Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Интеллектуальная сфера личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: изучить познавательные процессы личности как структурные компоненты интеллектуальной сферы личности. Освоить методики диагностики памяти и мышления.
Ход занятия I. Вопросы для самоподготовки: 1.1. Ощущение и восприятие - простейшие психические процессы. 1.2. Память и ее виды. 1.3. Мышление (типология), воображение, творчество. 1.4. Внимание как регулятор умственной деятельности человека.
Примечание: подготовиться к самостоятельной работе.
II. Сделать аннотацию на одну из работ: 2.1. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. –М.: Изд-во МГУ, 1982. 2.2. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. –1973. - №3. 2.3. Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. –М.: изд-во МГУ, 1977, с. 169-174, с.195-200, с.217-222. 2.4. Тихомиров О.К. Психология мышления. –М.: Просвещение, 1984. 2.5. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. –М.: Наука, 1981, с.328-331., с.332-341. 2.6. Пономарев Я.А. Психология творчества. –М.: Наука, 1976. 2.7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. –М.: Изд-во МГУ, 1968. 2.8. Куприянович А.И. Резервы улучшения памяти. –М.: Наука, 1970.
III. Экспериментальное исследование: 3.1. Методика «Характеристика памяти». 3.2. Методика «Характеристика мышления». 3.3. Методика «Хитрец ли вы?» (см. «Познай себя», с.11-12). 3.4. Методика «Остроумны ли вы?» (см. «Познай себя», с. 18-19).
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ Основные понятия: чувственное познание, ощущение, чувствительность, адаптация, мышление, анализ, классификация, проблемная ситуация, внимание, внимательность, объем внимания, память, кратковременная память, долгосрочная память.
Ощущение и восприятие - простейшие психические процессы
Ощущение является самым простыми из всех психических процессов. Ощущения отражают разнообразие свойств окружающего мира.
Ощущение - это простейший познавательный психический процесс отображения в мозге человека отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном действии на его органы. Ощущение - первичная форма отражения действительности. Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в сознание человека. Анализаторы - это органы человеческого тела, которые анализируют окружающую действительность и отделяют в ней те или иные разновидности энергии и информации. Чувствительность - способность анализатора реагировать на действие адекватного раздражителя, ощущать его. Порог ощущения - уровень интенсивности раздражителя, который способен вызывать ощущение. Различают абсолютный порог и порог различения или дифференцированный. Абсолютный порог - бывает верхний и нижний. Нижний порог характеризует ту минимальную силу раздражителя, которая способная вызывать в человеке ощущения. Верхний порог - это максимальная сила раздражителя, который вызывает адекватные ощущения. Порог различения, или дифференцированный - способность ощущать малейшую разницу в интенсивности двух действующих раздражителей, дифференцировать раздражители по их силе, размещать их от слабейшего к сильнейшему.
Общие свойства 1. Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности. Например, слуховые - тембр, высота, громкость; зрительные - цвет, насыщенность, контрастность. 2. Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. 3. Продолжительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, по времени действия раздражителя и его интенсивности. 4. Пространственная локализация раздражителей - пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую влияет раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они больше разлиты (болевые ощущения).
Виды ощущений
Классификация 1. Экстерорецептивные - отображают свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, ощущение вкуса, запаха). 2. Интерорецептивные - несут информацию о состоянии внутренних органов (чувство голода, жажды, усталости). 3. Проприорецептивные - отображают движения органов тела и состояния тела (кинестетические и статические).
Восприятие - это психический процесс отображения человеком предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств, при непосредственном их влиянии на органы чувств. Восприятие происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами личности: мышлением, памятью, чувствами, волей.
Виды восприятия 1) восприятия предметов; 2) восприятие времени; 3) восприятие отношений; 4) восприятие движений; 5) восприятие пространства; 6) восприятие человека.
Свойства восприятия - предметность выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру; - целостность - восприятия есть всегда целостный образ предмета; - константность - мы воспринимаем окружающие предметы как постоянные по форме, цвету, размеру и т.д.; - структурность - восприятия не является простой суммой ощущений; мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру; - осмысленность - восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета; - избирательность - выявляется в преобладающем выделении одних объектов по сравнению с другими.
Память и ее виды v Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторные использование в деятельности или возвращение в среду сознания. Память - основа психической деятельности.
Основные процессы памяти 1. Запоминание - процесс накопления информации в памяти. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Характеризуется скоростью, полнотой, прочностью, точностью. Непроизвольное - запоминание без заранее поставленной цели, без использования любых приемов. Произвольное - целевое запоминание того, что намечено, с использованием специальных способов и приемов. 2. Сохранение - удержание воспринятой информации в памяти. 3. Воспроизведение - процесс и его результат. Узнавание, восстановление и реконструкция удержанной в памяти информации. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Характеризуется уровнем (объемом) и точностью. 4. Забывание - выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.
Виды памяти
Реминисценция - забытое сразу же после восприятия, имеет способность восстанавливаться через некоторое время. Критические или сенситивные моменты жизни - это такой возрастной период, когда введение в мозг разнообразных видов информации крайне целесообразно.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.008 с.) |