ведь иначе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Большинство лицемеров моей общины – это чтецы Корана». См. “ас-Сахиха” 5/281.

Все эти пояснения ученых к обсуждаемому хадису не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют друг друга. И исходя из упомянутых слов ученых, к данному хадису имеют отношения:
— те, кто толкует Коран не в соответствии с его смыслом;
— те, кто учит Коран ради того, чтобы спорить с верующим;
— те, кто читает Коран, пытаясь выставить себя мусульманином или знающим, тогда как он лицемер;
— те, кто читает Коран ради показухи и того, чтобы его хвалили;
— те, кто учит или читает Коран только ради мирских благ.

Об оставлении чтения Корана

Тому, кто вообще не читает Коран и не стремится к этому, следует опасаться того, чтобы оказаться в числе тех, о ком говорится в Коране: «Сказал посланник: “О Господь мой! Поистине, мой народ забросил этот Коран”. Так, для каждого пророка Мы создали врагов из числа грешников» (аль-Фуркъан 25: 30).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто оставил Коран – из числа врагов посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 4/106.

Что касается видов оставления Корана, то имам Ибн аль-Къайим сказал, что оставление Корана имеет разные виды:
1. Не слушать его и не верить в него.
2. Не совершения деяний в соответствии с ним, не останавливаться у границ дозволенного и запрещенного Кораном, даже если при этом читать и верить в него.
3. Не избирать Коран в качестве закона, и не обращаться к нему в качестве руководства, будь то в основах религии или ответвлениях.
4. Не размышлять над ним и не понимать того, чего желает посредством Корана Аллах.
5. Не лечиться посредством Корана от всех болезней сердца и тела.

Перечислив упомянутое шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Все упомянутое имеет отношение к словам Аллаха: «Посланник сказал: “О Господь мой! Поистине, мой народ забросил этот Коран”», хоть некоторые виды оставления Корана хуже, чем другие”. См. “аль-Фауаид” 82.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Тот, у кого есть Мусхаф, пусть читает по нему каждый день, даже если речь идет о нескольких аятах, чтобы не быть в числе тех, кто оставил Коран”. См. “Минхадж аль-къасыдин” 1/252.

Более того, оставление чтения Корана и увлечение чтением всего прочего, является признаком Судного Часа! Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Из числа признаков приближения Часа: возвышение худших и унижение лучших; произнесение множества слов и малое совершение дел; и чтение среди людей “масна”, что никто не будет из них порицать». Его спросили: “А что такое масна?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «То, что было написано помимо Книги Аллаха Всевышнего». аль-Хаким 4/554. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2821.

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас» (аль-Музаммиль 73: 20).

Имамы разошлись относительно минимального количества аятов, которые следует читать и времени для этого. Однако приведя аят: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас», хафиз Ибн Хаджар сказал, что нет какого-то минимума для этого. См. “Фатхуль-Бари” 11/299.

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я выучил Коран и прочитывал его каждую ночь. Когда это дошло до пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне: «Я опасаюсь, что когда ты постареешь, тебе будет тяжело это делать, а поэтому прочитывай Коран за месяц». Я сказал: “Позволь мне использовать свою силу и молодость”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда прочитывай его каждые двадцать дней». Я сказал: “Позволь мне использовать свою силу и молодость”. Он сказал: «Прочитывай его каждые десять дней». Я сказал: “Позволь мне использовать свою силу и молодость”. Он сказал: «Тогда прочитывай каждые семь дней». Я сказал: “Позволь мне использовать свою силу и молодость”, однако он отказался мне разрешить”. Ахмад 2/163, Ибн Маджах 1346, ан-Насаи в “Фадаиль аль-Къуран” 89. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным, и основа его есть у аль-Бухари и Муслима.

В другом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Прочитывай Коран каждый месяц; прочитывай его в течение двадцати пяти дней; прочитывай его в течение пятнадцати дней; прочитывай его в течение десяти дней; прочитывай его в течение семи дней. И не понимает его тот, кто прочитывает его менее, чем за три дня!» Ахмад 2/188. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1157.

Говоря о различных периодах времени, за которое следует прочитывать весь Коран, имам ан-Науауи сказал: “Лучшее мнение состоит в том, что это различается в зависимости от людей. Если человек обладает хорошими способностями и может концентрировать свои мысли, то для него желательно ограничиваться тем сроком, который позволит ему добиться желаемого, поразмыслив над аятами и уяснив их смысл. То же самое относится к тем, кто занят приобретением знания или трудится ради общего блага религии и мусульман. Для него желательно читать Коран за тот срок, который позволит ему постичь смысл откровений. Если же человек не обладает такими способностями, то ему лучше читать столько, сколько ему по силам, чтобы Коран не наскучил ему, и чтобы он не тараторил его”. См. “аль-Азкар” 154.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.026 с.)