Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивация, ее влияние на успешность учебной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мотивация представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. Мотивация является ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности.
Успешность учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияет сила мотивации и ее структура, как таковая. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность деятельности зависит от силы мотивации. Т.е. чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Однако прямая связь сохраняется до определенного предела. Если какие-то результаты достигнуты, а сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать. Мотив может обладать: 1. Количественными характеристиками (по принципу «сильный - слабый»). 2. Качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Здесь имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то перед нами внутренняя мотивация. Если же основной толчок к деятельности дают соображения социального престижа, зарплаты и т.д., то речь идет о внешних мотивах.
Пример: для пушкинского Сальери толчком к написанию музыки была именно внешняя мотивация: желание славы, известности и почета. А вот Моцарт, совершенно очевидно, писал музыку ради самой музыки, не задумываясь о приносимом ею доходе или славе.
Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Исследования В.Я.Якунина и Н.И.Мешкова выявили, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Для слабых студентов характерно проявление внешних, ситуативных мотивов: важно избежать наказания и осуждения за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.д. Таким образом, высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора.
Существуют два важных типа мотивации – мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. Мотивация успеха носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностная активность зависит от потребности в достижении успеха. Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится к избежанию порицания, наказания. Его деятельность определяет ожидание неприятных последствий (см. тест-опросник МУН в конце темы). Профессиональная мотивация Проблема, связанная с изучением отношения студентов к избранной профессии объединяет в себе ряд вопросов: 1. Удовлетворенность профессией. 2. Динамика удовлетворенности от курса к курсу. 3. Факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные. 4. Проблемы профессиональной мотивации, или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
Типы профессий
Практическое задание Тест-опросник МУН (А.Реан) Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно также и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный. 1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех. 2. Обычно я действую активно. 3. Я склонен к проявлению инициативы. 4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться. 5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания. 6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. 7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов. 8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля. 9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее. 10. Я обычно настойчив в достижении цели. 11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед. 12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать. 13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует. 14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. 15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес. 16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач. 17. Я предпочитаю планировать свое будущее на ближайшее время. 18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное. 19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению. 20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
Ключ к опроснику. «Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20; Обработка и критерии. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается один балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи. Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха. Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом следует иметь в виду, что при количестве балов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 – мотивации успеха. Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. В значительной степени выражен эффект Зейгарник[1]. Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего. Привлекательность задачи возрастает пропорционально его сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязчивых извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне. Мотивация боязни неудачи. Личности этого типа малоинициативные. Избегают ответственных поручений, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности резко ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения). Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время – это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е.А.Климова) Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если вам пришлось бы выбирать только из двух возможностей, то какой бы вид деятельности вы предпочитаете? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а» и «б», раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Перечертите в рабочую тетрадь «Лист ответов» и, внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для вас. Можно поставить два «+», что отражает еще большую привлекательность вида деятельности. Наконец, если оцениваемая работа очень нравится вам, поставьте три «+». Знаком «-» отметьте занятие, которое вам не нравится. И в этом случае можно ставить два минуса, а если вид деятельности очень не нравится — то три «-». Лист ответов
Текст опросника
Обработка результатов. После заполнения «Листа ответов» подсчитайте число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий). Запишите полученное число плюсов в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов. Затем необходимо аналогичным образом подсчитать число минусов и записать их во вторую пустую строку листа ответов. После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X. 1. Ч — профессии типа «человек—человек», где основной объект труда — человек. 2. Т — профессии типа «человек—техника», где основной объект труда — техника, технические системы. 3. П — профессии типа «человек—природа», где основной объект труда — природа. 4. З — профессии типа «человек — знаковая система» (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т. п.). 5. Х — профессии типа «человек — художественный образ». При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов.
Вопросы для самопроверки: 1. Какие существуют виды потребностей? 2. Являются ли потребности исходными побуждениями к деятельности? Почему? 3. Кто является автором пирамиды потребностей? Сколько ступеней она включает? 4. Чем отличаются понятия мотива и мотивации? 5. Как связаны сила и структура мотивации с успешностью учебной деятельности? 6. В чем состоит специфика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи? 7. Какова роль профессиональной мотивации в успешности профессионального обучения и трудовой деятельности? 8. Что такое направленность личности? 9. Какие выделяют формы направленности? Кратко охарактеризуйте каждую из них. 10. Какие методики изучения профессиональных интересов и отношения к профессии вы знаете?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.34 (0.009 с.) |