Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Східноукраїнський національний університет↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Імені Володимира Даля
Методичні вказівки До практичних занять з дисципліни «Психологія»
Луганськ 2010 Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Цель: получить теоретические знания по теме, иметь представление о процедуре и исследовательских приемах и способах анализа полученных результатов.
Ход занятия I. Вопросы для самоподготовки: 1.1. Предмет психологии. 1.2. Общее понятие о психике. 1.3. Принципы, задачи, области психологии. 1.4. Метод, методика, методология. 1.5. Классификация методов психологии. Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.
II. Подготовить аннотацию на одну из работ: 2.1. Понятие метода, методологии // Философская энциклопедия. - Г.: Советская энциклопедия. Т.3 - С.408. 2.2. Вікова та педагогічна психологія/ Під ред. Гамезо М.В., Матюхіної М.В., Михальчик Г.С. - К.: Наук.думка, 1984, с.14-25. 2.3. Пиаже Ж. Экспериментальная психология (выпуск 2). - Г.: Мысль, 1956. 2.4. Люблинская А.А. Детская психология. - Г.: Прогресс, 1971, с.17-30 (раздел «Методы»). 2.5. Роговин М.С. Введение в психологию. - Г.: Наука, 1969, с.147-162, с.169-179. 2.6. Практикум по общей психологии /Под ред. Щербакова А.И. - М.: Наука, 1979, с. 19-29 (Тема 27). 2.7. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопросы психологии. -1986. - №2, с.30-40. 2.8. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. - 1982. - №1. 2.9. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика // Серия «Знание» (педагогика и психология). -1985. - №4, с.10-14. 2.10. Джужа Н.Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого-педагогических исследованиях // Вопросы психологии. - 1987. - №4, с.145-151. 2.11. Рутенберг Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя // Вопросы психологии. -1984. - №4, С. 149-152.
III. Экспериментальное исследование 3.1. Методика Айзенка на определение типа темперамента (выполняется на занятии). 3.2. Методика «Хороший ли вы психолог?» (см. Вереина Л.В., Третьяченко В.В., Федоров В.Г. Познай себя. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1993, с. 45-47.) 3.3. Методика «Не ошиблись ли вы в выборе своей профессии?» (см. Вереина Л.В., Третьяченко В.В., Федоров В.Г. Познай себя. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1993, с. 56-60.)
IV. Основная литература 4.1. Первоисточники см. п. II. 4.2. Конспект лекций по данной темой. 4.3. Общая психология: Учеб. Для студентов высш.учеб.заведений /Под ред. С.Д.Максименко - К.: Форум, 2000. - 543с. 4.4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 4.5. Немов Р.С. Психология: Учеб.для высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн.1: Общие основы психологии. -688 с. 4.6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. - 560с.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ Основные понятия: психология, воспитание, психика, сознание, бессознательное, отражение, принцип, метод, методика, методология.
Предмет психологии
Психология - это наука о душе. Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Предмет психологии - основные закономерности порождения и функционирования реальности. Объект психологии - носители психики: и человек, и животные.
Общее понятие о психике Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность (Словарь практического психолога / Под ред. Головина С.Ю.). Психика - это неотъемлемое свойство живого. Психика - это субъективное воображение объективного мира. Психика - это системное качество мозга. Психика и у человека, и у животных – это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
У человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью.
Психика и человека, и животных включает множество субъективных явлений. Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма) воздействия. При этом психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психический процесс – это отдельные формы или виды психической деятельности. С помощью таких, например, как ощущения и восприятия, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Психические свойства личности – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент, характер и прочее). Иными словами, к психическим свойствам и особенностям личности относят качество ума, эмоционально-волевой среды, закрепившееся в характере, темпераменте, способностях и поведении человека. Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за определенный период времени. Они вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека и влияют на его поведение в течение определенного периода (например, состояния утомления, раздражительности, активности и т.д.). Понятие «состояние» характеризует статику явления (в отличие от процессов) и определяется проявлением чувств (настроения, аффекты) внимания, воли, мышления и т.д.
Психические свойства, состояния и процессы тесно взаимосвязаны между собой и могут переходить один в другой. Высшей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования человека в процессе его трудовой деятельности, познания и общения является сознание.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных различными воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета (Рис. 1). Рисунок 1. Структура психики
Рисунок 2. Основные функции психики
Проблема возникновения (генезиса) психики «Антропопсихизм» (связан с именем Декарта) - возникновение психики связано с появлением человека, то есть психика существует только у человека. «Панпсихизм» - общая одухотворенность природы (Робине, Фехнер). «Биопсихизм» - психика - свойство не всякой вообще материи, а свойство только живой материи (Гоббс, К.Бернар, Геккель, Вундт). «Нейропсихизм» - психика - свойство не всякой живой материи, а только тех организмов, которое имеют нервную систему (Дарвин, Спенсер, многие современные физиологи и психологи). Каждый из этих взглядов нельзя принять безоговорочно. Проблема возникновения психики до сих пор считается не решенной.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.008 с.) |