Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активность личности. Фрейдистские и неофрейдистские концепции активностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Свою активность личность проявляет в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности выступают ее потребности. Активность же проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Гуманистическая психология (преимущественно американская), называет главным фактором активности — устремление к будущему, к максимальной самореализации, самоактуализации (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт). Топологическая психология (К.Левин)- объясняет поведение личности тем, что разнообразные точки и районы «жизненного пространства» (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он ощущает в них потребность. Марксистско-ленинская психология подтверждает, что личность проявляет свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности есть ее потребности. Согласно З.Фрейда - активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего, полового инстинкта и инстинкта самосохранения. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в разнообразные комплексы, которые и есть причиной активности человека. Активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогичная инстинктам животных, то есть бессознательная. Личность превращается в существо биологическое и чуждое обществу. Неофрейдизм (характерно сочетание фрейдизма с существенными отклонениями от него) - на первый план выдвигается зависимость личности от социальной среды (А.Кардинер, Е.Фромм, К.Хорни, А.Адлер). Среда проектирует в личность свои самые важные качества, которые становятся формами ее активности: поиски любви, погоня за властью, престижем, стремление покориться и принять мысль авторитетов, бегство от общества. Отечественная психология выходит из сознания того, что источником активности личности есть органические и духовные потребности - в пищи, одежде, знаниях, труде.
Перспективы личности и фрустрации Перспектива личности - осознание не только цели как идеального предвосхищения результатов деятельности человека, но и реальность осуществления этой цели. Если человек напрасно пытался достичь какой-то цели, то он переживает из-за неудачи чувство тщетности, бесполезности, то есть фрустрацию (от латинского frustra –«напрасно»). И чем важнее для нас эта цель, тем больше энергии блокируется в момент фрустрации, то есть появляются препятствия для достижения намеченной цели. Но энергия должна куда-то направляться, и она направляется: - вовне (агрессия); - внутрь (против нас самих); - она (позитивно) канализируется. Иногда фрустрация ведет к агрессии, которая остается замкнутой в круге фантазий человека. Экзистенциональная фрустрация - порожденная утратой смысла жизни.
Личность и деятельность Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, игровой, трудовой. Трудовая – основной вид деятельности – имеет результатом создание общественно-полезного продукта. Учебная – специфическая человеческая деятельность, имеющая своей целью научение. Игровая – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Компоненты деятельности: - перцептивный, связанный с ощущениями и восприятием; - мнемический – запоминание и воспроизведение информации; - мыслительный – решение возникающих по ходу деятельности задач; - имажинитивный – генерирование различных идей, проектов, технологий; - двигательный – реализация замыслов в схемах, чертежах и т.д. ПРАКТИЧЕСКое ЗАДАние Методика «Психогеометрический тест»
КВАДРАТ - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, что позволяет добиваться завершения работы - вот чем знаменитые истинные квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадратов высококлассными специалистами в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата - распланированная, предусмотренная жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения обычного хода событий. ПРЯМОУГОЛЬНИК - временная форма личности, которую могут носить иные стойкие фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, недовольные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому заняты поиском лучшего положения. Поэтому главные качества прямоугольника - любознательность, любопытство, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. ТРЕУГОЛЬНИК - эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят перед собой ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивые и прагматичны, умеют довести высшему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольника личностью, которая постоянно соперничает, конкурирует с другими. КРУГ - сама доброжелательная из пяти фигур. Она имеет высокую чуткость, развитую эмпатию, способность сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека, ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у него возникает с кем-либо конфликт, наиболее вероятно, что как раз Круг уступит первым. Он старается обнаружить общее даже в противоположных точках зрения. ЗИГЗАГ - фигура, которая символизирует творчество. Комбинирование разнообразных идей и создания на основе этого чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, с помощью которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг- сам восторженный, сам возбудимый из пяти знаков. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собою многих.
Вопросы для самопроверки 1. Что объединяет и что отличает одно от другого понятия «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид»? 2. В чем сказывается общественная сущность личности? 3. Что в личности обусловлено ее биологической структурой? 4. С чего состоит структура личности? 5. Как протекает социализация личности? Что влияет на формирование личности? 6. Что такое направленность личности? 7. Как связаны между собою самооценка и уровень притязаний? 8. Что является источником и движущей силой развития личности? 9. Может ли у человека с адекватней самооценкой произойти состояние фрустрации? Ответ обосновать.
Тема 3. Мотивционно-потребностная
Цель: углубить теоретические знания отдельных психологических свойств личности, освоить методики диагностики мотивационно-потребностной сферы личности.
Ход занятия I. Вопросы для самоподготовки: 1.1. Понятие о потребности. Виды потребностей. 1.2. Понятие мотива, стимула. 1.3. Направленность личности. 1.4. Мотивация, ее влияние на успешность учебной деятельности. 1.5. Профессиональная мотивация
Примечание: подготовиться к самостоятельной работе.
II. Сделать аннотацию на одну из работ: 2.1. Леонтьев А.Н. Индивид и личность. - Г.: Наука, 1982, с. 140-146. 2.2. Рубинштейн С.Л. Направленность личности. -М.: Педагогика, 1976, с. 152-155. 2.3. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность? -М.: Политиздат, 1978, с. 161-169. 2.4. Петровский А.В. Быть личностью. -М.: Политиздат, 1982, с. 155-161. 2.5. Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. -М.: изд-во МГУ, 1977 (одна из работ по теме). 2.6. Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982 (одна из работ по теме). 2.7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1980, Т1. 2.8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Изд-во «Питер», 2000. -С.183-188.
III. Экспериментальное исследование: 3.1. Методика "Направленность личности" (выполняется на занятии под руководством преподавателя). 3.2. Методика МУН (мотивация успеха, неудачи) - выполняется самостоятельно студентами (см. практическое задание в конце темы). 3.3. Дифференциально-диагностический опорсник Е.А.Климова - выполняется самостоятельно студентами (см. практическое задание в конце темы).
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ Основные понятия: потребность мотив, стимул, направленность, самоактуализация, деятельность, мотивация, профессиональная мотивация.
Мотивационная сфера личности - это совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.011 с.) |